zabika.ru 1


Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің № 22 орта мектеп» ММ

ГУ «Средняя школа №22 отдела образования акимата города Костаная»

Оқу бағдарламасы
МАТЕМАТИКА

6 сынып орыс тілімен оқып жатырған мектеп

(ПДТ арналған балаларына)


Учебная программа

МАТЕМАТИКА


6 класс школа с русским языком обучения

(для детей класса ЗПР)

Құрастырушы: Станогина Н.В.,

математика мұғалімі

Составитель: Станогина Н.В.,

учитель математики

Қостанай қ. 2011

г.Костанай 2011

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

МАТЕМАТИКА

6 классы ЗПР


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Объект учебного предмета «математика». Учебный предмет «Математика» входит в содержание образовательной области «Математика», сохраняя при этом свое самостоятельное предназначение в соответствии с общеобязательным стандартом общего среднего образования.

Предмет «математика». Математика – интегрированный учебный предмет, объединяющий в своем содержании числа и выражения, уравнения и неравенства, числовые функции, геометрические фигуры и измерение геометрических величин, элементы теории вероятностей и статистики, реализующий их взаимосвязь и взаимодействие.

Математика, являясь базовой дисциплиной, основного среднего уровня образования, с одной стороны, создает предпосылки и основы для изучения других предметов (информатики, черчения, физики, химии, географии и др.), с другой стороны, является потребителем знаний, умений, способов деятельности, сформированных при изучении этих дисциплин.

Цель: формирование достаточно устойчивых вычислительных навыков как условие обеспечения развивающего эффекта учебной деятельности учащихся.


Основные задачи обучения математике:

- систематическое развитие понятия числа;

- выработка умений выполнять устно и письменно арифметические операции над числами;


  • формирование умений переводить практические задачи на язык математики;

подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.

Учебная программа опирается на следующие основные принципы отбора содержания учебного материала и построения предмета: научности, непрерывности образования, деятельности, внутрипредметной и межпредметной интеграции, доступности, учета индивидуальных достижений учащихся.

Принцип научности предполагает создание необходимых условий для усвоения и оперирования младшими школьниками научными терминами и понятиями в учебных ситуациях и повседневной жизни.

Принцип непрерывности обеспечивает непрерывное развитие всех содержательно-методических линий в курсах математики дошкольной подготовки, начальной, основной и старшей школы, означает преемственность между всеми уровнями образования на уровне методологии, содержания, методики и технологий обучения.

Принцип деятельности обеспечивает основу для осознанного и прочного усвоения математических понятий и способов действий. Позволяет «открывать» новые знания, посредством включения учащихся в активную учебно-познавательную деятельность, формировать самооценку и самоконтроль своих действий.

Принцип внутрипредметной интеграции обеспечивает органическое единство элементов теории множеств чисел, арифметики чисел, элементов алгебры, геометрии, комбинаторики и величин, составляющих содержание математического образования. Межпредметная интеграция позволяет формировать у учащихся целостную картину мира, помогает осознавать взаимосвязи различных учебных предметов. Важным компонентом данного принципа является обучение математическому языку как особому средству коммуникации.


Принцип доступности предполагает создание психологического комфорта в процессе изучения математики основной школы.

Принцип учета индивидуальных достижений учащихся предполагает использование заданий различного уровня трудности, самостоятельных, исследовательских и проектных работ, позволяет формировать личностно-значимые мотивы учения. У учителя есть возможность выбора оптимальных технологий обучения, учебных материалов и степени их адаптации в учебном процессе по достижению планируемых результатов, а также для организации различных видов деятельности (воспроизводящей, преобразующей, алгоритмической и творческой). Учебные материалы должны быть рассчитаны на обучающихся с разным уровнем знаний.

Принцип творчества предполагает формирование у обучающихся способности самостоятельно находить решение нестандартных, творческих, логических задач, «открывать» новые способы действий, умения создавать новое, находить нестандартные решения в жизненных ситуациях.
Особенности организации образования для детей с задержкой психического развития и с рекомендацией коррекционно-развивающего обучения.

Приему в коррекционную организацию, классы для детей с задержкой психического развития (ЗПР) и классы коррекционно-развивающего обучения (КРО) подлежат дети, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются нарушения умственной работоспособности, памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов.

Отклонения в познавательной сфере проявляются в недостаточной сформированности умственной деятельности, ограниченном запасе знаний и представлений, необходимых для усвоения школьных предметов.

Эмоционально-волевая сфера характеризуется недостаточной сформированностью учебных интересов, выраженностью игровой мотивации, недостаточной целенаправленностью деятельности. Вместе с тем отличается неравномерность в развитии познавательной деятельности: при выраженных затруднениях в решении словесно-логических задач дети относительно хорошо справляются с задачами наглядно-образного и наглядно-действенного характера, обобщением на наглядном уровне. Они хорошо используют помощь, осуществляют перенос усвоенных знаний и навыков на новый материал.


Типовой учебный план 5-9 классов предусматривает овладение основным объемом знаний, умений и навыков, предусмотренных базисным учебным планом общеобразовательной школы. На основной ступени дети обучаются по программам общеобразовательной школы, которые требуют адаптации к возможностям учащихся с ЗПР.

В программах по математике для классов ЗПР и КРО дифференцированы разноуровневые требования к усвоению содержания учебного материала: базовые и минимально необходимые (сниженные). Это дает возможность индивидуализировать работу с детьми с особенностями развития.

В тех случаях, когда дети не усваивают минимально необходимый уровень знаний, педагог вправе самостоятельно определить индивидуальную программу обучения. Соблюдение этого гуманного принципа, определяющего структуру и содержание обучения, является для детей всесторонней педагогической и психологической поддержкой.

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Основной целью инклюзивного образования является реализация права детей с ограниченными возможностями в развитии на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями и способностями по месту жительства, их социальная адаптация и интеграция в общество, повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребенка.

Основным нормативным документом, регламентирующим инклюзивное обучение, являются «Методические рекомендации по организации деятельности специальных (коррекционных) организаций образования для детей с ограниченными возможностями» (утверждены приказом министра образования и науки Республики Казахстан от 24 ноября 2005 года №730).
Особенности методической системы обучения.

Преподавание математики в 6 классах (также как и в 5) имеет свою особенность, которая заключается в формировании у учащихся вычислительных навыков, необходимых для изучения курса алгебры в следующих циклах, для этого в первую очередь при усвоении программного материала необходимо привить навыки устного счета. В программе 5-6 классов особое место занимают текстовые задачи, призванные развить у школьников способности переноса теоретических знаний на практику, что является одним из звеньев математической грамотности. При формировании умений и навыков решения текстовых задач упор делается на арифметические способы решения задач. Текстовые задачи также помогают понять смысл таких понятий, как процент, дроби, пропорция и т.д.


Учебный материал, предложенный для изучения в 5-6 классах, построен таким образом, что создает условия для успешного изучения математики в последующих классах и изучения смежных предметов (физика, химия, география, черчение и т.д.). Этот курс отличается своей практической ориентированностью и направлен на формирование навыков, необходимых для изучения математики в старших классах, а также на формирование важных навыков, которые будут необходимый школьникам в реальной жизни.

Решение текстовых задач играет важную роль в изучении функций. Здесь рассматривается зависимость таких величин, как количество и цена товара, скорость, время, расстояние и т.д. при решении таких задач формируются мыслительные способности учащихся, повышается интерес к изучению предмета, воспитывается терпеливость, любознательность. Через задачи учащиеся знакомятся с законами и фактами окружающего мира, объясняемые математически, учатся заменять жизненные ситуации в математические символы, что создает возможность для формирования начальных понятий о роли практической арифметики. Также формируются умения, которые являются основой для формирования навыков математического моделирования. Это: умение использовать алгоритмы, объяснять полученные результаты.

Основная задача обучения элементам геометрии – подготовка учащихся к системному изучению геометрии, к использованию геометрических умений при изучении других предметов, а также в повседневной жизни.
Учебная нагрузка по предмету
Объем учебной нагрузки по предмету “Математика” составляет в 6 классе – по 5 часов в неделю, 170 часов в учебном году.
Вариативная часть содержания учебного предмета «Математика»

Вариативный школьный компонент по математике на уровне основного общего образования предполагает организацию усвоения содержания программы на уровне стандарта, а также в классах ЗПР и КРО может быть направлен на коррекцию пробелов при изучении предмета.

Вариативный ученический компонент направлен на изучение основ базового содержания, используется для проведения индивидуальных и групповых консультаций.

II. БАЗОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
6 - класс

(5 часов в неделю, всего 170 часов)

Повторение (10 ч.)

Отношения и пропорции (17 ч.)

Пропорция. Основное свойство пропорции. Понятия о прямой и обратной пропорциональности величин. Решение задач с помощью пропорций. Масштаб.

Формулы длины окружности и площади круга. Шар.

Положительные и отрицательные числа (13 ч.)

Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль числа и его геометрический смысл. Сравнение чисел. Целые числа.

Координаты на плоскости (12 ч.)

Координатная прямая и изображение чисел на ней. Координата точки. Перпендикулярные и параллельные прямые. Прямоугольная система координат на плоскости, абсцисса и ордината точки. Примеры графиков, диаграмм. Осевая и центральная симметрии.

Рациональные числа (23 ч.)

Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Понятие о рациональном числе.

Десятичное приближение обыкновенной дроби. Применение законов арифметических действий для рационализации вычислений.

Приближенное значение числа. Статистические характеристики. Медиана. Анализ статистических данных.

Выражения и их преобразования (10 ч.)

Числовые и алгебраические выражения. Нахождение значения выражения. Законы сложения и умножения. Распределительный закон. Преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых.

Линейные уравнения и неравенства (27 ч.)

Линейное уравнение с одним неизвестным. Корень уравнения. Решение задач с помощью линейных уравнений.

Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Линейное неравенство.

Функции (15 ч.)


Понятие о функции. Область определения функции. Способы задания функции. График функции. Линейная функция и ее график. Свойства линейной функции.

Системы линейных уравнений и неравенств (26 ч).

Система уравнений с двумя переменными. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными Графический способ решения систем уравнений. Решение задач методом составления систем уравнений.

Система линейных неравенств с одной переменной.

Повторение. Решение задач. (17 ч.).
ІІІ. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.
Учащийся к концу 6 класса:

- записывает равенство отношений в виде пропорции;

- находит неизвестный член пропорции, используя основное свойство;

- составляет пропорции по условиям текстовых задач;

- находит и записывает число, противоположное данному числу;

- находит модуль данного числа, понимает его геометрический смысл;

- отмечает точки по их заданным координатам, определяет координаты точек на координатной прямой, в координатной плоскости;

- сравнивает положительные и отрицательные числа между собой и с нулем;

- выполнять сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел на основе соответствующих правил;

- выполняет умножение и деление положительных и отрицательных чисел, пользуясь правилами знаков;

- вычисляет значения числовых выражений, содержащих положительные и отрицательные числа;

- приводит примеры центральной и осевой симметрии в жизни, искусстве, на моделях и рисунках фигур;

- вычисляет числовые значения буквенных выражений подстановкой данных значений букв;

- раскрывает скобки в числовых и буквенных выражениях;

- приводит подобные слагаемые в буквенных выражениях;

- решает уравнения с одним неизвестным;

- решает задачи методом составления уравнения.

Критерии оценок по математике.


Рекомендации по оценке знаний и умений учащихся по математике.

Опираясь на эти рекомендации, учитель оценивает знания и умения учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

2. Основными формами проверки знаний и умений учащихся по математике являются письменная контрольная работа и устный опрос.

При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

3. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе.

К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа.

Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах — как недочет.

4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.

Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.


Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.

5. Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок: 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

6. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.
Критерии ошибок

К г р у б ы м ошибкам относятся ошибки, которые обнаруживают незнание учащимися формул, правил, основных свойств, теорем и неумение их применять; незнание приемов решения задач, рассматриваемых в учебниках, а также вычислительные ошибки, если они не являются опиской.

К н е г р у б ы м ошибкам относятся: потеря корня или сохранение в ответе постороннего корня; отбрасывание без объяснений одного из них и равнозначные им.

К н е д о ч е т а м относятся: нерациональное решение, описки, недостаточность или отсутствие пояснений, обоснований в решениях.
Оценка устных ответов учащихся.

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:


  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником,

  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;

  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;


  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.


Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;

  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.


Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

  • при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.


Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.


  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.


Оценка письменных работ учащихся

Отметка «5» ставится, если:

  • работа выполнена полностью;

  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).


Отметка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

  • допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).


Отметка «3» ставится, если:

  • допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.


Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.

  • работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.



IV. Рекомендуемая литература


  1. К. Алдамуратова. Математика-6. - Алматы, Атамұра - 2006

  2. К. Алдамуратова. Математика - 6. Методическое руководство. - Алматы, Атамұра -2006.

  3. К. Алдамуратова. Математика - 6. Дидактические материалы. - Алматы, Атамұра – 2006.
  4. К. Алдамуратова, Ж. Кобдикова. Математика -6. Рабочая тетрадь. - Алматы, Атамұра -2006.

  5. К. Алдамуратова, Ж. Кобдикова. Математика - 6. Сборник контрольных работ. - Алматы, Атамұра -2006.

  6. К. Алдамуратова, Ж. Кобдикова. Математика - 6. Сборник тестов. - Алматы, Атамұра -2006.

  7. К.Аганина, М.Кенжебаева, Б.Шамынбаева, Ш.Алтынбаева, У.Талжанова. Математика - 6. Дидактические материалы. - Алматы, Атамұра -2006.