zabika.ru 1


Методические Рекомендации
по подготовке к участию в третьем (региональном) этапе
Всероссийской олимпиады школьников по экологии.
Московская область


Уважаемые Коллеги!

Представленные Вашему вниманию методические рекомендации предназначены для подготовки школьников Московской области к участию в третьем (региональном) этапе Всероссийской олимпиады по экологии и разработаны в соответствии с подходами и правилами проведения третьего (областного) и заключительного этапов. Дополнительную методическую поддержку можно получить на сайтах www.olimpmgou.narod.ru и www.rusolimp.ru .

1. Олимпиада проводится в два тура (теоретический тур и защита экологических проектов). Цель теоретического тура – определение теоретической подготовленности конкурсантов – учащихся, принимающих участие в соревнованиях олимпиады. Под теоретической подготовленностью конкурсантов олимпиады следует понимать знание содержания, объёма и связей понятий, составляющих понятийный аппарат основных разделов экологии: общей, прикладной и социальной. Кроме этого, конкурсанты должны иметь ясное представление о современных процессах в сфере экологии, протекающих на локальном (местном), региональном и глобальном уровнях. В частности, речь идёт о состоянии среды обитания, живой Природы, здоровья, о решении экологических проблем в различных аспектах – социальном, технологическом и научном. Конкурсанты также должны знать наиболее известные факты из истории экологической науки, а также из истории взаимоотношений цивилизации и Природы.

Конкурс экологических проектов является логическим завершением олимпиады. На соревнованиях этого тура учащиеся не только представляют общественности результаты своей исследовательской работы, выполненной ими в период подготовке к олимпиаде, но и демонстрируют своё умение дискутировать на экологические темы, аргументировано отстаивая свою позицию. Внимание: школьники, не имеющие экологического проекта, на областной этап не допускаются!


2. Первый тур (теоретический) начинается с несложной работы по оформлению авторефератов экологических проектов. Внимание: проинформируйте школьников, участников олимпиады, о необходимости явиться для участия в конкурсных мероприятиях с рукописями своих экологических проектов! Сразу после начала олимпиады школьникам предлагается заполнить бланки авторефератов, используя имеющиеся в распоряжении рукописи проектов. На выполнение работы отводится 40 минут. После этого заполненные бланки собираются, и участники приступают к выполнению заданий теоретического тура.

Затем вниманию участников будет предложен комплект тестовых заданий 3-х типов и задания по решению «Экологических ситуаций». На выполнение заданий отводится 180 минут.

Для объективной оценки знаний учащихся применяется следующая методика подсчета результатов теоретического тура:

1) за оформление автореферата на основании существующих критериев;

2) за выполнение тестовых заданий (см. на бланке листа ответов);

3) за решение «Экологических ситуаций».

Внимание: по итогам первого тура будет осуществлен отбор участников, приглашаемых для участия в конкурсе защиты проектов (до 30 % от общего числа участников первого тура)!

3. Конкурс экологических проектов проходит в два этапа. На первом этапе учащиеся предоставляют рукописи экологических проектов, которые оценивает жюри. Второй этап конкурса экологических проектов – собственно защита результатов исследования, которая проходит в виде выступления учащегося с последующим обсуждением его содержания. Внимание: на выступление отводится не более десяти минут! Важно, чтобы учащиеся освещали только результаты, полученные путем самостоятельного исследования.
С уважением, Г.Г. Швецов
председатель методической комиссии
по экологии, к.п.н., доцент МГОУ.