zabika.ru 1

Лабко М.А.


Образовательная программа курса по выбору

«Этот многоликий мир»
Программа курса
Образовательная программа курса по выбору «Этот многоликий мир» (рекреационные ресурсы и хозяйство мира) предназначена для учащихся 9-х классов и помогает им сориентироваться в выборе профиля дальнейшего обучения, а также для расширения кругозора.

Программа подготовлена на основе содержательного материала базовых курсов географии «Физическая география», «Физическая география материков и океанов», «Физическая география России», «Экономическая и социальная география России», где вопросы этой темы изучаются только в 9-м классе, фрагментарно – в 6-х, 7-х и 8-х классах, многие аспекты курса не изучаются в базовом курсе вообще (виды рекреационных ресурсов, деление на группы, география размещения, характеристика крупных регионов и проблемы рекреационного хозяйства и др.)

Более подробно в программе рассматриваются вопросы рекреационных ресурсов России, Оренбургской обл. и своей местности, проблемы развития рекреационного хозяйства.

Материал данного курса отобран в соответствие с общими целями образования и помогает учащимся овладеть системой основных общегеографических знаний и умений, способствует формированию ценностных ориентаций.

Основной целью программы является подготовка учащихся для понимания ими важности рекреационного хозяйства как полноценного обеспечения отдыха людей, как одного из основных факторов здорового образа жизни, позволяющего:

– иметь целостное, системное представление о проблемах рекреационных ресурсов и главных задачах рекреационного хозяйства;

– познакомиться с основными видами рекреационных ресурсов и их основными районами размещения.

В данном варианте программы приводиться тематическое планирование курса с учетом проведения теоретических и практических занятий.

Кроме того, содержание данного курса направлено на создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения. Для реализации обозначенных целей программа предполагает решение следующих задач:


– предоставить учащимся возможность познакомиться с основными рекреационными ресурсами, их видами и значением;

– углубить знания учащихся по географии рекреационных ресурсов и районов, доказать необходимость полноценного отдыха и показать его влияния на производительность труда;

– познакомить учащихся на практике со спецификой исследовательской и творческой деятельности.

Порядок расположения тем в программе обусловлен необходимостью осуществления исследовательской и творческой деятельности учащихся, результаты которой могут войти в «портфолио» учащихся.

Динамика интереса к курсу фиксируется с помощью анкетирования на первом и последнем занятии, собеседований в процессе работы после выполнения каждого вида обязательных работ (т.е. не менее 3 раз за цикл обучения).

В качестве формы итоговой отчетности в конце изучения курса проводиться итоговая конференция учащихся с сопутствующей выставкой работ.

Тематический план курса

(17 часов)


Тема



Тип урока

Кол-во часов

Всего

В том числе

теоретических

практических

1. Введение. Особенности курса и его значение.

Лекция.

1

1


2. Роль полноценного отдыха в жизни людей. Главная задача рекреационного хозяйства.


Лекция.

1

1




3. Виды рекреационных ресурсов.

Лекция

Практическая работа.

2

1

1

4. Рекреация и жизнь людей.

Семинар.

1




1

5. Рекреационные ресурсы России.




3

1

2

6. Рекреационные ресурсы Оренбургской области и своей местности.




3

1

2

7. Проблемы рекреационного хозяйства. Охрана природы.




1




1

8. «Без географии Вы нигде».


Итоговая конференция. Защита рефератов и других творческих работ учащихся.

3




3

9.Зачетное занятие


2





2

Итого:




17

5

12

Содержание программы.


  1. Особенности курса и его значение.



Порядок проведения занятий по курсу, правила поведения учащихся во время практических занятий, инструкция по технике безопасности.

Культура полноценного отдыха как часть общей культуры здоровья – основы основ жизни человека.


  1. Роль полноценного отдыха в жизни людей. Главная задача рекреационного хозяйства.


Главные задачи рекреационного хозяйства. Термин «рекреация». Полноценный отдых – один из важных показателей качества жизни. Обеспечение отдыха людей в разных странах. Виды отдыха.


  1. Виды рекреационных ресурсов.


Деление на 2 группы:

– природно-рекреационные, то есть объекты и явления природы, используемые в целях отдыха, туризма и лечения.

– культурно-исторические достопримечательности, используемые для посещения туристами.


  1. Рекреация и жизнь людей.


Проведение семинара по следующим вопросам:

1. Какова роль рекреации в жизни людей. Термин «рекреация»

2. Влияние полноценного отдыха на производительность труда людей

3. Виды рекреационных ресурсов. Примеры.


  1. Рекреационные ресурсы России.


Размещение рекреационных районов на территории России.

Деление районов.

Специализация рекреационных районов: санаторная, курортная, туристическая.

Давние районы рекреации (Черноморское побережье Кавказа, Кавказские Минеральные Воды, города «Золотого кольца России» и др.).



  1. Рекреационные ресурсы Оренбургской области и своей местности.


Природно-рекреационные районы: Бузулукский бор, Ириклинское и Сорочинское водохранилища, лечебные озера Соль-Илецка и др. Памятники природы Оренбургской области.

Культурно-исторические достопримечательности Оренбурга, Бузулука, Бугуруслана, Орска, Сорочинска и других населенных пунктов.

Рекреационные ресурсы своей местности: Гамалеевский сосновый бор, березовые и дубовые колки, берега рек Самара, Красная, Крестовка, озер и прудов.


  1. Проблемы рекреационного хозяйства.



Охрана природы .

Знакомство с проблемами в рекреационном хозяйстве и природоохранной деятельностью.


  1. «Без географии Вы нигде».


Итоговая конференция: Защита рефератов и других творческих работ учащихся. Подведение итогов изучения элективного курса «Этот многоликий мир». Учащиеся получают итоговые результаты индивидуального рейтинга по итогам работы, которые может быть включены в школьный портфолио.


  1. Заключительное занятие.


На заключительном занятии также целесообразно провести обсуждение содержания данного элективного курса, и форм его проведения, выяснить предложения и пожелания учащихся или провести итоговое анкетирование.
Формы и методы ведения занятий:
Теоретические:


  • лекция с использованием иллюстративно-демонстрационного материала,

  • дискуссия,

  • лекция-семинар.


Практические занятия:


  • лабораторные,

  • практикумы,

  • ролевые игры (“проекты”, пресс-конференции и т.д.);

  • на местности: экскурсии-практикумы, (наблюдение, эксперимент, мониторинг).

Критерии оценивания предпрофильного курса.

Критерии успешности
Ученик получает зачет (оценка не ниже «4») при условии:


  • выполнения не менее 3 обязательных, представленных в установленный срок, в предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований к их оформлению

  • активное участие в подготовке и проведении семинаров, дискуссий, конкурсов.

Дополнительные баллы выставляются за любое из названных дополнительных условий:

  • качественно выполненное по собственной инициативе задание;

  • использование Интернет-технологий;

  • инициативную публичную презентацию своей работы в школе или за ее пределами (конкурс, смотр, публикация и т.п.)


Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ.
Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно­сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учи­телем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена уча­щимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль­тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи­ке отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебни­ку, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме­ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра­боты. Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре­зультатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол­нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне­ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче­ского материала, но испытывали затруднения при самостоя­тельной работе с картами атласа, статистическими материала­ми, географическими инструментами.
Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре­зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно­стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подго­товки учащегося.

По сумме полученных учащимися баллов выставляется средняя оценка, которая идет в «портфолио» учащегося.

Оценка участия в проектной работе.

Анализ деятельности проводится через предложенный перечень вопросов:


  • Каковы были цели проекта?

  • Была ли достигнута цель проекта?

  • Что нового Вы для себя открыли?

  • Рационально ли было распределено время и работа?

  • Чему Вы научились?

  • Что в следующий раз сделали бы по-другому?

  • Что бы Вы посоветовали другим?

  • Что у Вас получилось лучше всего?

  • Какой вид работы Вам больше всего понравился?

  • В чем были неудачи?

  • Как Вы себя чувствовали во время работы над проектом?

  • Хотели бы Вы еще участвовать в проекте?

Анализ работы проводится путем анкетирования, собеседования, письменных работ учащихся, выступлений на уроке.
Методические рекомендации

Курс предполагает обобщение имеющихся знаний, прирост новых для обучающихся знаний и выход на более высокий уровень понимания проблем рекреации. В связи с этим возможны следующие виды деятельности учащихся:


– практические работы, проведение самодиагностики и др.;

– семинары (например, «Рекреация и жизнь людей»);

– составление систематизирующей таблицы;

– создание мини-проектов, рефератов, их защита;

– творческие работы;

экскурсии.

Учащиеся могут выбрать любые работы из названных выше, а также вид отчетных работ из предложенного перечня и литературу, по которой они будут готовить собственные работы.

Требования к минимальному уровню подготовленности уч-ся:

(модель учащихся)

I блок - теоретический
Знать:


  • что такое рекреация;

  • рекреационное (туристское) природопользование;

  • окружающая человека среда: природная и социальная, её границы;

  • природные условия и ресурсы туризма, рекреации, их значение;

  • виды рекреационного (туристского) природопользования, влияющие на здоровье человека;

Понимать:

  • необходимость приобретения знаний об окружающей среде, рекреационном природопользовании в сохранении и укреплении своего здоровья и улучшении среды обитания;

  • цели и задачи курса.

Уметь:

  • выделять границы окружающей человека среды, определять вид природной среды.

Применять:

  • полученные теоретические знания на практике;

Показывать:

  • географические, исторические и другие рекреационные объекты на карте России, области, района.

Сопоставлять:

  • полученные теоретические знания с практическим, жизненным опытом;

  • сравнивать рекреационные объекты;

  • анализировать полученные данные;

  • делать логические выводы.
     

II блок - эколого-краеведческий
Знать:
  • экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные) окружающей среды;


  • лесные, лечебные, культурно-исторические и природные рекреационные ресурсы края и меры их охраны;

  • зелёные зоны отдыха края и особенность условий для отдыха;

  • факторы здорового образа жизни;

  • фенология, биологические ритмы в природе.

Понимать:

  • влияние экологических факторов окружающей среды на живые организмы (приспособляемость), на здоровье человека;

  • влияние состояния окружающей среды на здоровый образ жизни (ЗОЖ);

  • значение рекреационных ресурсов в жизни человека, в укреплении его здоровья и их исчерпаемость;

  • взаимосвязь и взаимозависимость компонентов лесного (паркового) ландшафта;

  • значение факторов здорового образа жизни на пути к долголетию;

Уметь:

  • используя цифровой, картографический материал уметь оценивать рекреационные ресурсы России и своей области;

  • определять по литературным и картографическим источникам комфортные условия ландшафтов своей местности для рекреации и туризма.
     

III. блок – нормативный
Знать:

  • нормы и правила рекреационного природопользования;

  • рекреационную нагрузку на ландшафт;

  • степень рекреационной нагрузки и стадии нарушения ландшафтов;

  • меры охраны ландшафтов о воздействия рекреации (туризма).

Понимать:

  • что степень рекреационной нагрузки на ландшафт зависит от вида туризма;

  • что выбор нормы и правила рекреационного природопользования зависит от конкретных физико-географических особенностей места отдыха;

Уметь:

  • правильно выполнять нормы и правила рекреационного природопользования (см. пункт “Знать”);

  • объяснять целесообразность своего (и других) поведения в конкретном природном окружении;

Сопоставлять:


  • определять степень рекреационной нагрузки на ландшафт;

  • стадия нарушения ландшафта, с длительностью периода его восстановления.

  • влияние правильно выбранной формы рекреационного природопользования на снижение нагрузки на ландшафт;


IY. блок – воспитательный
Уметь:

  • работать в команде;

  • проявлять инициативу, творчество;

  • общаться на основе доверия;

  • умножать знания о своих личных качествах и возможностях.

Диагностический инструментарий
Входная диагностика. Принимая во внимание краткосрочность элективного курса, представляется целесообразным проведение вводного (организационного) занятия, на котором учащиеся знакомятся с общей структурой курса, его примерным содержанием, и, самое главное, с формами, видами и планируемым объемом самостоятельных и творческих итоговых работ, которые им предстоит выполнить за данное время.

Элективные занятия по данной программе проводятся для удовлет­ворения индивидуального интереса учащихся к изучению рекреационных ресурсов и для помощи в выборе профиля дальнейшего обу­чения. Поэтому нет нужды систематически контролировать и оценивать знания учащихся. Однако учителю следует отмечать их достижения и тем самым поощрять к дальнейшим занятиям.

Особенностям элективных занятий наиболее соответствует зачетная форма оценки достижений учащихся. Зачет по выполненной практической работе целесообразно выставлять по письменному отчету, в котором кратко сделаны выводы.

По результатам выполнения творческих заданий кроме письменных отчетов полезно практиковать сообщения на общем занятии группы с демонстрацией выполненных стендов, выставок, разверток и т.п. Для подведения общих итогов занятий всей группы возможно проведение конкурса творческих работ. На этом конкурсе учащиеся смогут не только продемонстрировать свои работы, но и отдать свое творение на суд зрителей. Здесь приобретает большое значение умение оформить свою работу графиками, таблицами, фотографиями, кратко и эмоционально рассказать о самом главном. На общешкольных конкур­сах могут быть представлены, например, работы биологов, химиков, ли­тераторов. В этом случае появляется возможность увидеть и оценить свой труд и себя на фоне других интересных работ и таких же увлеченных людей.


На первом занятии целесообразно обсудить с учащимися возможные темы самостоятельных (или коллективных) выступлений на итоговом семинарском занятии, а также форму представления материалов и критерии их оценивая. Принимая во внимание краткосрочность элективного курса, не следует требовать от учащихся выполнения работ большого объема. Сообщение печатным объемом до 10 страниц представляется достаточным. На наш взгляд допустим вариант, при котором итоговую творческую работу учащиеся выполняют по пожеланию, но это отражается на их итоговом рейтинге.

Контрольные задания
Вопросы для самоконтроля:


  1. 1.Дать определение термину «Рекреация».

  2. Какова роль полноценного отдыха в жизни людей?

  3. Главные задачи рекреационного хозяйства.

  4. Виды рекреационных ресурсов.

  5. Деление на 2 группы: природно-рекреационные и культурно-исторические достопримечательности.

  6. Назовите и покажите на карте крупные рекреационные районы России.

  7. Назовите и покажите на карте крупные рекреационные районы Оренбургской области.

  8. Назовите и покажите на карте рекреационные районы своей местности.

  9. Каковы особенности КМВ?

  10. Чем знаменит район Черноморского побережья Кавказа?

  11. Чем интересен туристический маршрут «Золотое кольцо России?

  12. Каковы особенности рекреационных ресурсов озер? Приведите примеры.

  13. Каковы особенности рекреационных ресурсов морей? Приведите примеры.

  14. Каковы особенности рекреационных ресурсов рек? Приведите примеры.

  15. Дайте краткую характеристику одного из рекреационных районов России.

  16. Дайте краткую характеристику одного из рекреационных районов Оренбургской области.

  17. Дайте краткую характеристику одного из рекреационных районов своей местности.
  18. Какие проблемы стоят перед рекреационным хозяйством, России, Оренбургской области и своей местности?


Тестовые задания (в форме открытых вопросов):

  1. Что значит «рекреация» в переводе с латинского?

А) отдых;

Б) восстановление;

В) туризм.

  1. Какова главная задача рекреации?

А) Обеспечение отдыха людей;

Б) Организация туристических путешествий;

В) Организация сети общественного питания.

  1. К природно-рекреационным ресурсам относятся:

А) Морские побережья, берега рек и озер, горы.

Б) Горы, лечебные грязи, исторические памятники.

В) Памятники архитектуры, морские побережья, горы.

4.К Кавказским Минеральным Водам относятся города:

А) Париж, Варшава, Кисловодск.

Б) Кисловодск, Пятигорск, Железноводск.

В) Ессентуки, Москва, Прага.

5.Черноморское побережье Кавказа – это города:

А) Сочи, Киев, Анапа.

Б) Гагры, Ялта, Находка.

В) Анапа, Сочи, Геленджик.

6.К «Золотому Кольцу »России относятся:

А) Кострома, Самара, Мурманск.

Б) Москва, Владимир, Ярославль

В) Углич, Москва, Самара.

7. Лечебно-оздоровительные озера России:

А) Виктория, Байкал, Балатон.

Б) Байкал, Ладожское, Онежское.

В) Онежское, Балхаш, Лобнор.

8. В городе Оренбурге имеются памятники:

А) Ф.Кастро, В.И. Ленину, А.С. Пушкину.

Б) Ю.А. Гагарину, В.И. Ленину, А.С. Пушкину и Далю.

В) В.И. Чапаеву, Д. Вашингтону, А.С. Пушкину.

9. Памятники природы Оренбургской области – это:

А) Букобайские яры, озера Косколь, Эльбрус.

Б) Красная Круча, урочище Бишкаин, гора Баулус.

В) Телецкое озеро, Букобайские яры, гора Баулус.

10.Памятники природы Сорочинского района – это:

А) Каменный лес, Новопокровское болото, гора Шишка.


Б) Тихоновские шиханы, гора Базардюзю, урочище Студеное.

В) Гора Ледяная, Красная Яруга, Каменный яр.

11. Этот город является вторым городом России, он раскинулся более чем на 100 островах, по берегам 65 рек и каналов, соединенных 365 мостами.

А) Новосибирск.

Б) Москва

В) Санкт-Петербург.


.

Тематика рефератов:


  1. Культура полноценного отдыха - основа жизни человека.

  2. Полноценный отдых - один из важных показателей качества жизни.

  3. Виды рекреационных ресурсов.

  4. Байкал- жемчужина России.

  5. Лечебные свойства Кавказских минеральных вод.

  6. Приморские курорты России.

  7. Города «Золотого кольца» России.

  8. Достопримечательности Московского Кремля.

  9. Северная столица России.

  10. Культурно- исторические достопримечательности мира.

  11. Чудеса света.

  12. Парковые ансамбли Петергофа.

  13. Активный отдых.

  14. Заповедники России.

  15. Национальные парки мира.


Литература для учащихся:

  1. Бондаренко В.Д. Культура общения с природой. - М.: Агропромиздат, 1987. - 174 с

  2. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. М.: Мысль, 1980. - 190 с.

  3. Ю. Н. Гладкий, С. Б. Лавров Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Учебник для общеобразовательной школы. – М. Просвещение. 2002 г.

  4. География и туризм. /Вопросы географии. Сб. 93./ Отв. ред. Ю.К. Ефремов. - М.: Мысль, 1973. - 223 с.

  5. Даринский А.В. География туризма в Российской Федерации: Учебное пособие. - С-Пб.: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 1993. - 75 с.
  6. Котляров Е.А. География отдыха и туризма. Формирование и развитие территориальных рекреационных комплексов. - М.: Мысль, 1978. - 38 с.


  7. Камерилова Г. С. «Экология города» 10—11 класс. М. Просвещение. любое издание. естесв.- науч. профиля. - М.: Просвещение, 1997. - 192 с.

  8. В. П. Максаковский Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Учебник для общеобразовательной школы. – М. Просвещение. 2002 г.

  9. В. Н. Холина География человеческой деятельности: экономика, культура, политика. Учебник для 10 – 11 классов с углубленным изучением гуманитарных предметов. – М. Просвещение. 2002 г.

  10. Основы экологии и природопользования: Компьютерный курс: Учеб. пособие для 9-11 кл. общеобразоват. Учреждений /В.Ф. Шолохович, А.Г. Гейн, С.В. Комов и др. - М.: Просвещение, 1995. - 127 с.

  11. Преображенский В.С., Веденин Ю.А. география и отдых. - М.: Знание, 1971. - 47 с.

  12. Преображенский В.С., Веденин Ю.А. Экология человека и организация рекреационной деятельности // Проблемы экологии человека. - М.: Наука, 1986. - С. 16-22.

  13. Преображенский В.С. , Веденин Ю.А., Зорин И.В., Квартальнов В.А., Кривошеев В.М., Филиппович Л.С. Теория рекреалогии и рекреационной географии / Отв. ред. В.С. Преображенский д.г.н., профессор, И.В. Зорин, к.г.н., доцент. - М.: Ин-т географии Российской академии наук, Российский международный ин-т туризма, 1992. - 178 с.

  14. Природопользование: Проб. Учеб. для 10-11 кл. профильных школ / Н.Ф. Винокурова, Г.С. Камерилова, В.В. Николина и др. - М.: Просвещение, 1995. - 255 с.

  15. Рекреационное использование территории и охрана лесов /В.Б. Нефедова, В.Д. Смирнова, В.П. Чижова, Л.Г. Жвидченко. - М.: Лесн. пром-сть, 1980. - 184 с.

  16. Сенин В.С. Введение в туризм: учебник для гимназий, лицеев, колледжей и высших учебных заведений. - М.: Мин-во культуры Российской Федерации, Комитет Российской Федерации по туризму, Российский ин-т переподготовки работников искусства, культуры и туризма, 1993. - 104 с.
  17. Царфис П.Г. Рекреационная география СССР (курортологические аспекты). - М.: Мысль , 1986. - 237 с.


  18. Царфис П.Г. География природных лечебных богатсв СССР (курортологические аспекты). - М.: Мысль, 1986. - 273 с.

Литература для учителя:

  1. Ю. Н. Гладкий, С. Б. Лавров Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Учебник для общеобразовательной школы. – М. Просвещение. 2002 г.

  2. А. Э. Гутнов, В. Л. Глазычев Мир архитектуры: лицо города. – М., 1990.

  3. Козлов В.Н., Филиппович Л.С., Чалая И.П. и др. Рекреационные ресурсы СССР: Проблемы рационального использования. М.: Наука, 1990. 168 с.

  4. Косолапов А.Б. Теория и практика рекреационного природопользования. Владивосток: ДВГАЭУ, 2001. 120 с.

  5. Методическое пособие по курсу “Природопользование”: Кн. для учителя / Н.Ф. Винокурова, Г.С. Камерилова, В.В. Николина и др. - М.: Просвещение, 1996. - 207 с.

  6. Г. М. Лаппо География городов. – М., 1997.

  7. Е. Н. Перцик Города мира. География мировой урбанизации. – М., 1999.

  8. К. М. Паустовский Книга скитаний. Собр. соч. в 8 томах. – М. 1968., Т.

  9. Притула Т.Ю. Программа профильного курса “Рекреационная география” для IX-XI классов // География в школе. - №5. - 1995. - С. 45-47.

  10. Ноэл Тил. Прогнозы на новое тысячелетие – М. 1998 г.

  11. В. П. Максаковский Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Учебник для общеобразовательной школы. – М. Просвещение. 2002 г.

  12. В. Н. Холина География человеческой деятельности: экономика, культура, политика. Учебник для 10 – 11 классов с углубленным изучением гуманитарных предметов. – М. Просвещение. 2002 г.

  13. Страны мира. Статистический справочник ООН. – М. Весь мир. 2001. 2002 гг.

  14. Страны и регионы. Статистический справочник Всемирного банка. – М. Весь мир. 2001. 2002 гг.

  15. Географические атласы для средней школы.

  16. Исторические атласы для средней школы.