zabika.ru 1

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение


детский сад «Светлячок»

Конспект НОД

«Домашние помощники»

Подготовила: Лебедева Е.А..,

воспитатель

2011


Цель: Расширить знания детей о бытовых приборах. Закрепить правило пользования бытовыми приборами.

Задачи образовательных областей:

Познание:


  • Закрепить представление детей о назначении бытовых приборов ( пылесос, стиральная машина, утюг, электрический чайник, вентилятор);

  • Развивать способность различать признаки предметов и обобщать их;

  • Развивать умение устанавливать элементарные связи;

  • Формировать представления о назначении старинной домашней утвари ( веник, стиральная доска, утюг чугунный, самовар,веер) в сопоставлении с современными бытовыми приборами;

  • Развивать логическое мышление

Безопасность:

  • Приобщать к способам безопасного поведения при использовании бытовых приборов;

Социализация:

  • Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию на тему из охраны жизни

  • Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность

Коммуникация:

  • Осваивать элементарные навыки речевого этикета;

  • Обогащать словарь детей: пылесос, чайник, стиральная машина, утюг, веник, самовар, стиральная доска, пылесосит, стирает, гладит, кипятит;

  • Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими;

  • Осваивать умения составлять небольшой описательный рассказ о бытовом приборе;

Труд:

  • Поощрять желание участвовать в труде взрослых;

Музыка:
  • Развитие образных движений посредством игры ( внимания, воображения, коммуникативных навыков, умения ориентироваться в пространстве);


  • Формировать умение длительного дыхания.


Материал: бытовые приборы: пылесос, утюг, электрический чайник; веник, самовар, стиральная доска, картинки – чугунный утюг ,стиральная машина, кукла- домовёнок Кузя
Словарная работа:пылесос, чайник, стиральная машина, утюг, веник, самовар, стиральная доска, пылесосит, стирает, гладит, кипятит;
Ход образовательной деятельности

-Ребята, когда сегодня пришла в детский сад, увидела возле дверей нашей группы необычный сундучок. Посмотрите.

Воспитатель берет в руки сундучок, подходит к детям.

-Что за странный сундучок

И закрыт он на замок!

- Ребята, посмотрите, как интересно, что же там спрятано? Вам интересно посмотреть? Как же можно его открыть?

Педагог обращает внимание на замок и на рядом лежащие ключи.

-Ребята посмотрите, а ведь скважина в замке на что то похожа? Что это? (геометрическая фигура :треугольник)

Педагог предлагает подобрать «ключик». Дети методом подбора выбирают ключик, открывают сундучок.

Дети выбирают подходящий по размеру и форме «ключик».

Педагог берет в руки домовёнка Кузю.

  • Кузя, ты, что там делаешь, зачем ты в сундучок залез?

  • Ой, я так боюсь! Здравствуйте, ребята!

  • Что же ты так напугался?

  • Я и сам не знаю, моя хозяйка Дуняша пользуется такими страшными приборами, все они так гудят, трещат, свистят.

  • Что же это за приборы, которые так испугался Кузя?

  • Я и сам не знаю как они называются, но у меня есть картинки и загадки про них.

Педагог предлагает детям сесть вокруг стола. Кузя достает из сундучка маленькие картинки с предметами и бытовыми приборами . Загадывает загадки, дети находят картинку, называют бытовой прибор:
Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит как лайнер: «Ту».

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает. (Пылесос)
Я, не хвастая, скажу,
Всех друзей омоложу.
Идут ко мне унылые – 
С морщинками, со складками.
Уходят очень милые – 
Веселые и милые.
Значит, я надежный друг – 
Электрический … утюг
На столе – кастрюль начальник

Толстый, длинноногий… чайник

В кругленьком окошке

Мокрые одежки

Крутятся, стираются

Чистые получаются ( стиральная машина)

На одной ноге стою,

Во все стороны кручу,

Если жарко вам бывает,

Я вас быстро остужу.(вентилятор)

-

Перед детьми выкладываются картинки: пылесос, стиральная машина, утюг, электрический чайник, вентилятор.

- Кузя, да ведь это наши помощники, бытовые приборы.

- Но они так страшно гудят…

- Кузя, чтобы ты больше никогда не боялся работы бытовых приборов, мы с ребятами сейчас покажем и расскажем о них.
Педагог с детьми подходят к приготовленному пылесосу и венику.

- Ой, вот мой веник, я часто им подметаю и прибираю у себя в избе.

Кузя показывает движения веником.

- Правильно, Кузя, это веник, пользовались им давно, сейчас пользуются пылесосом. Ребята, давайте расскажем Кузе о пылесосе так, чтобы он не пугался его.

«Про пылесос»
Во многих семьях пользуются при уборке пылесосом.
Почему лучше пользоваться пылесосом, а не пыльной тряпкой и щеткой? Пылесос очищает воздух. Во время работы он прогоняет через ряд фильтров, в том числе и через микрофильтры, десятки кубометров воздуха, задерживая мельчайшие пылинки.
Пылесос извлекает из воздуха не только пыль, но и разные бактерии. Специальные исследования показали, что после получасовой работы пылесоса число бактерий в воздухе уменьшается вдвое.
А работать с пылесосом легко и приятно. Множество всяких приспособлений прилагается к нему.

Есть щетки, которыми чистят ковры, половики, диваны. Специальным наконечником хорошо высасывать пыль из узких щелей в полу, из-под плинтусов – вообще из мест, не доступных для обычной половой щетки.


(Дети рассказывают , что у пылесоса есть шланг, корпус, вилка и шнур. Он включается в розетку ,и им пылесосят ковры, собирают пыль, для того чтобы в доме не было микробов и мы не заболевали.)

Воспитатель:

- Кузя мы с ребятами сейчас поиграем в игру «Пылесос и пылинки». Ты будешь пылесосом, а ребята – пылинки. Под музыку пылинки летят по всей комнате, но как только музыка остановится, ты должен собрать все пылинки в свой мешок- корпус, задевая пылинки по плечу.

Проводится игра, в ходе которой «пылесос» собирает все пылинки.

По окончании игры педагог говорит:

- Вот так и работает пылесос, собирая пыль, делая ковры чистыми и практически безопасными.

-Ребята, а кто дома маме помогает пылесосить ковры?

-А давайте покажем Кузе, как это надо делать. Но прежде вспомним основное правило пользования электрическими приборами.

Электрическими приборами можно пользоваться только вместе со взрослыми, а включать их должны только взрослые!
Педагог включает настоящий пылесос и вместе с ребенком показывает, как это делается.

Кузя:

- Как здорово, теперь я буду тоже пы-ле-со-сить дома у себя и помогать Дуняше.

- Нет, Кузя, это электрический прибор и пользоваться им можно только вместе со взрослым! Запомни это правило!
Дети с педагогом подходят к стиральной машине (картинка) и стиральной доске в тазике.

Кузя:

- Ой, это ведь моя стиральная доска, я на ней свои рубашки стираю. Кузя показывает детям как он это делает.

Педагог предлагает детям каждому попробовать постирать на стиральной доске. Подключается музыкальный руководитель, который сопровождает движения детей и Кузи подпевкой:

«Мы платочки постираем».

- Правильно Кузя, белье раньше стирали на такой стиральной доске, а сейчас есть у хозяек замечательные стиральные машины, посмотрите на эту.

Педагог подводит к картинке, на которой изображена стиральная машина.


- Ребята расскажите , как работает машина, как ей пользуется ваша мама, бабушка.

-А для чего мы стираем наши вещи.

-Правильно, чтоб она была чистой и на ней не было микробов.

Дети рассказывают Кузе о стиральной машине.

Кузя:

- Как здорово, теперь я тоже буду стирать на стиральной машине.

- Нет, Кузя, вспомни правило, которое мы тебе только что рассказали: Электрическими приборами можно пользоваться только вместе со взрослыми, а включать их должны только взрослые!

-Ребята, а давайте немного поиграем с пальчиками.

Раз, два, три, четыри

Мы посуду мыли, мыли.

Чашку, чайник, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду маме мыли,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Носик чайнику отбился,

Ложку мы чуть- чуть сломали

Вот как маме помогали!

- Ой, а это что такое? Вроде бы на утюг похож, но какой-то он странный!

- Правильно, Кузя, это электрический утюг. Раньше пользовались утюгом с угольками, а теперь электрическим утюгом.

Дети рассказывают как пользоваться утюгом.

Кузя:

- Как здорово, теперь я буду тоже сам гладить свои рубашки, но включить утюг попрошу взрослого.

-Правильно, Кузя, это электрический нагревательный прибор и пользоваться им можно только вместе со взрослым! Иначе может случиться беда!

-Ребята, а что может случиться? (ответы детей :пожар)

Но вот помогать своим мамам можно.

Педагог предлагает поиграть в речевую игру «Помощники мамы»

Дружно маме помогаем

Платья и штаны стираем

Воды много мы налили ш-ш-ш,

Порошка насыпали с-с-с,

Покрутили, покрутили ( движения руками),

Все отжали( движения), посушили.

На доске расправили (движения),


Утюгом погладили пш-пш-пш.

Педагог приглашает детей к столу, на котором стоят самовар и электрический чайник.

Кузя:

-Ой, а это мой любимый самовар, мы с Дуняшей по вечерам чай из него пьем.

- Правильно, Кузя, раньше были в избах самовары, а сейчас электрические чайники.

Дети рассказывают Кузе о чайнике.

Кузя:

- Как здорово, теперь я буду тоже кипятить воду в чайнике.

- Только ты должен помнить правило: пользоваться им можно только вместе со взрослым!

-Хорошо, хорошо, я это запомню!

-Молодец!

-Ой , а это что за штука такая? И для чего она (Кузя подходит к вентилятору и удивленно рассматривает)

Воспитатель: а это Кузя вентилятор, а для чего он нужен, наши ребята тебе сейчас расскажут. (рассказы детей)

-Как здорово! Ведь скоро будет весна, а потом жаркое лето. С ним в доме будет хорошо. А у нас раньше пользовались веером, когда дамам было жарко, или как украшенье.

-Вот посмотрите (Кузя из сундука достает веер)

Кузя немного загрустил.

Воспитатель: Кузя, а что ты загрустил?

-Ну у моей хозяйке Дуни такого вентилятора нет, и ей наверно будет жарко летом. Мне ее очень жаль.

-Ребята посмотрите, как Кузя переживает за свою хозяйку. А мы можем ему чем-нибудь помочь?(ответы детей)

-Конечно Кузя, наши ребята такие мастера, что они сейчас помогут тебе.

-Ребят, а из чего можно сделать вентилятор? (предположения детей)

-Конечно можно его и слепить, и нарисовать , и склеить и т.д.. но давайте сделаем его из цветной бумаги.

Коллективная работа по аппликации

(дети подходят к столу, одни вырезают, другие склеивают)

-Ребята, большое спасибо вам за вентилятор. А теперь мне пора возвращаться домой и помочь своей хозяйке. Ведь теперь я знаю все о помощниках моей хозяйки, и не боюсь их.

Итог :

-А вы обязательно помогайте своим мамам, и не забывайте правило:

Электрическими приборами можно пользоваться только вместе со взрослыми, а включать их должны только взрослые!