zabika.ru 1

Заключение


по результатам исследования мотивационной структуры и профессиональной направленности личности у студентов первых курсов Камчатского кооперативного техникума
В октябре – ноябре 2009 психологической службой Камчатского кооперативного техникума проводилось исследование мотивационной структуры и профессиональной направленности личности у студентов первых курсов. В исследовании принимали участие 33 респондента, что составляет 58,9% от общего количества учащихся первых курсов.

В исследовании использовался следующий диагностический инструментарий:


  • методика определения мотивационной сферы личности (МСЛ) (Р. Цветкова). В основе построения методики положена концепция системно-дедуктивного подхода (В.А. Ганзен, К.Б. Малышев);

  • тест «Самомониторинг» (М. Снайдер);

  • тест-опросник для определения профессиональной направленности (УПН) студентов (Т. Д. Дубовицкая).

Мотивационная сфера личности представляет собой сложное структурное образование, психологический механизм которого определяется характером используемой системы психологических условий и средств. Уровень развития мотивационной сферы личности зависит от таких способов, условий и средств, как диалогичность, осознание собственного смысла, предметно-рефлексивного отношения, субъективной активности и субъективного отношения. Качественные особенности развития мотивационной сферы личности определяются идентификацией образа «я», образа будущей профессиональной деятельности, самооценки и рефлексии.

Базовые структуры мотивационной сферы личности (активность, потребности, система мотивов, направленность установки) у субъекта постоянны, меняется только порядок базовых компонентов в процессе функционирования мотивационной сферы личности. Для исследования выделены психологические компоненты, которые определяют позитивную мотивационную сферу личности студента: высокая потребность в познании, активная самостоятельность, мотивационно-ценностные отношения, эмоционально-волевая регуляция поведения, активное самосознание и рефлексия, направленность и установка.


Результаты исследования:

1. Направленность и установки. Отражают уровень устойчивости мотивов, готовность к устойчивой, последовательной, целенаправленной деятельности, направленность психических процессов личности, саморегуляцию, устойчивость и согласованность социального поведения. Как видно из результатов исследования, представленных на гистограмме, студенты нового набора показывают результат по данному параметру ниже, чем студенты набора прошлого года (высокий уровень – (-) 29,5; средний уровень – (+)14,25; низкий уровень – (+) 17,25).



Гистограмма 1.

2. Активная самостоятельность. Отражает стремление личности к преобразованиям к себе, способность самостоятельно производить общественно значимые преобразования, достижения самосовершенствования в творчестве, волевых актах, общении, коммуникациях. Результаты по данному параметру у студентов нового набора также ниже, чем у студентов набора прошлого года (высокий уровень – (-) 6,15
; средний уровень – (+)5,4; низкий уровень – (+) 9,55).

Гистограмма 2.


3. Высокая потребность в знаниях. Отражает стремление личности постоянно работать над собой в области приобретения знаний, интерес к учебной деятельности, контакты и сотрудничество на научной основе, любознательность, умение анализировать и решать проблемы, поддерживать деловые, интеллектуальные отношения. Результаты по данному параметру достаточно низкие как у студентов нового набора, так и у студентов набора прошлого года, несмотря на то, что по уровням результат у студентов нового набора этого года результат несколько лучше (высокий уровень – (+) 1,15; средний уровень – (+)5,4; низкий уровень – (-) 6,55).

Гистограмма 3.



4. Мотивационно-ценностные отношения. Отражают направленность личности на реализацию ее качеств как члена общества за счет социализации, управление собой с учетом моральных и этических ценностей общества, эмоциональную окрашенность ее поведения и деятельности. Результаты по данному параметру у студентов нового набора находятся примерно на одном уровне по сравнению с прошлым годом (высокий уровень – (-) 2,75; средний уровень – (-) 3,6; низкий уровень – (+) 6,35).
Гистограмма 4.



5. Эмоционально-волевая регуляция поведения. Отражает способность личности действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия, регуляцию ее психической деятельности и поведения, направленную на удовлетворение актуальных потребностей. По сравнению с набором студентов прошлого года студенты набора этого года показывают также низкий результат (высокий уровень – (-) 11,4; средний уровень – (+) 3,9; низкий уровень – (+) 7,5).
Гистограмма 5.



6. Самосознание и рефлексия. Отражает систему представлений человека о самом себе, осознанное отношение к своим потребностям, влечениям и мотивам поведения, понимание того, как другие понимают его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления. Результат по данному параметру у студентов нового набора ниже по сравнению со студентами набора прошлого года (высокий уровень – (-) 9,05; средний уровень – (+) 4,3; низкий уровень – (+) 4,55).

Гистограмма 6.



7. Самомониторинг. Означает тенденцию к регулированию собственного поведения в целях соответствия требованиям социальной ситуации, выявляет уровень гибкости (лабильности) поведения личности во взаимодействии с другими людьми. Чем выше оценка по шкале самомониторинга, тем выше способность личности адекватно воспринимать состояние и поведение партнера по общению, контролировать и изменять собственное поведение с учетом полученной о человеке информации и требований коммуникативной ситуации, т.е. выше стремление создать модель социального поведения, соответствующую данному особому контексту взаимодействия. По результатам исследования уровень самомониторига у студентов нового выбора несколько выше, чем у студентов нового набора прошлого года (высокий уровень – (-) 8,13; средний уровень – (+) 27; низкий уровень – (-) 18,87).

Гистограмма 7.



8. Профессиональная направленность. Отражает совокупность мотивационных образований (интересов, потребностей, склонностей, стремлений и др.), связанных с профессиональной деятельностью человека и влияющих, в частности, на выбор профессии, стремление работать по ней и удовлетворенность профессиональной деятельностью. По результатам исследования студенты нового набора показывают уровень профессиональной направленности выше по сравнению со студентами набора прошлого года (высокий уровень – (+) 2,75; средний уровень – (+) 11,35; низкий уровень – (-) 14,1).

Гистограмма 8.


Снижение результата у студентов нового набора по сравнению с набором прошлого года по параметрам «Направленность и установки», «Активная самостоятельность», «Высокая потребность в знаниях», «Мотивационно-ценностные отношения», «Эмоционально-волевая регуляция поведения», «Самосознание и рефлексия» произошло из-за низких показателей по уровням у группы ЮО – 09. Группа БДО - 09 в сравнении с группой набора прошлого года БО-08 и группой ЮО-09 показывает наилучший результат по результатам исследования мотивационной сферы и профессиональной направленности личности.














Исходя из результатов исследования, можно предложить следующие рекомендации для работы со студентами с целью развития их мотивационной сферы и повышения уровня профессиональной направленности:


  1. Осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении с целью развития творческого потенциала студентов, их интеллектуальной и поведенческой гибкости с учетом их индивидуального стиля мотивационной сферы и учетом возникших трудностей. Для этого: рационально сочетать коллективные и индивидуальные формы обучения, регулировать трудность и сложность заданий таким образом, чтобы они соответствовали возможностям студентов, каждый работал в полную силу своих возможностей, достигал поставленных задач своими силами, повышать «удельный вес» самостоятельной работы студентов на занятии и т.д.

  2. Активнее привлекать студентов к научно-исследовательской и экспериментальной работе с целью развития их интеллектуального потенциала.
  3. Продолжать проводить встречи, Круглые столы, Конференции с выпускниками и работодателями с целью повышения уровня профессиональной направленности студентов на выбранную ими профессию.

  4. Со студентами, имеющими дисгармоничный профиль, провести социально-психологический тренинг с целью расширения их мотивационной сферы, изменения поведения и деятельности (декабрь-январь 2010).

  5. Довести до сведения классных руководителей, заведующих кафедрами, преподавательского состава результаты исследования (ноябрь 2009).


Социальный психолог ККТ И.Ю. Ищукова