zabika.ru 1 2


Управление образования Красноперекопского городского совета


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ










2012 г.







  1. Теоретические основы педагогического совета




    1. Структура заседаний педсоветов ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_____________ с.3 - 5

    2. Алгоритм подготовки педсовета _____________ с.6

    3. Функции педсовета ______________ с.7



  1. Виды педагогического совета


2.1. Формы организации педсовета _________ с.8 – 10

2.2. Нетрадиционные формы педсовета __________ с. 10-13

2.3. Заметки __________с. 14 -15

Педагогический совет – постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников. С его помощью осуществляется управление развитием УЗ. Педсовет как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом решает конкретные задачи учебного заведения. Его деятельность определяется Положением о педагогическом совете учебного заведения. Он создается во всех учебных заведениях, где имеется более трех педагогов. В его состав входят все педагогические работники и совместители. Также педагогический совет – центральное звено в организации всей методической работы, "школа педагогического мастерства". Тематика педсоветов обозначается в годовом плане. При необходимости в него вносятся дополнения и уточнения.



Главным вопросом повестки дня всегда бывают результаты работы педагогов: уровень развития воспитанников; состояние их здоровья; развитие форм совместной работы педагогов и родителей. На заседаниях педагогического совета обсуждаются:


  • вопросы воспитательно-образовательной работы с детьми;




  • использование в ней новых достижений в науке и педагогической практике;




  • имеющиеся недостатки, принимаемые решения для их устранения; вопросы обмена опытом.


Главная цель педагогического совета – объединить усилия коллектива УЗ для повышения уровня воспитательно-образовательного процесса, использования в практике достижений педагогической науки и передового опыта. Современный педагогический совет является полифункциональным (функции – лат., обязанность, круг деятельности, назначение).
Примерная структура заседания педсовета:


  • информация о присутствующих и отсутствующих, определение правомочности совета педагогов;




  • информация о выполнении решений предыдущего заседания и ходе выполнения решений с более длительным сроком;




  • вступительное слово председателя совета педагогов о теме, повестке дня, значении решения поставленной проблемы для всего коллектива школы;




  • обсуждение вопросов в соответствии с повесткой дня; заключительное слово председателя совета с анализом проделанной работы, обсуждение проекта решения; принятие советом педагогов решения голосованием.

Обычно во время заседания составляется черновик протокола, который затем, в течение пяти дней, оформляется надлежащим образом. Датой протокола является дата проведения заседания. Грамотное составление протокола – это своего рода искусство. Рекомендуется избирать секретаря как минимум на учебный год. Протокол подписывается председателем и секретарем педагогического совета.


Надо помнить, что протоколы – обязательная отчетная документация. Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы секретарь четко фиксировал выступления участников совещания, т. е. его записи должны отражать объективную картину того, как шло обсуждение, по каким вопросам развернулась дискуссия, каким образом педсовет пришел к тем или иным решениям. Формулировки решений должны быть конкретными, с указанием ответственных и срока исполнения. Другими словами, такими, чтобы их можно было проверить. Ведь каждый новый педсовет начинается с краткого подведения итогов выполнения решений предыдущего.

Если участники педагогического совета выступают с докладом, отчетом, сообщением, представленными в письменном виде, то в протоколе делается запись: "Текст доклада (отчета, сообщения) прилагается". При принятии решений требующих голосования, обязательно отмечается, сколько голосов "за", "против", "воздержались".
Заключительное слово председателя педсовета должно быть кратким, конкретным, содержать конструктивные предложения. Не всегда оправдано включение в него второстепенных вопросов бытового, хозяйственного и организационного характера. Такие проблемы нужно обсуждать на планерках. В темах, выносимых на педсовет, характере их рассмотрения, поведении педагогов на педагогическом совете, а также в отношении к нему проявляется профессиональный уровень руководства школы.

Чтобы педсовет был органом управления, а его решения действенными и способствующими улучшению работы с детьми, к нему необходимо тщательно готовиться.

Важным условием при организации педсовета является актуальность рассматриваемых вопросов. Педагогам интересны только те из них, которые помогают практическому решению проблем, вызывающих затруднения у большинства членов коллектива, а также новые педагогические технологии, авторские разработки.

Созданию рабочего настроя на педсовете способствует и продуманное размещение его участников. Например, в зависимости от цели совета педагогов их рабочие места можно расположить следующим образом:



  • фронтальное расположение (председатель против присутствующих) необходимо, когда совещание носит информативный характер;




  • "круглый стол" полезен при равноправном коллективном обсуждении насущных вопросов;




  • "треугольник" позволяет выделить ведущую роль руководителя и включить всех в обсуждение проблемы;




  • работа в "малых группах", т. е. по 3–4 человека за отдельными столами (решение педагогических ситуаций);





Подробная повестка дня с вопросами для обсуждения должна быть вывешена не позднее чем за две-три недели до проведения педагогического совета. В методическом кабинете оформляется выставка, например, "Готовимся к педсовету". В течение двух месяцев идет подготовка к педсовету, на это время рекомендуется создать рабочую группу, которая и будет осуществлять его организацию (приложения 1–2).
Педсовет любой формы обязательно требует анализа итогов с ответами на следующие вопросы:

uturnarrow


  • чего добились и что не удалось в ходе обсуждения;




  • кто из педагогов был активен, а кто пассивен и почему;




  • какие уроки можно извлечь из полученного опыта;




  • как повлиять на отдельных пассивных педагогов.

В подготовке педсовета принимают участие различные службы УЗ и педагогические работники. Педагогический совет помогает в формировании коллектива единомышленников, создает условия для анализа и оценки существующих установок и принципов в соответствии с требованиями современной науки и передовой практики.




Алгоритм подготовки педсовета


  1. Определение целей и задач.




  1. Формирование малой творческой группы (мозгового центра) педсовета.




  1. Отбор литературы по рассматриваемому вопросу и подготовка первичного материала силами малой творческой группы.




  1. Составление плана подготовки и проведения педсовета (вопросы педсовета, план проведения, графики анкетирования и открытых просмотров вывешиваются (минимум) за месяц до проведения педсовета, тема педсовета и литература по заявленной теме – за 2 месяца).




  1. Разработка анкет и проведение анкетирования.




  1. Посещение открытых просмотров педагогического процесса.




  1. Обсуждение, обработка цифрового материала силами малой творческой группы.




  1. Систематизация и подготовка окончательного материала.




  1. Семинарские занятия по теме педсовета.




  1. Проведение творческих мастерских опытными педагогами.




  1. Подготовка вопросов для обсуждения на педсовете.




  1. Подготовка зала и всех необходимых материальных средств.

  2. Включение в работу психологической службы: осуществляет опрос родителей, ведет подготовку к работе в малых творческих группах.




  1. Подготовка проекта решения педсовета.




  1. Анализ работы педсовета.


  1. Итоговый приказ о поощрении педагогов.





  1. Оформление копилки с материалами педсовета.




  1. Формирование дальнейших целей и задач, требующих решения


Функции педагогического совета:


  • определяет направления образовательной деятельности УЗ;




  • отбирает и утверждает образовательные программы для использования в УЗ;

  • обсуждает вопросы содержания, форм и методов образовательного процесса, планирования образовательной деятельности УЗ;




  • рассматривает вопросы повышения квалификации и переподготовки кадров;







  • рассматривает вопросы организации дополнительных услуг родителям;




  • заслушивает отчеты заведующего о создании условий для реализации образовательных программ.


Заседания совета педагогов правомочны, если на них присутствует не менее половины его состава. Решение, принятое в пределах компетенции Совета педагогов и не противоречащее законодательству, является обязательным.
Виды педагогических советов:

Учебный год определяет цикл педагогических советов. Наиболее часто встречающаяся структура годового цикла формируется из четырех составляющих: установочный педсовет, два тематических и еще один итоговый. Заседания педагогического совета созываются, как правило, один раз в два месяца в соответствии с планом работы УЗ. При такой структуре педагогические советы за один учебный год не могут охватить все проблемы УЗ. Возникает необходимость планировать тематику на более продолжительный период. Содержание педагогических советов должно стать системообразующим фактором для реализации разработанной в УЗ программы развития.

Педсоветы различают и по формам организации:


  • традиционный — это педсовет с подробной повесткой дня, проводимый с четким соблюдением регламента по каждому вопросу и принятием решений по ним; Традиционные педагогические советы отличаются преимущественным применением словесных (вербальных) методов, традиционным характером содержания, авторитарным стилем общения администрации с педагогами.







  • нетрадиционный педсовет (например, в форме деловой игры, конференции и др.). Его подготовка требует написания сценария, разделения участников на команды и распределения ролей. Однако необходимо помнить, что итогом работы любого педсовета должно стать принятие решений по совершенствованию работы коллектива.


По форме и организации деятельности участников педсоветы делятся :


  • педсовет (классический) на основе доклада с обсуждением (выступлениями);




  • доклад с содокладами;




  • заседание с приглашением докладчика-специалиста.


Наряду с этим на педсовете может не быть основного доклада, который заменяется серией сообщений, объединенных одной тематикой.

Доклад можно построить следующим образом:


  • Вступление – указать на актуальность, сущность проблемы, хотя бы в одном предложении.




  • Определение цели, т.е. отражение самого существенного, чем определяется выступление с докладом.




  • Основная часть – изложение фактов, событий, положений в логической и хронологической последовательности.




следующая страница >>