zabika.ru 1


Городской исторический исследовательский

конкурс « Моя семья в истории страны ».

Номинация « Семейная реликвия ».

«Наследство от бабушки».

Работу выполнила Волкова Ольга Дмитриевна

ученица 4 класса « В» МБОУ СОШ № 37

Автозаводского района.

Руководитель: Жадеева Ирина Юрьевна

учитель начальных классов.

Консультант: Волкова Елена Михайловна, мама.

г. Нижний Новгород

603083 ул. Южное шоссе д.49 а

256-64-40 256-74-20

1


При выборе темы для своего сочинения меня заинтересовало само слово «реликвия». По словарю Ожегова, «реликвия» - это вещь, свято хранимая как память о прошлом. Мне кажется, у каждого человека рано или поздно появляется такая вещь. Я думаю, что она обычно связана с кем-то или чем-то очень важным и значимым в жизни человека. Таким событием в жизни моей прабабушки Валентины Павловны Крестиной была Великая Отечественная война.

img_0001
Крестина Валентина Павловна

2

В июне 1941 г. бабушке было всего 15 лет. Она хорошо помнит, как в их барак пришёл «нарочный» (посыльный) и сообщил о начале войны. Он вручил мужчинам первые повестки на фронт. Бабушка помнит каменные лица мужчин и плач женщин. В одно мгновение в воздухе повисла тревога, которую чувствовал каждый. Жизнь почти сразу изменилась. Мужчин оставалось все меньше и меньше. Работать на автозаводе приходилось женщинам и детям. К труду прабабушка была приучена, как и все дети с раннего возраста. Бабушка вспоминает, что полола грядки в огороде уже в 6 лет. Но с началом войны детям стали поручать даже очень трудную работу

К 1941 году за плечами у бабушки Вали было 7 классов средней школы. Но на этом ее образование закончилось. Так распорядилась война.


Очередной «нарочный» привез повестку в ФЗО (фабрично-заводское обучение) на ее имя. В то время в городе были нужны рабочие руки. Там создавались и обучались отряды молодежи. После обучения их отправляли восстанавливать освобожденные от фашистов районы. Бабушкин отряд планировалось направить в город Ржев. Но у бабушки, не доставало, необходимых документов. Пока их «выправляли», отряд был сформирован и отправлен в Киров на учебу. В отряд бабушка так и не попала, а попала на фронт.


Валентина (справа на заднем плане) со своими фронтовыми подругами.
img

3


 Валя Крестина стала радисткой.

Так война определила бабушкину судьбу и жизнь. Чем труднее было, тем больше она мечтала об окончании войны и Победе. Одни работали, стиснув зубы, потому что верили, что помогают воюющему отцу, сыну,

брату или мужу. Другие самоотверженным трудом мстили фашистам за погибших родных и близких. Особенно внимательно все слушали сводки с фронта. И, наконец, 9 мая 1945 года всеобщим ликованием, песнями и танцами под гармошку и праздничной демонстрацией встретили известие о Победе Советской Армии в Великой Отечественной войне.

Вот медали – это военное детство, самоотверженный труд, голод, слезы, тревога и гордость за себя, за свой трудовой подвиг, за всех советских людей, победивших фашизм, отстоявших мир и свободу.

img_0005

4
img_0006


5

Жизнь на заводе снова изменилась. Рабочая смена сократилась до 8 часов. К станкам вернулись мужчины - вчерашние фронтовики. Заводчане начали выпускать мирную продукцию. А бабушка всю свою жизнь, до самой пенсии посвятила заводу, который стал для нее родным за годы войны. Она сама теперь обучала молодежь, приходившую сюда работать.

Эти награды для неё – память о трудном периоде в ее жизни, в жизни родного завода, в жизни всей страны. В этих медалях – военное детство, самоотверженный труд, голод, слезы, тревога и гордость за себя, за свой трудовой подвиг, за всех советских людей, победивших фашизм, отстоявших мир и свободу. Я считаю, что эти медали должны стать нашей семейной реликвией, должны передаваться из поколения в поколение как память о нашем дорогом ветеране.
img_0007


6
img_0013
7
Ежегодно вся наша большая семья  собирается 9 мая у бабушки Вали, чтобы поздравить ее с большим праздником - Днем Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Бабушка говорит, чтобы не было новой войны, нужно помнить, сколько горя, боли, слез и несчастий принесла она с собой. Я считаю, что такие семейные реликвии, помогают нам больше узнать о героическом прошлом наших бабушек и дедушек. Они нужны нам, чтобы не допустить новой войны и сохранить мир на земле.

 Все эти грамоты и награды бережно хранятся  в нашей семье.  Очень многое они позволили мне узнать о том далеком прошлом. О временах Великой Отечественной Войны. Теперь и я буду знать и помнить…
У прабабушки немало благодарственных писем и поздравлений как ветерану Великой Отечественной войны.

img_0011


8

img_0010
9

img_0009

10

Сейчас моя прабабушка на заслуженном отдыхе. Она много рассказывает и читает своим внукам и правнучке о войне.


img_0019 img_0020
Я с прабабушкой.
img_0021

11
   В завершении, я хочу написать стихотворение, которое любит прабабушка.

Его записала мама, когда еще сама была ученицей, под диктовку прабабушки.

Участники войны. Немного их осталось.

Они средь нас в почете и чести.

Как позабыть о том, что им досталось

В войну перетерпеть, перенести.

Они стареют. Даже те, кто в двадцать

Или в семнадцать лет вступил в бои.

И с фронтовой привычкой не сдаваться

Несут недомогания свои.

Все ужасы, все смерти, все кошмары

Преодолев и завершив войну

Они теперь как старые чинары,

Прожившие две жизни за одну.

Бывает, что всплакнут, но не плаксиво.

В своем застольном дружеском кругу,

Где чую я с особой острой силой

В каком долгу у них, в каком долгу.

Велик мой долг. И кажется порою

Мне погасить его не по плечу.

Вот почему сижу в кругу героев

      Тушуюсь перед ними и молчу.

12

Список использованных источников и литературы.

1.Фотографии из семейного альбома.

2.Рассказы из воспоминаний прабабушки.

3.Толковый словарь С.И Ожегова Москва , 1997г.