zabika.ru 1

Тема для группы № 1


«Ученические общественные объединения в системе дополнительного образования».

Ученическое самоуправление – главная составляющая ученического общественного движения. Программа деятельности ученического общественного объединения как условия самопознания, самореализации, саморазвития личности ребенка.

Динамика развития ребенка в системе межличностных отношений в ученическом общественном формировании.

Организация труда социального педагога – руководителя ученического общественного движения.

Проектировочная деятельность детей и взрослых по развитию ученического общественного движения в системе дополнительного образования.

Педагогический коллектив учреждения дополнительного образования как трудовой коллектив особого типа. Работа с педагогическими кадрами. Специфика работы с молодыми педагогами.

Методическое обеспечение ученического общественного движения в системе дополнительного образования.

Вопросы и задание для самостоятельной работы


  1. Опишите основные принципы научной организации труда социального педагога – организатора ученического общественного движения: целеустремленность, рациональность; профессиональная компетентность, коммуникативность.

  2. В чем особенность педагогического коллектива учреждения дополнительного образования?

  3. Разработайте стратегическое планирование для ученического общественного объединения и составьте план работы по предложенной преподавателем форме.

  4. Разработайте собственную модель плана с последующей защитой.

  5. Какое методическое обеспечение ученического общественного движения имеется в системе дополнительного образования?


Дополнительная литература:

В помощь социальному педагогу и классному руководителю. – М., 2004.

Учитель-Ученик-Родители. Выпуск 3. Составители: Т.Н.Мурзинова, А.Я.Хорец. – М., 2004.

Юдина Е.Г. Этические проблемы психолого-педагогической диагностики в образовании // Журнал «Вопросы психического здоровья детей и подростков».№ 1 – М., 2001. Хозиев В.Б. Учебное пособие «Моделирование». – М., 1996.


Принцип активизации в социальной работе. – М., 1997.

Социальный педагог в действии: Методическое пособие. – М., 2004.

Шептенко П.А. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002.

Методика работы социального педагога. Составитель Г.С.Семенов. – М., 2004.

Тема для группы № 2

«Содержание, методы и формы работы в ученическом общественном движении».

Цели и задачи ученического общественного объединения, их реализация в конкретной деятельности.

Основные функции ученического общественного объединения.

Социальные роли детей в ученическом общественном объединении.

Коммунарская методика И.П.Иванова. Коллективная система воспитания А.С.Макаренко. Критерии выбора форм работы. Учет возрастных особенностей в работе с детьми.

Познавательная деятельность. Туристско-краеведческая деятельность. Экологическая деятельность. Эстетическая деятельность. Трудовая деятельность. Оздоровительная и физкультурно-спортивная деятельность.

Формы работы: занятия на открытой местности – экскурсия, игры на местности, поход; соревнования и сотрудничество – игры и спортивные развлечения, конкурс, турнир, олимпиада, комнатные игры; творческая активность – свечка, костер, песни и танцы, театральные представления, газета, выставка, радиопередача.
Вопросы и задание для самостоятельной работы


  1. Что такое педагогическая поддержка и воспитывающее общение?

  2. Расскажите о воспитании и воспитательных системах И.П.Иванова и А.С.Макаренко.

  3. Изучите содержание деятельности детского общественного объединения (по выбору студента). Определите реализацию функций детского объединения в его содержании.
  4. Опишите 3-4 формы работы: занятия на открытой местности – экскурсия, игры на местности, поход; соревнования и сотрудничество – игры и спортивные развлечения, конкурс, турнир, олимпиада, комнатные игры; творческая активность – свечка, костер, песни и танцы, театральные представления, газета, выставка, радиопередача.




Основная литература:

Гаязов А.С. Формирование здорового образа жизни подростков: Учебно-методическое пособие. – М., 2004.
Дополнительная литература:

Юдина Е.Г. Этические проблемы психолого-педагогической диагностики в образовании // Журнал «Вопросы психического здоровья детей и подростков».№ 1 – М., 2001.

Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. – М., 1988.

Тема для группы № 3

«Содержание кадрового обеспечения социально-педагогической деятельности ученического общественного движения».

Содержание кадрового обеспечения социально-педагогической деятельности ученического общественного движения: анализ ситуации в молодежной среде и подбор педагогических кадров по видам деятельности (трудовая, художественная, физкультурно-спортивная, свободного общения, интеллектуально-познавательная), по направлениям воспитательно-образовательной работы (умственное воспитание, гражданское воспитание, правовое, половое, экологическое, экономическое, эстетическое, мировоззренческое), по компонентам базовой культуры личности (культура жизненного самоопределения, организационная, управленческая, интеллектуальная, нравственная, гражданская, труда, экологическая, эстетическая, физическая, семейных отношений); социально-педагогические и психологические требования к личности руководителя ученического общественного объединения.

Система повышения квалификации руководителя ученического общественного объединения, переподготовки и получения второго образования.

Подходы к оценке педагогических кадров: аттестация в системе образования. Типичные ошибки оценки кадров и способы их предотвращения.

Ученическое общественное движение и профориентация.
Вопросы и задание для самостоятельной работы

  1. Раскройте зависимость уровня развития ученического общественного объединения от стиля управления его руководителя.


  2. Проблемы кадрового обеспечения социально-педагогической деятельности ученического общественного движения и пути их решения.

  3. Как использовать жизненный опыт и знания, которые у Вас уже есть, чтобы добиться успеха в деятельности ученического общественного движения?

  4. Проанализируйте современную систему повышения квалификации руководителя ученического общественного объединения, переподготовки и получения второго образования. Назовите проблемы данной системы.


Основная литература:

Безопасность жизнедеятельности. (Арустамов Э.А.). – М.. 2003.

Битянова М.Р. Как измерить отношения в классе: Социометрический метод в школьной практике. – М., 2005.
Дополнительная литература:

Данек К. Искусство отдыхать. –М., 1980.

Рожков М.И. Развитие самоуправления в ученическом коллективе. – Казань, 1992.

Самоуправление в образовательном учреждении. Учебно-методическое пособие.- М.. 2005.

Учитель-Ученик-Родители. Выпуск 2. Составители: Т.Н.Мурзинова, А.Я.Хорец. – М., 2003.


Тема для группы № 4

«Позиция взрослого лидера в ученическом общественном объединении».

Основные компоненты профессионально-педагогической деятельности взрослого лидера ученического общественного объединения: конструктивный, организаторский, коммуникативный, гностический, перспективно-рефлексивный.

Слово как средство воздействия на ребенка. Стили управления: дистанционный, контактный, целеполагающий, проблемно-организующий.

Личностное осмысление профессиональной позиции взрослого лидера в ученическом общественном объединении.

Социально-психологическая позиция взрослого лидера ученического общественного объединения.

Социальный педагог в системе образования: функции, должностная инструкция, методика работы в ученическом общественном объединении. Взаимодействие социального педагога с семьей, со школой, с организаторами воспитательной работы по месту жительства ребенка (специалисты управы района, муниципалитета, досуговых клубов по месту жительства).


Педагог-организатор в системе образования: функции, должностная инструкция, основные направления деятельности в ученическом общественном объединении.

Школьный вожатый: функции, должностная инструкция, планирование работы в ученическом общественном объединении. Виды планов: календарный, тематический, индивидуальный, перспективный

Заместитель директора по воспитательной работе в школе, в колледже: функции, должностная инструкция, его роль в создании и поддержке ученического общественного объединения. Требования к планам воспитательной работы. План по целевым программам воспитания, по видам деятельности, по «ключевым делам».

Директор школы: функции, должностная инструкция, его роль в создании благоприятных условий и успешного развития ученического общественного объединения.

Родители: права и обязанности. Участие родителей в деятельности ученического общественного объединения.

Наставничество: сущность и содержание. Роль наставников в формировании детских лидеров ученического общественного объединения.

Организатор работы с молодежью: специфика деятельности.

Вопросы и задание для самостоятельной работы


  1. Сделайте подборку должностных инструкций: социальный педагог, педагог-организатор, школьный вожатый, организатор работы с молодежью, заместитель директора по воспитательной работе, директор школы. Что общего?

  2. Каковы требования к планам воспитательной работы в школе, в колледже? Существуют ли аналогичные требования к планам работы ученического общественного объединения? Поясните свой ответ.

  3. Что такое наставничество? Какова Роль наставников в формировании детских лидеров ученического общественного объединения?


Основная литература:

Битянова М.Р. Как измерить отношения в классе: Социометрический метод в школьной практике. – М., 2005.

Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. – М., 2000.


Ратанова Т.А. Психодиагностические методы изучения личности. Изд.2, испр. – М., 2000.

Дополнительная литература:

Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры.

Тесты. Личность. Общение. Сост. Тушканова О.И. – М.,1999.

Детское движение. Словарь-справочник. Составители и редакторы: Т.В.Трухачева, А.Г.Кирпичник. – М., 2005.

Горшенин Л.Г. Подросток, характер, проблемы…: Акцентуации характера и их реализация в учебно-воспитательном процессе. – М., 1993.

Школа взаимной человечности. Труд души. – М., 1999.

Колесов Д.В. Современный подросток: Взросление и пол. – М., 2003.
Тема для группы № 5

«Вожатый-инструктор в профильном лагере».

Требования к личности вожатого-инструктора и воспитателя. Права и обязанности. Распределение функций. Правовая и моральная ответственность. Традиции вожатых-инструкторов.

Организация жизни и отдыха детей.

Дети-лидеры ученического общественного движения в профильном лагере. Социально-педагогические и психолого-возрастные особенности разновозрастного отряда.

Логика и кризисы лагерной смены: организационный этап смены, первый психологический кризис, планирование работы на смену, отрядная работа,; основной этап смены, второй психологический кризис, организация детского самоуправления; заключительный этап смены, кульминационные общелагерные мероприятия.

Вопросы и задание для самостоятельной работы




  1. Какие требования предъявляются к личности вожатого-инструктора профильного лагеря?

  2. Подготовьте сообщение о функциях, правах и обязанностях вожатого-инструктора.

  3. Что понимается под правовой и моральной ответственностью? Приведите примеры.

  4. Как организовать отдых детей в профильном лагере? Составьте план подготовки лагеря.


Дополнительная литература:

Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация. – М., 2001.

Педагогические технологии «Хочу быть лидером!»: Ученическое самоуправление. – Нижний Новгород, 2000.

Юдина Е.Г. Этические проблемы психолого-педагогической диагностики в образовании // Журнал «Вопросы психического здоровья детей и подростков».№ 1 – М., 2001.

Горшенин Л.Г. Подросток, характер, проблемы…: Акцентуации характера и их реализация в учебно-воспитательном процессе. – М., 1993.

Школа взаимной человечности. Труд души. – М., 1999.

Колесов Д.В. Современный подросток: Взросление и пол. – М., 2003.