zabika.ru 1


День русских традиций
Ц е л ь: формировать у детей нравственные качества, основанные на народных традициях; расширять кругозор.
Задачи:
– узнать о способностях и привычных социальных ролях детей;
– вспомнить любимых героев русских сказок, забытые игры;
– создать атмосферу доброжелательности и творчества.
О б о р у д о в а н и е:
– маршрутные листы;
– таблички с названиями «полян»;
– 48 «репок», изготовленных из картона;
– материал для изготовления оберегов;
– вопросы викторины;
– программа русских народных игр;
– две вязанки бубликов (по количеству детей в лагере);
– самовар, чашки, чай, сахар.
Описание. Программа дня русских традиций не требует предварительной подготовки детей. Но желательно их поставить в известность о предстоящем мероприятии и дать им задание – найти информацию (от родителей, из книг) об интересных старых русских народных играх.Все мероприятие проходит по шести этапам – «полянам». Каждому звену выдается маршрутный лист, согласно которому движутся ребята. На прохождение каждого этапа выделяется определенное время – 20 минут. На V и VI «полянах» все дети собираются вместе.На каждой «поляне» детей встречает педагог, эти обязанности среди педагогов распределяются заранее. По итогам выполненных заданий дети получают 1–3 «репки»
.Х о д п у т е ш е с т в и я п о «п о л я н а м»
В е д у щ и й. Сегодня в нашей «стране чудес» необыкновенный праздник – день русских традиций. Мы еще раз прикоснемся к русской культуре, вспомним любимых героев русских сказок, забытые игры, вспомним русские традиции и обычаи старины.Итак, мы начинаем наше путешествие по «полянам». На каждой «поляне» вам будет предложено интересное задание, за выполнение которого можно заработать от одной до трех «репок». Окончательное количество заработанных «репок» мы подсчитаем с вами в конце нашего праздника.А сейчас каждое звено получает маршрутный лист.В добрый путь! Желаю вам всем успехов!

Маршрутный лист
I поляна
«Преданья нашей старины».
II поляна «Старая сказка на новый лад».
III поляна «Любимые герои русских сказок».
IV поляна «Инсценируем сказку».
V поляна «Наши таланты».
VI поляна «Забытые игры?..»

Маршрутный лист
I поляна «Преданья нашей старины».
II поляна «Старая сказка на новый лад».
III поляна «Любимые герои русских сказок».
IV поляна «Инсценируем сказку».
V поляна «Наши таланты».
VI поляна «Забытые игры?..»
Маршрутный лист
III поляна «Любимые герои русских сказок».
IV поляна «Инсценируем сказку».
I поляна «Преданья старины глубокой».
II поляна «Старая сказка на новый лад».
V поляна «Наши таланты».
VI поляна «Забытые игры?..»

Маршрутный лист
IV поляна «Инсценируем сказку».
I поляна «Преданья старины глубокой».
II поляна «Старая сказка на новый лад».
III поляна «Любимые герои русских сказок».
V поляна «Наши таланты».
VI поляна «Забытые игры?..»




I поляна. «Преданья нашей старины».На этой «поляне» детей встречает педагог по прикладному творчеству, владеющий навыками изготовления русских оберегов.(Изготовление оберегов можно заменить лепкой русских игрушек из глины или пластилина.)Он показывает образцы оберегов, дает краткую информацию об истории их появления, и дети изготавливают обереги своими руками.По результатам работы дети получают 1–3 «репки».
II поляна. «Старая сказка на новый лад».
П е д а г о г: Все мы знакомы с раннего детства с бессмертной сказкой про Колобка, которая заканчивается очень печально. Предложите новую версию этой сказки, в которой Колобок перехитрил Лису, остался жив и с ним произошло интересное событие:
1 серия «Первый раз в первый класс» (задание 1-му отряду, 1-му звену).
2 серия «С успешным окончанием школы!» (задание 1-му отряду, 2-му звену).

3 серия «Служу Отечеству» (задание 2-му отряду, 1-му звену).

4 серия «Счастливая семейка» (задание 2-му отряду, 2-му звену).
За отведенное время на этой поляне дети придумывают сценарий и проводят репетицию своего мини-спектакля, который они покажут на V поляне «Наши таланты».
III поляна. «Любимые герои русских сказок».На этой поляне ребята отвечают на вопросы в и к т о р и н ы:
1. Назовите одного из преступников, с которым боролся Илья Муромец. (Соловей-Разбойник.)
2. Побратим Ильи Муромца, освободивший Забаву Путятичну. (Добрыня Никитич.)
3. Чудовище, которое живет на горе Сорочинской. (Змей Горыныч.)
4. Многодетная мать, у которой на детей произошло покушение. (Коза.)
5. Обитательница земли и воды, ставшая женой богатого наследника после покушения на ее жизнь. (Царевна-лягушка.)
6. Герой сказки, который по оригинальному рецепту приготовил вкусное блюдо из орудия труда. (Солдат.)
7. Кто воровал золотые яблоки из сада в сказке «Иван-царевич и Серый волк»? (Жар-птица.)
8. Сказочные похитители детей. (Гуси-лебеди.)
9. Кругленький, умненький герой, убежавший от пенсионеров. (Колобок.)
10. Домашняя птица, которая могла бы приносить отличный доход своим содержанием. (Курочка Ряба.)
11. Непослушная девочка, заблудившаяся в лесу, которую спасло умение печь пирожки. (Маша.)
12. Наивный герой, пострадавший зимой на водоеме от происков рыжей подружки. (Волк.)
13. Как звали девочку, которая учинила беспорядок в доме у трех лесных обитателей? (Маша.)
14. Героиня сказки, пережившая весь ужас пребывания в желудке у голодного волка. (Красная Шапочка.)
15. Кто из урода превратился в красавца? (Гадкий утенок.)
16. Как звали невесту, которая сбежала от слепого и жадного жениха? (Дюймовочка.)
17. Назовите имя сказочного героя, который умел прекрасно колоть орехи. (Щелкунчик.)
18. Герой сказки, который в борьбе с сорока бандитами вышел победителем. (Али-Баба.)
19. Папа, который снимал со своего сына стружку. (Папа Карло.)

20. Весельчак, живущий на крыше. (Карлсон.)

21. Герой сказки, имеющий только один недостаток – слишком большие уши. (Чебурашка.)
22. Герой сказки, у которого вместо мозгов была солома. (Страшила.)
23. Ветеринар, посетивший Африку. (Айболит.)
24. Чей хвост служил шнурком для звонка? (Ослика Иа.)
25. Что представлял собой колпачок Буратино? (Старый полосатый носок.)
26. Как называлась комедия, которую смотрел Буратино в кукольном театре Карабаса-Барабаса? («Девочка с голубыми волосами, или Тридцать три подзатыльника».)
27. Какое звание имел хозяин кукольного театра Карабас-Барабас? (Доктор кукольных наук.)
28. Какая валюта была в обиходе у жителей городка, в котором жил Буратино? (Сольдо.)
29. Кто эта скупая старуха, которая припрятала золотой ключик на дне болота? (Черепаха Тортила.)
30. Имя блудного попугая. (Кеша.)
31. Маленький поросенок с воздушным шариком. (Винни-Пух.)
32. Никому не нужный житель водных мест, мечтавший о полете. (Водяной.)
33. Кто любит ходить в гости? (Винни-Пух.)
34. Наполовину девушка, наполовину рыба. (Русалочка.)
35. Самое дружелюбное привидение. (Каспер.)
36. Домашний кот в тапочках и при бабочке. (Леопольд.)
37. Веселый домовенок. (Кузя.)
38. Два кругленьких следователя. (Колобки.)
39. Те, кем измеряли удава. (Слоненок, попугай, мартышка.)
40. На ком катался львенок? (На черепахе.)
По результатам ответов дети получают «репки».
IV поляна. «Инсценируем сказку».Педагог предлагает инсценировать известную сказку «Репка» в разных жанрах:– трагедия (1-й отряд, 1-е звено);– триллер (1-й отряд, 2-е звено);– комедия (2-й отряд, 1-е звено);– музыкальное шоу (2-й отряд, 2-е звено).Дети в течение отведенного времени проводят репетицию своего мини-представления.
V поляна. «Наши таланты».Демонстрация подготовленных заданий на полянах «Старая сказка на новый лад» и «Инсценируем сказку». По итогам дети получают «репки».

VI поляна. «Забытые игры?..»На этой поляне с детьми работает массовик-затейник, который может предложить детям поиграть в русские народные игры. Обязательно предоставляется возможность всем детям провести свои игры, которые они подготовили в качестве домашнего задания.Дети-ведущие поощряются «репками».

В конце праздника подводятся итоги, подсчитывается количество заработанных «репок». Каждый отряд награждается вязанкой бубликов и приглашается на чаепитие за русским самоваром.
Богатырские игрища (спортивный час)

Конкурсы :

Бой с мешками

Эстафета с карандашом (карандаш между ног)

Силачи (два круга, перетягивание каната)

Сильные руки (на руках пройти до черты , ноги у партнера)

Армейцы (пробежать дистанцию с тяжелым рюкзаком, бег с раненым, бег с препятствием, с переодеванием(шорты))

Команда сильнейших (подтягивание)

Переправа.
Викторина «Знатоки русских традиций»

«Быт русского народа»


  1. Назовите самое распространенное на Руси осветительное устройство. (Лучина)

  2. Какая самая распространенная на Руси обувь? (Лапти )

  3. Назовите русский сосуд для питья вкруговую. (Братина)

  4. Чем определялась длина полотенца в русских семьях? (Количеством членов семьи и достатком)

  5. Русский сосуд для питья самобытной формы, не встречающийся ни в одной из других стран мира. Своим силуэтом он напоминает плывущую птицу. (Ковш)

  6. Универсальный предмет мебели в русской избе. ( Скамья )

«Русские народные праздники»

  1. На какие праздники особенно любили гадать девушки? (Святки)

  2. Назовите самый короткий народный праздник. (Ночь Ивана Купала)

  3. Назовите время года, когда девушки праздновали свой праздник. (Весна, Зеленые святки)

  4. Что за обряд «завивание бороды»? (Украшение лентами последнего несжатого снопа)

  5. Почему при катании с гор в праздник Масленицы ребята соревновались - кто прокатится дальше? (Существовала примета: кто прокатится дальше, у того лен вырастет длиннее)

  6. Вокруг какого священного дерева объезжал свадебный поезд наших предков? (Вокруг дуба)

«Что делают на Пасху в России?»


Пасху празднуют всегда в воскресенье. И название этого дня недели в русском языке напоминает нам о том, что именно в воскресенье воскрес Иисус Христос.

На Пасху в России красят яйца. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо - это знак жизни. Яйца красят по разному, в зависимости от рисунка их называют крашенки, драпанки, писанки. Яйца-писанки - это настоящие произведения искусства!

На Пасху пекут вкусные куличи и пасхи. А потом их относят вместе с крашенными яйцами в церковь и угощают ими друг друга.

На Пасху принято христосоваться. Старые и молодые, дети и взрослые, мужчины и женщины целуют трижды друг друга. Принято, чтобы младшие словами "Христос Воскресе!" приветствовали первыми, а старшие отвечали им: "Воистину Воскресе".

Любимой пасхальной игрой является "чокание" яйцами друг с другом. Надо ударить тупым или острым концом крашеного крутого яйца яйцо соперника. Выигрывает тот, чьё яйцо не треснет.

Веками любимой пасхальной игрой на Руси было катанье яиц. Устанавлиют деревянный или картонный "каток". На ровном месте вокруг него раскладывают крашеные яйца, игрушки и сувениры. Игроки подходят по очереди к "катку" и катят каждый своё яйцо. Тот предмет, которого коснулось яичко и является выигрышем.

«Объясните, что означали для наших предков приметы:»



1. Плюнуть нечаянно на одежду
2. Во щи залетела муха

3. Икать

4. Поперхнуться при еде
5. Случайно погасить свечу

6. Надеть наизнанку носки или рубашку

1. Обнова
2. К удаче
3. Кто-то вспоминает
4. Кто-то спешит к обеду
5. Нежданный гость
6. К слезам

Вашему вниманию предлагается несколько месяцев из древнерусского календаря с некоторыми пояснениями и не в традиционной последовательности. О каких современных месяцах идет речь:


Зарев (от слова “зарево”) –

Березень (начало цветения березы) –
Просинец (становилось светлее) –
Листопад (опадение листьев с деревьев) –
Червень (или серпень) – начало жатвы серпами –

«Вопросы»


  • Ногаты, куны, резаны, веверицы. Единицей измерения чего являлись в Древней Руси?



  • Какое дерево являлось символом девичества, женственности у славян?




  • Какое число наиболее часто употребляется в русских пословицах и поговорках? Как оно понимается? Приведи примеры.



  • Локоть, сажень, пядь, вершок, верста. Меры длины у русского народа. Как определялись эти меры?




  • Одинаковы ли по длине сажень, косая сажень и маховая сажени? Как они измерялись?




  • Что означает выражение “лапотная миля”?



Уличная игротека

Филин и пташки

Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать. Например, голубь, ворона, галка, воробей, синица, гусь, утка, журавль и др. Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал.

На сигнал "Филин!" все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином.

Правила игры. Дома птиц и дом филина нужно располагать на возвышении. Птицы улетают в гнездо по сигналу или как только филин поймает одну из них.

Фанты

Игра начинается так. Ведущий обходит играющих и каждому говорит:

Вам прислали сто рублей

Что хотите, то купите,


Черный, белый не берите,

"Да" и "нет" не говорите!

После этого он ведет с участниками игры беседу, задает разные провокационные вопросы, с тем чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: черный, белый, да, нет. Тот, кто сбился, отдает водящему фант. Поле игры каждый проштрафившийся выкупает свой фант. Играют не более десяти человек, все участники игры имеют по нескольку фантов. Дети в игре внимательно слушают вопросы и следят за своей речью. Ведущий ведет примерно такой разговор:

- Что продается в булочной?

- Хлеб.

- Какой?

- Мягкий.

- А какой хлеб ты больше любишь: черный или белый?

- Всякий.

- Из какой муки пекут булки?

- Из пшеничной. И т. д.

При выкупе фантов участники игры придумывают для хозяина фанта интересные задания. Дети поют песни, загадывают загадки, читают стихи, рассказывают короткие смешные истории, вспоминают пословицы и поговорки, прыгают на одной ножке. Фанты могут выкупаться сразу же после того, как проиграют несколько человек.

Правила игры. На вопросы играющие должны отвечать быстро. Ответ исправлять нельзя. Ведущий может вести разговор одновременно с двумя играющими. При выкупе фанта ведущий не показывает его участникам игры.

Горелки

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий - горелка. Играющие нараспев говорят слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле,

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звезды горят,

Журавли кричат:

- Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется.


Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.

Правила игры. Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.

Мячик кверху

Участники игры встают в круг, водящий идет в середину круга и бросает мяч со словами: "Мячик кверху!" Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: "Стой!" Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим. Если же он промахнулся, то остается вновь водящим: идет в центр круга, бросает мяч кверху - игра продолжается.

Правила игры. Водящий бросает мяч как можно выше. Разрешается ловить мяч и с одного отскока от земли. Если кто-то из играющих после слова: "Стой!" - продолжал двигаться, то он должен сделать три шага в сторону водящего. Играющие, убегая от водящего, не должны прятаться за встречающиеся на пути предметы.

Ловишка в кругу

На площадке чертят большой круг. В середине круга кладут палку. Длина палки должна быть значительно меньше диаметра круга. Величина круга от 3 м и более в зависимости от количества играющих. Все участники игры стоят в кругу, один из них - ловишка. Он бегает за детьми и старается кого-то поймать. Пойманный игрок становится ловишкой. Правила игры. Ловишка во время игры не должен перепрыгивать через палку. Это действие могут совершать только участники игры. Вставать на палку ногами запрещается. Пойманный игрок не имеет права вырываться из рук ловишки.

Заря

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -


За водой пошла.

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.

Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо платок.

Игровая

Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

А дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали, как я!

При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.

Правила игры. При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.

Почта

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

- Динь, динь, динь!

- Кто там?

- Почта!

- Откуда?

- Из города...

- А что в городе делают?

Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают и т. д. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего и игра повторяется.

Правила игры. Задания могут придумывать и сами участники игры.

Большой мяч

Игра, в которой необходимо образовать круг. Дети берутся за руки, и выбирается один водящий, который становится в центр круга и около его ног находится большой мяч. Задача игрока, находящегося в центре, ударом ноги по мячу вытолкнуть его за пределы круга. Тот игрок, который пропускает мяч, выходит за пределы круга, а тот, кто попал, становится на его место. При этом все поворачиваются спиной к центру круга и стараются не пропустить мяч уже в центр круга. Важным условием является то, что мяч в течение всей игры нельзя брать в рук


«Лапти»

На середине площадки вбивают кол, к нему привязывают веревку длиной от 3 до 5 метров. Вокруг кола на длину веревки проводят круг. Водящий берет свободный конец ее и встает у кола. Участники игры встают за кругом, поворачиваются спиной к центру и через голову перебрасывают каждый какой – либо предмет.

Повернувшись к водящему, спрашивают его:

- Сплели лапти?

Водящий отвечает – нет!

- Сплели лапти?

- Да.

Дети бегут в круг и стараются взять свой предмет, а водящий караулит лапти: он бегает в кругу и старается запятнать играющих. Но поймать можно только в кругу. Если ребенок не успел взять свой предмет, он выходит из игры.

« Салки на одной ноге»

Дети расходятся по площадке, встают, закрывают глаза, руки у всех за спиной. Ведущий проходит среди них и незаметно одному в руки кладет предмет. На слова «раз, два, три, смотри» дети открывают глаза, руки у всех за спиной. Ребенок которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит: «Я салка». Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я салка!». Игра повторяется.

Правила: 1. Если ребенок устал, он может прыгать поочередно то на одной, то на другой ноге.

2. Салка тоже прыгает на одной ноге.