zabika.ru 1

Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии


Алексеева Тамара Михайловна, учитель биологии

МБОУ СОШ №15 ст. Холмской Абинского района

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии.

Исследования позволяют утверждать, что использования компьютерных технологий в учебном процессе может не только способствовать развитию самостоятельности и творческих способностей учащихся, но и в значительной степени изменить всю технологию обучения.

Информационные технологии дают возможность:


  • построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения.

  • коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление.

  • рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса.

  • использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.

  • изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования.

  • представлять в удобном для изучения масштабе различные физические, химические, биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.


Учитывая специфику преподавания предмета, возрастные и психологические особенности учащихся, на уроке должно быть много наглядности, т.к. ограничиваясь иллюстрациями в учебники и простым рассказом не какого интереса к предмету не привьешь, а следовательно не будет результата

В нашей школе кабинет биологии совмещен с кабинетом химии. В нем имеется телевизор, видеомагнитофон, компьютер с мультимедийным оборудованием, таблицы, плакаты, раздаточный материал и др. В своей работе я использую следующие CD диски:


  • диск «Уроки биологии 6 класс» включает презентации за курс ботаники. Данный программный продукт предназначен для изучения биологии в 6кл, соответствует действующим школьным программам. Для информативности, в презентациях под каждым слайдом вставлены заметки, которые можно озвучивать, записав свою речь ( найти в компьютере: «Вставка»- «Фильм и звук»- «Записать звук») и внеся небольшие изменения в настройки презентации. Во время просмотра такой презентации у ребенка возникает полное ощущение присутствия на уроке. Можно также распечатать заметки к слайдам и просматривать презентации, пользуясь указаниями.

  • Диск «Уроки биологии 7 класс» включает презентации за курс зоологии. Материалы диска соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта, могут быть использованы на только на уроках, но и во внеклассной работе – на факультативных или кружковых занятиях.

  • диск «Общая биология 10-11 кл», включает весь учебный материал за курс общей биологии. Данный программный продукт сделан очень профессионально и отвечает современным требованиям обучению предмета.

Мультимедийные презентации позволяют представить учебный материал, как систему ярких опорных образов. Я считаю, что презентация с включением дополняющих технологий – самая удобная и не сложная форма для учителя при проведении урока. Главное в презентации это тезисность для учителя и наглядность для ученика. Уроки с использованием презентаций позволяют сделать учебный материал более насыщенным, интересным и красочным. Такие уроки позволяют повысить мотивацию учащихся, заинтересовать в своем предмете. Также эти диски использую в индивидуальной работе с отстающими и мотивированными учащимися.


В качестве примера могу привести разработанный урок – презентацию по биологии на тему «Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий, строение». Следует отметить, что:


  1. объем полученной информации (по сравнении с классическим уроком) увеличился в два раза;

  2. усвоение (понимание) материала почти 100%;

  3. уровень обученности по данной теме на следующий урок 100%.

Презентации также готовят и сами учащиеся, причем с большим удовольствием. Так, в 11 классе по теме: «Достижения биотехнологии и этические аспекты ее исследований, учащиеся подготовили презентацию

« Клонирование организмов», которую с интересом просмотрели учащиеся.

Конечно, нужно учитывать и то, что на уроке биологии компьютер не может заменить натуральные объекты, изучение живых организмов в естественной среде обитания. Однако с помощью информационных компьютерных технологий можно смоделировать многие сложные биологические процессы и закономерности, которые делают урок более интересным. Следует помнить, что несоблюдение санитарно-гигиенических условий организации учебных занятий с применением компьютеров может отрицательно сказаться на здоровье учащихся.

Подводя итог, следует сказать, что использование ИКТ в обучении обеспечивает:

  • интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса;

  • многоаспектное развитие школьника;

  • подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества;

  • реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации.