zabika.ru 1

Детские страхи


Многие родители обеспокоены проявлением страхов у детей. Детские страхи свойственны определенному возрасту, уровню психического развития. Для здорового, нормально развивающегося малыша испуг и страх – естественная реакция познания окружающего мира. В дошкольном возрасте страхи возникают чаще, чем в последующие годы. Для каждого возрастного отрезка свойственны свои страхи:


  • 2 года – боязнь неожиданного появления незнакомого резкого звука, боли, высоты, одиночества, может возникнуть страх перед животными, движущемся транспортом. Чаще всего малыш этого возраста боится темноты.




  • В 3 года появляется страх перед наказанием. Страх у детей этого возраста выражен значительно меньше, если отец принимает участие в воспитании, не подавляется чувство «Я» (малыш должен иметь возможность выражать свои эмоции, переживания).




  • От трех до пяти лет многие дети боятся сказочных персонажей (чаще Бабу Ягу, Кощея, воображаемых «чудовищ»), боли, неожиданных звуков, воды, транспорта, одиночества, темноты и замкнутого пространства. Особенно часто последние страхи встречаются у детей, чьи родители беспокойны и в то же время излишне принципиальны.




  • В 6 лет иногда появляется страх смерти (своей и родителей), он проявляется не прямо, а в боязни нападений, пожаров, стихии.




  • В 7-8 лет прежние страхи, как правило, смягчаются, но появляются новые: боязнь опоздать, получить плохую оценку, т.е. быть неуспешным.


Перечисленные страхи носят временный, переходящий, возрастной характер с ними не нужно бороться, просто поддержите ребенка, принимая такую особенность его психического развития.
Причины возникновения детских страхов:

  1. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте).


  2. Самые распространенные – это внушенные страхи. Их источник – взрослые (родные, близкие и др.), которые непроизвольно, предупреждают ребенка об опасности.

  3. Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха.

  4. Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов.

  5. Также причиной может быть распространение страхов среди детей (про Бабайку, Бармалея и др).

  6. Просмотр телевизора, мультфильмов, художественных фильмов и др.

  7. Компьютерные игры.


Как предотвратить возникновение и закрепление страхов?


  • Не относитесь к страхам детей как к капризам, тем более нельзя ругать и наказывать детей за "трусость".

  • Не принижайте значение страха для самого ребенка, не игнорируйте его жалобы. Важно дать почувствовать ребенку, что вы его хорошо понимаете: объяснить малышу, что "монстров" не существует, обычно невозможно.

  • Постоянно уверяйте ребенка, что он в полной безопасности, тем более, когда вы родитель, рядом с ним. Ребенок должен верить вам.

  • Обсуждайте с малышом его страхи. Главная задача родителей – понять, что именно беспокоит его и что явилось причиной страха.

  • Не пугайте малыша (отдам чужой тете, придет Баба Яга и утащит, не подходи, собака укусит, т.д.).

  • Превращайте злых героев в добрых (придумывайте сказки - как Бабка Ежка стала доброй, как паучок помог девочке выбраться из леса…)

  • Не перегружайте фантазию ребенка: игрушки должны соответствовать возрасту, исключите агрессивные фильмы, мультфильмы и книги.

  • «Разберитесь» с собственными страхами. Вы можете «заразить» ими ребенка (боязнь собак, страх смерти, боязнь транспорта, самолета, т.д.).
  • Учитывайте, что более всего подвержены страхам эмоционально-чувствительные и впечатлительные дети, а также дети, у которых хорошо развито воображение.



Как помочь ребенку, испытывающему страхи


  • Выясните причину страха.

  • Все дети любят фантазировать, воспользуйтесь этим, пусть ребенок рисует свои страхи, сочиняет сказки, в которых он сильный и смелый.

  • Если малыш боится темноты, замкнутого пространства не стоит заниматься "закаливанием", т. е. не запирайте его в комнате, "чтобы привыкал". Вы еще больше напугаете ребенка, но это самое меньшее, что может произойти. Последствия таких "закаливаний" печальны: неврозы, заикания, отклонения в развитии. Зажгите лампу, откройте дверь, положите ему в кровать любимую игрушку.

  • Может пригодиться игрушечное оружие, оно поможет малышу чувствовать себя увереннее (положите на ночь рядом с кроватью, что бы он мог «защититься»).

  • Учите преодолевать страх с помощью игр, проигрывания ситуаций где бы страшное показалось смешным, или обыденным для повседневности (если боится врача - поиграйте в больницу; если боится темноты, поиграйте в разведчиков; если боится собак, затейте с ним игру в погранич­ника, где он будет пограничником с любимой собакой, или пусть игрушечная собачка расскажет ему, что она думает о нем (как переживала, когда малыш убегал от нее, ей так хотелось иметь настоящего друга). Главное — игра должна быть интересной, захва­тывающей, и конечным результатом ее должно быть убеж­дение ребенка в том, что страх его напрасный.

  • Поощряйте развитие самостоятельности, пусть ребенок чувствует, что он многое умеет, многое знает.

  • Устранение страхов требует терпения и поддержки родителей. За страхи нельзя ругать, наказывать, стыдить.

  • Помните, что ребенок еще не может управлять своим поведением, поэтому словесные убеждения малоэффективны.

  • Не злоупотребляйте просмотром фильмов, чтением сказок.
  • Хорошие результаты в преодолении детских страхов дает применение средств арт-терапии. Попросите ребенка нарисовать или слепить свой страх. Когда работа будет завершена, пусть малыш сделает с произведением то, что ему хочется. Так, рисунок можно сжечь, а пепел развеять по ветру. Пластилиновую фигурку можно смять и слепить что-то радостное. Эти действия символически помогают ребенку уничтожить свой страх или хотя бы ослабить его действие, почувствовав свою власть над ним.


  • Попросите ребенка придумать историю, в которой одним из главных героев будет то, чего он боится, или само чувство страха. Вы можете сочинять историю вместе, передавая друг другу роль рассказчика. В этом случае вы будете направлять развитие сюжета в нужное вам русло.

  • Еще одним средством борьбы с детскими страхами может быть разыгрывание по ролям пугающих ситуаций. Предложите малышу создать небольшое представление, в котором он будет играть роль своего страха, а вы – самого ребенка. Потом можно поменяться ролями. Важно, чтобы мини-спектакль завершался победой над страхом и его изгнанием. Иногда ребенку полезно просто детально представить, «прожить» то событие, которого он боится. Это может быть использовано при подготовке к выступлению и т.п.

  • Вашему ребенку будет интересно и полезно поиграть в игру «Большой—маленький». Пофантазируйте с ребенком, что будет происходить, если сначала объект детского страха сильно-сильно увеличить, а затем уменьшить. Детям нравится представлять, как, например, злой пес сначала превращается в огромного гиганта, который не может двинуться с места, а потом в маленькую букашку — настолько маленькую, что даже воробей легко с ней справится.

  • Последний совет – самый важный! Постарайтесь сделать все возможное, чтобы ребенок ощущал вашу защиту, поддержку и любовь. В этом случае детские страхи, если они и возникнут, будут незначительными и легко преодолимыми.


Будьте терпимы к ребенку и помните, что в Ваших силах вытеснить страх из души малыша навсегда. Оставлять его там нельзя, потому что в будущем это может привести к проблемам (неврозы, повышенная тревожность, раздражительность, необщительность и т.д.).

Материалы подготовлены педагогом- психологом Татьяной Петровной Зобниной