zabika.ru 1

Новые социальные требования к системе российского образования.

Школа – в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества – общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культуры.

Школа обеспечивает равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, национальной принадлежности и состояния здоровья.

Необходимо использовать все возможности для социальной защиты детей и подростков, лишенных попечения родителей. Важной задачей также является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка одаренных и талантливых детей и молодежи.

В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства школа должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов – человеческих, информационных, материальных и финансовых.
Обеспечение реализации и развития образовательных программ.

Содержание образовательного процесса
Ведущее направление работы школы:


1. Создать систему обучения, обеспечивающую развитие ключевых компетентностей у каждого ученика в соответствии со склонностями, интересами, возможностями.

2. Освоить всему педагогическому коллективу школы инновационные педагогические технологии обучения и воспитания, обеспечивающие ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей, умения осуществлять самоуправление учебно-воспитательной деятельностью.


3. Создать условия для мягкой адаптации в переводе учебного процесса в учебно-исследовательский, обеспечить логическую взаимосвязь между исследовательским компонентом базовых учебных дисциплин, дополнительным образованием и системой развивающих знаний.

4. Создать условия для перехода на профильное обучение в 10-11 классах.

В школе три ступени обучения: начальная школа (1-4 классы), основная школа (5-9 классы), полная средняя школа (10-11 классы) - различаются содержанием и системой организации образовательного процесса.

В 1-4 классах учащиеся овладевают фундаментальными понятиями современной культуры. Общая цель обучения в 5-9 классах состоит в создании для учащихся условий овладения базовыми знаниями, способами деятельности, необходимыми для дальнейшего обучения в школе. Обучение в 10-11 классах позволяет учащимся реализовать свой личностный потенциал и осуществить образовательную подготовку в соответствии со своими склонностями и интересами за счет вариативного компонента учебного плана школы.

Образовательное учреждение ведёт активный поиск методических основ использования системного и личностно–ориентированного подходов в педагогической деятельности в условиях сельской местности. Определяющими направлениями работы становятся:


  • Отработка модели «Образовательный и социокультурный комплекс на селе».

  • Создание единого образовательного и воспитательного пространства, позволяющего системно и целенаправленно заниматься воспитанием и образованием ребенка в течение 11 лет.


Общее образование.

Основные направления развития:

  • сохранение средней (полной) общеобразовательной школы;

  • обновление педагогических технологий, создание условий, обеспечивающих вариативность образования и различных форм его получения;
  • развитие гуманитарной, экологической и культурологической направленности в содержании общего образования;


  • развитие педагогических технологий, ориентированных на освоение учащимися способов познавательной деятельности;

  • разработка и внедрение системы мониторинга качества общего образования;

  • поддержка педагогических технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей;

  • обеспечение условий для образования одаренных детей с учетом их индивидуальности;

  • обеспечение общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ожидаемые результаты:

  • оптимизация ОУ, обеспечивающего удовлетворение образовательных запросов участников образовательного процесса;

  • повышение образовательного уровня обучающихся и тем самым создание предпосылок для их социализации, конкурентоспособности на рынке труда, адаптации в общество с рыночной экономикой.


Создание условий для повышения качества общего образования


  1. Провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создать в ОУ условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет:

а) реальной разгрузки содержания общего образования;

б) использования эффективных методов обучения;

в) повышение удельного веса и качества занятий физической культурой;

г) организация мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;

д) улучшения организации питания обучающихся в образовательном учреждении;

е) рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха.

  1. Обеспечить дифференциацию и индивидуализацию образования при обеспечении государственных образовательных стандартов.

  2. Более полно использовать нравственный потенциал искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности.
  3. Усилить роль дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся – историю, русский язык, иностранный, улучшить профессиональную ориентацию и трудовое обучение, обеспечить всеобщую компьютерную грамотность.


Обеспечить знания выпускниками средней школы на уровне функциональной грамотности как минимум одного иностранного языка.

Развитие материально-технической базы системы образования


Материально-техническая база – необходимое условие функционирования образовательного учреждения и реализации целевой программы развития. Дальнейшее совершенствование материально-технического обеспечения образовательного учреждения современным учебным и спортивным оборудованием, информационно-техническими средствами.

Раздел программы выдвигает в качестве важнейших целей следующие:

  • капитальный и текущий ремонт в образовательном учреждении;

  • установка приборов учета тепла, холодной и горячей воды с целью уменьшения расходов на энерго- и теплоносители;

- переоснащение в соответствии с последними требованиями педагогической науки специальных учебных кабинетов (физики, химии, биологии, информатики, кабинета технологии для девочек).
Организационно-методическое и информационное обеспечение деятельности образовательного учреждения

Эффективность управления образовательным учреждением, конечные результаты работы его звеньев в значительной мере зависят от целостности и соответствующего организационно-методического и информационного обеспечения.

За последние годы происходит стабильное развитие структуры методической службы в школе. Наращивается содержание ее деятельности: подготовлены и внедряются в практику работы целостные программно-методические комплекты по отдельным направлениям (по краеведению, экологии, основам мордовской культуры, по здоровьесберегающим технологиям в образовательном процессе и др.), разрабатываются и внедряются в практику методические рекомендации по структурной организации и оптимизации учебно-воспитательного процесса учреждений образования.
Демократизация управлением школы

В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" (ст.35) управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями носит демократический, государственно-общественный характер и строится на принципах единоначалия и самоуправления.


Задачами государственно-общественного управления общеобразовательным учреждением являются реализация:


  • прав учителей, обучающихся, их родителей (законных представителей) в управлении общеобразовательными учреждениями;

  • потребностей и интересов всех участников образовательного процесса в соответствии с действующим законодательством.


Совершенствование структуры государственно-общественного управления школой.

Управление развитием образования необходимо выстраивать так, чтобы обеспечить открытость образования как муниципально-общественной системы, усилить роль всех субъектов образовательной деятельности и их взаимодействие в модели взаимной ответственности в сфере образования. Усиление роли общественных организаций (Совета школы, родительского комитета, Совета отцов, попечительского совета) позволяет расширить публичность деятельности образовательного учреждения и общественных органов управления образованием как в структуре, содержании образования, так и в части использования бюджетных и внебюджетных средств. Продолжение работы по развитию практики родительских дней, творческих отчетов, районных и административных контрольных работ, информированию населения о состоянии и направлениях развития образования школы, созданию условий общественного диалога по проблемам совершенствования образовательного процесса, осуществлению презентации опыта педагогических работников способствует управлению развитием образования школы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной деятельности. Социальными составляющими системы образования являются социальное партнерство и само образовательное сообщество.

В современных условиях управление образованием - это прежде всего управление процессом его развития. Необходимо создать единую систему образовательной статистики, показателей качества образования и систему мониторинга образования. Эффективность управления образовательной системой может быть достигнута за счет интегрированной системы сбора информации, ее обработки, анализа и хранения.


Формирование оптимальной модели управления образования предполагает четкое распределение и согласование компетенций, прав и ответственности всех субъектов образовательной деятельности.

Система образования является сферой взаимодействия интересов государства и общества в лице их институтов и граждан. Каждый из объектов образовательных взаимоотношений должен иметь возможность влиять на функционирование и развитие системы образования, но вместе с тем нести свою долю ответственности за создание условий, необходимых для выполнения системой образования своих социальных и образовательных функций.


Повышение эффективности управления образованием

Организация комплексного мониторинга эффективности школы

Ежегодно с 2005 г.

Администрация школы

Расширение деятельности методической службы, построение ее деятельности на принципах внедрения передовых образовательных технологий, лабораторий передового опыта, педмастерских и др.

2005-2010 гг.

Администрация школы

Реализация концепции эффективной школы, оптимизирующей при достижении заданных образовательных ресурсов: ресурсы времени учащихся и педагогов, ресурсы учебных материалов, сетей связи, помещений и др.

До 2008 г.

Администрация школы

Отработка диагностики профессионального уровня педагогических кадров школы

До 2007 г.

Администрация школы

Расширение открытости и гласности управленческой и образовательной деятельности


2005-1010 г.

Администрация


Социальная защита обучающихся и воспитанников.

Основные направления развития:

  • разработка и осуществление целевых программ по обеспечению прав обучаемых, охраны жизни и здоровья детей;

  • обеспечение реализации права граждан на бесплатное общее образование, в том числе среднее полное;

  • обеспечение условий для получения обучающимися полноценного питания, в том числе на льготных условиях или бесплатно;

  • стимулирование развития самоуправления обучающихся в решении задач по обеспечению условий для учебы, отдыха;

  • разработка системы мер поощрения за успехи в учебе;

  • совершенствование правовых основ взаимоотношений производителей образовательных услуг, обучающихся и их родителей;

  • организация совместной эффективной деятельности групп специалистов (педагогов, медиков), обеспечивающих своевременное выявление детей с отклонениями в развитии и разработку рекомендаций педагогическим работникам по комплексному сопровождению и коррекции развития этой категории детей;

  • создание необходимой кадровой, научно-методической, материально-технической базы специальных учреждений.

Ожидаемые результаты:

  • удовлетворение потребностей населения в специализированной психолого-медико- педагогической помощи со стороны групп специалистов, обеспечивающих своевременное выявление детей с отклонениями в развитии и разработку рекомендаций педагогическим работникам по педагогически целесообразному управлению развитием данных детей;

  • выработка эффективных методик и технологий социальной адаптации детей с индивидуальными особенностями.

Создание условий для поддержки и развития одаренных детей

Одним из приоритетных направлений учебно-образовательной и научно-методической деятельности школа считает создание и развитие системы мероприятий, поддерживающей учащихся, имеющих повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности и исследовательской работе.

Особую роль в решении данного вопроса призваны сыграть следующие виды творческой деятельности школьников:

- конкурсы проектов;

- научно-практические конференции по результатам исследовательских работ;

- интернет-конференции;

- чтения;

- семинары;

- интеллектуальные марафоны.

Основные этапы работы с одаренными детьми:


  1. Создание условий для выявления способных детей.

  2. Создание и постоянное обновление банка данных, позволяющего контролировать учебно-познавательную и учебно-научную деятельность учащихся.

  3. Обеспечение интеллектуального развития детей путем участия в фестивалях, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях.

  4. Систематический контроль за психологическим и физическим состоянием ребенка со стороны педагогов, родителей.

  5. Конкретная помощь учащемуся со стороны педагогического коллектива в правильном выборе дальнейшего образования.

  6. Создание консультативно-диагностической службы для одаренных детей и их родителей.

Ежегодное участие в различных творческих конкурсах.

Повышение эффективности кадрового обеспечения

В области кадровой политики перед школой стоит задача качественного обновления системы подготовки и дополнительного профессионального образования педагогических кадров, повышения требований к личности педагогов, закрепление молодых специалистов в данном образовательном учреждении.

  • совершенствование профессионального уровня руководителей образовательных учреждений в области информационных технологий, маркетинга и менеджмента;

  • работа администрации школы по предотвращению оттока педагогических кадров из образовательного учреждения.

Основные направления развития:

  • разработка локальных нормативных правовых документов по кадровой политике;
  • повышение эффективности системы аттестации педагогических, руководящих работников системы образования;


  • совершенствование правовой основы трудовых отношений в ОУ.

Ожидаемые результаты:

  • обеспечение педагогическими кадрами ОУ;

  • обеспечение занятости работников ОУ;

  • наличие нормативно-правовой и научно-методической базы кадровой работы;

  • предотвращение оттока работников ОУ;

  • обновление системы аттестации;

  • повышение профессионального мастерства и качества труда педагогических работников ОУ.


Социальная поддержка работников ОУ.

Основные направления развития:

  • разработка мер нормативно-правовой защиты системы образования, соответствующих условий труда и социальных гарантий;

  • обеспечение льгот работникам ОУ.

Ожидаемые результаты:

  • повышение общественного престижа и востребованности труда работников системы образования;

  • повышение социального статуса работников системы образования;

  • развитие системы стимулов, обеспечивающих поддержку и совершенствование уровня профессионального мастерства работников ОУ.