zabika.ru 1

200 Глава 4. Выражение эмоциональных явлений...

Опознание эмоций по лицевой экспрессии 201

Опознание эмоций по лицевой экспрессии

Неудачи физиогномики привели психологов к выводу о необходимости: а) снизить притязания и ограничиться ди­агностикой текущих эмоциональных процессов и состояний; б) разработать более объективные и, в то же время, более экологически валидные методы диагностики. Как мы виде­ли выше, согласно модели Нико Фрижды, идентификация эмоции включает: а) характеристику ситуации, воздейству­ющей на индивида; б) предвосхищение возможных действий или возможной реакции индивида; в) классификацию со­стояний другого человека в терминах личного опыта и воз­можностей (Frijda, 1970).




Рис. 4.5- Достаточно ли нам лица обычного человека, чтобы «прочесть» эмоции?

202 Глава 4. Выражение эмоциональных явлений...

Опознание эмоций по лицевой экспрессии

203

Отсюда и четыре основных методических варианта иден­тификации эмоций по лицевой экспрессии: 1) «принуди­тельный» выбор одного названия из небольшого набора (6—10) эмоциональных слов (так называемый «стандартный метод»); 2) ранжирование каждого выражения по неболь­шому набору (6—10) эмоциональных шкал; 3) предостав­ление участникам возможности создавать собственные обозначения для каждого выражения; 4) связывание выра­жений с небольшим набором коротких историй, каждая из которых описывает некое эмоциональное событие или си­туацию («метод Дэшилла»).


Более высокая точность лицевого выражения и идентифи­кации обеспечивалась методом кодирования мимического вы­ражения для объективной регистрации активности лицевых мышц — FAST (Facial Affect Scoring Technique), учитываю­щим особенности функционирования трех групп лицевых мышц, описанных еще в опытах Дюшена. При использова­нии этого метода лицо делится двумя горизонтальными ли­ниями на три части: а) область лба и бровей (фиксируются десять различных признаков, типа брови подняты и сведены вместе); б) область глаз и век (8 признаков, типа угол верхне­го века поднят); в) область рта и носа (10 признаков, типа верхняя губа поднята) (рис. 4.6о) (Ekman, 1972). Например, сравним две эмоции, мимическое выражение которых часто путают, — страх и удивление (см. табл. 4.2).

Таблица 4.2.

Страх

Удивление

1. Брови подняты и сдвинуты. Морщины только в центре лба.

1. Брови высоко подняты и округлены. Горизонтальные морщины пересекают весь лоб.

2. Верхние веки подняты так, что видна склера, а нижние приподняты и напряжены.

2. Верхние веки подняты, а нижние опущена так, что над радужной оболочкой видна склера.

3. Рот раскрыт, губы растянуты и напряжены.

3. Рот раскрыт, губы и зубы разъединены, напряжения и натяжения в области рта нет.

При этом выражение лица-мишени идентифицируется на основе сравнения с эталонами из набора фотографий FAST (см. рис. 4.2) без какой-либо словесной оценки. FAST позволяет провести анализ экспрессии на наличие в ней элементов вы­ражения шести базовых эмоций (Ekman, Friesen, 1975). Особен­но ценными считаются стандартизация набора фотографий, обеспечение нейтрализации факторов повторяемости, интен­сивности, пола, расовой принадлежности (в проекте JACFEE), дизайна и освещенности (Практикум по общей... / Под ред. АА Крылова, С А Маничева. 2000).




«Зоны лица»



Удивление







Отвращение


Страх


Грусть











Гнев

Рис. 4.6а. Изучение мимической эмоциональной реакции по методике FAST и FACS. Три части лица фиксируются и оце­ниваются раздельно (Ekman, Friesen, 1975)

В дальнейшем на основе FAST была создана новая про­цедура измерения эмоциональной экспрессии, построенная на регистрации (на основе показателей электрической про­водимости соответствующих мышц) специфической для

204 Глава 4. Выражение эмоциональных явлений...


Опознание эмоций по нелицевым признакам 205


каждой эмоции активности трех основных групп лицевых мышц, — FACS (Facial Action Coding System) (см. рис. 4.66), которая позволяет оценивать как статические, так и дина­мические характеристики эмоциональной экспрессии (Ектап, Friesen, 1978; Ектап, Rosenberg, 1997). Недавно на основе FACS Остер разработала систему Baby FACS, которая позволяет дифференцировать эмоциональное выражение даже у мла­денцев (Camras et a I., 2002).



Рис. 4.66. Подготовка участника эксперимента по изучению мимической эмоциональной реакции по методике объек­тивной регистрации активности трех групп лицевых мышц FACS (Ектап, Friesen, 1978)

Результаты исследований показывают, что хотя метод свободного обозначения дает значимо меньший уровень правильной идентификации ряда дискретных эмоций по срав­нению со стандартным методом, тем не менее этот уровень в разных культурах превышает случайное опознание {Ектап, 1994; Russel, 1994), что говорит о наличии 5—10 достаточно универсальных врожденных паттернов лицевого выражения,

которые имеют сходное значение в самых разных культурах (см. главу 9), но не доказывает универсальность самих «базо­вых» эмоций.



Рис. 4.7. Степенные ряды выраженности пяти базовых эмо­ций (сверху вниз — гнев, отвращение, радость, печаль и удив­ление) (Horstmann, 2002)

206 Глава 4. Выражение эмоциональных явлений...

Опознание эмоций по нелицевым признакам 207


Подавляющим большинством психологов это было воспри­нято как доказательство обоснованности эволюционной тео­рии Дарвина о биологических механизмах эмоциональной жизни человека, подобно приматам и другим представителям животного мира (Шовен, 1972; Matsumoto, 2001; Marcus, Kitayama, 1991). Здесь, однако, надо заметить, что признание биологи­чески заложенных задатков вовсе не ведет к признанию био­логической детерминированности свойств и процессов эмоциональной регуляции. Наша способность говорить обес­печивается врожденными анатомо-физиологическими задат­ками, однако определять речь конкретного индивида будет не столько это, сколько процесс социализации.

В заключение этой части надо отметить, что в качестве типичного или протипического выражения той или иной «базовой» эмоции воспринимаются наиболее выраженные экспрессивные формы (см. рис. 4.7), которые к тому же бы­стрее распознаются, что позволяет рассматривать скорость опознания как индекс типичности (Horstmann, 2002). В то же время эти данные лишь частично подтверждают гипотезу Кэррола и Рассела о том, что прототипические выражения проявляются в реальности не часто (Carrol, Russell, 1997).

Опознание эмоций по нелицевым признакам

Точность опознания эмоций по голосу (как правило, на основе прослушивания актерских аудиоизображений различ­ных эмоций) в большинстве исследований на эту тему ва­рьирует вокруг 50% случаев, что существенно выше •случайного опознания (Pittam, Scherer, 1993). Небольшое число проведенных на эту тему кросс-культурных исследований указывает на то, что опознание вокального выражения эмо­ции происходит и у представителей других культур, не вла­деющих данным языком. Это является аргументом в пользу того, что и голосовые, и, прежде всего, интонационные экспрессивные характеристики эмоций также носят универ­сальный характер (Frick, 1985). При этом состояния гнева, враждебности и доминирования у животных обычно выра­жаются грубым, громким звуком, в то время как состояния страха и беспомощности — высоким и тонким звуком, что


весьма напоминает звуковое сопровождение человеческих эмоций (Scherer, 1996).

В советской космической психологии и психолингвистике был проведен целый комплекс исследований паралингвисти-ческих характеристик эмоциональных состояний, в результате чего были выделены такие звуковысотные и частотные едини­цы, как форманты, позволяющие анализировать интонацию, темп и другие паралингвистические индикаторы, а главное — идентифицировать эмоциональные состояния (радость, страх, нежность, удивление, безразличие, гнев, печаль, презрение, стыд, обида) на основе аудиозаписи (Витт, 1964, 1981; Но­сенко, 1978). Правда, вне контекста точно различаются лишь эмоциональные от нейтральных фрагментов, для более точ­ной дифференцированной диагностики состояния необходи­ма была дополнительная информация.

Еще меньше изучены позы и жесты, хотя в этнографии и антропологии встречаются многочисленные примеры жестов и поз, характерных и для европейской культуры, в частности закрывание лица руками и заламывание рук (Eibl-Eibesfeldt, 1972). Чаще всего исследователи ограничиваются описанием движений рук, сопровождающих речь (Feyereisen, de Lannoy, 1991), хотя весь комплекс невербальных характеристик по­ведения имеет значение для выражения эмоциональных со­стояний (Hess, Kappas, Scherer, 1988).

Наибольшую популярность далеко за пределами психоло­гии эмоций приобрела классификация телесных движений Экмана и Фризена, различающая пять видов телесных движе­ний: 1) «эмблемы» — конвенциальные жесты, имеющие вполне определенный вербальный эквивалент в культуре, например, выражение согласия или несогласия; 2) «иллюстраторы» — движения, дополняющие вербальное сообщение (например, при объяснении пути до определенного места); 3) проявление эмоций и коммуникативных актов — экспрессивные движе­ния, которые могут быть как произвольные, так и непроиз­вольные; 4) «регуляторы» — движения, управляющие собственным телом и обеспечивающие контроль действий дру­гого человека; 5) «адаптеры» — движения, снимающие дис­комфорт, минимизируемые в публичной обстановке и максимизируемые в приватной (Ekman, Friesen, 1969).


208 Глава 4. Выражение эмоциональных явлений...

В частности, исследования диадного взаимодействия шест­надцатилетних подростков с матерями в процессе обсуждения предварительно выявлявшихся разногласий обнаруживают превосходство девушек по частоте и длительности улыбок, частоте речевых движений, частоте взглядов на мать. Там же проводилось сравнение эмоциональной экспрессии и теле­сных движений у индивидов с разным типом привязанности («безопасным», «прекращающим» или «озабоченным» — под­робнее см. главу 5). Как и предполагалось, «безопасные» вы­ражают большую длительность разговорных знаков и коммуникативных экспрессивных движений, по сравнению с «прекращающими», в то же время они значимо чаще про­являют знаки напряжения при взгляде на мать, по сравне­нию с обеими «небезопасно-привязанными» группами {Becker-Stoll, Delius, Scheitenberger, 2001). В целом, у «безопасных» заметна тенденция в выражении положительных эмоций и движений, позитивно направленных на развитие коммуникации, в то время как у обеих «небезопасно-привязанных» групп преоб­ладает общая тенденция к выражению негативных эмоций и движений, скорее направленных на торможение общения.

В первой главе обсуждалось наличие тенденции к действию, характерное для определенных эмоций {Arnold, 1960; Frijda, 1986). Так, гнев связан с тенденцией к нападению, а страх — с тенденцией к бегству. Наши мышцы напрягаются при гневе вовсе не так, как они напрягаются от смущения. Даже если эти тенденции не реализуются в реальном поведении, зача­точные элементы этих движений можно обнаружить.

Учитывая значительные индивидуальные вариации в уме­нии «читать» экспрессивные сообщения, Розенталь с кол­легами разработали тест чувствительности к невербальным знакам — PONS (the Profile Of Nonverbal Sensitivity), кото­рый оценивает способность человека понять значение инто­нации голоса, лица и телесных движений {Rosenthal et ai, 1979). Задания теста заключаются в просмотре фильма, в котором актер или актриса изображают различные эмоцио­нальные состояния. Иногда изображение сопровождается про­износимыми «стертыми» фразами (убраны тона и ритмы, которые позволяют различать слова). Затем наблюдатель дает

Опознание эмоций по нелицевым признакам 209

одну из двух возможных интерпретаций этой сцены. Как пра­вило, женщины получают более высокие показатели по этому тесту, за исключением профессионалов (психиатров, пси­хологов, учителей, актеров и т.п.), где различия не обнару­живаются. Также существует возрастная позитивная динамика показателей по тесту, ибо жизненный опыт помогает более точно идентифицировать даже слабо выраженные признаки эмоционального состояния {Rosnow, Rosenthal, 1989).

На основе описания эмоциональных состояний по фото­графиям (в инструкции участников просили описать эксп­рессивные признаки этих эмоций) Лабунская определила процентное соотношение различных проявлений базовых эмоций, которые представлены в таблице 4.3.

Таблица 4.3. Соотношение выразительных элементов в опи­саниях эмоциональных состояний (в %) {Лабунская, 1999)

Элементы

Радость

Удив­ление

Презре­ние


Стра­дание

Страх

Гнев

Мимика

55

77

52

70

45

49

Пантомимика, жесты

24

13

14

11

30

23

Интонация

9

8

7

4

4

13

Вегетативные изменения

2

1

8




12

8

Коммуникативные черты личности


10

1

18

15

9

7

Как мы видим, в основном в содержании описаний пре­обладают элементы мимики и пантомимики.

В свою очередь, каждая из этих эмоций была описана на основе 6 основных эталонов, характеризующих все разно­образие описания проявления данных эмоций (например, Для эталона экспрессии радости см. табл. 4.4).

К сожалению, в данной работе нет никаких указаний ни на конкретную процедуру проведения исследования и прин­ципы выделения элементов, ни на количество участников, ни на психометрические характеристики метода исследова-

Методы изучения эмоций и экспрессивного поведения... 191

Глава 4

Выражение эмоциональных явлений и методы их изучения

Методы изучения эмоций и экспрессивного поведения: история

вопроса Физиогномика

Опознание эмоций по лицевой экспрессии Опознание эмоций по нелицевым признакам Физиологические индикаторы эмоций Опросники, шкалы отношений и повествования Наблюдение как метод изучения эмоциональных явлений Имитация и понимание эмоций другого человека Социокультурный подход в понимании роли эмоционального

выражения


Как поймать столь быстро меняющиеся эмоциональные явления? Как найти достоверные индикаторы того, что че­ловек действительно испытывает то или иное состояние? Что мы имеем в виду, когда говорим, что другой человек испытывает эмоцию? Что мы имеем в виду, когда говорим, что «она в гневе»?

Как известно, эмоциональные процессы находят свое выражение как вовне — в поведении индивида, так и в его сознании и в организме. Здесь основное внимание будет посвящено выражению эмоций в поведении и, ^олее крат­ко, физиологическим индикаторам эмоциональных процес­сов и методам их изучения. Эмоциональная экспрессия выражается как в вербальном, так и в невербальном поведе­нии. В вербальном поведении различают словесные (или лин­гвистические) и паралингвистические (интонация, тембр, паузы, гладкость речи, интенсивность и частота) составляю­щие. В свою очередь, в невербальном поведении различают ми­мическую (лицевую) и пантомимическую (телесную — позы и жесты) компоненты. Естественно, что наибольшее внима-

ние в психологии уделялось мимическому выражению как наиболее тонкому и информативному индикатору эмоцио­нальной экспрессии. Иногда в пантомимическом выражении выделяют также такесику — физические контакты и проксе-мику — пространственную организацию общения.

Методы изучения эмоций и экспрессивного поведения: история вопроса

Понятно, почему именно внешнее выражение эмоцио­нальных явлений стало первым и основным объектом науч­ного исследования. После Дарвина и Джемса—Ланге ни один из исследователей эмоций не мог даже представить другого подхода к эмпирическому исследованию эмоциональной сферы. Выбор заключался лишь в регистрации или физиоло­гических индикаторов (как это делали многие исследовате­ли, начиная с Вундта), или мимических и пантомимических проявлений эмоциональной жизни (как это делали многие другие, начиная с Титченера).

Правда, в первой психологической лаборатории Вундта в Лейпциге применяли как экспрессивный метод, основан­ный на регистрации выраженности органических реакций, главным образом дыхания и пульса, так и импрессивный, ос­нованный на интроспекции, то есть на том, как сам инди­вид воспринимает собственное состояние и относит ли его к эмоциональным или нет (Lehmann, 1899). В дальнейшем, однако, психологи перешли на использование эмоциональ­ной экспрессии и, прежде всего, лицевой экспрессии.


В 1920-е годы Боринг и Титченер пытаются определить эмоциональное выражение лица по рисункам отдельных его частей, используя при этом рисунки немецкого анатома Пи-дерита (см. рис 4.1а), который считал, что мышцы лица дей­ствуют согласованно с органами чувств и облегчают или затрудняют восприятие стимула (Boring, Titchener, 1923). В свою очередь Данлэп составляет изображения из верхних и нижних частей фотографий одного и того же человека в разных ситу­ациях, причем к выражению глаз в ситуации А прибавлялось выражение рта в ситуации Б, и наоборот (Dunlap, 1928).









Глава 4. Выражение эмоциональных явлений...


192

Рис. 4.1а-
Черты лица по Пидериту

Рот: 1) нормальный; 2) нежный; 3) скорбный; 4) очень не­довольный; 5) упрямый; 6) упрямый и недовольный; 7) вни­мательный; 8) недовольный и внимательный; 9) злобный или насмехающийся.

Глаза: 1) нормальные; 2) восторженные; 3) внимательные; 4) очень внимательные; 5) невнимательные, блуждающий взгляд.

Брови: 1) нормальные; 2) внимательные; 3) недовольные или задумчивые; 4) внимательные к чему-то неприятному.

Нос: 1) нормальный; 2) внимательный к чему-то неприят­ному (см.: Вудвортс Р.С., 1950, с. 529)

Интересно, что в современной психологии эмоций так­же продолжается экспериментальное изучение роли отдель­ных элементов лица (в частности бровей) в скорости и точности идентификации эмоционального состояния. Мно­гоэтапные исследования положения бровей в лицеобразном контексте и вне его (см. рис. 4.16) указывают на повышение скорости опознания для V-образного положения бровей (ти­пичного для прототипического гнева) в том случае, когда они даются в контексте лицеобразного изображения, а не вне его, хотя для идентификации стимула как угрожающего этот контекст не обязателен (Tipples, Atkinson, Young, 2002).


Методы изучения эмоций и экспрессивного поведения... 193




194

Глава 4. Выражение эмоциональных явлений...

Не менее популярными были наборы фотографий акте­ров, изображающих различные эмоции. Особенно хороша серия фотографий Фруа-Виттмана (Frois-Wittmann, 1930). Именно на ее основе была построена знаменитая круговая шкала эмоций с двумя основными осями: удовольствие-неудовольствие и внимание—пренебрежение (Woodworth, Schlosberg, 1954).

Шульц (1906) пытался вызвать у своих испытуемых эмо­ции соответствующими эмоциогенными фотографиями, а Лэндис и Данлэп создавали эмоциогенные ситуации в ла­боратории (резкая сирена, выстрел из пистолета, участни­кам предлагалось раздавить руками улитку и т.п.) (Landis, 1924; Landis, Hunt, 1932; Dunlap, 1928).

В одном из экспериментов начала 1950-х годов участни­ков просили дать свободную интерпретацию снятых на ки­нопленку спонтанных выражений эмоций (Frijda, 1953). Участники в основном давали весьма многословные описа­ния типа: «Вы рассказываете ей какую-то печальную исто­рию», «Она выглядит так, как будто увидела какое-то ужасное существо» и т.п. То есть описание эмоционального выражения носило контекстуальный характер. Отсюда Фриж-да делает вывод о том, что опознать эмоцию — значит, п крайней мере частично, охарактеризовать ситуацию, воз­действующую на индивида (Frijda, 1970).

Другой аспект таких свободных описаний включал мно­жество атрибутивных характеристик типа: «У нее злой взгляд», «У нее холодное выражение лица», «Она на гран" взрыва» и т.п. Отсюда Фрижда делает другой вывод о том-что опознать эмоцию — значит, по крайней мере частично предвосхитить возможные действия или возможную реак цию индивида.


Последний аспект таких свободных описаний включал опи сание переживаний и/или возможностей действия как бы из нутри: «У нее такое внутреннее состояние, как будто она н знает, что делать». Отсюда Фрижда делает следующий выво. о том, что опознать эмоцию означает, по крайней мере час тично, классифицировать состояние другого человека в тер минах личного опыта и возможностей (там же).

Методы изучения эмоций и экспрессивного поведения... 195

В результате те словесные «ярлыки», которые используют­ся участниками для описания выражения эмоций у объектов _ наблюдения, переносятся на весь набор этих возможностей. Вслед за Шлосбергом, используя серию фотографий, подоб­ную набору Фруа-Виттмана (62 фотографии актрисы «Нел­ли» и 68 актера «Джерома»), а также оценку эмоционального выражения по биполярным шкалам (40 шкал типа «кон­тролируемый—неконтролируемый», «индифферентный— включенный», «агрессивный—дружественный», «естествен­ный—искусственный» и т.д.), Фрижда получил пять измерений выражения эмоций в результате факторного ана­лиза (Varimax): а) приятное—неприятное; б) эмоциональ­ная интенсивность—контроль или индифферентность; в) упорство—зависимость; г) естественность—искусственность; д) внимание—отсутствие интереса. На эти пять факторов при­ходится почти 85% всего разброса данных.

В то же время, используя классическую методику Осгу­да (составление характеристик на каждое выражение из списка в 100 черт характера и эмоций), Фрижда получил 18 факторов, из который 10 главных оказались общими для актеров, но второстепенные различались (там же). В ре­зультате кластерного анализа образуется своеобразная иерархия эмоций, где общими для всех эмоций являются характеристики приятности, интенсивности, активности и степени проявленной внимательности, в то время как дру­гие характеристики являются специфическими для рассмат­риваемой группы эмоций.

По мнению Фрижды, исследования по измерению лице­вой экспрессии недооценивают возможности дифференци­рования, так как даже статичные фотографии позволяют различать гораздо больше эмоциональных явлений, чем это обычно возможно в реальности, ибо факторный анализ дает, ' по крайней мере, десять факторов или кластеров, большин­ство из которых являются биполярными. Указывая на слож­ность и неоднозначность эмоциональной (прежде всего ; лицевой) экспрессии и трудность узнавания эмоций без ин­формации о ситуации воздействия, Фрижда предупреждает Против любых попыток вывести измерения эмоций непос-