zabika.ru 1

Окружающий мир 3 класс


Почва. Образование почв. Охрана почв.

Цели урока:

Обучающая:
Выяснить как образуется почва, что является необходимым условием для образования почвы; дать понятия: перегной, плоородие, виды почв: глинистокаменная, чернозём южный, дерново- подзолистая почва леса4 объяснить причины разрушения плодородия почвы и способы её восстановления.

Развивающая: развивать наглядно-образное мышление, воображение, навыки выявления взаимосвязей деятельности человека и благополучия природы.

Воспитывающая: воспитывать чувство ответственности за результат своей работы в паре, умение слушать учителя и товарищей, желание принять участие в сохранении чистоты и плодородии почвы.

Оборудование: образец почвы, два подноса, вода, таблицы «состав почвы», виды почв, презентация к уроку, овощи и фрукты. Учебник «Окружающий мир» автор Дмитриева Н.Я., карта почв Оренбургской области.

Ход урока


  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

- О чём идет речь?

-ЕЁ называют кормилицей, потому что без неё не было бы на столе ни хлеба, ни овощей, ни фруктов.

- Русский учёный В.В. Докучаев говорил, что почва дороже золота.

- Раскройте смысл пословиц: Земля заботу любит.

Без хозяина земля - круглая сирота.


воздух

перегной
-Составьте карту мыслей о почве


вода

глина

песок

почва

Охрана почв

Образование почв

Минеральные соли


- Всё ли в этой карте понятно?

- О чём бы вам хотелось узнать подробнее?

- Сформулируйте тему урока.


III. Сообщение темы, постановка цели.

Образование и охрана почв. Нам необходимо установить, как образовалась почва и зачем её нужно охранять.

IV. Работа над темой урока.


  1. Работа с учебником. (с.22-23) / Дети цепочкой читают текст, отмечая важные слова)



  1. Ответить на вопросы по тексту:

-В каких климатических условиях быстрее будут перегнивать погибшие организмы?

- где жарко и сухо

- где жарко и влажно

- где холодно и влажно

- Сделайте вывод о влиянии климата на состав почвы.

- Где, по вашему мнению, будет большее многообразие растений?

3. Рассматривание слайдов « Жители почвы».

- Почему Докучаев назвал почву «живое мёртвое тело»? (Почва – не живая, а даёт жизнь живому)

4. Физминутка.

Только в лес мы все вошли – появились комары.

Руки вверх – хлопок, руки вниз – хлопок.

Дальше по лесу шагаем и медведя мы встречаем,

Руки за голову кладём и вразвалочку идём.

5. Сделайте вывод о том , что влияет на образование почвы? ( факторы)

- Рассмотрите образец почвы у себя на столе.

- Что можно сказать про образцы?

- Кто догадался, почему она разного цвета?

( В зависимости от того, какого компонента больше в почве, песка, перегноя или глины, такого цвета и будет почва)

( Рассматривание видов почвы в учебнике стр. 26)

-Ребята, а кто знает, какой вид почвы преобладает у нас на полях Соль-Илецкого района?

Рассматривание карты почв Оренбургской области ( Дети узнают, что наша почва – чернозёмы южные и неполноразвитые чернозёмы (преобладание песка)

- Люди нашего района научились выращивать прекрасный урожай на этих почвах, посмотрите какое разнообразие овощей и фруктов. А кого можно считать королём? (Арбуз)


6. Охрана почв.

- Как вы думаете, у почвы много друзей? Перечислите их. (Микроорганизмы, земляные черви, крот, землеройка, вода и воздух)

- А есть ли враги?

(Опыт с почвой на подносах. Почва насыпается и равномерно распределяется на двух подносах. Затем из кувшина льём воду на первый поднос в горизонтальном положении, а на второй ,слегка наклонив.)

- Что увидели? Какой вывод сделаете? ( Вода размывает почву).

- Есть ли ещё враги у почвы?

- Посмотрите на экран. (Неправильное распахивание почвы, свалка мусора, овраги на поле.)

7. Работа в парах.

- Ребята предложите свои способы охраны почвы: оформить можно в виде запрещающих знаков, таблиц, схем.

V. Итог урока

- Кто подведёт итог урока? ( Узнали как почва образуется, какие факторы являются главными для её образования, кто «друг» и кто «враг» почвы, какие способы сохранения существуют)

Домашнеезадание:с.16 ТПО №25 Нужно «посадить» растение на нужную почву, опираясь на текст учебника с.24-25