zabika.ru 1 2 3

Тест по пьесе А. С. Грибоедова. «Горе от ума»


1. Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В6

Действие третье, явление 3

М олчал и н

Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать, и весело пожить?

Чацкий

Когда в делах — я от веселий прячусь, Когда дурачиться — дурачусь;

А смешивать два эти ремесла

Есть тьма искусников, я не из их числа.

Молчалин

Простите. Впрочем, тут не вижу преступленья;

Вот сам Фома Фомич, знаком он вам?

Чацкий

Ну что ж?

Молчалин

При трёх министрах был начальник отделенья,

Переведён сюда.

Чацкий

Хорош! Пустейший человек, из самых бестолковых!

Молчалин

Как можно! слог его здесь ставят в образец! Читали вы?

Чацкий

Я глупостей не чтец,

А пуще образцовых.

Молчалин

Нет, мне так довелось с приятностью прочесть;

Не сочинитель я...

Чацкий

И по всему заметно.

Молчалин

Не смею моего сужденья произнесть.

Чацкий

Зачем же так секретно?

Молчалин

В мои лета не должно сметь

Своё суждение иметь.

Чацкий

Помилуйте, мы с вами не ребяты:

Зачем же мнения чужие только святы?

Молчалин

Ведь надобно ж зависеть от других. Чацкий

Зачем же надобно?

Молчалин

В чинах мы небольших.

Чацкий {почти громко)

С такими чувствами! с такой душою Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!

В1. К какому жанру драматургии относится пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума»?

В2. Как называется приём изображения персонажа, основанный на использовании впрямую характеризую­щей его фамилии (например, фамилия Молчалина указывает на отсутствие речевой инициативы)?

В3. В основе данного эпизода — беседа между персо­нажами. Каким термином обозначается разговор двух и более лиц в литературном произведении?


В4. В приведённом фрагменте обмениваются мне­ниями персонажи, обладающие контрастными ха­рактерами. Как называется такой тип сопоставления?

В5. О ком говорит Чацкий в финальной реплике от­рывка: «Обманщица смеялась надо мною»?

В6. Каким стихотворным размером написана пьеса А. С. Грибоедова?

2. Задания с развёрнутым ответом ограниченного объёма (5—10 предложений) CI, C2

С1. Почему к финалу пьесы Чацкий приходит к вы­воду о том, что «Молчалины блаженствуют на свете»?

С2. В каких произведениях русской литературы иде­ологический конфликт, споры между героями состав­ляют важную часть сюжета и в чём их отличие от тех, что изображены в пьесе А. С. Грибоедова?

Варианты заданий С .1

А) Почему Молчалин — соперник Чацкого в любов­ной интриге пьесы — оказывается более удачливым?

Б) Почему в разговоре с Чацким Молчалин ведет себя по отношению к нему несколько снисходительно, даже берётся поучать правилам карьерного поведения?

Варианты заданий С2

А) В каких произведениях русской литературы сатирически представлены персонажи, живущие в соотве- ствии с молчалинским принципом: «...не должно сметь своё суждение иметь» — и в чём их сходство с героем А. С. Грибоедова и отличие от него?

Б) В каких произведениях русской классики конфликт строится на основе контраста между героями и в чём их сходство и различие с произведением Грибоедова?
Черты реализма и классицизма в комедии «Горе от ума»

Главной художественной особенностью пьесы «Горе от ума» яв­ляется соединение в одном произведении черт классицизма и крити­ческого реализма.

От классицизма в «Горе от ума» сохраняется высокое гражданс­кое содержание. Идея комедии может быть сформулирована следу­ющим образом: в русском обществе начала XIX века борются две об­щественные силы - «век нынешний» и «век минувший». «Век ми­нувший» представлен очень разнообразно: это практически все дей­ствующие лица, кроме Чацкого. «Век нынешний» — это Чацкий и несколько внесценических героев, о которых известно из разговоров действующих лиц (двоюродный брат Скалозуба, племянник княги­ни Тугоуховской князь Фёдор, несколько друзей Чацкого, о которых он вскользь упоминает). В пьесе в идеологическом столкновении по­беждает на первый взгляд «век минувший»: Чацкий вынужден уехать из Москвы, где его объявили сумасшедшим из-за его смелых речей и поведения. Однако легко заметить, что на все критические замеча­ния Чацкого о современной жизни дворянского общества предста­вители фамусовского лагеря («века минувшего») не могут по суще­ству ничего ответить. Они или ужасаются смелости молодого чело­века, или, как Фамусов, просто затыкают уши, или делают вид, что вообще ничего не слышат (конец третьего действия, когда в ответ на обличительный монолог Чацкого гости Фамусова танцуют). Поэто­му, вслед за И.А.Гончаровым, можно сказать, что Чацкий и его идеи побеждены только подавляющей массой лагеря Фамусова, это вре­менная победа, и оптимизм пьесы, несмотря на её грустный конец, заключается в том, что «век минувший» со своими устаревшими взгля­дами очень скоро должен будет отступить перед более прогрессив­ными убеждениями «нынешнего века».


В эстетике классицизма для пьес был разработан рациональный список необходимых действующих лиц, и Грибоедов использует его: герой—влюблённый молодой человек (Чацкий), героиня — влюблён­ная девушка (Софья), простак - соперник или друг героя (Молчалин),

благородные родители героя и героини (Фамусов), резонёр — персо­наж, который в своих репликах высказывает отношение автора к изоб­ражаемому событию, (Чацкий), наперсница — подруга или служан­ка, в беседах с которой героиня открывает свои сердечные тайны, (Лиза).

Грибоедов применяет и формальные приёмы классицизма: коме­дия написана в стихах, персонажи носят «говорящие» фамилии и име­на, произносят реплики «в сторону» (условный приём для передачи мыслей героя). Главные герои — особенно Фамусов и Чацкий — про­износят длинные монологи. Наконец, в комедии реализуется «прави­ло трёх единств»: действие происходит в один день (единство време­ни), в разных комнатах дома Фамусова (единство места), Чацкий, без сомнения, является главным героем как в любовной интриге, так и в общественном конфликте (единство действия). Стремясь к единству действия, Грибоедов только намечает, но не развёртывает побочные сюжетные линии, например любовь Лизы, отношения четы Горичей и т.д.

Одновременно в пьесе наблюдается множество нарушений прин­ципов классицизма в пользу реалистического и критического изобра­жения русской действительности первой четверти XIX века.

Во-первых, Грибоедов взял предметом изображения в своей ко­медии современную ему русскую жизнь, а не античный миф или по­лулегендарную историю (последнее часто встречается в классицис­тических пьесах). Автор сделал героями своей комедии дворян сред­него достатка, то есть самых обычных людей, а не выдающихся ис­торических деятелей или царей (последнее типично для классици­стической драматургии). Через множество бытовых деталей описы­вается образ жизни среднего дворянского дома: как хозяева гото­вятся к балу, как Фамусов ругает прислугу или заигрывает с Лизой, как князь Тугоуховский пытается выдать замуж своих многочислен­ных дочерей и т.п.


Во-вторых, Грибоедов, сохраняя классицистический набор дей­ствующих лиц, наделил своих героев сложными и многогранными характерами. В этом отношении драматург также нарушает эстети­ческую норму классицизма, где герои изображаются схематично, как воплощение одной главной страсти. Например, в образе Лизы, кото­рая является классической наперсницей, сочетаются живость харак­тера, искренняя привязанность к барышне, способность не только любить буфетчика Петрушу, но и дать отпор ухаживаниям Молчали-на и заигрываниям Фамусова, чтобы сохранить своё человеческое достоинство. Будучи крепостной, она высказывает глубокую мысль о положении слуги и любого зависимого человека: Минуй нас пуще всех печалей И барский гнев, и барская любовь. (I, 2)

В заключительной сцене понятна справедливость этих слов, потому что Фамусов, застав Софью с Чацким в сенях, чрезвычайно рассер­дился, и гнев его обрушился прежде всего на Лизу:

Ты, быстроглазая, всё от твоих проказ;

Вот он, Кузнецкий мост, наряды и обновы;

Там выучилась ты любовников сводить,

Постой же, я тебя исправлю:

Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить... (IV, 14) Вполне реалистическим характером наделён и Фамусов, который пред­ставлен в пьесе как любящий и заботливый отец, гостеприимный хо­зяин, хлебосольный русский барин с замашками крепостника, чинов­ник средней руки и идеолог «века минувшего».

В-третьих, важной чертой реализма в комедии Грибоедова являет­ся речь персонажей. Если классицистические герои - от слуги до ко­роля — говорят похожими торжественными фразами, рифмованным александрийским стихом, то для реалистических героев речь стано­вится одной из важных характеристик. Мастерски написана речь Ска­лозуба, алогичная и переполненная военными терминами; жеманная речь княжон Тугоуховских, многословная болтовня Репетилова. Осо­бенно выразительна речь Фамусова, который с каждым персонажем говорит по-разному. Со Скалозубом (возможным женихом Софьи) он говорит вежливо, ласково, даже заискивающе; с Софьей (любимой дочерью) — просто, но заметны его любовь и восхищение ею; со сво­им секретарём Петрушкой - грубовато, ворчливо; на Лизу в конце пьесы он кричит и топает ногами. Речь всех персонажей индивидуа­лизированная, живая, только Чацкий изъясняется в комедии как клас­сицистический герой («Что говорит! И говорит, как пишет» (II, 2), -характеризует его Фамусов). То, что Грибоедов различными способа­ми рифмует разностопные строки, ещё больше создаёт впечатление, будто герои объясняются друг с другом не стихами, а с помощью обыч­ного разговорного языка.


В-четвёртых, развязка «Горя от ума» существенно отличается от тра­диционной в классицистической пьесе, так как не имеет назидатель­ного характера. В конце грибоедовской пьесы Чацкий, благородный и бескорыстный борец за прогрессивные общественные идеалы, вы­нужден покинуть Москву. А безупречный герой классицистической пьесы не должен бежать от своих противников — он должен или побе­дить их, или умереть, иначе какой же он герой! Таким образом, в «Горе от ума» страдают не злые клеветники-гости Фамусова, а жертва этой клеветы. Вопреки классицистической традиции развивается и любов­ная сюжетная линия: избранником героини является не добродетель­ный возлюбленный, а недостойный лицемер Молчалин.

В-пятых, в классицизме совершенно недопустимо смешение в од­ном произведении высокого и низкого жанров. В «Горе от ума» соеди-

няется сатирическое изображение фамусовского общества и высокая трагедия — страдание благородного Чацкого от несправедливого го­нения.

Итак, принято считать, что в истории русской литературы у исто­ков реализма стоят два произведения — «Горе от ума» и «Евгений Оне­гин». При этом следует отметить, что в «Горе от ума», наряду с черта­ми реализма, присутствуют признаки классицизма: серьёзное граж­данское содержание, традиционный состав героев, преобладание мо­нологической речи, реплики «в сторону», «говорящие» фамилии, сти­хотворная форма, «правило трёх единств». Однако все эти классицис­тические черты касаются главным образом внешней, формальной сто­роны пьесы. Кроме того, в «Горе от ума» можно отметить признаки романтизма (гордый и одинокий Чацкий противопоставлен всему фамусовскому обществу, присутствует мотив изгнания, упоминаются странствия героя) и признаки сентиментализма (Софья искренне лю­бит бедного Молчалина).

В существенных признаках Грибоедов принципиально наруша­ет эстетику классицизма и других предшествующих литературных направлений. Драматург создаёт сложные, разносторонние, соци­ально мотивированные характеры героев, в которых переплетают­ся положительные и отрицательные черты. Образы Чацкого и Со­фьи показаны даже в развитии. Предметом изображения Грибое­дов выбрал не античные времена, а современную ему русскую дей­ствительность с её общественными проблемами и конфликтами. Комедия лишена откровенной поучительности, потому что в фи­нале порок не наказан.


Таким образом, можно доказательно утверждать, что комедия «Горе от ума» действительно написана в рамках критического реализма, но имеет и признаки классицизма.

Сюжет и композиция комедии «Горе от ума»

В своей комедии Грибоедов отразил замечательное время в русской истории — эпоху декабристов, эпоху дворянских революционеров, ко­торые, несмотря на свою малочисленность, не побоялись выступить против самодержавия и несправедливости крепостного права. Обще­ственно-политическая борьба прогрессивно настроенных молодых дво­рян против дворян-охранителей старых порядков составляет тему пье­сы. Идея произведения (кто же победил в этой борьбе — «век нынеш­ний» или «век минувший»?) решена весьма интересно. Чацкий уезжает «вон из Москвы» (IV, 14), где он потерял любовь и где его ославили сумасшедшим. На первый взгляд именно Чацкий оказался побеждённым в борьбе с фамусовским обществом, то есть с «веком минувшим». Од­нако первое впечатление здесь является поверхностным: автор показы­вает, что критика общественных, моральных, идейных устоев современ­ного дворянского общества, которая содержится в монологах и репли­ках Чацкого, справедлива. Никто из фамусовского общества не может ничего возразить на эту всеобъемлющую критику. Поэтому Фамусов и его гости так обрадовались сплетне о сумасшествии молодого разобла­чителя. По мнению И.А.Гончарова, Чацкий — победитель, но и жерт­ва, так как фамусовское общество подавило своего одного-единственного противника количественно, но не идейно.

«Горе от ума» — реалистическая комедия. Конфликт пьесы реша­ется не на уровне абстрактных идей, как в классицизме, а в конкрет­ной исторической и бытовой обстановке. В пьесе содержится мно­жество намёков на современные Грибоедову жизненные обстоятель­ства: учёный комитет, выступающий против просвещения, ланкастер­ское взаимное обучение, борьба карбонариев за свободу Италии и т.д. Друзья драматурга определённо указывали на прототипы героев ко­медии. Такого сходства Грибоедов добивался сознательно, ибо изоб­ражал не носителей абстрактных идей, как классицисты, а предста­вителей московского дворянства 20-х годов XIX века. Автор не счи­тает, в отличие от классицистов и сентименталистов, недостойным изображать бытовые подробности обычного дворянского дома: Фа­мусов суетится возле печки, выговаривает своему секретарю Петруш­ке за разорванный рукав, Лиза подводит стрелки часов, парикмахер завивает волосы Софье перед балом, в финале Фамусов ругает всех домашних. Таким образом, Грибоедов соединяет в пьесе серьёзное общественное содержание и бытовые подробности реальной жизни, социальный и любовный сюжеты.


Экспозиция «Горя от ума» — первые явления первого действия до приезда Чацкого. Читатель знакомится с местом действия — до­мом Фамусова, московского барина и чиновника средней руки, ви­дит его самого, когда он заигрывает с Лизой, узнаёт, что его дочь Со­фья влюблена в Молчалина, секретаря Фамусова, а раньше была влюблена в Чацкого.

Завязка происходит в седьмом явлении первого действия, когда появляется сам Чацкий. Сразу завязываются две сюжетные линии — любовная и социальная. Любовная построена на банальном треуголь­нике, где имеются два соперника, Чацкий и Молчалин, и одна герои­ня, Софья. Вторая сюжетная линия — социальная — обусловлена иде­ологическим противостоянием Чацкого и косной общественной сре­ды. Главный герой в своих монологах обличает взгляды и убеждения «века минувшего».

Сначала на первый план выдвигается любовная сюжетная линия: Чацкий и раньше был влюблён в Софью, и «даль разлуки» не охладила его чувств. Однако за время отсутствия Чацкого в доме Фамусова многое изменилось: «дама сердца» встречает его холодно, Фамусов гово­рит о Скалозубе как о предполагаемом женихе, Молчалин падает с лошади, а Софья, увидев это, не может скрыть своей тревоги. Её поведение настораживает Чацкого:

Смятенье! обморок! поспешность! гнев! испуга!

Так можно только ощущать,

Когда лишаешься единственного друга. (II, 8) Кульминация любовной сюжетной линии — это окончательное объяснение Софьи и Чацкого перед балом, когда героиня заявляет, что есть люди, которых она любит больше, чем Чацкого, и расхваливает Мол­чалина. Несчастный Чацкий восклицает про себя:

И я чего хочу, когда всё решено?

Мне в петлю лезть, а ей смешно. (Ill, 1) Социальный конфликт развивается параллельно с любовным. В нервом же разговоре с Фамусовым Чацкий начинает высказываться по общественным и идеологическим вопросам, и его мнение оказывается резко противоположным взглядам Фамусова. Фамусов совету­ет служить и приводит в пример своего дядю Максима Петровича, ко­торый умел вовремя упасть и выгодно рассмешить императрицу Ека­терину. Чацкий заявляет, что «служить бы рад, прислуживаться тош­но» (II, 2). Фамусов хвалит Москву и московское дворянство, кото­рое, как повелось от века, продолжает ценить человека исключитель­но по знатному роду и богатству. Чацкий видит в московской жизни «подлейшего житья подлейшие черты» (II, 5). Но всё-таки сначала со­циальные споры отступают на второй план, позволяя полностью раз­вернуться любовной сюжетной линии.


После объяснения Чацкого и Софьи перед балом любовная ис­тория видимо исчерпана, но драматург не спешит с её развязкой: ему важно развернуть социальный конфликт, который теперь вы­ходит на первый план и начинает активно развиваться. Поэтому Грибоедов придумывает остроумный поворот в любовной сюжет­ной линии, который очень понравился Пушкину. Чацкий не пове­рил Софье: такая девушка не может любить ничтожного Молчали­на. Разговор Чацкого и Молчалина, который следует сразу за куль­минацией любовной сюжетной линии, укрепляет главного героя в мысли, что Софья пошутила: «Шалит, она его не любит» (III, 1). На балу противостояние Чацкого и фамусовского общества достигает высшего накала — наступает кульминация социальной сюжетной линии. Все гости радостно подхватывают сплетню о сумасшествии Чацкого и демонстративно отворачиваются от него в конце третье­го действия.

Развязка наступает в четвёртом действии, причём одна и та же сцена (IV, 14) развязывает и любовную, и социальную сюжетные линии. В заключительном монологе Чацкий гордо разрывает с Со­фьей и в последний раз беспощадно обличает фамусовское обще­ство. В письме к П.А.Катенину (январь 1825 года) Грибоедов писал: «Если я по первой сцене угадываю десятую, то раззеваюсь и вон бегу из театра. Чем неожиданнее развивается действие или внезапнее заканчивается, тем увлекательнее пьеса». Сделав финалом отъезд разочарованного и потерявшего, кажется, всё Чацкого, Грибоедов вполне добился эффекта, которого желал: Чацкий изгоняется из фамусовского общества и оказывается при этом победителем, так как нарушил безмятежно-праздную жизнь «века минувшего» и по­казал его идейную несостоятельность.

Композиция «Горя от ума» имеет несколько особенностей. Во-первых, в пьесе две сюжетные линии, тесно переплетённые. Завязки (приезд Чацкого) и развязки (последний монолог Чацкого) этих сю­жетных линий совпадают, но всё-таки комедия строится на двух сю­жетных линиях, ибо у каждой из них своя кульминация. Во-вторых, главной сюжетной линией является социальная, так как она прохо­дит через всю пьесу, в то время как любовные отношения понятны ещё из экспозиции (Софья любит Молчалина, а Чацкий для неё -детское увлечение). Объяснение Софьи и Чацкого происходит в на­чале третьего действия, значит, третье и четвёртое действия служат раскрытию общественного содержания произведения. В обществен­ном конфликте участвуют Чацкий, гости Фамусова, Ренетилов, Со­фья, Скалозуб, Молчалин, то есть практически все действующие лица, а в любовной истории - только четверо: Софья, Чацкий, Мол­чалин и Лиза.


Подводя итог, следует отметить, что «Горе от ума» — комедия двух сюжетных линий, причём социальная занимает в пьесе значительно больше места и обрамляет любовную. Поэтому жанровое своеобразие «Горя от ума» можно определить так: социальная, а не бытовая коме­дия. Любовная сюжетная линия играет второстепенную роль и прида­ёт пьесе жизненное правдоподобие.

Мастерство Грибоедова - драматурга проявилось в том, что он ис­кусно переплетает две сюжетные линии, используя общую завязку и развязку, сохраняя таким образом целостность пьесы. Мастерство Грибоедова выразилось ещё и в том, что он придумал оригинальные повороты сюжета (нежелание Чацкого верить в любовь Софьи к Молчалину, постепенное развёртывание сплетни о сумасшествии Чац­кого).



следующая страница >>