zabika.ru 1 2 3





ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ»
















Санкт-Петербург

2011






ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ»
Актуальность и обоснование инновационного характера программы.

Изменения в обществе — экономические, идеологические, политические - повлекли за собой коренную ломку прежних социальных отношений и общественного сознания. Это приводит и к изменениям в сфере образования. Новое понимание роли образования как стратегического ресурса общества, обеспечивающего его прогресс во всех сферах, требует системных изменений в образовании. В современной жизни России и Санкт-Петербурга образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост и социальную стабильность. Обеспечение конкурентоспособности Санкт-Петербурга и высоких темпов экономического роста требует формирования развитого рынка образовательных услуг.

Ключевые направления развития школы определяются приоритетами образовательной политики России и Санкт-Петербурга.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается: «Облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом… Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни».


Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы говорит о «создании и внедрении новых досуговых и образовательных программ на всех уровнях системы образования, создании ресурсов и программ для одаренных детей».

В Концепции развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа 2020» ставятся задачи построения «в петербургской Школе здоровьесозидающей образовательной среды (ЗОС), функционирующей на основе идеологии культуры здорового образа жизни, организации здоровьесозидающего уклада», введения «показателей динамики здоровья детей при оценке результатов деятельности образовательного учреждения». Одно из направлений реализации концепции – «Здоровье в школе» включает темы: создание комфортной Школы через здоровьесберегающие технологии организации образования и образовательной инфраструктуры; сохраняющие здоровье учебный план и образовательная среда; здоровье тела и духа: межведомственная составляющая программы (спорт, культура, молодежная политика, здравоохранение, образование).

Советская школа имела отлаженную систему массового привлечения детей и молодежи к массовым занятиям физкультурой и спортом. Эта система была разрушена в 90-е годы XX века, осталась лишь идея спорта «высоких достижений», важная, но не единственная её оставляющая. Часто ребенок, не показывающий результаты, вынужден был оставлять занятия спортом, не выдерживая конкуренции. Для огромного числа детей и молодежи спорт стал не доступен. Поэтому задача возрождения массового привлечения детей к занятиям физической культурой и спортом в новых реалиях является одной из насущных проблем общества и задачей школы.

Реализуя свою миссию «Становление компетентной и конкурентоспособной личности средствами образования и образовательного пространства Санкт-Петербурга», в Программе развития на 2011 – 2015 годы, наша школа среди других ставит задачу создания в школе организационно-педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических и других условий для здоровьесозидающей деятельности.


Эта задача актуальна в связи с разработкой и внедрением образовательных стандартов нового поколения. В преддверии проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр 2014 года в г. Сочи актуальными становятся вопросы внедрения олимпийской и параолимпийской тематики в учебный процесс, создания инновационной системы физкультурно-спортивного воспитания, предусматривающей организацию олимпийского образования

Решение этой задачи предполагает внесение изменений в содержание образовательной программы школы, разработку и апробацию инновационных педагогических и управленческих технологий, схем интегративного взаимодействия существующих структур школы, сетевого взаимодействия ОУ с образовательными и другими организациями района и города.
Цель и задачи программы.

Цель инновационной программы: построение в школе здоровьесозидающей образовательной среды, создание инновационной системы здоровьесозидающего и физкультурно-спортивного образования и воспитания в школе через реализацию организационной модели «Школьных олимпийских игр».

Задачи программы:


  1. популяризация и дальнейшее развитие физической культуры и спорта в школе;

  2. приобщение школьников, их родителей и педагогов к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганда здорового образа жизни;

  3. комплексное решение проблем двигательной активности и укрепления здоровья школьников, родителей, педагогов;

  4. воспитание здорового и социально-активного подрастающего поколения;

  5. выявление перспективной молодежи, поиска талантливых детей для их дальнейшей целенаправленной подготовки в спортивных школах Санкт- Петербурга;

  6. формирование гражданской идентичности через идею сплочения народа при подготовке к Олимпийским играм 2014 года, организация олимпийского образования;
  7. активизация борьбы с негативными явлениями в среде детей и подростков – курением, употребления алкоголя, наркотиков;


  8. модернизация деятельности школьной Службы здоровья;

  9. гармонизация межэтнических взаимоотношений, пропаганда дружбы народов и интернационально-патриотического воспитания молодежи, проявления веротерпимости и толерантности.


Целевая аудитория инновационной программы.

В разработку, внедрение, апробацию и диссеминацию инновационной программы образовательного учреждения могут быть включены:

  • обучающиеся 1 – 11 классов школы любого уровня подготовленности и всех групп здоровья;

  • педагогический коллектив образовательного учреждения, специалисты, прочий персонал;

  • родители обучающихся;

  • жители микрорайона, муниципального округа;

  • обучающиеся и педагоги других школ района, Санкт-Петербурга, Северо-западного региона РФ;

  • учреждения и организации – партнеры ОУ по реализации программы;

  • образовательные учреждения постдипломного образования, обеспечивающие организацию и проведение повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров школы в области здоровьесозидающих технологий в образовательном процессе, методик адаптивной и лечебной физической культуры;

  • научная и педагогическая общественность микрорайона, района, Санкт-Петербурга;

  • органы исполнительной власти и местного самоуправления;

  • организации, ведущие исследовательскую деятельность в проблемном поле инновационной программы ОУ.


Ключевые проблемы, на разрешение которых направлена программа

  1. Проблема малого охвата занятиями физкультурой и спортом обучающихся и недостаточной двигательной активности.

  2. Проблема низкого уровня культуры здоровья как компонента общей культуры учащихся, педагогов, родителей.
  3. Проблема наличия большого числа ослабленных наиболее распространенными, в том числе социально обусловленными, болезнями детей и подростков.


  4. Проблема неравного доступа к занятиям физкультурой и спортом здоровых и ослабленных детей.

  5. Проблема наличия значительного числа обучающихся, педагогов, родителей, имеющих вредные привычки.

  6. Проблема разобщенности и конфликтности отношений детей и родителей, обучающихся различных национальностей.

  7. Проблема низкого уровня просвещенности населения об олимпийском движении, отсутствие олимпийского образования.

  8. Проблема низкой мотивации обучающихся к активной деятельности на уроках физической культуры, достижению положительных результатов.

  9. Проблема отсутствия индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся на уроках физической культуры.

  10. Проблема несформированности системы целенаправленной работы со спортивно одаренными детьми.

  11. Проблема психологической, методической, мотивационной, личностной, ресурсной неготовности педагогического коллектива к организации здоровьесозидающей деятельности.

  12. Проблема ресурсного обеспечения здоровьесозидающей деятельности, работы по олимпийскому образованию и просвещению и пропаганде здорового образа жизни.

  13. Проблема профессионального выгорания педагогов.

  14. Проблема школьного травматизма.

  15. Проблема отсутствия системы мониторинга состояния здоровья, двигательной активности, спортивных достижений, уровня культуры здоровья и других показателей здоровьесозидающей деятельности.


Планируемые изменения в образовательном процессе

  1. В Целях и содержании образования:

Одной их целей образовательной программы школы станет создание материально-технических, кадровых, мотивационных, информационных, научно-методических, социальных условий для здоровьесозидающей деятельности, массового привлечения обучающихся к занятиям спортом, олимпийского образования и просвещения.

В содержании учебных программ всех структурных подразделений будут отражены вопросы олимпийской и параолимпийской тематики, будет разработана система здоровьесозидающего и физкультурно-спортивного воспитания, предусматривающая в том числе организацию олимпийского образования.



  1. В методиках, средствах, приемах, технологиях педагогического процесса.

Программой предусматривается освоение педагогическим коллективом здоровьесберегающих и здоровьесозидающих технологий, приобретение и использование современных средств для построения здоровьесозидающей среды, информационных ресурсов и технологий нового поколения, разработка методик работы с обучающимися подготовительной и специальной групп здоровья на уроках физической культуры, методик мониторинга здоровьесозидающей деятельности и состояния здоровья обучающихся, эффективности вводимых инноваций и качества образовательного процесса как качества его условий, процессов и результатов.

  1. В формах и способах организации обучения и воспитания.

Планируется введение новых форм организации уроков физической культуры через объединение для урока двух классов в параллели и распределение обучающихся между двумя учителями с учетом уровня подготовленности и медицинской группы. При такой организации учебного процесса у учителя появляется возможность построить занятия более эффективно, а у обучающихся – возможность выполнить предложенные задания и получить результат, что, в свою очередь будет мотивировать их к дальнейшим занятиям физической культурой и спортом. В результате такой организации занятий возможно выравнивание результатов в данных подгруппах.

Через всю урочную деятельность будет проходить идея школьного олимпийского движения и проведения Олимпийских игр школы (приложение 1)по видам спорта для обучающихся основной группы и по видам спорта для групп поддержки.

Третий урок физкультуры предполагается проводить как ритмическую гимнастику, т.к. несложные движения под музыку не противопоказаны ни одной из групп здоровья, при этом у детей улучшается осанка, моторика движения, координация, концентрация внимания и т. д., что в свою очередь способствует общему укреплению организма и поддержанию физической формы обучающихся.


Программой предусматривается разработка системы здоровьесозидающей и здоровьесберегающей деятельности во время остальных уроков.

Будут разработаны формы организации здоровьесозидающей и здоровьесберегающей деятельности во время перемен.

Отделение дополнительного образования, включающее Спортивный клуб, будет предлагать варианты для выбора индивидуальных образовательных маршрутов обучающимися во второй половине дня в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения. Спортивный клуб ориентирован на 2 вида спорта и подразумевает привлечение родителей обучающихся, а ОДОД будет расширять спектр спортивно-оздоровительных программ, ориентированных не только на обучающихся школы, но и на детей микрорайона (приложение 2). Одной из задач работы ОДОД является выявление одаренных детей, привлечение их для освоения программ профессиональной направленности как внутри образовательного учреждения, так и в специализированных школах района и города.

Гибкость структуры образовательного процесса основного и дополнительного образования позволит учесть потребности и возможности каждого ребенка, его интересы и индивидуальный темп продвижения по выбранной образовательной траектории.

В воспитательной работе будут освоены такие новые способы организации жизнедеятельности коллективов обучающихся, как школьное олимпийское движение, спортивное самоуправление; волонтерство, социальное проектирование, проведение специальных акций (реклама, видеоролики, агитбригады). Все это войдет в систему работы по просвещению и популяризации спорта и здорового образа жизни наряду с классными часами, организацией встреч с выдающимися спортсменами, подготовкой массовых спортивных праздников.


  1. В деятельности участников образовательного процесса: администрации, педагогов и обучающихся и их родителей.

Результатом реализации программы станет объединение всех участников образовательного процесса общей идеей проведения Олимпийских игр школы. Их деятельность будет формировать основу для осмысленного здоровьесбережения и здоровьесозидания, для олимпийского образования и просвещения. Будут заложены традиции общешкольных праздников Открытия и Закрытия школьной олимпиады, совместного участия в спортивных мероприятиях и соревнованиях обучающихся, педагогов, выпускников, родителей.


Таким образом, программа будет реализовывать инновационный подход к инвестированию в человеческий капитал.

Предполагается создание модели управления инновационной деятельностью школы как эффективной системы информационного обеспечения и коммуникаций, сбора и анализа информации о результативности реализации программы, актуализации мотивационных ресурсов, включения педагогов в инновационную деятельность.
Реализация инновационной программы предполагает организацию направленного на решение ее задач интегративного взаимодействия всех элементов образовательной системы школы: образовательной среды, содержания образования, образовательного процесса и его субъектов.

Исходя из вышеизложенного, изменения в результате реализации инновационной образовательной программы по масштабности будут являться системными (приложение 3), охватывающими все образовательное учреждение и распространяющимися за его пределы.

Модель будущего инновационного продукта как результата реализации инновационной образовательной программы

(Приложение 4)

Как инновационный продукт в результате реализации инновационной образовательной программы в школе будет создана система здоровьесозидающего и физкультурно-спортивного образования и воспитания, которая будет включать:


  1. Организационную модель проведения уроков физической культуры, подготовки и проведения «Школьных олимпийских игр».

  2. Модель организации здоровьесозидающей и здоровьесберегающей деятельности школы (во время учебного процесса, при организации перемен, во внеклассной внеурочной дечятельности).

  3. Модель организации спортивно-оздоровительной деятельности первоклассников через формирование индивидуальных образовательных маршрутов в ОДОД школы.

  4. Модель организации олимпийского образования и просвещения в школе.
  5. Модель организации методической деятельности педагогического коллектива по освоению здоровьесозидающих и здоровьесберегающих технологий.


  6. Программы мониторинга состояния здоровья обучающихся и сотрудников, программы мониторинга физической и двигательной активности, участия в спортивных соревнованиях.

  7. Модель управленческой деятельности администрации по реализации инновационной образовательной программы. Локальные акты ОУ, методические материалы, сценарии праздников и мероприятий и другие материалы.



следующая страница >>