zabika.ru 1

Консультативная психология 10.03.07 Методологические основы психологии консультирования – теоретические основания и программы, которые обеспечивают психологу теоретическую и практическую опору в процессе консультирования. В понятие методологические основы консультирования входят: -механизмы, обеспечивающие достижение целей консультирования –теоретические принципы в определении сущности и природы личности Механизмы психол. консультирования: 1.Осознание – достижение клиентом глубокого понимания самого себя и своей психологической жизни, конфликтов, переживаний. В работе: отрицательные частицы не употреблять, добиться осознаний клиентом своего «Я», сотрудничества/. Может быть отторжение или агрессия. Процесс осознания клиентом своих подавленных и вытесненных чувств имеет ряд характерных особенностей: -инсайт – внезапное осознание и понимание причин проблемы –катарсис – эмоциональное потрясение, переживаемое клиентом, сопровождается аффективной разрядкой. 2.Спонтанность – умение быть свободным от стереотипов в поведении, мыслях и действиях. Спонтанность состоит в том, чтобы побудить человека сбросить свои повседневные роли, избавиться от стереотипов, стать раскованным и творческим. 3.Переживание – принятие клиентом какой-либо информации не столько через интеллект, столько через эмоциональную сферу. 4.Коммуникация – способ построения диалогов между клиентом и консультантом через метафору, образы, символы и различные ситуации. Функции методологической основы консультирования. 1.Разъяснение сложных, глубинных явлений человеческой психики на основе выработанных теоретических конструктов, что позволяет лучше понять проблему клиента и выстроить консультативную гипотезу. 2.Прогнозирование последствий поведения личности на основе полученных исследований. 3.Поиск и сбор новой информации об особенностях личности в рамках заданной теории. Теории личности в консультативном процессе. 1.Бихевиоральная теория. Направлена на переобучение клиента более адаптивным техникам и способам взаимодействия с самим собой и окружающими. Поощрение как метод формирования правильного, адаптивного поведения. Принципы консультирования: -практической работой в консультативном процессе является опора на поведение клиента –поведение клиента меняется через положительное подкрепление/ хорошо, правильно/ -в результате прошлого опыта у клиента формируется ожидание. 2.Рационально-эмотивное консультирование. Основоположник А.Эллис. Основные принципы: -предмет исследования и работы в РЭК установки –человек от рождения склонен к принципу рационального мышления –проблема клиента-результат его ошибочных представлений –основной метод работы в РЭК-опознавание иррациональных установок, стремление к конфронтации, к их пересмотру и закреплению функционирования рациональных установок. 3.Психоаналитическое направление. Основные принципы: -работа с конфликтами –исследование бессознательного и работа с ним –эмоции и переживания клиента. Основные задачи: -поиск причин защитного поведения –помощь клиенту найти такие способы выражения подсознательных стремлений, которые более приемлемы для самого клиента –помощь в развитии психологической зрелости клиента через осознание своих защитных механизмов. Методы работы: -свободные ассоциации/анализ тех представлений, мыслей, воспоминаний которые свободно, спонтанно возникают у клиента в ответ на то или иное явление/ -интерпретация/психолог анализирую поведение, действия, высказывания клиента разъясняет скрытые, неосознаваемые им аспекты переживаний/ -анализ переноса т.е. тех чувств, испытывая которые к другим людям клиент неосознанно переносит на психолога и думает, что испытывает их именно по отношению к психологу –анализ сновидений/попытка понять скрытый смысл тех символов и образов, которые фигурируют в снах клиента/. 4.Юнгианское направление. Основные принципы: -введение понятия общего коллективного бессознательного/комплекс универсальных методов поведения личности, данных ей изначально в качестве обобщённых образов от предков/ -источником и причиной неврозов является раздробленность личности/конфликт сознательного и бессознательного/. Методы работы: -анализ сновидений –анализ переноса –свободные ассоциации –анализ ранних детских воспоминаний. 24.03.07. Личность психолога-консультанта в процессе консультирования. 1.Модель эффективного психологического консультирования. 2.Этические принципы психологического консультирования. 3.Границы конфиденциальности. Выделяют 3 позиции консультанта по отношению к клиенту: -позиция равенства/равноправные партнёры/ -доминантная позиция/консультант является направляющей и ведущей силой в развитие клиента с которой клиент считается/ -не директивная позиция/подчёркивается значимость клиента с целью повышения его самооценки/. Ролевые функции психологического консультирования в пространстве консультирования: -психолог как личность/своё мнение оставляет при себе/ -консультант как субъект деятельности/происходит осуществление тех действий, в результате которых обеспечивается полное раскрытие клиента перед психологом/. Модель эффективного консультирования: 1.Личностные качества. 2.Система ценностей. 3.Профессиональные установки, навыки, умения. Профессиональные установки: -уникальность –динамичность/отсутствие статических ситуаций в процессе консультирования, постоянные изменения клиента и консультанта/ -доверие к клиенту/клиент является лучшим экспертом своих проблем и поэтому должен увидеть их сам, а психолог подвести его к этому видению/ -безопасность/важнейшим является чувство безопасности клиента, ощущение у него чувства доверия/ -ограниченность и несовершенность/психолог обязан сформулировать у клиента чувство ответственности за себя и свою жизнь/ -экзистенциональность бытия/вопрос жизни и смерти, психолог должен помочь клиенту в понимании и принятии неразрешимых проблем и противоречий/. Профессиональные умения: 1.Умение слушать и слышать клиента. Особенности речи, слова и выражения которые он использует, метафоры, образы, тембр голоса, поза, выражение лица, положение тела в пространстве. 2.Оптимально строить свою речь, чтобы она была понятна. 3.Понимание психологических особенностей и состояний клиента опираясь при этом на симпатию и невербальные проявления. Психолог должен быть жестким в те моменты, когда это необходимо. 4.Предоставить информацию необходимую клиенту в данный момент при этом не оказывая давления и не проговаривая жестких рекомендаций. Способы предотвращения синдрома сгорания: -принятие личной ответственности за свою работу –развитие других профессиональных интересов помимо консультирования –поддержание профессиональных контактов и обмен опытом –активная социальная жизнь –обдуманные обязательства –проработка и снятие невротической установки на победу любой ценой. Этические нормы и требования психологического консультирования: -адекватная оценка психологом уровня и пределов своей компетентности –запрет на применение диагностических методик и техник, которые не достаточно опробованы –запрет на использование клиента в качестве испытуемого для проведения практических экспериментов без предварительного обсуждения и его согласия –запрет на двойственное отношение. Основные моменты, необходимые для обсуждения с клиентом перед консультированием. 1.Цель консультирования. 2.Квалификация и образование психолога. 3.оплата работы. 4.Приблизительная продолжительность консультирования. 5.Контактная информация о психологе. 6.Целесообразность и необходимость проведения консультирования. 7.Возможное временное ухудшение состояния клиента в процессе консультирования. 8.Возможность применения в процессе консультирования некоторых технических средств.

Уровни конфиденциальности: -пределы использования психологом сведений о клиенте, когда он имеет право использовать информацию о нём только в профессиональных целях –условия использования психологом информации, когда возникает необходимость поделится сведениями с окружением клиента. Пределы конфиденциальности: -относительность соблюдения правил конфиденциальности –психолог имеет право не соблюдать конфиденциальность если информация, полученная в ходе консультации может причинить вред клиенту. 31.03.07. Общие представления о кризисе и кризисная интервенция. Кризис – опасная возможность разрешения проблемы с сопутствующей тревогой. Любая ситуация, заставляющая человека искать психологическую помощь – кризис. Существует жизненный кризис/предсказуемый/ и случайный кризис/непредсказуемый/. Жизненный – свадьба, похороны, болезнь. Действия психолога в кризисных ситуациях не зависят от характера проблемы. Динамики кризиса приводят к одним общим правилам, по которым действует психолог. Кризисная ситуация требует установки следующих целей: -установление отношений доверия, которое достигается эмпатическим слушанием и отражение чувств клиента –определение сути кризисных ситуаций, установление деталей кризиса. Клиенту надо дать понять, что стало причиной кризиса –обеспечение возможностей обратившемуся клиенту действовать. Наметить определённый план действий, дать уверенность, что цель реальна и достижима. Интервенция. Принципы кризисной интервенции. 1.Безотлагательная интервенция. Необходима, если кризис таит в себе опасность, ограничение возможностей для развития, поэтому интервенция не может быть отсрочена. 2.Обратившийся за помощью вполне способен выбрать свой жизненный путь. 3.Действие. При кризисной ситуации психолог очень активно участвует во всём, что происходит с клиентом, чтобы оценить ситуацию и сформулировать план действий. 4.Ограничение целей. Основополагающая цель состоит в восстановлении равновесия/душевного покоя/. 5.Поддержка. Психолог обязан предоставить клиенту поддержку, понимание и помощи в преодолении кризиса. 6.Фокусирование на решении основных проблем кризиса. В этом состоянии человек находится в неопределённости и интервенция должна быть структурирована. 7.Имидж или образ кризисной ситуации. Для мобилизации энергии клиента поддержка должна быть оказана таким образом, чтобы оценить и понять имидж, который создал себе клиент. 8.Уверенность в себе. Убедить, поговорить с клиентом, что эта кризисная ситуация не последняя в его жизни /«что бы не произошло, вы справитесь, вы сильный»/. Модель разрешения кризисных ситуаций. 1.В чём состоит проблема? 2.Что вы предприняли до прихода к психологу? Выявление активной позиции клиента. Правила работы психолога, работающего с кризисными ситуации: -нельзя ставить перед собой грандиозную и глобальную задачу т.к. её не возможно выполнить до конца. Ставить реальные цели, использовать малые задачи, решение которых приводит к успеху. Такой подход воодушевит клиента и он легче выйдет из кризиса –необходимо дать знать человеку о своих намерениях вместе выйти из кризиса –необходимо призвать на помощь родственников и друзей кризисного клиента. Суицидальное поведение как форма кризисного реагирования. Факторы суицидальной опасности. 1.Социально-демографический: -половые различия, больше подвержены мужчины –возраст 12-15 лет/неуспешность, неудовлетворённость, невроз/, 29 лет максимальный пик, 45-65 лет/риск/ -семейное положение/разведённые, вдовцы, бездетные, одинокие/ -образование, профессиональный статус/безработные, лица с высшим образованием, солдаты-срочники, психиатры, врачи скорой помощи, анатезиологи/. 2.Медицинский: -психиатрические патологии/алкоголизм, расстройства личности, депрессия/ -соматические патологии/ онкология, хронические заболевания, астма, туберкулёз, различные уродства, потеря физиологических функций/ -гомосексуальная ориентация –суицидальные мысли и намерения в прошлом. 3.Внешние обстоятельства. Насколько человек был изолирован во время попытки суицида, писал ли прощальное письмо, искал ли помощи во время попытки или после неё, совершал ли финальные действия, которые должны были привести к смерти, насколько предумышленно, какие чувства испытал, обнаружив, что попытка не удалась. Индикаторы суицидального риска. 1.Ситуационные индикаторы: -сексуальное насилие –смерть любимого человека –нежелательная беременность –уход на пенсию –позор и унижение. 2.Поведенческие индикаторы: -психотропные вещества –резкое снижение повседневной активности –изменение привычек –разговоры на тему смерти, убийства –оформление завещаний, конфликты. 3.Эмоциональные индикаторы: -безразличие/амбивалентность/ к жизни –затяжная депрессия –беспомощность, отчаяние. 14.04.07 Структура психологического консультирования. Понятие структуры и модели психологического консультирования. Под структурой понимают совокупность технических этапов , которые проходят психолог и клиент в процессе консультирования. Каждый из этапов имеет свои особенности: -специфические цели и задачи –временные аспекты –приёмы и техники работы консультанта и особенности его поведения –особенности поведения и состояния клиента –уровень эмоциональной наполняемости и глубина чувств.

Существует несколько подходов для определения структурирования пространства психологического консультирования. Выделяют следующие модели структуры психологического консультирования: 1.Эклектическая модель/Р. Кочунас/. а/Этап исследования проблем клиента. Установление контакта с клиентом/присоединение психолога к клиенту через отражение его эмоций, поведения, жестов, речи на интуитивном уровне/. б/Этап двумерного определения проблемы. Уточнение аспектов проблемы клиента до понимания сути проблемы психологом и клиентом с одной точки зрения т.е. консультант должен понять проблему так, как понимает её сам клиент. Определить проблему конкретными понятиями, чтобы клиент согласился с таким определением. в/Этап идентификации альтернатив. Обсуждение всех возможных альтернатив совместно с клиентом, побуждение клиента к самостоятельному продуцированию альтернатив и не навязывание собственных решений проблемы. г/Этап планирования. Сравнение, анализ и критическая оценка выбранных решений с точки зрения предыдущего опыта клиента и его внутренней объективной и субъективной готовности к их осуществлению. Осознание сложности и не решаемости некоторых проблем, составление плана реалистических решений проблемы. Разработка способов прогнозирования исхода проблемы при применении того или иного решения. д/Этап деятельности. Последовательная реализация выбранного плана действий; учёт и анализ всех возможных факторов, способных оказать влияние на результат действий клиента, различные обстоятельства, временные и эмоциональные затраты; обсуждение возможности частичной или полной неудачи и способов реагирования и действий клиента в этих ситуациях; подведение клиента к осознанию неудачи как не конечного результата намеченных действий, а возможности получить обратную связь и изменить, скорректировать намеченный план действий. е/Этап оценки обратной связи. Оценка клиентом совместно с психологом полученного результата и уровня достижения поставленной цели, обобщение достигнутых результатов, анализ текущей ситуации. 2.Четырёхступенчатая модель. а/Установление эмоционального контакта и доверия. б/Ведение клиента в направлении изучения и кристаллизации проблемы. в/Формирование у клиента мотивации на решение проблемы. г/Терапевтическое завершение 3.Шестишаговая модель А. Блазера. а/Формирование доверия и частичное проигрывание психологом той роли, которую ждёт от него клиент. б/Этап составления жалобы /анализ проблемы, отражение психологом истинного содержания жалобы/. в/Этап анализа проблемы/ интерпретация результатов работы, анализ условий возникновения и протекания проблемы, история возникновения проблемы, построение гипотез, их проверка и подтверждение/. г/Этап формулирования проблемы/ подведение клиента к самостоятельному формулированию своей проблемы через фразу «я понял»; конкретное и чёткое формулирование ожидаемого результата, который должен быть в сфере компетенции психолога/. д/Этап проработки проблемы/движение клиента к проблеме, изменение отношения к проблеме, использование различных методов и техник, которые подходят для данного клиента, перенос результатов в реальность/. е/Этап завершения, подведения итогов/дать понять клиенту, что он может самостоятельно решать проблемы, без участия психолога/.

Тема беседы в психологическом консультировании. Цели, построение. 1.Предоставить клиенту возможность выговориться. 2.Помочь в осознании своих мыслей, чувств, эмоций. 3.Помощь в интеграции/принятии отторгаемых аспектов личного бытия – тот негатив, о чём он не хочет говорить/. 4.Рассмотрение и анализ позитивных аспектов проблемной ситуации. 5.Формирование у клиента ресурсного состояния/запас сил/. 6.Осознание клиентом причин его проблемы. 7.Разработка плана решения проблемы. 8.Анализ актуального эмоционального состояния клиента к концу встречи. 9.При завершении процесса консультирования необходимо подвести клиента к осознанию им своей самостоятельности в решении проблем и личной ответственности за жизнь. Назначение следующей встречи/не раньше чем через 1 месяц/ с целью проверки результатов. 10.Отсоединение. Модели психологического консультирования – понимается как процесс, имеющий свои отличительные особенности. Критерием отличия моделей являются: характер проблемы, цели консультирования, этапы работы, методы, уровни личности. 1.Консультационная модель. Информативная – если клиент нуждается в получении какой-либо информации. Она не требует исследования и проработки глубины, подсознательных слоёв личности, но может затрагивать систему мотиваций и установок клиента. Цель – принятие конкретного решения по конкретному вопросу. Имеет временной промежуток 2-3 встречи. Этапы: -установление взаимоотношений доверия –формулирование и проработка психологом проблемы клиента –заключение динамичного контракта –анализ результатов тестирования, обсуждение и анализ данных тестирования –совместное обсуждение действий в проведении уточняющих процедур. 2.Психотерапевтическая модель. Большая эмоциональная составляющая и пристальное внимание психолога к чувствам и эмоциям клиента. Меньшая чёткость, ясность, логичность и структурированность. Меньшая жесткость в следовании техническим этапам консультирования. Отсутствие информативной составляющей, более длительный процесс консультирования/5 и более встреч/. Цель – не решение конкретной проблемы, а личностный рост клиента. Этапы: -индивидуальная внутренняя работа клиента по осознанию наличия у него проблемы –установление взаимоотношений безопасности и доверия –первичное выражение чувств и начальная проработка проблемы –структурирование консультативного пространства –работа с символическими образами и метафорами –движение клиента к инсайту и постановка цели.