zabika.ru 1

Олимпиада по литературе


Муниципальный тур

2010-2011 уч. год

10 класс

I. Сделайте сопоставительный анализ элегий А. С. Пушкина и В. Кюхелбекера.

Отметьте характерные для этого жанра черты.
А. С. Пушкин

Элегия


Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино — печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.

1830




Вильгельм Кюхельбекер

Элегия


«Склонился на руку тяжелой головою

В темнице сумрачной задумчивый Поэт...

Что так очей его погас могущий свет?

Что стало пред его померкшею душою?

О чем мечтает? Или дух его

Лишился мужества всего

И пал пред неприязненной судьбою?»

— Не нужно состраданья твоего:

К чему твои вопросы, хладный зритель

Тоски, которой не понять тебе?

Твоих ли утешений, утешитель,

Он требует? оставь их при себе!

Нет, не ему тужить о суетной утрате

Того, что счастием зовете вы:

Равно доволен он и во дворце и в хате;

Не поседели бы власы его главы,

Хотя бы сам в поту лица руками

Приобретал свой хлеб за тяжкою сохой;

Он был бы тверд под бурей и грозами

И равнодушно снес бы мраз и зной.

Он не терзается и по златой свободе:

Пока огонь небес в Поэте не потух,

Поэта и в цепях еще свободен дух.

Когда ж и с грустью мыслит о природе,


О божьих чудесах на небе, на земле:

О долах, о горах, о необъятном своде,

О рощах, тонущих в вечерней, белой мгле,

О солнечном, блистательном восходе,

О дивном сонме звезд златых,

Бесчисленных лампад всемирного чертога,

Несметных исповедников немых

Премудрости, величья, славы бога,—

Не без отрады всё же он:

В его груди вселенная иная;

В ней тот же благости таинственный закон,

В ней та же заповедь святая,

По коей высше тьмы и зол и облаков

Без устали течет великий полк миров.

Но ведать хочешь ты, что сумрак знаменует,

Которым, будто тучей, облегло

Певца унылое чело?

Увы! он о судьбе тоскует,

Какую ни Гомер, ни Камоенс, ни Тасс,

И в песнях и в бедах его предтечи,

Не испытали; пламень в нем погас,

Тот, с коим не были ему ужасны встречи

Ни с скорбным недугом, ни с хладной нищетой

Ни с ветреной изменой

Любви, давно забытой и презренной,

Ни даже с душною тюрьмой.
18 июня 1832

Оценка работ по олимпиаде
При оценке выполнения сопоставительного анализа стихотворных произведений оценивание производится по следующим критериям:


  1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в сопоставительном анализе (умение находить основание для сопоставления произведений, способность видеть и объяснять индивидуальность раскрытия близких тем в каждом из произведений) – до 20 баллов.

  2. владение основами анализа поэтического текста (образный ряд, ритмико-синтаксическое и фонетическое своеобразие) – до 10 баллов.

  3. Восприятие лирического героя и умение характеризовать его, умение характеризовать поэтическую индивидуальность автора, а также умение выражать свои мысли и чувства – до 10 баллов.
  4. Композиционная стройность язык и стиль работы (логичность, ясность изложения, речевая грамотность) – до 10 баллов.



Грамотность работы учитывается в соответствии со школьными нормативами и отражается на итоге работы следующим образом: оценка «хорошо» снижает работу на 2 балла; оценка «удовлетворительно» – на 4 балла; оценка «неудовлетворительно» – работа снимается с конкурса и далее не оценивается.

Общее максимальное количество баллов за все задания – 50.

Первое место присуждается при условии, что участник набрал не менее 40 баллов; второе – не менее 35; третье – не менее 30.

Методические рекомендации по анализу текста.

История жанра элегии и характерные признаки жанра

Элегия – один из древнейших жанров лирики. Свою родословную он ведет с античности. Термин «элегия» (греч. elegeia) означал - жалобная песня

Элегия первоначально была распространена в ионийской Малой Азии, возникнув из поминального плача. Элегии исполняли в сопровождении флейты. Позднее элегии стали просто декламировать, а жалобная песнь тростника - как иногда расшифровывается этот термин - приобрела совершенно другую направленность. Соответственно изменилось и содержание элегий - в них зазвучали политические, философские темы и просто житейские размышления.

Существенные изменения элегия претерпевает в эллинистическую эпоху: в элегию проникает любовная тематика. Каллимах и его последователи, используя мифологические образы, сетуют на безответную любовь, предаются печали, полагая, что одному поэту суждено пережить муки и горести отвергнутого возлюбленного.

Элегия помогает личности осознать свою пространственно-временную принадлежность ко вселенной, ода отражает общественно-политические и социальные связи личности.

Ход мыслей в элегии: я одинок в этом мире, но любовь помогает мне преодолеть одиночество моего существования, однако любовь оказалась призрачной, я еще более одинок в этот вечерний осенний миг вечности, к которой принадлежит и моя жизнь. Так будем же ценить краткие мгновения бытия и счастья.


В элегиях прежде всего говорится о грустных вещах, в них оплакиваются также любовные переживания, жалобы влюбленных, размышления о смерти, сюда же относятся послания, повествования о собственной жизни и тому подобное.

Элегия по своей сути личностна, лирический герой выделяется из некоторого условного коллективного "я" и поднимает бунт против вечных законов природы, отстаивая равные права каждого на счастье.

Элегия соответствовала всеобщей моде на разочарованность, знакомство с элегической поэзией Альфонса Ламартина создало культ природы, выступающей как антипод общества.

Медитации порождали мысль о несовершенстве мироздания, - это был тихий бунт жанра. Элегия утверждала равенство всех перед смертью и несправедливость неизбежного.

За элегией закрепляется окончательно любовное содержание, но любовь становится лишь поводом к разладу с миром.

Методические рекомендации организаторам

проведения олимпиады
Муниципальный тур олимпиады проводится в один день.

Для учащихся 9 – 11 классов предложены различные тексты для анализа: 9 класс и 11 класс – прозаический; 10 класс – стихотворный.

Участников олимпиады целесообразно разделить по разным аудиториям в зависимости от класса.

Время выполнения работы 4 астрономических часа.

Работы участников предварительно шифруются.

Работы пишутся в прозаической форме, объем работы не регламентируется и не влияет на оценку задания. Если участник использовал черновик, то его необходимо сдать вместе с работой, т. к. черновик может быть учтен при выставлении оценки.

Участник не имеет права пользоваться дополнительной литературой и цифровыми средствами. Вместе с заданием ему выдается распечатанный текст произведения для анализа и тетрадь в линейку, предварительно проштампованная, а также необходимое количество (не менее 4-х) проштампованных тетрадных листов для черновика.

Проверка осуществляется в соответствии с критериями оценивания.

Оценка выставляется в баллах.