zabika.ru 1 2 ... 4 5


Научное общество учащихся

«Поиск»


40-я открытая областная научная конференция учащихся.

СЕКЦИЯ МАТЕМАТИКА.

НАУЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:

О РОССИЙСКИХ ЖЕНЩИНАХ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО.

Выполнила: Птицына Ирина,

МОУ «Куломзинская средняя школа», 10 класс.

Руководитель: Лысенко Ольга

Григорьевна,

учитель математики

МОУ «Куломзинская средняя

школа».
Омск – 2008г.


Содержание


Введение…………………………………………………………стр. 3

Теоретическая часть. Положение женщин в обществе……….стр.5

Практическая часть. Анализ состава государственной думы..стр.7

Выводы…………………………………………………………..стр.10

Анализ состава депутатов Омского Законодательного

Собрания депутатов Оконешниковского Райсовета и

Куломзинского поселкового округа……………………………стр.13

Заключение .……………………………………………………..стр.15

Литература……………………………………………………….стр.16

Приложения…………………………………………………….стр.17

Введение
«Одним из наиболее важных для общего счастья результатов прогресса человеческого разума, мы должны считать полное разрушение предрассудков, создавших неравенство прав между двумя полами, гибельное даже для того, кому оно благоприятствует».

Французский философ-просветитель Ж.А.Кондорсе

О женщинах любят говорить все, а вот об их правах и особенностях существования на фоне мужского населения - немногие. Так, словосочетание «женщина и политика» вызывает у многих бурную отрицательную реакцию. Ведь во многих головах крепко укоренилась мысль, что место женщины на кухне. Однако стоит заметить, что роль женщин в современном обществе постоянно возрастает. Во всех странах мира неуклонно увеличивается их удельный вес в экономике, политике, культуре, общественной жизни.
Первым российским деятелем, который интуитивно почувствовал взаимосвязь темы женского равноправия, привлечение женщины в свет, женской эмансипации и модернизации, был Петр Великий, приказавший женщинам покинуть терема, являться на придворные «ассамблеи», и не абы как, а одевшись и причесавшись по-европейски, да еще, желательно, разбираясь в том, что происходит в жизни двора и мира.
По демографическим данным в России на 100 женщин приходится 87 мужчин (2002 год). Соответственно на 1000 женщин приходится 870 мужчин…. Эти вычисления можно продолжать бесконечно, но дело не в них, а в том, что властью в России в большинстве своем обладают мужчины. Было бы логично именно в преддверии женского праздника задуматься и мужчинам, и женщинам о существующем в российском обществе status quo, который можно охарактеризовать как дисбаланс возможностей и ответственности между мужчинами и женщинами. Бессмысленно отрицать, что в современном российском обществе существуют роли, воспринимаемые как исключительно женские или исключительно мужские. Грустно, что именно в России миф о природном предназначении полов оказался особенно живуч. Мужчины, так же как и женщины, имеют семьи и детей, однако при этом их карьера и заработок не страдают. Возникает закономерный вопрос: почему женщина оказывается в невыгодном экономическом, политическом и социальном положении, выполняя существенную человеческую и социальную функцию - рождение детей, и почему домашняя работа считается исключительно прерогативой женщин? У женщин, как у социальной группы, существуют свои интересы, которые в демократическом обществе должны быть представлены в различных органах власти. Составляя 53 процента населения России, в 2001 году в составе Совета Федерации (178 чел.) нет ни одной женщины, в Государственной Думе - 34 женщины (7,6 процента). По представительству женщин в парламенте Россия занимает 80-е место в мире после Гвинеи-Бисау, Либерии, опережая Камбоджу и Центрально-Африканскую республику. В составе правительства РФ лишь одна женщина. Вопрос: каким образом женщина может реализовать свое право на участие в принятии решений и будут ли женщины иметь равный доступ к результатам решений, принятых мужчинами без учета женских интересов? Ответ очевиден. Пока получается, что ст.19 Конституции РФ, гарантирующая мужчинам и женщинам равные права и равные возможности для их реализации, действует лишь de jurе. На практике существует масса барьеров, препятствующих активному участию женщин в политической жизни страны. Но не кажется ли вам, что в силу специфического социального и психологического багажа именно женщины могут сделать наше государство более социальным? А это так необходимо России и всем нам. Для наглядности рассмотрим половую структуру Государственной Думы (таблица 1). Из таблицы можно сделать вывод о том, что сильная половина человечества остается у власти на протяжении всех четырех созывов Государственной Думы. Женщины же составляют меньшинство, в результате чего не могут существенно повлиять на законодательный процесс. В чем же дело: может быть в нежелании женщин управлять государством, а может в слабой регулировке этого вопроса? Положение женщины в обществе на протяжении веков менялось в самых противоположных направлениях. В период матриархата ее значение было доминирующим. В эпоху рыцарства она была предметом поклонения, но уже не играла в политической жизни общества существенного значения. Постепенно мужчины все больше оттесняли женщин на второй план, ограничив сферу ее интересов и влияния воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства.


Поэтому целью моей работы сталовыяснить: какое же положение занимают женщины на политической арене в настоящее время? Нужна ли населению их политическая активность, или мужчины и без них прекрасно справляются с политикой? Существует ли реальная возможность для российских женщин стать сегодня президентом России.

Задачи: изучить литературу по данному вопросу;

проанализировать изученный материал;

используя математические методы, определить реальную возможность для российской женщины принимать участие в управлении страной.

Гипотеза
: За весь 20 век в мире можно насчитать всего около 30 женщин, которые были избраны президентами или главами правительств. Выяснить есть ли реальная возможность на пороге ІІІ тысячелетия для женщин России стать президентом.

І. Теоретическая часть.

Положение женщин в обществе

Государственная Дума – это одна из двух палат Федерального собрания, вторая – Совет Федерации, формируемые согласно Конституции Российской Федерации (1993 год). В 1993 году члены Совета Федерации были избраны по двухмандатным округам от каждого из субъектов РФ. В последующем Совет Федерации формировался из глав субъектов Российской Федерации. В 2002 году главы субъектов были заменены представителями. Во главе Совета Федерации стоит Председатель, Первый заместитель Председателя и три заместителя Председателя. Половина депутатов Государственной Думы избирается по спискам политических партий и общественных движений (по пропорциональной системе), другая половина — по одномандатным округам (по мажоритарной системе). Депутаты избираются сроком на 4 года, работают на профессиональной постоянной основе. Всего депутатов 450.

Таблица 1

Результаты выборов депутатов Совета Федерации и Государственной Думы

Название выборов и дата выборов


Число избранных депутатов


по пропорциональной избирательной системе (по федеральному избирательному округу)

по мажоритарной избирательной системе (по двухмандатным избирательным округам в Совет Федерации и по одномандатным избирательным округам в Государственную Думу)


по всем избирательным округам




всего

из них женщин


всего

из них женщин

всего

из них женщин

Выборы депутатов Совета Федерации ФС РФ

12 декабря 1993 года [1]






171

9 (5,26%)

171

9 (5,26%)

Выборы депутатов Государственной Думы ФС РФ

12 декабря 1993 года [2]

225

34 (15,11 %), из них 21 – от Политического движения «Женщины России»


219

26 (11,87%)

444

60 (13,51%)

Выборы депутатов Государственной Думы ФС РФ второго созыва

17 декабря 1995 года [3]


225

14 (6,22%)

225

31 (13,78%)

450

45 (10,00%)

Выборы депутатов Государственной Думы ФС РФ третьего созыва

19 декабря 1999 года [4]


225

15 (6,66%)

216

20 (9,26%)

441

35 (7,93%)

Выборы депутатов Государственной Думы ФС РФ четвертого созыва

7 декабря 2003 года [5]


225

21 (9,33%)

222

20 (9,01%)

447

41 (9,17)


Конечно, на количество избранных женщин влияет и избирательная система. Все четыре созыва Государственной Думы избирались по смешанной системе, то есть: половина депутатов – по пропорциональной системе (федеральный избирательный округ), а другая половина – по мажоритарной (одномандатные избирательные округа).

Пропорциональная избирательная система обладает гораздо бóльшим потенциалом для реализации женщинами своего права на избрание. Однако партии при формировании своих списков кандидатов в депутаты могут значительно снижать в них число женщин и отодвигать их на последние, явно непроходные места. Тогда при определении результатов выборов по закрытым партийным спискам количество мужчин-депутатов будет значительно больше. В 2004 году для повышения интереса к реформе решено было предложить Государственной Думе обсудить возможность введения 30-процентной квоты для женщин в партийных списках. Предложение Елены Дубровиной поддержал Александр Вешняков, однако Застрожная покачала головой и напомнила, что каждый раз, когда ЦИК выходит с этой инициативой «мужской состав Думы отвергает это предложение при голосовании». После Екатерина Лахова, чтобы защитить права женщин, предлагала зарезервировать в списках кандидатов тридцать процентов для прекрасной половины, однако мужское большинство (Государственной Думы) не пошло навстречу под предлогом, что нельзя формировать парламент по половому признаку. И женщинам, желающим попасть в Государственную Думу, они не оставили никаких шансов – ни в тридцать процентов, ни даже меньше. Эту инициативу Центральной избирательной комиссии о введении 30%-ной гендерной квоты отвергли в апреле 2005 года. В 2006 году также неоднократно предлагалось ввести запрет на размещение подряд больше двух кандидатов одного пола при формировании партийных списков, но и эта инициатива не увенчалась успехом. На словах за полное равноправие полов в социальной жизни выступает более двух третей россиян (данные Фонда «Общественное мнение»). Но как только речь заходит о конкретных шагах, например о введении квотного принципа формирования органов власти, выясняется: соотношение «50% на 50%» поддерживает абсолютное меньшинство населения, причем как мужчины, так и женщины. Даже с 25% присутствием женщин в Госдуме и правительстве согласна лишь четверть населения страны.


В настоящее время Законодательство о квотировании по гендерному признаку существует только в Бельгии и Франции.
Что касается мажоритарной системы, то в ее основе лежит принцип большинства (абсолютного или относительного), т.е. избранным является кандидат (в одномандатном округе) или несколько кандидатов (в многомандатном округе). Это система предполагает такое определение результатов голосования, при котором избранным считается кандидат, получивший по данному избирательному округу большинство голосов или несколько кандидатов, принадлежащих к одному списку партии, получившей в округе наибольшее количество голосов. Другие партии или кандидаты при этой системе никаких мандатов не получают.

Опыт применения смешанной избирательной системы в России показывает, что доля женщин среди избранных депутатов выше при мажоритарных, чем при пропорциональных выборах.

Для регулировки вопроса о равных правах участия женщин и мужчин в законодательном процессе принимаются определенные меры. Прежде всего, это всеобщая декларация прав человека, утвержденная Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., в ст. 21 которой записано: «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей…», а также Конвенция о политических правах женщин от 20 декабря 1952 г., конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г. В этих международно-правовых документах сфокусировано внимание на недопустимости дискриминации в отношении прав женщин при участии в выборах. Более того, государства взяли обязательство принимать специальные меры, направленные на ускорение установления фактического равенства между мужчинами и женщинами.

Эти международно-правовые документы, регулируют равноправие мужчины и женщины в мировом масштабе, но как гражданам какого-либо государства им тоже нужны юридические условия для их одинакового участия во всех сферах общественной жизни, в том числе и в политической. Представительство женщин в парламенте невелико (в США – 2% в Сенате и 5 % – в Палате представителей), впрочем, ни в одной стране нет соответствия представительства женщин в органах государства в пропорции с их численностью. Лишь в некоторых Скандинавских странах существуют законы, согласно которым число женщин и мужчин в правительстве должно быть равным, но среди депутатов парламента женщин все-таки меньше, хотя по закону в партийных списках должно быть равное количество кандидатов-женщин и кандидатов-мужчин. В Норвегии есть закон, согласно которому ни один пол не может занимать более 60% мест в Стортинге. Впрочем, против таких мер в этих странах есть и возражения: заявляют, что они стесняют свободу выбора.

Также женщины объединяются в политические партии, декларирующие в собственном названии гендерную (социальные взаимоотношения между мужчинами и женщинами) ориентацию и борющиеся за права прекрасной половины человечества (таблица 2). Но избиратели не особо жалуют чисто женские объединения и неохотно отдают свои голоса. Более того обстановка с каждым новым созывом не улучшается, а даже пожалуй наоборот: если в первом созыве политическому движению «Женщины России» удалось набрать 8,13% голосов избирателей, то в 1999 они набрали всего 2,04%, а в 2003 году они вообще не участвовали в выборах. Внушающие цифры, правда?

Таблица 2


Название выборов и дата выборов

Всего списков кандидатов

Общефедеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями

Количество голосов

%

Выборы депутатов Государственной Думы ФС РФ по общефедеральному избирательному округу 12 декабря 1993 года

[8].

13

Политическое движение «Женщины России»

4369918

8,13

Выборы депутатов Государственной Думы ФС РФ второго созыва по федеральному избирательному округу

17 декабря 1995 года [8].

43

Политическое Движение «Женщины России»

3188813

4,61

Предвыборный блок, включающий руководителей… Партии «Русские женщины»…

145704


0,21

Выборы депутатов Государственной Думы ФС РФ третьего созыва по федеральному избирательному округу

19 декабря 1999 года

[9].

26

Политическое движение «Женщины России»


1359042

2,04

Российская партия защиты женщин

536022

0,8

Выборы депутатов Государственной Думы ФС РФ четвертого созыва по федеральному избирательному округу 7 декабря 2003 года [11].


23







Выборы депутатов

Государственной Думы ФС РФ пятого созыва по федеральному избирательному округу 2 декабря 2007 года[13,14].


11

-

-

-
ІІ. Практическая часть.

Анализ состава Государственной думы

Феминизм (от фр. femme - женщина) в его традиционном понимании едва ли будет актуален в наступающем столетии. Судите сами. Вот некоторые принципы женского движения:
Максимально используй свои способности и возможности.
С улыбкой неси добро и конкретную помощь.
Люби свое дело и не забывай себя в нем.
Всегда ищи союзников: вместе дело спорится.
Умей выслушать и понять других, не отвергай иную точку зрения, не обдумав.
Учись всегда и везде.
Умей радоваться успеху другого как своему.

Не отчаивайся в неудаче, главное - ты действуешь! Разве не универсальны эти принципы в равной степени для всех?

Рассмотрим «половой» состав Государственной Думы (таблица 3). Из нее можно сделать вывод о том, что больше возможностей женщинам для реализации пассивного избирательного права дает мажоритарная система. Ведь с помощью пропорциональной системы избираются депутаты по партийным спискам, в которых женщинам часто отводятся явно непроходные места.


следующая страница >>