zabika.ru 1

Моя педагогическая философия

« Человеку важно сохранять ту способность,

которая есть у каждого ребенка, - быть разным ».

Люди по-разному понимают, что такое счастье. Но в большинстве своём мы счастливы, когда здоровы и веселы наши дети. И мы прикладываем немало сил, чтобы сделать их жизнь лучше нашей. И не только по долгу службы, но и по велению сердца, я стараюсь наполнить жизнь чуэих детей радостью и счастьем. Вернее своих, чужих детей для меня нет...

Я, как и каждый житель нашего села, знаю радости и горести каждой семьи, знаю, чем дышит каждый мой ребенок, поэтому стараюсь учесть в своей работе привычки и индивидуальные особенности каждого ребенка...

Всё было за эти двадцать с лишним лет. И радость побед, и горечь неудач. Но никогда не было разочарования в выборе профессии.

Каждый раз иду на работу и думаю: что интересного принесет мне этот день? Что необычного заметят сегодня дети? Чем они удивят меня? Чего я хочу от грядущего дня?
Хочу доброго взгляда, искристого смеха, неожиданного блеска в глазах, их открытости, и в то же время хочу отдать всё то, что для сегодняшнего дня накоплено, приготовлено, задумано...

Открывая дверь и попадая в другой мир — мир детей, я понимаю, что каждый раз я это делаю с лёгким трепетом. Потому что понимаю здесь всебезоблачно, красиво и чисто, взрослый здесь забывает обо всех своих проблемах.

Я понимаю, что ребёнок — главная ценность общества, выше которой ничего быть не может. В каждом ребёнке скрыт неизвестный нам потенциал, который должен обязательно реализоваться. И моя задача — очень осторожно и бережно помочь ему раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность.

Вот они — мои маленькие друзья. 23 пар радостных, любопытных глаз «маленьких людей», ждущих от меня чего-то нового, интересного, нуждающихся в моей заботе, любви смотрят на меня. И я с радостью окунаюсь в повседневную заботу, с удовольствием замечая, как постепенно приходят умиротворение, наслаждение от общения с моими любимыми детьми...


...Слышу безудержный плач маленькой Карины, у которой отобрали ножницы из страха за её здоровье. И ловлю себя на мысли: а не лучше ли не вызывать страх, а преподать первый урок мастерства? Подхожу к ней и показываю, как маленький белоснежный листочек бумаги превращается в красивую снежинку...

Во время прогулки слышу отчаянный крик Данилки: «Я так умею делать! Я уже большой!». Его возглас «Я большой!» звучит как мольба... Это и есть утверждение своего права на жизнь, а не на существование.

Вспоминаются великие люди, которые в детстве не были паиньками (что известно из их биографии): «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идёт на бой». (И.В. Гёте).

«Человек рождён не только для того, чтобы удобрять почву» (Леонардо да Винчи).

Я глубоко убеждена в том, что люди, которых мы с вами называем «маленькие дети», категорически с этим не согласны; более того они убеждены, что всё могут сами. Восприятие, чувства, эмоции, интуиция — всё это наиболее сильно проявляется в раннем детстве. Согласитесь: чем старше становится человек, тем больше равнодушия и безразличия в его сердце. Взрослых почти ничто не удивляет, а радость доставляют совсем иные, «взрослые» ценности.

Свет утреннего солнца, брызги водопада, шелест травы, аромат воздуха и цветов — редкость в сокровищнице взрослых драгоценностей. А у детей они на первом месте. Наблюдая, подолгу созерцая различные явления природы, дети читают книги жизни, познают законы бытия и соизмеряют с ними атмосферу в доме среди взрослых.

Я убеждена, что малышу не придётся быть упрямым, грубым и дерзким, если мама и папа стараются его понимать. А им самим надо становиться лучше и чище, а значит — с точки зрения ребёнка — быть более терпеливыми, добрыми, умеющими прощать и понимать, а самое главное верить в то, что их ребёнок родился, чтобы сделать этот мир добрее и радостнее.

За много лет педагогической деятельности, наблюдая за жизнью детей, в том числе и своих двух дочерей, убедилась в том, что у каждого человека, большого и маленького, свой огромный внутренний мир, свой, индивидуальный, неповторимый. И все его поступки, слова, действия являются выражением его внутреннего мира! Поэтому, занимаясь воспитанием и развитием детей, а тем более обучением, мы прежде всего должны ясно представлять, как наши «уроки» влияют на формирование внутреннего мира ребёнка, какую «погоду» создают в нём: тёплый ветерок, ласковое солнышко или мягкий снежок. Мы должны уберечься от плохого влияния на «погоду» внутреннего мира, не надо превращать её в смерчь, ураган, землятрясения...

На плечи современных воспитателей, родителей и учителей выпала нелёгкая доля — воспитывать детей не просто нового поколения, но и нового века и тысячелетия. Сегодня мы много говорим о кризисе в образовании и воспитании. Возможно, причина кроется и в том, что мы опять-таки сравниваем своё детство и их, своё воспитание и их. Но время не повернуть вспять, как и не изменить течения реки. Может быть, стоит собравшись в дорогу, запастись вековой мудростью, чистотой открытого сердца и широко раскрытыми глазами ребёнка — и в Путь! Радуясь всем встречам с новыми, смелыми и таинственными незнакомцами, помня, что «дети — цветы жизни и нужно окружить их Солнечною радостью сердца»...