zabika.ru 1 2 3

Методическая разработка блока уроков


с использованием различных стратегий педагогической технологии Развития критического мышления (РКМ) в рамках культурно-цивилизационного подхода в изучении куса ОРКСЭ

по теме:

«Святыни Санкт-Петербурга, духовно-нравственная жизнь Северной столицы».




(Представленная разработка уроков может быть использована

на уроках средней школы в 5- 11 классах, а также во внеклассных мероприятиях.)
Урок1 Петербург – благословенный город. Небесные покровители

Санкт-Петербурга.

Урок 2 Храмы и монастыри северной столицы.

Урок 3 Петербург город мировых религий. По пути веротерпения и толерантности.

Цели и задачи уроков.
-На основе изученного материала , личного восприятия темы, экскурсий учащиеся путём анализа и обобщения должны составить целостное представление о важности духовной жизни Петербурга.

-Познакомится с жизнью и традициями православного Петербурга

- Духовно-нравственное развитие учащихся на примере личности св. Иоанна Кронштадтского.

-Увидеть Петербург, как город в котором мирно сосуществуют все мировые религии, горд мировых культур, толерантности.

- воспитывать уважение к истории и историческим памятникам.

- способствовать формированию культуры человеческих отношений.
Педагогические технологии:

-Информационно-коммуникационные.

-Блочно-модульные.

-Развития критического мышления

-Диалоговые.

-Работа в группах.

Ведущие методы проведения уроков
Урок первый: 1 вариант -основой урока является эмоциональный рассказ учителя об основании города, его святых покровителях, отце Иоанне Кронштадтском. Рассказ нравственного характера на фоне музыкального сопровождения, в сочетании с демонстрацией слайдов, картин святынь (икон, монастырей, храмов) Петербурга.

2 вариант- технология РКМ, стратегия ИНСЕРТ (Условные значки.), техника вопросов.

Тип урока: комбинированный, изучение новой темы.
Урок второй: урок-экскурсия в соавторстве с учащимися или самостоятельно разработанный учителем вариант маршрута и содержания.

Тип урока: урок-практикум, изучение нового материала.
Урок третий: урок с элементами дидактической игры в группах и самостоятельного поиска информации.

Тип урока: диалог, изучение нового материала.

Литература к урокам:

-В. В. Антонов, А.В. Кобак, Святыни Санкт-Петербурга. Историко- церковная энциклопедия в трёх томах, СПб.: И-во «Чернышова»,1997.
-Земля Невская православная. Православные храмы пригородных районов Санкт-Петербурга и Ленинградской области., СПб.: И-во «Православная Русь», 2000.
-В.Н. Авсеенко, История города С.-Петербурга в лицах и картинках 1703-1903. Исторический очерк., СПб.: И-во «Сотис»,1992.

-Санкт-Петербург. Что? Где? Когда? Составители : Л.Е. Лавренова и др.- СПб.: Из-во «МиМ», 1998 г.
-Очерки истории Санкт-Петербургской епархии, СПб.: Из-во «Андреев и

сыновья», 1994 г.

Урок первый: Петербург – благословенный город.

Небесные покровители Санкт- Петербурга. Святой чудотворец Иоанн Кронштадтский.
Основные вопросы урока:
-Быть ли Петербургу пусту или он благословенный город?

-Святыни и святые Петербурга.

-Что такое православие?

-Как ты понимаешь строчки стихотворения Пушкина, взятые в качестве эпиграфа к уроку?

-Каким предстал перед тобой образ Св. Иоанна Кронштадтского?

-Как жизнь и подвижничество Иоанна Кронштадтского изменили Петербург?

Оборудование урока:
Мультимедийное оборудование, карта Петербурга,

Портреты Александра Невского, Ксении Петербургской, Иоанна Кронштадтского.


Слайды с видами: Александро-Невской лавры, Часовни Ксении Блаженной, Иоанновского монастыря.

Тексты ( 2 вариант урока).
Эпиграф к уроку «Но дай мне зреть мои, о Боже прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпенья и любви

И целомудрия мне в жизни оживи».

А.С. Пушкин.
Ход урока:

1вариант.

Учитель показывает фильм презентацию в музыкальном сопровождении и предлагает ученикам назвать тему урока.

Учитель читает эпиграф к уроку, предлагая в течении урока смыслить его значение.

Работа продолжается в форме эмоционального рассказа учителя с элементами диалога, учитель задаёт вопросы классу , побуждая учащихся в высказыванию своих мыслей, обмену информации.
Фрагменты содержания урока.
В прежние времена на всякое начинание спрашивалось небесное благословление на доброе дело, заступничество от злых сил. Закладывался ли город, возводился ли храм, прежде всего на выбранном месте совершался молебен. Древняя эта традиция возрождается и в наши дни.

С прочтения молитвы на основания города и освещении места начинается история Санкт-Петербурга. Присутствовал при этом Пётр1 , сейчас сказать трудно, но таинство свершилось и город был основан.
? Ребята, какие вы знаете легенды об основании нашего города?
Закладывался город по благословлению архиерея воронежского Митрофания.

Ещё в молодые годы Петру им было предсказано «Будишь жить в других дворцах, на севере, и воздвигнешь новую столицу – великий город в честь святого Петра. Бог благословляет тебя на это. Казанская икона Божьей Матери будет покровом города и всего народа. До тех пор пока икона будет в столице и перед ней будут молиться православные, в город не ступит вражья нога». Так всё и свершилось этот и другие малоизвестные факты должны поколебать сложившееся мнение о Петербурге как о роковом городе и сегодня , на нашем уроке мы убедимся , что Петербург – благословенный город. Ведь сегодня, отметив своё 300-летие Петербург , занимает достойное место города – мирового достояния, города – культурной столицы России, а духовно- нравственным стержнем этой культуры стало наследие православия.


Всякий человек имеет своего ангела хранителя, он защищает от всякого зла. А город говорят не стоит без трех праведников.

На наших уроках мы уже говорили о покровителях нашего города.

? Кого из покровителей Петербурга Вы знаете?

? Какова их судьба?

? Какие места в Петербурге хранят память о наших покровителях?

Первым прямым небесным покровителем Санкт-Петербурга является святой Апостол Пётр, один из учёников Иисуса Христа, вместе с Апостолом Павлом заложивший в 1 веке основы христианской церкви. В первые же дни в крепости Санкт-Петербург был заложен Петропавловский собор. В честь святых Апостолов.

(можно предложить ребятам по слайду или иллюстрации описать этот храм,

обратив особое внимание на парящего ангела, как на символ темы)

В основании собора тогда же был установлен ковчег с мощами Апостола Андрея Первозванного.

? Почему же для Руси Андрей стал Первозванным? Куда звал он Русь?

? Почему морской флаг России Андреевский? Объясните его символику?

Небесным хранителем Петербурга с начала его истории, Невских земель был Святой Благоверный князь Александр Невский, Солнце земли Русской.

? Как увековечена в Петербурге память о святом Благоверном князе Александре Невком?

15 июля 1240 года князь Александр, во главе небольшой дружины, с небесного благословления Святых братьев Бориса и Глеба, одержал свою знаменитую победу над шведами в битве при Ижоре, на том месте где она впадает в Неву.

В начале 18 века , сражаясь с королём Карлом 12 в тех же землях, Пётр 1 обратился к покровительству святого великого князя, канонизированного Русской церковью на Соборе 1547 года. Несмотря на трудности военного времени, ещё в 1710-х годах царь задумал выстроить на невских берегах большой монастырь и перенести туда мощи святого князя.

В 1717 году архитектор Доменико Трезини был составлен проект большого каменного храма во имя святого Александра Невского. Спустя пять лет , в 1723 году из Рождественской обители под Владимиром мощи святого Благоверного князя Александра Невского понесли крестным ходом в северную столицу в новый монастырь. 30 августа, когда храм был завершён, исполнилось желание государя, мощи заняли своё место в лавре где прибывают и теперь. В начале 20 века в городе было около 50 (!) храмов во имя святого Александра Невского.

Еще при жизни святителя Митрофания в 1710 году Пётр приказал из Москвы перенести образ Казанской Божьей Матери, которой суждено было стать покровом и защитой новой столицы.

(показать ребятам икону или иллюстрацию иконы, дать понятие канонической иконы)

Казанская икона Божией матери – одна из наиболее почитаемых святынь русского народа.

С конца 16 века она была установлена в Благовещенском соборе Московского кремля. В 1612 году готовясь к походу против самозванца Лжедмитрия, народное ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяли с собой этот образ. Ополчение их долгое время не могло овладеть Кремлём. Решившись на последний штурм, воины наложили на себя строгий трёхдневный пост. В течении всего времени перед иконой совершались молебны. 22 октября ополчение взяло Китай-город, а затем и изгнало захватчиков из Кремля. Этот день по указу царя Михаила Фёдоровича, стал днём чествования иконы Казанской Божьей Матери.

Перенесённая в Петербург святыня находилась в деревянной часовне на Посадской улице( Петроградская сторона), Затем в Троицком соборе Александро-Невской лавры. В царствование Анны Иоанновны, перенесена в храм Рождества Богородицы на Невском проспекте. Наконец в 1800 году при императоре Павле начинается строиться храм специально во славу образа иконы Казанской Божьей Матери – Казанский собор, архитектором Воронихиным.

В 1812 году перед чудотворным образом горячо молился М. И. Кутузов, перед отбытием в действующую армию. В храме на Невском святыня находилась до 1920 год , когда собор был закрыт , а икону перенесли во Владимирский собор на Петроградской стороне. А к истории Казанского собора мы ещё вернёмся на нашем следующем уроке, когда совершим экскурсию по самым почитаемым храмам Петербурга.

Великая Отечественная война, блокада Ленинграда, самое тяжёлое испытание. Крещение блокадой. Смертью смерть поправ Ленинград, Петербург ещё раз доказал что город этот, находящийся под защитой своих небесных покровителей, благословленный.


В начале Великой Отечественной войны патриарх Антиохийский Александр111 в своём послании обратился христианам всего мира с просьбой о молитвенной и материальной помощи для России. На этот призыв отозвался митрополит гор Ливанских Илия Салиб. В каменном подземелье, в течении 3-х дней он горячо молился Пресвятой Богородице. Молитва его была услышана и явившись Богоматерь, сказала о победе России и несокрушимости города на Неве. «Город Святого Петра не сдавать. Доколе моё изображение находится в нём, ни один враг не пройдёт. Пусть вынесут чудотворную икону Казанскую и обнесут её крестным ходом вокруг города. Тогда ни один враг не ступит на его землю. Это – избранный город…».

В Ленинграде Казанскую икону вынесли из собора и обнесли вокруг города крестным ходом.

С молебна Казанской иконе , установленной на правом берегу Волги, началась Сталинградская битва.

Грозившая городу, казалось, неминуемая гибель миновала.
О проявлении небесной милости и любви к Санкт-Петербургу говорит и появление в нашем городе за триста лет его существования святых праведников. Истинный смысл жизни и подвиг святых подвижников скрыт от глаз людей и ведом только Богу пославшему их в избранный час и избранное место.
К 18 веку относится житие Святой Блаженной Ксении Петербургской , чтимой многими поколениями горожан. При жизни она приняла на себя один из самых тяжёлых христианских подвигов – юродство.

Родилась она ещё в царствование императора Петра1 или, возможно, несколько позже- в 1720-30 годах, в Петербурге она была выдана замуж за певчего придворного хора Александра Фёдоровича Петрова, и жила на Петербургской стороне. В возрасте 26 лет она осталась вдовой. Потрясённая смертью любимого мужа, отказавшись от всех земных благ, раздав имущество и сбережение нищим, подарив дом знакомой, Ксения обрядилась в костюм мужа и до конца жизни называла себя только его именем.

Она бродила по улицам столицы не имея пропитания, живя подаянием, одетая в лохмотья зимой и летом. Не мало горя довелось ей вынести и от людей, долгие годы не верившие в её бескорыстие. Даже дети, подражая взрослым высмеивали блаженную, забрасывали её камнями. Ксения сносила всё с примерной кротостью и великодушием, чем и заслужила всеобщее признание и славу Божией угодницы. Любимым местом Ксении оставалась Петроградская сторона и Смоленское кладбище.


В 1780-х годах, когда здесь сооружалась новая церковь Владимирской иконы Божией Матери, рабочие заметили, что по ночам , кто-то кирпичи поднимает на самый верх стройки. Вскоре выяснилось, что кирпичи поднимает Ксения.

Как и большинство юродивых, Ксения заслужила у Бога дар прозорливости.

До нас дошло не мало свидетельств о её предсказаниях.

Не известно как и где скончалась Блаженная. Отпевали её в церкви святого Апостола Матфея на Петербургской стороне.

Память о Блаженной никогда не оскудевала. Песок с её могилы, которому молва приписывала чудотворную силу, каждый год разносился приходящими помолится об упокоении её души. Множество людей, особенно петербуржцев, в разное время свидетельствовали о помощи, полученной после обращения к блаженной Ксении.
Над могилой блаженной Ксении на собранные деньги была выстроена небольшая часовня, которая сразу же сделалась местом настоящего паломничества. По сути дела , блаженная Ксения уже в 18 веке была местночтимой святой.

В 1902 году на том же месте построили нынешнюю часовню- с мраморным иконостасом и надгробием.

В Советское время она на долго была закрыта, однако никакие запреты и гонения не могли помешать стремлению многих горожан помолится о душе подвижницы и прибегнуть к её помощи.

10 августа 1988 года часовня вновь была возвращена верующим и отреставри

рована. Святейший патриарх Московский и всея Руси освятил часовню, а через год блаженная Ксения бала причислена к лику святых и небесных покровителей города. Память её совершается в день 6 февраля.

В 19 веке в истории нашего города явился другой подвижник- святой праведный отец Иоанн Кронштадтский.

Святой праведный и чудотворец Иоанн Кронштадтский родился в семье бедного причетника в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии 19 декабря 1828 года. Его нарекли Иоанн в честь Св. Иоанна Рыльского.

Учение давалось ему тяжело, но он часто усердно молился и просил у Бога помощи, и вот после такой молитвы однажды «точно завеса спала с глаз, как будто раскрылся ум в голове». С той поры Иоанн стал хорошо учится и за отличные успехи по окончании Архангельского приходского училища и Духовной семинарии принят в Санкт-Петербургскую Духовную академию.


В начале 1850-х годов, когда он ещё обучался в Санкт-Петербургской духовной академии, однажды во сне он увидел себя в большом храме. Вскоре он получил место иерея, простого священника, при Кронштадтском Андреевском соборе, и , переступив порог, узнал храм, который видел во сне.
Место служения отца Иоанна было очень сложным, вот что писал он о Кронштадте « Кронштадт переполнен неимущим людом. Подвалы и чердаки, заполненные бедняками, представляют явление , не поддающиеся описанию, но в них ютятся дети, иногда круглые сироты. И в этих то смрадных трущобах зачинается первый их детский нравственных рассвет, а порок во всей наготе и дикости является главным, если не единственным их воспитателем».
В 1872 году в газете «Кронштадтский вестник» отец Иоанн обратился ко всем жителям города с призывом: «Братья мои кого интересует благо человека, пусть собирутся и сплотятся в дружное общество, и будем посвящать свои досуги и собирать нравственные и материальные силы сограждан на приискание дома трудящихся и на снабжение его потребными вещами, также на устройство ремесленного училища».
Так благодаря усилиям св. Иоанна при Андреевском соборе было создано «Приходское попечительство для помощи бедных». Трудами Иоанна Кранштадского был создан в России первый «Дом трудолюбия».

Подобные общества, дома стали создаваться по всей России.

Об одном из таких обществ, сознанных в Сергеевке (ныне посёлок Володарский) в своей творческой работе писали ученики нашего лицея.

Не случайно это общество Ревнителей веры и милосердия носит имя Св.Иоанна Кронштадтского.

Почитание и любовь которые вызывал отец Иоанн, достались ему большим трудом, строгой повседневной жизнью. Огромное значение уделял он горячей молитве, так как знал не понаслышке, как трудно помочь заблудшему, озлобленному человеку. Поэтому именно молитве его впоследствии такая сила.

Св. Иоанн присутствовал при последних днях и кончине императора Александра III, облегчая его страдания. «Вы святой человек, Вы праведник вот почему Вас любит русский народ» в последние часы своей жизни сказал Александр.


Перед молитвой его отступали самые тяжёлые болезни – отступала даже слепота. Исцелял он наедине и при стечении народа, часто даже заочно. Исцелял православных и мусульман, католиков и

Иудеев приходивших к нему со всех концов России. Вся жизнь отца Иоанна была связана с Кронштадтом, хотя и часто бывал он в Петербурге. Довелось ему путешествовать и по России.

На речке Карповке, около Каменоостровского проспекта, стоит большой златоглавый монастырь. Строился он в 1900-1908 годах по инициативе и при участии отца Иоанна, в руках которого из добровольных пожертвований благодарный людей собирались нередко значительные суммы денег.

Там же в усыпальнице , в 1908 году был похоронен святой праведник.
Его усыпальница как и могила Ксении, почиталось русским народом как святыня.

Служение св. Иоанна Кронштадтского прежде всего было миссионерским.

Он был очень смиренным и говорил «Я такой же как и Вы все». Безразличны были ему и квартира- построив новый церковный дом, он остался в прежнем скромном жилище и одежда – будь то новый шёлковый или старый подрясник, свои облачения он отдал нуждающемуся диакону, или дорогая шуба и знаки отличия три звезды, включая орден Святого Александра Невского, носил он чтобы не обидеть даровавшего их государя.

Св. Иоанна называли «пасхальным батюшкой». Русская природа была очень сильно выражена в его облике.

Но была и св. Иоанна и особая роль – в «воцерковлении» столицы о чём лучше всего написал священномученик , протоиерей Иоанн Восторгов «Что-то невиданное прежде наблюдается в столице. Побывайте на в могиле батюшки и Вы увидите как с утра до глубокой ночи беспрерывною волною идут туда богомольцы. Сразу создалась здесь обстановка «святых мест». Столица России, как бы не была воцерковлена в глазах народа и оттого оставалась для него чуждою. Нужен был живой праведник. Живой носитель веры…такой именно подвиг и совершил отец Иоанн. И было что -то величаво простое в отце Иоанне и его служении - как просто всё великое в мире».


Сам же Иоанн Кронштадтский был канонизирован как святой летом 1990 года. Память святого праведника Иоанна совершается 2 января.

Сегодня становится совершенно очевидным , что основанный по благословению святого Митрофания, Санкт-Петербург пронёс через свою трехсотлетнюю историю знаки особой избранности и высокого предназначения и явился несокрушимой твердыней для врага

Всё это наполняет особым сакральным смыслом каждый день жизни Санкт-Петербурга и позволяет иными глазами взглянуть на его историю.

Вернёмся к эпиграфу нашего урока(учитель читает эпиграф) ,ребята, как Вы думаете, почему эти строки я выбрала эпиграфом нашего урока?

Как раскрылся перед вами смысл строчек А.С.Пушкина?



следующая страница >>