zabika.ru 1

ПРИНЦИП ИСТОРИЗМА.

1. ДИАЛЕКТИКА.

Естественные науки, и физика в том числе, заняты изучением явлений и

объектов материальной природы. Этот процесс познания нелёгок. Те учёные,

которые первыми шли по научной целине, и которые получили какую-либо

ценную информацию об изучаемом ими объекте познания, использовали для

достижения научно-познавательных результатов определённые принципы,

методы, способы и приёмы научного познания.

Наука накопила большой опыт в решении познавательных проблем. Уже в

древней Греции мыслители стали находить и выделять наиболее эффективные

принципы, методы и способы научного мышления. Одним из таких успешных

методов познания является метод диалектики, или диалектический метод.

Слово "диалектика" происходит от греческого слова "диалегомаи", что

дословно означает "веду беседу, полемику". Так в древней Греции называли

искусство и умение вести спор, диспут, дискуссию. Также греки под

диалектикой понимали логический метод, который позволял устанавливать

истину путём выявления и преодоления противоречий в суждениях оппонентов.

Диалектику древних мыслителей иногда называют в философских трактатах так:

"стихийная наивная диалектика древнего мира". Такие эпитеты применяют

потому, что диалектика древних мыслителей не была ещё теоретическим

выводом из опыта научного познания, была во многом наивна и носила

характер догадок.

В 16 -18 веках наука прочно стала на опытный, экспериментальный путь

изучения явлений природы. Огромный объём добытой информации подвергался

классификации, систематизации, анатомированию. В итоге в познании стал

преобладать метафизический способ мышления (рассмотрение объектов познания

в неизменном, застывшем, обособленном один от другого виде). В 19 веке,

после безраздельного господства в науке в предыдущие 2 века, он уже

исчерпал все свои возможности и вступил в глубокое противоречие с

развитием науки. Потребности науки вызвали поиск и разработку нового для

тех времён способа мышления. В результате были разработаны философские

основы диалектического мышления. Венцом этих исследований явилось создание

впервые в истории философии так называемой теории диалектической логики.

Автор этой выдающейся философской теории - немецкий учёный

Георг-Вильгельм-Фридрих Гегель (1770 - 1831).

Гегель различал разные противоречия. Те, противоречия в мышлении, которые

возникают без нарушения законов логики, он считал внутренним источником

развития познания. Постижение не только борьбы, но и единства

противоположностей, по Гегелю, является логическим методом познания

истины.

Таким образом, Гегель открыл наличие в человеческом познании

диалектического способа мышления и основательно описал его основные формы.
Гегель рассматривал диалектическое мышление с позиций философского

идеализма (первичность духа по отношению к материи). В результате он

разработал идеалистическое учение о законах развития духовного демиурга

действительности, мистической абсолютной идеи.

В России 19 столетия идеи диалектики разрабатывали А. И. Герцен, Н. Г.

Чернышевский, И. Я. Франко. Они больше интересовались применением

законов диалектики не к естественным наукам, а к общественным процессам.

Это, конечно, не менее, а даже во многом более важно, чем просто

естественно-научная направленность той или иной философской теории.

Вслед за становлением идеалистической диалектики была создана и диалектика

материалистическая. Её авторами стали немецкие учёные и революционеры К.

Маркс и Ф. Энгельс. Они объединили материалистическое мировоззрение с


диалектическим методом, и превратили диалектический и исторический

материализм в философскую базу своего учения о классовой борьбе. Своё

логическое завершение он получил в философской деятельности В. И. Ленина,

особо представлять которого читателям нет надобности.

Не будем спорить о том, какая диалектика ближе к истине - гегелевская или

марксистско-ленинская. Есть правильные и эффективные идеи в каждой из них,

равно и то, с чем можно не согласиться. Мы возьмём из этих учений "ядро" -

диалектический метод мышления.
2. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ДИАЛЕКТИКИ.

Очень бегло, для справки, перечислим основные идеи диалектики.

* Законы диалектики являются универсальными законами объективной

реальности.

* Диалектическое мышление является способом отражения процесса познания

объективной реальности (духовного и материального мира).

* Основа диалектического способа мышления - познание истины через

постижение единства противоположных сущностей или определений объекта.

* Для познания объекта необходимо изучить противоречия в самой сущности

объекта.

* Условие познания всех объектов есть познание их как единства некоторых

противоположностей.

* Основными законами диалектики являются закон единства и борьбы

противоположностей, закон перехода количественных изменений в

качественные, закон отрицания отрицания.

* Диалектика устанавливает закономерные связи между необходимостью и

случайностью, сущностью и явлением, содержанием и формой, свободой и

необходимостью и др. категориями.

* В природе, в обществе, в мышлении нет ничего, что не находилось бы в

состоянии изменения, ибо всё существующее имеет свои внутренние

противоречия, которые неминуемо вынуждают его изменяться, приобретать


новые формы, развиваться.

* Разрешение противоречий есть переход от одного качественного состояния к

другому. Они осуществляются в форме прыжка, прерывания постепенности,

путём перехода количественных изменений в качественные.

* Качественные изменения в итоге - переход от низшего к высшему,

поступательное спиралеподобное развитие.

* Высшая ступень развития отрицает низшую, сохраняя и совершенствуя на

новой основе достижения и приобретения прошлого, низшей ступени.
Как мы видим, это довольно глубокие идеи, и в виде простого их

перечисления они трудно поддаются осмыслению. Это осмысление непременно

должно производиться на основе интенсивной их конкретизации.

Часть этой работы познающий истину или науки субъект должен выполнять

самостоятельно, формируя таким образом своё философское и научное

мышление.

В тоже время основные идеи диалектики уже давно переработаны мыслителями в

набор особых предписаний по эффективному познанию объективной реальности.

Эти, обладающие высокой степенью обобщённости методологические предписания

о том, как и что и почему и зачем надо применять для познания объета, в

философии получили название принципов познания.
3. ПРИНЦИПЫ ПОЗНАНИЯ.

Можно выделить следующие принципы научного познания:

* Принцип историзма.

* Принцип единства исторического и логического.

* Принцип причинности (детерменизма).

* Принцип противоречия (раздвоения).

* Принцип восхождения от абстрактного к конкретному.

* Принцип моделирования.
Все предыдущие пункты данной статьи являлись своеобразным введением в тему

"Принципы познания". Они показали место принципов познания в

диалектической философии.

Образно говоря, с точки зрения "пользователя" принципы познания являются


самой практичной частью этой философии. Принципы познания, таким образом,

это удобно представленные способы применения диалектики к постижению

истины или других объектов познания.

И если вводные части- пункты данной статьи кому-то, возможно, показались

довольно абстрактными и трудно усваиваемыми, то последующее рассмотрение

этих принципов будет достаточно конкретно и вполне доступно для понимания.
Начнём с первого, исходного принципа познания, название которого

использовано в названии данной статьи.
4. ПРИНЦИП ИСТОРИЗМА.

Надо отдать ему должное, очень чёткое и ясное описание-определение

принципа историзма дал В. И. Ленин. Он писал: "Самое надёжное ... -

смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в

истории возникло, какие этапы ... проходило, и с точки зрения этого его

развития смотреть, чем данная вещь стала теперь".

Выделим ключевые идеи этого утверждения. Вот они:

1. "как известное явление в истории возникло...".

2. "... какие главные этапы проходило...".

3. "...чем данная вещь стала теперь".

Если перейти от формулировки в терминах классовой борьбы, которые

использовал В. И. Ленин, на рельсы строго научных формулировок и терминов,

то мы получим такой перечень.

1. Происхождение и условия образования объекта.

2. Развитие объекта во времени и в пространстве.

3. Современное строение, состояние и облик объекта.

4. Прогноз и перспективы развития объекта в будущем.

Как мы видим, принцип историзма отвечает на вопрос: "Что нам необходимо

изучить в объекте познания?"

И он даёт ясный и чёткий ответ: "В объекте познания необходимо изучить:

1. Происхождение и условия образования объекта.

2. Развитие объекта во времени и в пространстве.


3. Современное строение, состояние и облик объекта.

4. Прогноз и перспективы развития объекта на будущее".

Мы представили принцип историзма в виде простого перечня-списка. Удобнее,

однако, и для осмысления, и для запоминания, и для практического

применения представить его в так называемой блочной форме. Читатель статьи

может это сделать в качестве творческого задания.

Простейший способ блочного расположения таков. Четыре пункта в современной

формулировке расположить в одной горизонтальной строке, заключив каждый из

пунктов в прямоугольную рамку.

Строчкой ниже написать ключевые идеи из формулировки В. И. Ленина: каждая

ключевая идея пусть будет расположена под соответствующим пунктом

современной формулировки. (Это - применение принципа восхождения от

абстрактного к конкретному).

Слева направо в верхней строчке между четырьмя блоками-прямоугольниками

можно провести три горизонтальных стрелочки. (Это - применение принципа

единства исторического и логического в познании и принципа детерменизма;

кроме того, в блок - схему неявно заложено и применение принципа

раздвоения; об этом будет идти речь в последующих статьях).

Подобная блок-схема будет практическим применением принципа моделирования.
Рассмотрим на конкретном примере, как следует применять принцип историзма

на практике.

В учебнике В. П. Сухова по географии рассматривается вопрос почв. Принцип

историзма предписывает нам изучить:

1. Условия образования почв.

2. Изменение почв во времени и в пространстве.

3. Современные почвы страны.

4. Влияние человека на будущее почв.

Итак, принцип историзма сработал безотказно.

Важной особенностью принципа историзма является его всеобщий характер в

процессе научного познания. Это означает, что он применим не только к

географическим объектам познания. Он применим и в физике, химии, биологии

и других науках о неживой и неживой природе.

Сверхочевидно, что он применим и в самой исторической науке как науке о

развитии человеческого общества. Применим в философии.

Он применим и в математике, в логике и в информатике.

Не составляют исключения и науки, изучающие человека: анатомия и

физиология, гигиена и охрана здоровья, психология и практическое

человековедение. Литература и религиоведение, культурология и физическая

культура, сценическое искусство и рукопашный бой.

Как видим, сферы применения принципа историзма действительно неисчерпаемы.
Вот какой это мощный познавательный инструмент!
5. ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПА ИСТОРИЗМА.
На этот всеобщий характер принципа историзма указывали также философы К.

Маркс и Ф. Энгельс: "Мы знаем только одну единственную науку, науку

истории. Историю можно рассматривать с двух сторон, ее можно разделить на

историю природы и историю людей... До тех пор, пока существуют люди,

история природы и история людей взаимообуславливают друг друга".

Действительно, в физике мы изучаем различные физические явления. Например,

процесс кипения начинается с момента зарождению маленьких пузырьков с

водяным паром, возникающих на микротрещинах и царапинах сосуда с

жидкостью. При температуре жидкости меньшей температуры кипения эти

пузырьки растут, увеличиваясь в объёме, за счёт парообразования через

стенки - поверхности этих пузырьков. По мере роста объёма этих пузырьков

увеличивается и действующая на них со стороны жидкости и направленная

вертикально вверх выталкивающая сила Архимеда. Когда она становится

больше, чем силы сцепления-смачивания между стеклом и водой, тогда эти


пузырьки отрываются от дна или стенок сосуда и начинают всплывать вверх.

Однако внутреннее давление насыщенного водяного пара в пузырьке при

температуре ниже 100 градусов по Цельсию по величине меньше, чем внешнее

атмосферное давление и гидростатическое давление, поэтому по мере

вспывания пузырьки пара не доходя до поверхности жидкости, схлопываются.

Совокупность этих схлопываний даёт итоговый звуковой эффект, который мы

воспринимаем как шум чайника с водой перед закипанием.

Если же продолжать интенсивный подвод тепла от нагревателя к воде, то

наступит момент, когда вода прогреется до 100 градусов по Цельсию. В этих

условиях внутреннее давление насыщенного водяного пара сравняется с

внешним атмосферным давлением, по мере всплывания пузырька внешнее

гидростатическое давление будет падать, и по закому Бойля-Мариотта при

изотермическом процессе объём пузырька будет увеличиваться, он будет уже

всплывать, достигая поверхности жидкости. И доходя до неё, пузырьки

лопаются, выбрасывая в воздух насыщенный водяной пар. Совокупность этих

"лопаний" сливается в одно звуковое явление, которое мы воспринимаем как

шум воды, кипящей в чайнике.

Только что вы прочитали фрагмент урока по теме "Кипения". Содержание

объяснения я выстроил как раз на основе принципа историзма. Это позволило

процесс кипения представить как историю закипания и кипения жидкости, как

историю пузырьков водяного пара.

Да, именно это и позволяет делать принцип историзма. Он позволяет

представлять ход и протекание физических явлений как историю объектов,

участвующих в этом явлении. Этот принцип предписывает: "Изучи историю

объекта или процесса!" И это работает!

Познакомившись с тем, как принцип историзма применяется в географии и


физике, можно осуществить перенос этих методологических знаний, навыков и

умений в область смежной естественной науки, например, химии. Так химия

предстанет как наука об истории химических процессов и веществ. Как

возникают и как изменяются вещества в начале, в ходе и в итоге химической

реакции? Это ведь вопросы, вполне укладывающиеся в принцип историзма.

Как справедливо пишет В. П. Сухов, "исторический подход позволяет ответить

на вопрос "Что это такое?"

- Что такое Земля?

- Земля - это планета, которая возникла в результате сложных процессов,

происходивших во Вселенной".

В это определение вложен исторический подход. Попробуйте ответить так же

на вопросы: "Что такое горы? Что такое река?" И конечно же, коренная

проблема человека - самопознание - ответ на вопрос "Кто я?" также не

исключает, а предполагает исторический подход. "Я - человек, который

родился и т. д."
6. МЕСТО ПРИНЦИПА ИСТОРИЗМА В СТРУКТУРЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Обрисуем это место предельно конспективно.

На вводно-мотивационном этапе учебно-познавательной деятельности принцип

историзма позволяет осуществить постановку-определение учебной задачи:

"Что мне нужно сделать? Что я должен изучить в объекте познания?"

На организационно-исполнительском этапе учебно-познавательной деятельности

он позволяет организовать процесс учебного познания как выяснение и

прослеживание истории объекта.

На контрольно-оценочном этапе исторический подход позволяет учащемуся

компактно самопроведить и самооценить свои приобретённые знания, умения, и

навыки, своё познание и понимание объекта познания и самого себя как

субъекта познания через самопостановку вопроса "Что это такое?" об объекте

познания.


7. ИТОГ. "Итак, что это такое - принцип историзма?"

Принцип историзма - это исходный принцип диалектического метода познания,

отвечающий на вопрос "что надо изучить в объекте познания?" и

предписывающий изучить историю объекта, процесса или явления, установив:

происхождение и условия образования объекта, его развитие во времени и в

пространстве, современное строение, состояние и облик объекта, а также

прогноз и перспективы его развития на будущее, с тем, чтобы описать объект

познания как исторический процесс".

В последующих статьях мы рассмотрим остальные принципы познания и углубим

понимание и расширим применение уже рассмотренного.
Литература.


  1. Філософський словник. Головна редакція УРЕ, Київ-1973.

  2. Сухов В. П. Физическая география СССР. 8 класс. Москва, Просвешение, 1991.