zabika.ru 1 2 3

Механизм взаимодействия педагогов и специалистов образования


в ситуациях завершенного суицида обучающегося

При обнаружении тела несовершеннолетнего с признаками самоповреждения (суицида), после вызова «Скорой помощи» (при отсутствии – медицинского работника) и милиции, необходимо безотлагательно известить администрацию образовательного учреждения, в котором учился несовершеннолетний. Директор образовательного учреждения, в свою очередь, извещает о несчастном случае начальника муниципального органа управления образованием.

После вынесения заключения судебно-медицинской экспертизы о факте суицида, приказом начальника создается комиссия по служебному расследованию несчастного случая с обучающимся. Служебное расследование по факту завершенного суицида проводится в 3 – дневный срок, и незамедлительно направляется в Министерство образования.

В перечень документов, прилагаемых к Справке служебного расследования, входит Психолого-педагогическое заключение по факту суицида (Инструктивное письмо МО «О мерах по профилактике суицида и суицидального поведения среди детей и подростков» № 01-29/1218 от 18.07.06 г.). С целью профилактики расширенного суицида (повторных случаев по подражанию) и комплексной реабилитации ближайшего окружения суицидента (одноклассники, друзья, родственники, педагоги) необходимо создать междисциплинарную группу психолого-педагогического сопровождения. В состав группы входят: начальник муниципального учреждения управления образованием, специалист муниципального учреждения управления образованием, директор ППМС-центра (при наличии), директор ОУ, заместитель директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель, медицинский работник, представитель местной администрации, по согласованию – врач-психиатр (невропатолог).

Группа сопровождения представляет на утверждение начальнику план реабилитации в течение 2-х дней после несчастного случая. Первичные меры реабилитации (на острой стадии кризиса – до 3 месяцев):

- психологический дебрифинг ближайшего окружения суицидента (одноклассники, друзья и т.д.) обеспечивается в течение первых 48 часов после несчастного случая и осуществляется специалистом с базовым педагогическим образованием, прошедшим специальную подготовку. Дебрифинг для родственников проводится в случае запроса со стороны семьи, следует отметить, что в особом внимании нуждаются братья и сестры погибшего;


- индивидуальное психологическое консультирование (по запросам);

- в случае необходимости организовать медицинскую помощь (консультация психиатра, невропатолога, наблюдение и лечение в стационаре, направление в санаторий-профилакторий и др.).

Вторичные меры реабилитации (на отсроченной стадии – от 3 месяцев до 1 года):

- внесение в план воспитательной работы школы дополнительных мер по организации здоровьесберегающей среды и профилактике расширенного суицида (классные часы на формирование позитивного мышления, нравственных ценностей и смысла жизни, тренинги, родительские собрания, школьные акции «Я выбираю жизнь», конкурсы рисунков и сочинений «Разноцветная жизнь», кинолекторий и т.д.);

- обеспечение занятости и досуга одноклассников, близких друзей, братьев и сестер суицидента;

- профилактика деформаций психоэмоционального состояния педагогов (организация балинтовских групп, групп взаимоподдержки, проблемных мастерских и др.);

- повышение психологической культуры населения (информационно-просветительская работа, реклама республиканского Телефона доверия, использование имеющихся ресурсов социума по оказанию помощи детям и семьям, оказавшимся в кризисной ситуации).

Центр психолого-медико-социального сопровождения «Доверие»

отдела образования Стерлитамакского района

Форма и периодичность отчетных материалов, предоставляемых муниципальными органами управления образованием по профилактике суицидального поведения обучающихся

Муниципальные органы управления образованием представляют в министерство образования следующие отчетные документы по профилактике суицидального поведения обучающихся:


  1. Отчет по профилактике суицидального поведения обучающихся района за учебный год – входит в Аналитический отчет руководителя (методиста) муниципальной психологической службы образования за учебный год.
  2. По каждому факту завершенного суицида обучающегося предоставляются специалистом МУО по ТБ следующие документы в отдел ОТ и ТБ МО РС(Я) в 3-дневный срок:


- Справка о проведении служебного расследования по факту суицида;

- Психолого-педагогическое заключение по факту суицида несовершеннолетнего (форма в письме МО «О мерах по профилактике суицида и суицидального поведения среди детей и подростков» № 01-29/1218 от 18.07.06 г.)

  1. Данные по фактам завершенных суицидов среди детей и подростков, обучающихся в образовательных учреждениях района за календарный год – предоставляется специалистом муниципального учреждения управления образованием в отдел охраны труда и техники безопасности Министерства образования в январе месяце по следующей форме:





ФИО

Дата рождения

Пол

Нац-сть

Место проживания

Место учебы (школа, класс)

Особенности семейной ситуации

Дата совершения суицида

Способ совершения суицида
































Центр психолого-медико-социального сопровождения «Доверие»

отдела образования Стерлитамакского района

Психолого-педагогическое заключение

по факту завершенного суицида несовершеннолетнего


1. Ф.И.О. суицидента

2. Пол

3. Дата рождения

4. Домашний адрес

5. Состав семьи (мать, отец, братья, сестры, все, кто проживал в доме), их место работы или учебы, должность, год рождения
6. Место учебы суицидента

7. Перенесенные заболевания

8. Вредные привычки

Обстоятельства суицида

9. Дата совершения суицида

10. Место совершения суицида

11. Способ совершения суицида

12. Кто присутствовал при совершении суицида

13. Время обнаружения тела

14. Кто обнаружил тело

15. Непосредственный повод (описание ситуации)

16. Наличие предсмертной записки и ее содержание

17. Высказывал ли ранее суицидальные намерения (когда, кому, в какой форме, при каких обстоятельствах)

18. Содержание акта судебно-медицинской экспертизы

19. Отмечалось ли состояние алкогольного (наркотического) опьянения во время совершения суицида

Характеристика семейного окружения

20. Наследственная отягощенность:


  • наличие соматических заболеваний со стороны родителей

  • наличие психических заболеваний со стороны родителей

  • наличие алкоголизма (наркомании, токсикомании) у родственников

  • семейная история суицида

  • случаи скоропостижной смерти близких родственников в результате несчастных случаев

21. Формы отклоняющегося поведения у близких родственников (склонность к правонарушениям, повышенная агрессивность, слабая степень социальных контактов и др.)

22. Характеристика семейно-бытовых условий
23. Лидерство в семье
24. Отношения с родными братьями и сестрами
25. Особенности семейного воспитания

Характеристика школьного окружения

26. Психофизическое развитие

27. Учебная мотивация

28. Классные обязанности


29. Участие в классных и школьных мероприятиях

30. Внеучебная деятельность


следующая страница >>