zabika.ru 1 2 3

Управление образования, по делам молодежи и спорта администрации

Сеченовского муниципального района



Подготовка конспекта урока (воспитательного мероприятия) как форма квалификационного испытания с целью подтверждения соответствия занимаемой должности

(методические рекомендации утверждены на заседании муниципальной аттестационной комиссии управления образования, по делам молодежи и спорта администрации Сеченовского муниципального района (протокол №2 от 21.03.2012))
Цель: Оценка уровня сформированности профессиональных педагогических компетенций, на основе которой выносится суждение о соответствии педагога занимаемой должности.

Задача педагога в ходе написания конспекта урока (воспитательного мероприятия) – продемонстрировать владение материалом по преподаваемому предмету, достаточный уровень сформированности педагогических компетенций, позволяющих ему эффективно решать педагогические задачи при реализации учебной (образовательной, воспитательной) программы.

Общие требования к написанию конспекта:

  1. Педагогу заранее предлагается определить учебный предмет, образовательную область, программу, в рамках которой будет выполняться письменная работа.

  2. При проведении письменного квалификационного испытания педагогу предлагается бланк конспекта, критерии оценки. В случае необходимости, педагог имеет право исключить ряд тем, представленных в программе, и по субъективным причинам для него не желательных (не более пяти).

  3. Время, предоставляемое аттестуемому педагогу на написание конспекта урока (воспитательного мероприятия), составляет 1,5 – 2 часа.

  4. Педагогу должны быть заранее известны критерии, по которым будет оцениваться его работа.
  5. Конспект предполагает отражение основных этапов работы педагога с детьми: организационный момент, мотивацию детей на предстоящую деятельность, создание условий для продуктивного освоения содержания в организованной совместной деятельности с детьми и оценку результата. При написании конспекта педагог может пропустить отдельные этапы или изменить в соответствии со своим индивидуальным видением его построения.


В ходе написания письменной работы педагогу предлагается раскрыть структуру и предметное содержание урока (воспитательного мероприятия), сформулировать цели и задачи урока (воспитательного мероприятия), продемонстрировать владение методами и приемами организации учебной и воспитательной деятельности учащихся (воспитанников), с учетом их индивидуальных особенностей и конкретных характеристик класса (группы).

Образец бланка, содержащего схему конспекта урока, представлен в приложении 1 (возможна корректировка основных этапов по усмотрению педагога).

Для социальных педагогов, воспитателей групп продлённого дня, старших вожатых, педагогов-организаторов, педагогов-психологов предлагается иная форма конспекта (см. приложение 2).

Форма конспекта, предлагаемая педагогам дошкольных образовательных учреждений, также имеет свои особенности (см. приложение 3). При разработке конспекта воспитательного мероприятия (формы непосредственно образовательной деятельности) аттестуемому предлагается тема по одному из направлений воспитательно-образовательной работы с детьми: физическое, социально – личностное, познавательно – речевое, художественно – эстетическое.

Эксперты оценивают представленный конспект урока по следующим критериям:

Оцениваемые характеристики

Критерии оценки

Оценка

(+ или -)

Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности

Учитель разделяет тему урока и цель урока.




Цели формулируются в понятной для ученика форме.


Поставленные перед учащимися цели способствуют формированию позитивной мотивации и росту интереса к учебной деятельности.





Задачи, выделенные педагогом, конкретизируют цель, представляя собой промежуточный результат, способствующий достижению основной цели урока.




На начальном этапе урока учитель ставит цель и задачи, направленные на создание условий для дальнейшей эффективной работы на уроке (организацию рабочего пространства, привлечение внимания учащихся к предстоящей учебной деятельности, учебному предмету и теме урока и т.д.).




Цели и задачи опроса носят обучающий характер, они соответствуют предметному материалу, излагаемому педагогом.




Цели и задачи, поставленные педагогом, способствуют развитию познавательных способностей учащихся, воспитанию социально значимых качеств личности




Итого баллов по данной компетентности




Компетентность в области мотивирования обучающихся

Учитель демонстрирует учащимся возможности использования тех знаний, которые они освоят, на практике.




Учитель демонстрирует знание приемов и методов, направленных на формирование интереса учащихся к преподаваемому предмету и теме урока.



Учитель использует знания об интересах и потребностях обучающихся в организации учебной деятельности, при постановке учебных целей и задач, выборе методов и форм работы и т.д.





Учитель использует педагогическое оценивание как метод повышения учебной активности и учебной мотивации учащихся.




Учитель планирует использовать различные задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех.




Учитель дает возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи в рамках изучаемой темы




Итого баллов по данной компетентности




Компетентность в области информационной основы педагогической деятельности

(складывается из следующих компонентов; компетентность в предмете преподавания, методах преподавания, в субъективных условиях деятельности)

Учитель в ходе написания конспекта демонстрирует знание преподаваемого предмета.




Учитель хорошо ориентируется в различных источниках (учебники, учебные и методические пособия, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.) по преподаваемому предмету, может дать ссылки на подходящие источники.




При изложении в письменной работе основного материала по предмету учитель раскрывает связь новой темы с предыдущими и будущими темами по преподаваемому предмету.



Учитель видит и раскрывает связь своего предмета с другими предметами школьной программы, связь теоретических знаний с практической деятельностью, в которой они используются





Учитель представляет материал в доступной учащимся форме в соответствии с дидактическими принципами.




Учитель демонстрирует владение современными методами преподавания




Представленные в конспекте методы соответствуют поставленным целям и задачам, содержанию изучаемого предмета, теме урока, условиям и времени, отведенному на изучение темы.




При постановке целей, выборе форм и методов мотивирования и организации учебной деятельности педагог ориентируется на индивидуальные особенности и специфику взаимоотношений обучающихся.




Представленные в конспекте методы выбраны в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся, с которыми он работает.




Педагог планирует работу таким образом, чтобы получать информацию об уровне усвоения учебного материала различными обучающимися.




Педагог демонстрирует владение методами работы со слабоуспевающими обучающимися.




Итого баллов по данной компетентности




Компетентность в области разработки программ и принятия педагогических решений

При подготовке к уроку педагог учитывает требования основных нормативных документов, содержание учебников и учебно-методических комплексов по преподаваемому предмету.





Конспект урока составлен с учетом темпа усвоения учебного материала учащимися.




Учитель демонстрирует умение вносить изменения в существующие дидактические и методические материалы с целью достижения более высоких результатов.




Учитель использует самостоятельно разработанные программные, методические или дидактические материалы по предмету.




Педагог демонстрирует умение аргументировать предлагаемые им решения.




Педагогические решения, отраженные в письменной работе, отличаются обоснованностью и целесообразностью.




Педагог демонстрирует умения методически грамотно организовать самостоятельную активную деятельность учащихся на занятии и в ходе выполнения домашнего задания




Итого баллов по данной компетентности




Компетентность в области организации учебной деятельности

Учитель владеет методами организации индивидуальной и совместной деятельности учащихся, направленной на решение поставленных целей и задач.




Учитель демонстрирует владение методами и приемами создания рабочей атмосферы на уроке, поддержания дисциплины.



Учитель демонстрирует способность устанавливать отношения сотрудничества с учащимися, умение вести с ними диалог





Учитель использует методы, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать.




Учитель демонстрирует умение организовать обучающихся для поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи (книги, компьютерные и медиа-пособия, цифровые образовательные ресурсы и др.).




Учитель умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся.




Итого баллов по данной компетентности




Конспект воспитательного мероприятия социального педагога, старшего вожатого, воспитателя ГПД оценивается экспертами по следующим критериям:

Оцениваемые характеристики

Критерии оценки

Оценка

(+ или -)

Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности

Учитель разделяет тему воспитательного мероприятия и цель воспитательного мероприятия.




Цели формулируются в понятной для ученика форме.




Поставленные перед учащимися цели способствуют формированию позитивной мотивации и росту интереса к познавательной, творческой деятельности, здоровому образу жизни.


Задачи, выделенные педагогом, конкретизируют цель, представляя собой промежуточный результат, способствующий достижению основной цели воспитательного мероприятия.





На начальном этапе воспитательного мероприятия педагог ставит цель и задачи, направленные на создание условий для дальнейшей эффективной работы (организацию пространства, привлечение внимания учащихся к предстоящей деятельности и т.д.).




Цели и задачи, поставленные педагогом, способствуют развитию познавательных способностей учащихся, воспитанию социально значимых качеств личности




Итого баллов по данной компетентности




Компетентность в области мотивирования обучающихся

Педагог демонстрирует учащимся возможности использования тех знаний, которые они освоят, на практике.




Педагог демонстрирует знание приемов и методов, направленных на формирование интереса учащихся к познавательной, творческой деятельности, здоровому образу жизни и др.




Педагог использует знания об интересах и потребностях обучающихся в организации воспитательного мероприятия, при постановке целей и задач, выборе методов и форм работы и т.д.




Педагог планирует использовать различные задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех.



Педагог дает возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи, находить пути решения выявленных проблем





Итого баллов по данной компетентности




Компетентность в области информационной основы педагогической деятельности


Педагог в ходе написания конспекта демонстрирует знание предмета воспитательного мероприятия.




Педагог хорошо ориентируется в различных источниках (учебные и методические пособия, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.), может дать ссылки на подходящие источники.




При изложении в письменной работе основного материала педагог раскрывает связь темы воспитательного мероприятия с предыдущими темами, демонстрирует систему в воспитательной работе.




Педагог видит и раскрывает связь теоретических знаний с практической деятельностью, в которой они используются




Педагог представляет материал в доступной учащимся форме в соответствии с дидактическими принципами.




Педагог демонстрирует владение современными методами воспитания




Представленные в конспекте методы соответствуют поставленным целям и задачам, содержанию и теме воспитательного мероприятия и др.



При постановке целей, выборе форм и методов мотивирования и организации воспитательной деятельности педагог ориентируется на индивидуальные особенности и специфику взаимоотношений обучающихся.





Представленные в конспекте методы выбраны в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся.




Педагог планирует работу таким образом, чтобы получать информацию об отношении к данному мероприятию различными обучающимися.




Итого баллов по данной компетентности




Компетентность в области разработки программ и принятия педагогических решений

При подготовке к воспитательному мероприятию педагог учитывает требования основных нормативных документов.




Педагог демонстрирует умение вносить изменения в существующие дидактические и методические материалы с целью достижения более высоких результатов.




Педагог использует самостоятельно разработанные программные, методические или дидактические материалы.




Педагог демонстрирует умение аргументировать предлагаемые им решения.




Педагогические решения, отраженные в письменной работе, отличаются обоснованностью и целесообразностью.




Педагог демонстрирует умения методически грамотно организовать самостоятельную деятельность учащихся



Итого баллов по данной компетентности





Компетентность в области организации воспитательной деятельности

Педагог владеет методами организации индивидуальной и совместной деятельности учащихся, направленной на решение поставленных целей и задач.




Педагог демонстрирует владение методами и приемами создания рабочей атмосферы, поддержания интереса.




Педагог демонстрирует способность устанавливать отношения сотрудничества с учащимися, умение вести с ними диалог




Педагог использует методы, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать, проявлять творческую активность и стремление к коллективному сотрудничеству в процессе подготовки и проведения воспитательного мероприятия.




Педагог демонстрирует умение обращаться к опыту обучающихся, полученному во время учебной и воспитательной деятельности.




Педагог умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся.




Педагог использует методы, способствующие формированию навыков адекватной самооценки обучающихся.




Итого баллов по данной компетентности





Конспект педагога ДОУ оценивается экспертами по следующим критериям:

Оцениваемые

характеристики


Критерии оценки

Оценка (+ или -)

Компетентность в области

постановки целей и задач педагогической деятельности


Педагог точно определяет тему и ставит конкретные цели, продумывая организацию формы непосредственно образовательной деятельности;




Цели и задачи, поставленные педагогом, способствуют формированию позитивной мотивации и росту познавательной активности.




Цели формулируются детям в понятной для них форме.




Поставленные перед детьми цели способствуют формированию позитивной мотивации, психическому, личностному развитию ребенка;




Поставленные перед детьми цели направлены на организацию содержательной индивидуальной и групповой (подгрупповой) деятельности, на создание условий дальнейшей эффективной работы детей и педагога (организацию рабочего пространства, привлечение внимания детей к предстоящей деятельности).




Задачи, выделенные педагогом, конкретизируют цель, представляя собой промежуточный результат, способствующий достижению основной цели обучения




В планировании ОД реализуется интегративный подход (устанавливаются связи между образовательными областями на основе принципа интеграции)



Итого баллов по данной компетентности





Компетентность в области мотивирования

Педагог демонстрирует детям возможности использования тех знаний, которые они освоят, на практике.




Педагог использует знания возрастных особенностей, интересов и потребностей детей конкретной группы в организации их деятельности (при постановке целей и задач, выборе методов и форм работы и т.д.)




Педагог использует педагогическую оценку как метод повышения активности и мотивации детей.




Воспитатель планирует использовать различные задания так, чтобы дети почувствовали свой успех.

Педагог дает возможность детям самостоятельно ставить и решать задачи в рамках изучаемой темы




Педагог предусматривает возможность воспитанникам проявлять самостоятельность при выполнении заданий.




Итого баллов по данной компетентности




Компетентность в области информационной основы педагогической деятельности

Педагог в ходе написания конспекта демонстрирует знание основ дошкольной педагогики, психологии, нормативных документов, программы воспитания, обучения детей;



Педагог хорошо ориентируется в различных источниках (учебники, учебные и методические пособия, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.) по теме обучения, может дать ссылки на подходящие источники, демонстрирует умение работать с ними





При изложении в письменной работе основного материала по теме обучения педагог раскрывает связь новой темы с предыдущими и будущими темами.




Педагог видит и раскрывает связь одного вида детской деятельности с другими, связь одной образовательной области с другими, связь теоретических знаний с практической деятельностью, в которой они используются.




Педагог представляет материал в доступной детям форме в соответствии с современными принципами личностно-ориентированного обучения.




Педагог демонстрирует владение современными методами воспитания и обучения детей;




Представленные в конспекте методы соответствуют поставленным целям и задачам, содержанию, теме, условиям и времени, отведенному на изучение темы.




При постановке целей, выборе форм и методов мотивирования и организации детской деятельности педагог ориентируется на индивидуальные особенности и специфику взаимоотношений между детьми.




Представленные в конспекте методы выбраны в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностям детей, с которыми он работает.




Педагог планирует работу таким образом, чтобы получать «обратную связь» об уровне овладения детьми образовательными областями, о динамике развития интегративных качеств детей.


Педагог демонстрирует знание методов работы с воспитанниками с разным уровнем развития.





Итого баллов по данной компетентности




Компетентность в области разработки программ принятия педагогических решений


При подготовке к занятию педагог учитывает требования основных нормативных документов, определяющих содержание и результаты деятельности, федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе, конвенцию о правах ребенка, базовые образовательные программы ОУ, методические и дидактические материалы по дошкольному образованию.




Педагог использует самостоятельно разработанные программные, методические или дидактические материалы.




Педагогические решения, отраженные в письменной работе, отличаются обоснованностью и целесообразностью.




Педагог демонстрирует умение адекватно изменять стратегию действий, в случае, если не удается достичь поставленных целей.




Итого баллов по данной компетентности




Компетентность в области организации деятельности


Педагог владеет методами организации индивидуальной и совместной деятельности детей, направленной на решение поставленных задач.



Педагог демонстрирует способность устанавливать отношения сотрудничества с детьми, умение вести диалог.





Педагог использует методы, побуждающие детей самостоятельно рассуждать.




Педагог ориентирован на учет зоны ближайшего развития детей дошкольного возраста. Занятие достигает развивающего эффекта.




Педагог может точно сформулировать критерии, на основе которых он оценивает ответы и поведение детей




Педагог использует методы, способствующие формированию навыков самооценки деятельности детей.




Педагог демонстрирует возможность оценить промежуточные и конечные результаты реализации запланированной деятельности.




Итого баллов по данной компетентности




следующая страница >>