zabika.ru   1 2 3

Какова роль образа Репетилова в комедии «Горе от ума»?

Репетилов появляется в пьесе последним: он приезжает на бал к Фамусову как раз тогда, когда все гости уже разъезжаются по домам. Выйдя на сцену, он говорит почти без умолку и за двадцать минут ус­певает рассказать историю своей жизни, описать свои нынешние за­нятия, своих приятелей. Едва увидев Чацкого, Репетилов бросается к нему со словами: «Сердечный друг! Любезный друг!» (IV, 4). Впрочем, так же радостно он приветствует и Скалозуба, и других гостей, кото­рые по очереди появляются в парадных сенях фамусовского дома. Очень скоро становится ясно, что Репетилов — пустой болтун и не мо­жет быть настоящим другом Чацкого, Репетилов по образу жизни и взглядам — один из представителей фамусовского общества.

Сатирически изображая этого героя, Грибоедов использует те же самые приёмы, что он применял при описании других действующих лиц пьесы. Репетилов сам себе даёт яркую характеристику: «Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак» (IV, 4). Далее он откровенничает, рассказывая о своей жизни, и тем самым разоблачает сам себя: он, как и все вокруг, меч­тал о карьере, но вместо того, чтобы честно служить, выбрал более лёг­кий путь — задумал породниться с большим человеком, почти министром. 44

В жизни он преуспел — женился на дочери важного чиновника, но тесть, не стал помогать Репетилову в карьерном росте. Этот поворот в своей жизни сам Репетилов описывает следующим образом:

И я в чины бы лез, да неудачи встретил,

Как, может быть, никто и никогда. (IV, 5)

Репетилов живёт так же привольно, как и Фамусов, правда, отдаваясь развлечениям (обедам, балам, картам) с большей страстью, что соответствует возрасту и неуёмной энергии этого героя:

Сам бредил целый век обедом или балом!

Об детях забывал! Обманывал жену! Играл! проигрывал! в опеку взят указом.

Танцовщицу держал! и не одну:

Трёх разом! Пил мёртвую!

не спал ночей по девяти! (IV, 4)


Итак, первая функция образа Репетилова ясна: он — неотъемлемая часть фамусовского общества.

Однако в пьесе уже были показаны самые разнообразные представители фамусовской Москвы, поэтому появление на сцене пустого прожигателя жизни Репетилова не добавляет ничего нового к портрету

фамусовского общества. Чтобы не стать простым повторением других героев, Репетилов должен продемонстрировать не только ти­пичные черты представителя фамусовского общества, но и индивидуальные: показное свободомыслие и пустое фразёрство. Так возникает главная функция образа Репетилова — доказать, что громогласные выступления представителей фамусовского общества против современ-­
ные порядков не что иное, как игра в либерализм. Знаменитая фраза Репетилова: «Шумим, братец, шумим» (IV, 4), — вполне перекликается со словами Фамусова о московских старичках, которые любят покритиковать правительство для вида, то есть так, чтобы ничего не
менялось:

А наши старички?? — Как их возьмёт задор,

Засудят о делах, что слово — приговор, —

Ведь столбовые всё, в ус никого не дуют;

И об правительстве иной раз так толкуют,

Что если б кто подслушал их ...беда!

Не то, чтоб новизны вводили, - никогда,

Спаси нас Боже! Нет. А придерутся

К тому, к сему, а чаще ни к чему,

Поспорят, пошумят и ... разойдутся. (II, 5)

Если Фамусов рассказывает о заседаниях московских либералов в общих чертах, то Репетилов, являясь как раз этим самым московским болтуном-либералом, подробно описывает собрания, в которых сам принимает участие. «Секретнейший союз» устраивает «тайные сходки» по четвергам в Английском клубе (!), известном всей Москве. Члены «союза» под стать Репетилову: англоман князь Григорий веселит соратников шутками, Евдоким Воркулов поёт, братья Лев и Борис ничего не дела­ют, Удушьев пишет статьи «Отрывок», «Нечто» для журналов, а пред­водитель всей этой компании (знаменитый в Москве карточный шу­лер и дуэлянт) вдохновенно говорит о честности (!). Все эти достой­ные господа любят обсуждать и другие «важные материи», например: деятельность палаты народных депутатов, достоинства и недостатки суда присяжных (оба этих государственных органа в принципе невоз­можны при абсолютизме), вольнолюбивое творчество Дж.Г.Байрона, а в перерывах между подобными дебатами, когда их посещает вдохно­вение, сочиняют водевили: Репетилов «невзначай родит каламбур», дру­гие подхватят


И вместе, глядь, водевильчик слепят,

Другие шестеро на музыку кладут,

Другие хлопают, когда его дают. (IV, 3) Более ядовитую карикатуру на официальных либералов трудно нари­совать!

Третья, наверное самая важная, функция образа Репетилова состоит в том, что он является своеобразным «кривым зеркалом» главного ге­роя комедии — Чацкого. Человек, который смотрится в кривое зерка­ло, видит карикатуру на себя: черты его лица и фигуры в кривом отра­жении искажаются, уменьшаются, искривляются. Этот эффект исполь­зуется и в художественной литературе: рядом с главным героем поме­щается второстепенный, который оттеняет некоторые черты характера главного. Чацкий в сравнении с Репетиловым выглядит серьёзным че­ловеком, его убеждения — глубокими и продуманными. А Репетилов не имеет собственных убеждений и легко повторяет чужие мысли.

Как и другие персонажи пьесы, он получает «говорящую» фами­лию, образованную от латинского глагола repetere, что значит «повто­рять». Репетилов болтает, бездумно перескакивая с одной темы на дру­гую. Например, он беспощадно ругает себя:

Ругай меня, я сам кляну своё рожденье,

Когда подумаю, как время убивал! (IV, 4) «Убивать время» — это устойчивый оборот, который значит «занимать­ся каким-нибудь бесполезным, случайным делом». Мысль Репетило­ва цепляется за слово «время», и в следующей фразе он спрашивает Чацкого уже о конкретном времени: «Скажи, который час?». Точное время понадобилось ему потому, что он вдруг (раз уж опоздал на бал) придумал съездить вместе с Чацким в клуб на заседание «секретней­шего союза». Но до того, как предложить Чацкому эту поездку, он вскользь упомянул о какой-то книге, вспомнил свой прежний разгуль­ный образ жизни и под конец расписал своё нынешнее житьё-бытьё — деятельность в «секретнейшем союзе».

Однако образ Репетилова подчёркивает не только сильные, но и слабые черты характера Чацкого: ведь Грибоедов в комедии высмеивается как представителей фамусовского общества, так и главного героя, сравнивая его с пустомелей Репетиловым. Оба сходным образом появляются на сцене. Чацкий вбегает к Софье со словами:


Чуть свет - уж на ногах! И я у ваших ног. (1,7), 11 Репетилов, будучи, видимо, слегка навеселе, буквально падает «со всех ног в сенях фамусовского дома (IV, 4). Фамусов говорит Скалозубу, рекомендуя Чацкого:

...славно пишет, переводит. (II, 5)

Правда, больше об этих интеллектуальных занятиях главного героя никто не вспомнит: то ли представители фамусовского общества не знают о них, то ли не считают серьёзными. Репетилов тоже пишет-сочиняет вместе с приятелями по Английскому клубу...водевили (IV, 4).

Оба героя чрезвычайно болтливы. Активное желание Чацкого обязательно высказаться по всем важным и неважным вопросам перед Фа­мусовым или перед гостями на балу (перед глухими старичками, глу­пыми княжнами, лицемерным Молчалиным и т.д.) непростительно, по мнению Пушкина, и смешно. Думается, что драматург не случайно принижает высказывания Чацкого и Репетилова. Например, они называют балы как пустое времяпрепровождение. «Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два» (1,7), - пренебрежительно вторит Чацкий. И Репетилов повторяет практически ту же мысль:

Что бал? братец, где мы всю ночь до бела дня,

В приличьях скованы, не вырвемся из ига... (IV, 4) При этом оба ездят на балы. Ещё пример сближения — оба снисходительно смотрят на собственные неудачи по службе. «Чины людьми даются, А люди могут обмануться» (III, 3), — заявляет Чацкий, а Репетилов вторит ему: «Тьфу! служба и чины, кресты - души мытарства» (IV, 5). Наконец, оба уезжают из дома Фамусова, произнеся очень по­хожие фразы. Никто из гостей, с которыми Репетилов столкнулся в сенях, не пожелал с ним поболтать, тогда он приказывает лакею:

Куда теперь направить путь?

А дело уж идёт к рассвету.

Поди, сажай меня в карету,

Вези куда-нибудь. (IV, 9) Чацкий, оскорблённый клеветой фамусовского общества и поведени­ем Софьи, тоже вспоминает о карете, чтобы уехать без оглядки куда-нибудь из Москвы.

Подводя итог, следует подчеркнуть два важных момента, касаю­щиеся образа Репетилова. Во-первых, этот образ вместе с другими дей­ствующими лицами комедии создаёт яркий портрет фамусовского об­щества, противостоящего вольнодумцу Чацкому. Характер Репетило­ва вполне реалистичен, так как соединяет в себе множество разных черт, присущих человеку: Репетилов одновременно глуп, ветрен, до­верчив, ленив, добродушен, болтлив и т.д.. То, что Грибоедову удалось создать такой сложный характер для эпизодического лица, говорит о высоком мастерстве драматурга. Это же отметил и Пушкин в своём отзыве о «Горе от ума».

Во-вторых, в сравнении с Репетиловым более полно охарактери­зован Чацкий. Репетилов становится как бы «кривым зеркалом», ко­торое под конец пьесы драматург приберёг для главного героя и через такой приём раскрыл своё отношение к нему, иными словами, драма­тург использует пародийное снижение образа Чацкого. Болтовня Репетилова подчёркивает серьёзность Чацкого, но в то же время эти два персонажа комедии похожи: Репетилов трещит без умолку обо всём на свете, а Чацкий высказывает свои передовые убеждения перед Фа­мусовым, Скалозубом и т.д. Понятно, что умную проповедь главного героя в доме Фамусова никто не услышит. Тогда зачем все эти вдохно­венные монологи?


<< предыдущая страница