zabika.ru   1 2 3

Жанровое своеобразие комедии «Горе от ума»

Комедия — цвет цивилизации, плод развив­шейся общественности. Чтобы понимать комическое, надо стоять на высокой ступе­ни образованности.

В.Г.Белинский

По жанру «Горе от ума» социальная (идеологическая) сатиричес­кая комедия. Тема этого произведения - изображение социально зна­чимого столкновения «века нынешнего», желающего заменить старые порядки, исправить нравы общества, и «века минув­шего», боящегося любых общественных перемен, потому что эти пе­ремены реально грозят его благополучию. То есть комедия описывает столкновение прогрессивного и реакционного дворянства. Названное социальное противоречие является основным для эпохи, наступившей после Отечественной войны 1812 года, которая обнажила многие ко­ренные пороки русского общества. Прежде всего это были, конечно абсолютизм, крепостное право, бюрократизм, космополитизм.

«Горе от ума» - идеологическая комедия, так как Грибоедов много внимания уделяет спорам героев по самым актуальным для своего времени вопросам, социальным и нравственным. При этом драматург приводит высказывания как Чацкого, который выражает прогрессив­ные взгляды, так и Фамусова, Скалозуба, Молчалина и гостей, отста­ивающих консервативную точку зрения.

Важнейшим вопросом в современной Грибоедову России был воп­рос о крепостном праве, которое лежало в основе экономического и политического устройства государства. Чацкий, надо признать, выс­тупает не против крепостного строя, а смело осуждает злоупотребле­ния крепостников, о чём свидетельствует знаменитый монолог «А су­дьи кто?». Герой упоминает о «Несторе негодяев знатных», который променял натри борзые собаки своих крепостных слуг, хотя Усердствуя, они в часы вина и драки И честь, и жизнь его не раз спасали... (II, 5) Чацкий говорит также о хозяине крепостного театра: разорившись, он продал своих крепостных артистов поодиночке.

Все рассуждения о жестокости крепостного права не трогают представителей фамусовского общества — ведь на крепостном праве построено всё сегодняшнее благополучие дворянства. А как легко управлять-помыкать совершенно бесправными людьми! Это видно и в доме Фамусова, который пристаёт к Лизе, ругает слуг, волен наказать их всех, когда и как ему заблагорассудится. Об этом свидетельствует и поведение Хлёстовой: она велит покормить на кухне свою собачку и заодно девку-арапку. Поэтому на гневные выпады Чацкого против крепостников Фамусов просто не отвечает и уходит из комнаты, а Ска­лозуб из монолога «А судьи кто?» уловил только осуждение гвардейс­кого мундира, расшитого золотом, (!) и согласился с этим.


Чацкий, как и Грибоедов, считает, что достоинство дворянина не в том, чтобы быть крепостником, а в том, чтобы быть верным слугой Отечества. Поэтому Чацкий убеждён, что нужно служить «делу, а не лицам» (II, 2). На совет Фамусова послужить он резонно отвечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно» (там же). У представителей фамусовского общества совсем другое отношение к службе - для них это средство достижения личного благополучия, а идеалом является праздная жизнь в своё удовольствие. Поэтому Павел Афанасьевич с таким восторгом рассказывает о своём дяде Максиме Петровиче, ко­торый дослужился до камергера, развлекая Екатерину шутовскими номерами. «А? Как по-вашему? По-нашему— смышлён», — воскли­цает Фамусов. Ему вторит Скалозуб:

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;

Об них как истинный философ я сужу:

Мне только бы досталось в генералы. (II, 5) Молчалин советует Чацкому:

Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить?

И награжденья брать и весело пожить? (III, 3) Чацкий уважает умных, дельных людей, сам не боится совершать смелые поступки. Об этом можно судить по туманным намёкам Молчалина о петербургской деятельности Чацкого:

Татьяна Юрьевна рассказывала что-то,

Из Петербурга воротясь,

С министрами про вашу связь,

Потом разрыв... (III, 3)

В фамусовском обществе люди ценятся не по личным качествам, а по богатству и родственным связям. Об этом с гордостью говорит Фамусов в монологе о Москве:

Вот, например, у нас уж исстари ведётся,

Что по отцу и сыну честь;

Будь плохонький, да если наберётся

Душ тысячки две родовых, —

Тот и жених. (И, 5) Люди этого круга преклоняются перед иностранцами и иностран­ной культурой. Однако невысокий уровень образования позволяет гра­фине-внучке Хрюминой, княжнам Тугоуховским понимать только французскую моду — они взахлёб обсуждают на балу складочки и бах­рому на новых нарядах. Чацкий в своих высказываниях (особенно в монологе «В той комнате незначащая встреча...» Ill, ll) весьма резко осуждает низкопоклонство перед заграницей. Он, напротив, выступает как патриот России и считает, что отечественная история ничуть не хуже, например, французской, что русский народ «умный, бодрый», что, уважая чужую культуру, не следует пренебрегать своей.


Фамусовское общество испытывает страх перед подлинным просвещением. Все неприятности оно связывает с книгами и «учёностью». Это мнение предельно чётко формулирует сам Павел Афанасьевич:

Ученье — вот чума, учёность — вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений. (III, 21)

Все гости торопятся согласиться с Фамусовым в этом вопросе, тут у тех находятся слова: и у княгини Тугоуховской, и у старухи Хлёстовой, даже у Скалозуба. Чацкий, как выразитель передовых идей своего времени, не может согласиться с подобными взглядами Фамусова и его гостей. Он, наоборот, уважает тех,

Кто недруг выписных лиц, вычур, слов кудрявых,

В чьей, по несчастью, голове

Пять, шесть найдётся мыслей здравых,

И он осмелится их гласно объявлять ...(III, 22)

Легкомысленное отношение к образованию и воспитанию дво­рянских детей закономерно вытекает из пренебрежения со стороны фамусовского общества к просвещению и наукам. Любящие ро-

тели

Хлопочут набирать учителей полки;

Числом поболее, ценою подешевле...(I, 7)

Воспитателями дворянских недорослей становятся иностранцы с со­мнительной педагогической репутацией. Грустный результат подоб­ной системы воспитания (преклонение перед Европой и презрение к Отечеству) можно наблюдать в третьем действии:

Ах! Франция! Нет в мире лучше края!

Решили две княжны, сестрицы, повторяя

Урок, который им из детства натвержён. (III, 22)

Поскольку любовная линия является одной из двух сюжетообра-зующих, постольку в комедии рассматриваются и отношения в дво­рянских семьях. Чета Горичей становится образцовой семьёй для фа­мусовского общества. «Идеальный муж» Горич превращается в игруш­ку своей капризной жены. Чацкий высмеивает подобные отношения, да и сам Платон Михайлович жалуется на свою жизнь, скучную, од­нообразную, пустую (III, 6).

«Горе от ума» — сатирическая комедия, ибо в ней зло высмеи­ваются общественно значимые пороки героев. Практически все пер­сонажи пьесы описаны сатирически, то есть их внешний благооб­разный вид скрывает внутреннюю пустоту и мелкие интересы. Та-


ким является, например, образ Скалозуба — человека неразвитого, солдафона, который, однако, «метит в генералы» (1,5). Этот полков­ник хорошо разбирается только в мундирах, орденах, палочной дис­циплине. Его косноязычные фразы указывают на примитивное мыш­ление, но этот «мудрец» является героем всех гостиных, желанным для Фамусова женихом дочери и родственником. Сатирически изоб­ражён Молчалин — внешне тихий, скромный молодой чиновник, но в последнем откровенном разговоре с Лизой он раскрывается как низ­кий лицемер:

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья —

Хозяину, где доведётся жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была. (IV, 12) Теперь все его таланты получают другой смысл: он предстаёт перед персонажами пьесы и читателями человеком без чести и совести, го­товым на любую низость ради карьеры. Сатирический характер и у Репетилова. Этот намекает на тайное общество, на какую-то важную государственную задачу, но всё сводится к пустому шуму и крику его друзей-собутыльников, потому что пока важное «государственное дело: Оно, вот видишь, не созрело» (IV, 4). Сатирически представле­ны, конечно, и гости Фамусова: мрачная старуха Хлёстова, абсолютно глупые княжны, безликие господа N и D, пронырливый Загорецкий. Исчерпывающую характеристику даёт им всем графиня-внучка:

Ну Фамусов! Умел гостей назвать!

Какие-то уроды с того света,

И не с кем говорить, и не с кем танцевать. (IV, 1) Сатирически изображает Грибоедов и Чацкого: этот энтузиаст про­поведует благородные идеи в гостиной Фамусова перед самодоволь­ными и пустыми людьми, которые глухи к проповеди добра и спра­ведливости. На такое неразумное поведение главного героя указывал А.С.Пушкин в своём отзыве на «Горе от ума» (письмо к А.А.Бестуже­ву в конце января 1825 года).

Однако финал сатирического произведения не только не смешной, но даже драматичный: Чацкий потерял любимую девушку, о которой мечтал три года в разлуке; его объявляют сумасшедшим, и он вынуж­ден уехать из Москвы. Почему же Грибоедов назвал свою пьесу коме­дией? Этот вопрос до сих пор обсуждается в литературоведении. Как кажется, лучшее толкование грибоедовского замысла даёт И.А.Гончаров в статье «Мильон терзаний»: называя «Горе от ума» комедией, драматург хотел подчеркнуть оптимистичность своего произведения. В борьбе «века нынешнего» и «века минувшего» фамусовское общество побеждает только внешне. Чацкий, один защищающий прогрессивные идеи, сломлен «количеством старой силы», при этом он сам нанёс ей смертельный удар - ведь на все его критические замечания идейные противники ничего не могли возразить по существу, поэтому, недолго думая, объявили его сумасшедшим. Чацкий, по мнению Гончарова, опровергает русскую пословицу: один в поле не воин. Воин, как утверждает Гончаров, если он Чацкий, причём победитель, но одновременно и жертва.


Итак, «Горе от ума» — чрезвычайно содержательное художествен­ное произведение. Комедия насыщена конкретным жизненным материалом грибоедовской эпохи, отражает политическую борьбу своего времени, борьбу между передовой частью дворянства и косным большинством. Драматург поднял в небольшой пьесе важнейшие об­щественные проблемы (о крепостном праве, о назначении дворянс­кой службы, о патриотизме, о воспитании, образовании, семейных отношениях в дворянской среде и т.д.), представил противоположные точки зрения на эти проблемы.

Серьёзное и многопроблемное содержание определило жанровое своеобразие произведения — общественная (идеологическая) сатири­ческая комедия, то есть высокая комедия. Важность поднимаемых в «Горе от ума» социальных проблем становится понятной при сравне­нии этого произведения с другими пьесами того же времени, напри­мер с популярными бытовыми комедиями И.А.Крылова «Урок доч­кам», «Французская лавка».

Умён ли Чацкий, противопоставляя себя фамусовскому обществу?

В самом деле, что было бы с нами, если бы вместо общеудобного правила: чин чина почи­тай, ввелось в употребление другое, например: ум ума почитай ?

А.С.Пушкин

Грибоедов назвал свою пьесу «Горе от ума». Это название может быть понято и всерьёз, и иронично в зависимости от того, что пони­мать под словом «ум». Кажется, драматург употребил это слово в зна­чении «познавательная и мыслительная способность человека, спо­собность логически мыслить» (АН СССР Словарь русского языка в четырёх томах. М.: Русский язык, 1981, т.4, с.488). Данное определе­ние подразумевает, во-первых, философский ум, высокий интеллект и, во-вторых, «здравый смысл, способность оценивать обстановку, взвешивать обстоятельства и руководствоваться этим в своём поведе­нии» (там же). Разделение и сталкивание этих двух значений слова «ум» находим, например, в романе «Война и мир», когда Л.Н.Толстой объяс­няет нулевой результат преобразований, проведённых Пьером Безуховым в своих имениях: главный управляющий, весьма глупый и хит­рый человек, совершенно понял умного и наивного графа и играл им, как игрушкой (2, 2, X).


Когда А.С. Пушкин и И.А. Гончаров рассуждают об уме Чацкого, их оценки на первый взгляд прямо противоположны. Пушкин утвер­ждает в письме к А.А.Бестужеву (конец января 1825 года): «Всё, что говорит Чацкий, очень умно. Но кому говорит он всё это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непрос­тительно. Первый признак умного человека - с первого взгляда знать, с кем имеешь дело...». Гончаров пишет в статье «Мильон терзаний»

1871): «Чацкий не только умнее всех прочих лиц, он положительно умён. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть сердце, и притом он безукоризненно честен. Словом, это человек не только умный, но и развитой, с чувством». Из приведённых цитат видно, что Пушкин имеет в виду здравый смысл, то есть житейский ум, а Гончаров - вы­сокий интеллект, а значит, авторы не противоречат друг другу.

Только-только появившись на сцене, Чацкий в своих репликах немногими, но меткими штрихами создаёт остроумные портреты представителей фамусовской Москвы: московских «тузов»-завсегдатаев Английского клуба, «бульварных» лиц, молодящихся тётушек, модных

французов, немецких учителей и т.д. Далее в монологах глав­
герой иронично отмечает «достоинства» «века минувшего», которым так гордится Фамусов: раболепство (завидная карьера Максима Петровича), страх перед просвещением и науками, ненависть к людям, которые хотят жить своим умом («К свободной жизни их вражда непримирима» II,служба не ради дела, а ради карьеры. и т.д. Чацкий даёт блестящие характеристики представителям фамусовского общества: Скалозубу, Молчалину, Фамусову («Любитель чинов» IV, 14). Остро­умные и точные оценки и суждения Чацкого указывают на его независимый и насмешливый ум, на его блестящие аналитические (свя­тимые с анализом явлений окружающего мира и человеческих характеров) способности.

В хитрости и изворотливости, то есть в житейской смекалке, фамусовское общество превосходит умного Чацкого. Глупый Скалозуб, хитрый Молчалин успешно устраиваются в жизни и делают карьеру, которая не даётся Чацкому, человеку прямому и независимому. Скалозy6 и Молчалин хорошо усвоили законы фамусовского общества: помимо деловых качеств, а может быть и прежде них, желающий пре­успеть по службе должен обладать умением угождать начальнику, де­монстрировать своё почтение и преданность:


У покровителей зевать на потолок,

Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,

Подставить стул, поднять платок. (II, 2)

Чацкий, понимая все эти хитрости карьеристов, пренебрежительно-снисходительно относится к подобной «науке добиваться успеха». И ещё. При всей своей умной проницательности он не увидел очевид­ного: Софья влюблена в Молчалина. Чацкий недооценил своего со­перника, которого презрительно называл «глупцом» (I, 7), «жалчай­шим созданием» (III, 1), а тихий чиновник оказался весьма ловким пройдохой и обошёл главного героя и в любви, и в чинах: пока Чац­кий три года путешествовал и «искал ума» (I, 5), Молчалин любовь Софьи и «три награжденья получил» (III, 3). Чацкий недооценил так­же сплочённости фамусовского общества
В любви предателей, в вражде неутомимых,

Рассказчиков неукротимых,

Нескладных умников, лукавых простаков,

Старух зловещих, стариков... (IV, 14)

Фамусовское общество не стало опровергать доводы молодого об­личителя, которые опять свидетельствуют о его философском уме, а легко и просто расправилось с ним, проявив житейский изворотли­вый ум и объявив его сумасшедшим

Итак, можно ли назвать Чацкого умным, если он один пытается бороться со всем фамусовским обществом? Да, можно. Обыватель знает наперёд, что это дело безнадёжное: «Можно ль против всех!» (IV, 7) — восклицают гости Фамусова. Но есть герои, которые вопре­ки обывательской мудрости всё равно идут против общественного мнения и отживших правил. Конечно, консервативное большинство раздавит этих «возмутителей спокойствия», но только потому, что вначале их единицы. В конце концов изменения в обществе обяза­тельно произойдут, как и мечтали первые борцы-одиночки. Поэто­му, безусловно, прав Гончаров, который писал, что Чацкий - побе­дитель и всегда жертва.

Разумеется, хорошо, когда ум у человека разносторонний. Но если выбирать, то, видимо, более ценен философский ум (ум Чацкого, а не Молчалина), ибо он помогает осмыслять и понимать мир и людей вокруг. Хитрость и изворотливость помогают преуспеть в жизни только самому их обладателю, а после того как чины и деньги добыты, серь­ёзному человеку жить становится скучно (примеров тому в русской ли­тературе множество — судьба доктора Старцева из рассказа А.П.Чехо­ва «Ионыч» или чиновника Калиновича из романа А.Ф.Писемского «Тысяча душ»).


<< предыдущая страница   следующая страница >>