zabika.ru 1 2 ... 5 6

Учредитель – Администрация города Сарова Нижегородской области


муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

станция юных натуралистов
Утверждаю


________________________

Директор МОУДОДСЮН Т.П. Китина

Протокол № педсовета

от ___________________

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЖИВАЯ ПЛАНЕТА»


Срок реализации программы: 3 года


Для учащихся с 8 лет


Автор: Логинова Марина Николаевна – педагог дополнительного образования второй квалификационной категории.

Нижегородская область

г. Саров

2000 год.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания и диктуется современной жизнью. Важный аспект в воспитании экологической культуры – развитие гуманного и ответственного отношения к природе, способность воспринимать и чувствовать её красоту, умение бережно относиться ко всем природным богатствам. Жизнь природы очень сложна, и человеку необходимо разобраться в сложной взаимосвязи всех её явлений: только познав законы природы, учитывая их и опираясь на них, человек сможет избежать экологических катастроф. У каждого вида растений и животных свои особенности жизни, свои приспособления. Изучая их, можно понять природу этого растения или животного. А понять – это означает получить возможность управлять жизнью животных и растений.

Занятия по программе «Живая планета» позволяют расширить кругозор детей, вовлечь в природоохранную работу, помогают воспитывать чувство ответственности за состояние родной природы, и направлены на всестороннее развитие детей, формирование их активной жизненной позиции и ответственности за судьбу родной природы.

Программа кружка «Живая планета» рассчитана на учащихся начальной школы, дает дополнительные знания детям о живой и неживой природе, о природных явлениях, о разнообразии растительного и животного мира, об основах охраны природы.


Данная программа модифицированная и является дополнением к школьному курсу «Природоведения» автора А.А. Плешакова. В программу «Живая планета» первого и второго года обучения внесено много изменений. Программа первого года обучения составлена с учётом регионального компонента и посвящена изучению флоры и фауны Нижегородской области. В программе «Живая планета», из программы А.А. Плешакова, оставлена тема «Лес и человек», но с изменениями и добавлениями ряда тем, которые дадут учащимся более полное представление о лесе и его обитателях. Программа третьего года обучения знакомит учащихся с более значимыми компонентами природы: вода, воздух, почва, полезные ископаемые. Из программы А.А. Плешакова взят раздел: «Земля - наш космический корабль». В программе «Живая планета» в раздел «Наша планета» внесён ряд изменений: учащиеся более подробно знакомятся с характеристиками каждой планеты, со спутниками планет, их названиями и количественным составом. При изучении так же используется просмотр видеофильма и слайдов о планетах, звёздах, метеоритах и других небесных телах, которые расширяют кругозор у учащихся и дают более полное представление о планете Земля. Темы разделов «Ботаника» и «Экология» дают учащимся первоначальные представление о строении растений, их взаимосвязях друг с другом, знакомят с плодами и семенами растений и их распространением, продолжительностью жизни в мире растений (однолетние, двулетние, многолетние растения). Учащиеся знакомятся с такими понятиями как экосистема, популяция, биоценоз, что в дальнейшем способствуют лучшему усвоению школьного материала, т. к. являются опережающим обучением.

Учащиеся, прошедшие курс обучения по программе кружка «Живая планета», в дальнейшем могут продолжить занятия в кружках МОУДОДСЮН: «Юные орнитологи», «Юные цветоводы», «Юные зоологи», «Тепличное растениеводство» и т.д.

Основными задачами программы являются систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях живой и неживой природы, изучение природных компонентов планеты Земля и их взаимосвязей, привитие бережного отношения к богатствам природы, навыков правильного поведения в природной среде и навыков учебно-исследовательской деятельности. Содержание программы «Живая планета» направлено на развитие творческого, эмоционального и нравственного потенциала у учащихся; развитие интереса к самостоятельному познанию окружающего мира, и воспитывает у учащихся кружка трудолюбие, чувство товарищества, взаимовыручки, воспитывает любовь к природе родного края.


В курсе выделяется несколько направлений. Одно из них составляет ознакомление с природой, ее явлениями, формирование важных природоведческих понятий: природа, живая природа, неживая природа.

Важным направлением программы является изучение фауны Нижегородской области. Где учащиеся знакомятся с морфобиологическими и этологическими особенностями охраняемых зверей Нижегородской области, о бесхвостых и хвостатых земноводных, о перелётных , кочующих и синантропных птицах области.

Раздел «Животные зооуголка» знакомит учащихся с наиболее распространенными домашними декоративными животными, правилами ухода и содержанием их в домашних условиях.

Одним из направлений данной программы является знакомство учащихся с лесоведением. На занятиях, при изучении этого раздела дети узнают: о том, что лес – это сложное природное сообщество, где все компоненты взаимосвязаны, о значении леса в жизни человека и в природе, наиболее распространённые шляпочные грибы, симбиотическое взаимодействие грибов и деревьев, правила поведения в лесу, основные лиственные и хвойные породы деревьев их морфологические характеристики, биологические свойства и хозяйственное значение для человека, знакомятся с лесными обитателями и растениями.

При изучении раздела «Удивительный мир животных» учащиеся получат дополнительные знания о животных материка Евразии, о заповедниках находящихся на данном материке, о животных этих заповедников, взятых под охрану и занесённых в Международную Красную книгу.

При изучении раздела «Удивительный мир растений» учащиеся получат дополнительные знания о значении растений в природе и жизни человека, первых растениях на Земле, о растениях – барометрах и цветочных часах, о растениях про которых сложено множество легенд. Использование ТСО (микроскопов) в процессе занятий усиливает их эффективность. Кружковцы знакомятся с историей распространения овощных культур, некоторыми их биологическими особенностями, даёт представление об основных агротехнических приёмах выращивания ряда овощных растений и углубляет представление младших школьников об овощеводстве. Растения, удобный объект для первых исследований школьников, поэтому на занятиях уделяется время для постановки и проведения опытов с комнатными и овощными растениями, посадка рассады томатов, выращивание саженцев деревьев для озеленения школьной территории.


Для учащихся третьего года обучения, по программе кружка «Живая планета», приоритетным является раздел «Наша планета» где учащиеся знакомятся с планетой Земля с точки зрения астрономии, географии и экологии.

Важное место в курсе занимает знакомство с конкретными природными компонентами: воздух, вода, почва. На занятиях учащиеся узнают о реальных экологических проблемах вставших перед людьми. К таким проблемам относятся: защита флоры и фауны от загрязнения; сохранения многообразия видов живых организмов; охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья и жизни людей. Дети получают элементарные знания о твёрдых, жидких и газообразных телах и веществах, о температуре воды и воздуха и её измерениях и изменениях. Применительно к каждому природному компоненту рассматриваются его особенности, значение в природе и жизни человека, охрана данного компонента. С помощью педагога и самостоятельно проводят элементарные опыты при изучении свойств воздуха, воды, почвы и полезных ископаемых.

Следующий раздел программы - это знакомство с растительным миром планеты. Здесь дети знакомятся с основами ботаники, а именно узнают: что изучает данная наука; разнообразие растений на Земле, лесные ярусы; узнают о представителях царства грибов, бактерий.

Заключительным разделом программы 3 года обучения является раздел, где учащиеся знакомятся с такой наукой как экология. Узнают что такое экосистема, биоценоз, популяция, заповедные территории и о том, как человек влияет на окружающую среду. На примере экосистем леса, луга, пруда и реки познаются основные взаимосвязи – трофические, топические, форические, фабрические. Изучение растений различных местообитаний, их анатомических, морфологических и физиологических особенностей, позволяет оценить влияние на их структуры различных экологических факторов.

Вместе с тем целенаправленно и последовательно раскрываются доступные пониманию учащихся экологические закономерности. Мы живём в городе, где существуют ООПТ, поэтому дети могут не только услышать рассказы о них, но и познакомиться с этими местами. При изучении этой темы даётся общее представление о памятниках природы особо охраняемых природных территориях закрытого административно территориального образования г. Саров, большое внимание уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, норм поведения в природной среде, экологического мировоззрения.


Важное значение в программе кружка «Живая планета» имеет также приобретение различных природоохранных умений и навыков, получить которые учащиеся могут на практических занятиях, а также во время экскурсий в природу и однодневных туристических походах. Только сочетание теоретических занятий с практическими делами даёт возможность учащимся стать истинными друзьями природы.

По словам замечательного педагога В. А. Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества. Развитие творческих способностей – важная задача в дополнительном образовании, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, способность к свободному самовыражению, уверенность в себе. Также творчество благоприятствует развитию наблюдательности, воображения, усидчивости, аккуратности, развивает мелкую моторику рук и т.д.

Поэтому, важное место в данной программе занимает творческая деятельность учащихся: участие в массовых творческих мероприятиях проводимых на МОУДОДСЮН, участие в областных, Российских и Международных мероприятиях, практическая творческая работа на каждом занятии кружка (складывание оригами, аппликации, поделки из солёного теста, точечные рисунки, выставки работ, рисование по трафаретам и мн. др.), которые дают возможность детям максимально проявить свою активность и изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал, развивают их эмоциональное восприятие.

Также в программу заложена организация интеллектуальной деятельности учащихся: решение кроссвордов, шарад, ребусов, биологических задач и заданий, выполнение открытых и закрытых тестовых работ, моделирование динамических стендов и т. д.

В курсах программы предусмотрены сезонные экскурсии в лес, на луг, к реке, что способствует развитию мировоззрения, закреплению теоретических знаний на практике, развитию навыков наблюдения. На экскурсиях, в походах кружковцы накапливают конкретные знания о многообразии животного мира, об условиях обитания отдельных видов животных, проводят наблюдения за птицами в природных условиях. Кроме этого экскурсии и походы помогают воспитывать и формировать гражданские качества личности ребенка такие, как дружба, коллективизм, ответственность, патриотизм. Практическая работа при изучении данного курса проводится часто в уголке живой природы, что дает возможность детям приобрести навыки ухода за животными, развивать наблюдательность.


По данной программе используются следующие формы подведения итогов:


  • Итоговые занятия-игры с учащимися (соревнования, конкурсы, путешествия, викторины и др.).

  • Участие в творческих конкурсах

  • Однодневные походы в природу

  • Составление отчётов об экскурсиях

  • Ведение дневников наблюдения (записей)

  • Выставки творческих работ

Подведение итогов проходит после изучения разделов программы.

Учебный курс «Живая планета»1 года обучения в полном объеме рекомендуется для учащихся 2 класса начальной школы (8 лет), 2 года обучения для 3 класса(9-10лет), 3 года обучения рассчитан на учащихся 4 класса (11-12 лет). В группе могут совместно обучаться мальчики и девочки, наполняемость группы 12 - 15 человек.

Учебный курс 1 года обучения рассчитан на 72 часа (36 занятий), занятие проводится 1 раз в неделю по 2 часа. Данное количество часов и занятий выбрано мной по некоторым причинам: 1) в связи с особенностями здоровья дети быстро переутомляются, (кружок посещают учащиеся с ограниченными возможности здоровья: классы 7 компенсирующего вида и классы охраны зрения); 2) увеличивается активность учащихся, лучше усваивается материал программы, 3) в связи с возрастными особенностями учащихся начальных классов.

Учебный курс 2 и 3 года обучения рассчитан на 72часа (36 занятия). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. В группе могут совместно обучаться мальчики и девочки, наполняемость группы 12 человек. Состав групп – постоянный.

На занятиях кружка используется различные методы и приемы обучения. Выбор методов обучения определяется с учетом возможностей учащихся, с учетом специфики данной программы, возможностями материально-технического оснащения.

На занятиях используются разные организационные формы работы: коллективно - групповая, индивидуальная. Благодаря такой организации занятия проходят эффективно и интересно.


На занятиях кружка «Живая планета» используются следующие методы и приёмы обучения:


        • Теоретические занятия (объяснение, рассказ, диалог, лекция, чтение, беседа - вводная, вступительная, эвристическая, закрепляющая; аудиосказки)

        • Практические занятия (зарисовка растений и животных, постановка опытов, лабораторные работы, работы с гербариями растений и полезными ископаемыми, работа с природным материалом, солёным тестом, бумагой (складывание оригами), кормление животных и уход за ними и растениями теплицы)

        • Игровые занятия (развивающие и обучающие, интеллектуально – творческие и т.д.)

        • Метод наблюдения (за растениями, животными зооуголка, птицами, сезонными изменениями в природе)

        • Наглядный метод обучения (с помощью плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок, муляжей, макетов), демонстрация (опытов, телепередач, видеофильмов, диафильмов, компьютерных программ, использование живых комнатных и дикорастущих растений, животных зооуголка и т.д.)

        • Метод проблемного обучения.

        • Активные формы познавательной деятельности: отгадывание викторин, загадок, кроссвордов по темам занятий

        • Исследовательский метод: постановка опытов, лабораторные работы

        • Участие в праздниках и конкурсах на станции юных натуралистов, городской олимпиаде по природоведению для 4 классов, участие в областных, всероссийских конкурсах

        • Экскурсии в лес, на луг, в теплицу СЮН, музеи города, выставочный зал и т. д.


Занятия кружка «Живая планета» подразделяются по следующим типам:

  • Вводное занятие

  • Занятие изучения нового материала

  • Обобщающие (итоговые) занятия

  • Комбинированные занятия

  • Занятия проверки, контроля и коррекции знаний

  • Занятия взаимоконтроля

  • Занятия- экскурсии
  • Занятия – путешествия, игры, викторины


  • Творческие занятия

  • Практические занятия


Принципы образования по данной программе:

  • Краеведческий принцип (краеведение несёт высокий нравственно-эстетический потенциал, поскольку предполагает изучение близлежащего природно-социального окружения. Оно раскрывает конкретную модель исторически обусловленной взаимосвязи и природы)

  • Принцип междисциплинарности (отражает взаимосвязь естественнонаучных, гуманитарных, нравственных, экономических аспектов)

  • Принцип непрерывности и преемственности экологического образования (программа действует на основе субординации школьного и дополнительного образования, позволяющего ребёнку на любом этапе подключиться для приобретения дополнительных знаний)

  • Принцип единства практической и теоретической деятельности (взаимосвязь учебы, игры и труда. Выбор учащимися видов деятельности с учетом целей, содержания, возрастных особенностей)

  • Личностный принцип (осуществляется с учётом индивидуальных и возрастных особенностей школьников. Личностный принцип обусловлен необходимостью формирования системы личностно значимых знаний, умений, ценностных ориентаций).


ЦЕЛЬ: организовать деятельность учащихся по изучению природы планеты Земля.
ЗАДАЧИ:
ОБУЧАЮЩИЕ:

-изучение живой и неживой природы, природных компонентов планеты Земля и их взаимосвязей;

-изучение природы своего края, роли растений и животных в жизни человека;

-формирование природоохранных знаний, умений и навыков;

ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:

-воспитывать позитивное отношение к себе и окружающему миру, родному краю, ко всему живому на Земле;

-воспитывать чувства коллективизма, взаимовыручки, товарищества;

-воспитывать экологической этике и культуре;

РАЗВИВАЮЩИЕ:


-развивать стремления охранять и преумножать сокровища природы;

-развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать и выделять существенные признаки явлений природы;

-развивать познавательный интерес к окружающему нас миру;

-развивать умение работать с природным материалом;

-развивать творческий и эмоциональный потенциал у учащихся;

-нравственное развитие личности.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ.


РАЗДЕЛЫ

КОЛ-ВО

ЧАСОВ

НА

ТЕОРИЮ

НА

ПРАКТИКУ

ЭКСКУРСИИ

Вводное занятие

2

2


Явления природы. Осень

12

5

5

2

Звери Нижегородской области


14



7


7




Явления природы. Зима

10

4

4

2

Земноводные Нижегородской области


8



4


4




Птицы Нижегородской области


14


6


6


2


Явления природы. Весна

6

2

2

2

Резервное время

4



4





Заключительное занятие

2




2




Итого:


72

30

34


8



следующая страница >>