zabika.ru 1 2 ... 11 12

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


ПО РАЗВЕРТЫВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЯЮЩИХ СОВЕТОВ

Под редакцией А.М. Моисеева

Методические рекомендации по развертыванию и организации деятельности Управляющих советов подготовлены в соответствии с Техническим заданием по Государственному контракту № 442 от 1 июля 2005 г. на выполнение работ для государственных нужд по проекту «Обеспечение деятельности Управляющих советов общеобразовательных учреждений».

Рекомендации построены на материалах первого опыта создания, развертывания и сопровождения деятельности школьных Управляющих советов как нового перспективного органа государственно-общественного управления школой, накопленного в школах регионов-участников проекта (Красноярский край, Республика Карелия, Южный округ г. Москвы, Московская, Тамбовская, Ярославская области). Содержат подробное раскрытие шагов деятельности по созданию Управляющих советов, развертыванию и организации их деятельности по основным группам вопросов, относимым к их компетенции.

Рекомендации адресованы руководителям и педагогам общеобразовательных учреждений, общественным управляющим, специалистам органов управления образованием и их методических служб, организаторам обучения кадров, специалистам, преподавателям, тренерам, вовлекаемым в подготовку общественных управляющих, избранных в Управляющие советы школ.

В 2004 г. министр образования и науки РФ А.А.Фурсенко в своем письме органам управления образованием ряда субъектов Российской Федерации поддержал проведение эксперимента по поддержке создания и организации деятельности школьных Управляющих Советов. В настоящее время такой эксперимент охватил 6 регионов-субъектов РФ: Республику Карелия, Красноярский край, г. Москва (Южный округ), Московскую, Тамбовскую, Ярославскую области, в которых на конец 2005 г. созданы свыше 80 школьных Управляющих советов.

Основной задачей, которую участники эксперимента в регионах вместе с группой реализации проекта, реализуемого в рамках


ФПРО ГУ-ВШЭ (руководитель проекта – А.А. Пинский) поставили перед собой на 2004 год, была подготовка к грамотному и легитимному созданию Управляющих советов, внесению изменений в Уставы школ, проведению первых выборов в Управляющие советы, их регистрации. Важно было решать эту задачу без спешки и рапортов о широком и повсеместном охвате школ Управляющими советами, поэтому к созданию советов готовились очень тщательно и с серьезной проработкой всех нормативно-правовых аспектов этого процесса.

На первом этапе эксперимента были созданы необходимые и достаточные условия для освоения участниками эксперимента нормативно-правовой документации, необходимой для организации работы и проведения первых кампаний по выборам Управляющих Советов, начата работа по обучению работников образования и общественных управляющих, вовлекаемых в создание и деятельность школьных Управляющих Советов.

Важным итогом решения этой задачи стало создание в начале 2005 года нескольких десятков Управляющих советов. Таким образом, первый этап экспериментальной работы был успешно завершен, и участники проекта приступили к выполнению второго этапа, в рамках которого на федеральном уровне и в регионах решается несколько взаимосвязанных задач, которые можно условно представить в виде двух групп: 1) задачи организации деятельности Управляющих советов (они решаются преимущественно на местах, в конкретных образовательных учреждениях) и 2) задачи сопровождения и обеспечения деятельности Управляющих советов (они решаются и в Центре, и на местах).

К первой группе задач относятся, в частности:

Интеграция Управляющих советов в систему внутришкольного управления, освоение советами своей миссии и функций как полноправного органа управления (напомним здесь, что одним из главных назначений создания Управляющих советов является их участие в подготовке и принятии главных и наиболее принципиальных для школы управленческих решений – в стратегическом управление образовательным учреждением).


Планирование и организация работы избранных Управляющих советов, проведение первых заседаний, создание комиссий.

Поиск оптимальной модели взаимоотношений и взаимодействия между Управляющим советом и директором школы (который является членом совета в обязательном порядке – по должности, но, как и другие сотрудники школы, не может быть избран его Председателем), с органами самоуправления (педагогическим и методическим советами, родительским и ученическим комитетами и т.п.).

Осуществление первых реальных практических шагов и решений нового органа управления школой.

Создание сети Управляющих советов и обеспечение взаимодействия в этой сети.

Включение Управляющих советов в решение актуальных задач модернизации образования.

В рамках второй группы задач наиболее важны:

Разработка и апробация системы информационного, методического, консультативного обеспечения создания и работы Управляющих советов, издание книг и брошюр в помощь организаторам Управляющих советов.

Обобщение и распространение опыта работы лучших Управляющих советов.

Разработка программно-методического обеспечения и начало обучения в регионах различных категорий членов Управляющих советов, в том числе – общественных управляющих, не являющихся профессионалами в сфере образования.

Завершающийся 2005 год ознаменовался и важными изменениями в социальном образовательном контексте, в окружении нашего эксперимента.

В 2005 году в рамках конкретизации и раскрытия Приоритетных направлений развития образовательной системы РФ, одобренных правительством в декабре 2004 г., была многократно подтверждена и подчеркнута значимость развития общественного участия в управлении системой общего образования, обозначена его тесная связь с развитием инвестиционной привлекательности образования, проблемами оценки качества и другими приоритетами модернизации образования.

При этом, что весьма важно для развития эксперимента, о котором мы рассказываем, Управляющие советы наряду с другими формами и органами государственно-общественного участия в управлении были конкретно обозначены как перспективные и требующие развития.


В 2005 г. Департаменте государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ был создан и начал работу специальный отдел по организационно-методическому обеспечению развития государственно-общественного управления образованием.

Работа по созданию школьных Управляющих советов включена в завершающуюся в 2005 г. Федеральную программу развития образования, в рамках которой по Государственному контракту № 442 от 1 июля 2005 г. на выполнение работ для государственных нужд выполняются работы по проекту «Обеспечение деятельности Управляющих советов общеобразовательных учреждений»

Эта проблематика отражена и в проекте новой Федеральной целевой программы развития образования.

Созданная при Министерстве образования и науки РФ Координационная группа по вопросам развития государственно-общественного управления в образовании (руководитель – И.М. Реморенко, заместитель руководителя – А.А. Пинский) на своих заседаниях в 2005 году дважды (в июне и октябре) обсуждала вопрос о ходе и результатах эксперимента по созданию и организации деятельности Управляющих советов. Публикации о создании и первых шагах деятельности Управляющих советов все чаще появляются в средствах массовой информации, на многочисленных Интернет-сайтах.

После известной речи Президента РФ В.В. Путина в сентябре 2005 года, когда был дан старт новому Национальному проекту в области образования, мы получили новое подтверждение значимости советов: в проекте критериев присуждения образовательным учреждениям Премии Президента РФ (их, напомним, будут получать ежегодно 6000 лучших российских школ) наличие действующего органа государственно-общественного управления школой названо в качестве одного из обязательных критериев.

Таким образом, в 2005 году эксперимент по обеспечению деятельности школьных Управляющих советов проходил в условиях нарастающего понимания значимости общественного участия в управлении и интереса к опыту такого участия.

Итак, что же было сделано в рамках проекта «Обеспечение деятельности Управляющих советов», и что можно сказать об итогах этого эксперимента в 2005 году?


На сегодняшний день в Красноярском крае, Республике Карелия, Москве (Южный административный округ), Московской, Калининградской, Тамбовской, Ярославской областях с соблюдением всех правовых норм созданы свыше 80 школьных Управляющих советов. При этом специального форсирования этого процесса и стремления к «охвату» и массовости руководители проекта не допускают.

Наибольшее число Советов создано в Красноярском крае

(50 Управляющих советов, далее в тексте часто используется аббревиатура УС) и Южном округе г. Москвы (15 УС).

Важный момент: коллеги из Южного округа г. Москвы длительное время не могли дать оптимистичных данных для общей статистики численности советов, так как ожидали регистрации изменений в Уставах со стороны соответствующих структур Департамента образования г. Москвы. Но, получив необходимые подтверждения, они выходят на достаточно широкую практику создания УС (15 создано и 50 запланировано).

Второе. Происходит организационное становление созданных Управляющих Советов, начинают работать комиссии (обычно учебная или организационно-педагогическая, финансово-хозяйственная, нормативно-правовая и др.).

Третье. Накапливается опыт конкретных, пусть малых дел Управляющих советов1.

Четвертое. Достаточно подробно и вариативно проработана технология создания Управляющих советов, включая сложные нормативно-правовые вопросы, разработку документов, проведение предвыборных кампаний и выборов. Эта технология, соответствующие методические рекомендации могут быть переданы тем, кто идет вслед за нами. В Московской области есть интересный прецедент, когда один из районов выполняет лидерские и наставнические функции по отношению к другому, позднее включившемуся в работу.

Пятое. Создается очень важная новая практика систематического обучения общественных управляющих. Предложена вариативно построенная образовательная программа, учитывающая наличие в составе Управляющего совета как профессионалов от образования, для которых обучение является продолжением повышения квалификации, так и общественных управляющих.


Обозначены различные модели организации обучения:

Модель А. Организация непрерывного курсового обучения на базе специализированной региональной или городской (для крупных городов, имеющих соответствующие возможности) организации.

Модель B. Организация модульного, дискретного курсового обучения на базе специализированной региональной или городской организации.

Модель C. Организация процесса обучения в виде серии учебно-проектировочных семинаров.

Модель D. Организация процесса обучения на базе группы опорных школ.

Модель Е. Организация процесса обучения общественных управляющих на базе конкретной школы, где действует Управляющий совет, как составной части системы работы с кадрами и родителями.

Разработаны и предложены учебно-методические материалы в помощь организаторам обучения управляющих. В том же направлении работает совместный с Британским советом целевой проект подготовки первого специализированного пособия для школьных управляющих, где в качестве главного адресата выступают не профессиональны от образования, а общественные управляющие.

Шестое. Деятельность школьных УС достаточно активно освещается в центральных и региональных СМИ (Учительская газета, Первое сентября, Управление школой, Народное образование).

Седьмое. Участники эксперимента активно осуществляют распространение (диссеминацию) его идей и подходов, в частности, наш опыт и материалы весьма востребованы в ряде партнерских проектов, где мы выступаем как доноры:

проект Фонда «Новая Евразия» по механизмам взаимодействия образования, гражданского общества и рынка труда (создание кейсов по проблематике государственно-общественных отношений»);

проект НФПК по распространению моделей ГОУ;

проект НФПК по модернизации управления на школьном уровне (20 пилотных школ).

В конце октября 2005 г. в Москве, на базе Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования прошла межрегиональная конференция «Управляющие советы образовательных учреждений: расширение общественного участия в управлении школой», на которую прислали своих представителей органы управления образованием более 20 регионов страны.


Цели конференции: представление и обсуждение результатов опыта первого этапа становления Управляющих советов в общеобразовательных учреждениях; распространение опыта создания и деятельности управляющих советов, расширение круга участников, заинтересованных лиц и структур; обсуждение задач расширения общественного участия в управлении школой в контексте приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации.

В ходе конференции, на пленарных заседаниях и в проектных группах, участники экспериментальной работы рассказали участникам из других регионов о том, зачем, что и как они делают для создания и развертывания работы Управляющих Советов. Особый интерес вызвали выступления двух первых руководителей региональных систем образования: министра образования и по делам молодежи Республики Карелия Галины Анатольевны Разбивной и руководителя Агентства по общему образованию Красноярского края Галины Александровны Вычужаниной, которые придают большое значение этому направлению работы, видят в нем важный приоритет своей образовательной политики и оказывают Управляющим советам необходимую поддержку и помощь.

Участникам конференции из непилотных Регинах была предоставлена возможность широкого ознакомления с материалами проекта, в частности – с наработками в области нормативного и правового обеспечения создания Управляющих советов.

Восьмое. Активно работают сайты проекта – федеральный и краевой в Красноярске. Начинает складываться сетевое взаимодействие Управляющих советов.

Девятое. Осуществляется исследовательская рефлексия результатов работы. Так, руководитель управления образования Советского района г. Красноярска (в этом районе особенно успешно занимаются вопросами развития общественного участия в управлении) Е.Ю. Зимин рассматривает типологию ситуаций создания УС в школах и предлагает продуктивные сценарии действий в разных таких ситуациях, А.А.Седельников рассматривает вопросы создания и деятельности УС в более широком контексте развития институтов гражданского общества.


Предлагаемые вниманию образовательного сообщества и общественности методические рекомендации отражают опыт, накопленный Управляющими советами регионов-участников проекта, в области создания советов, организации и развертывания их деятельности.

В ходе их подготовки авторский коллектив ориентировался на то, чтобы предлагаемые материалы могли послужить определенной опорой, методическим средством, инструментом для тех деятелей образования и творческих групп, которые в своих регионах захотят создать свой собственный опыт создания Управляющих советов.

Материал рекомендаций отражает как общие, более или менее устоявшиеся в нашем проектном сообществе подходы к созданию и деятельности УС, так и элементы региональной специфики.

Авторами материалов являются:

А.А.Седельников – исполнительный директор Благотворительного фонда попечительства об образовании Советского района г. Красноярска, председатель Управляющего совета школы № 143 г. Красноярска;

Т.Н.Фильчагина – советник руководителя Южного окружного управления Московского департамента образования;

Е.С.Иноземцева – ведущий юрисконсульт муниципального учреждения "Центр развития образования" г. Дубны Московской области;

И.В.Клемешова – зав. кафедрой управления образованием Тамбовского областного ИПКРО, кандидат психологических наук;

С.В.Кузнецов – сотрудник кафедры управления образованием Тамбовского областного ИПКРО;



следующая страница >>