zabika.ru 1

О.Д.Волчек


МУЗЫКА КОЛЛЕКТИВИЗМА И ИНДИВИДУАЛИЗМА// Психология XXI столетия, Т.1./Под редакцией Козлова В.В. - Ярославль, МАПН, 2012. С.97-101.




“Нам всегда надлежит помнить участь Царьграда и Византийской империи для того, чтоб за пустыми занятиями не потерять своего государства” (Петр I, 1721). Культура – это единственный или главный способ спасения человечества от смерти – через духовное возвышение, через духовный подвиг [4]. Культурная среда выступает в качестве одного из источников развития. Культура налагает запреты, которые в процессе индивидуализации последовательно трансформируются в структуру совести. Воспитание и культура служат спасением от проявления разрушительной агрессии. И современная экономика определяется социокультурным фоном. Поэтому важнейшим фактором конкурентности государства становятся те, кто это сознание создает: философы, аналитики, писатели, композиторы, журналисты [2, 5, 8].

Сегодня нам просто необходим благородный идеализм. Подлинные образцы произведений культуры, искусства, музыки обеспечивают необходимый душевный настрой, высокий дух, мерцание идеалов и грез, помогая народу выстоять в трудные исторические периоды. Большое преимущество в этом отношении имеет музыка. Важно, что для нынешнего поколения музыка не один из видов искусства, а учитель жизни [3, 7].

Музыка обладает свойством выражать невыразимое – чистое чувство и постижение прекрасного, боль и радость, любовь, мистический восторг и смерть – все глубинное, наиболее значимое для человеческой души. Еще одно свойство музыки – ее способность воскрешать опыт в его полноте и целостности [9].

Музыка способствует развитию индивидуальности, в частности, умение слушать оперу помогает успешному бизнесу. Поэтому в ряде стран, музыкальное образование в школе, с овладением одним из музыкальных инструментов является обязательным.

Среди разных видов искусства музыка обладает наивысшей способностью объединять людей, сплачивать их. Музыка является фактором формирования и преобразования общественного сознания и настроения. Она организует эмоции как боевую и воспитательную силу, побуждает к действию [6]. Наибольший объединяющий эффект или эффект «роевой психологии» при слушании музыки достигается, когда «коллективную» музыку – марши, гимны, песни слушают и исполняют в группе.


Помимо этого, музыка выполняет такие важные функции как адаптационная, регуляторная, лечебная, диагностическая и прогностическая. Музыка служит своеобразным слепком состояния общества, общественного настроения, непосредственно выражая истину времени. Музыка не способна лгать: тем самым, функционируя в обществе, она оказывается чутким показателем глубинных процессов, протекающих в духовной сфере общественной жизни [10].

Наибольший и лучший эффект при восприятии музыки возникает при соблюдении нескольких правил: соответствие музыки возрасту, полу, темпераменту, образованию и исходному состоянию слушателей; соответствие текущему времени суток и года, погоды, словом – соответствие правилу здесь и сейчас; предварительный настрой музыканта для проникновенного исполнения музыки. Сотни лет эти правила неукоснительно соблюдаются в Индии.

К сожалению, развитие техники обеспечило максимальную доступность музыки массам и одновременно породило такое распространенное в нашей стране явление как «петь под фанеру». Само звучание «консервированной» музыки при записи и последующем воспроизведении происходит с потерями и искажениями, исчезновением многих составляющих звука. Помимо этого, цветовое сопровождение «консервированной» музыки в театре и на сцене также может диссонировать с ее содержанием, что негативно сказывается на эффектах восприятия и воздействия.

Целью моей работы было исследование потенциала воздействия музыки разных жанров, включая «индивидуальную» и «коллективную» музыку. Использовался авторский опросник, включающий показатели эмоций, настроения, потребностей, чувств, цветовых ассоциаций; всего 31 шкала [1]. Согласно инструкции, слушатель заполнял бланк, ориентируясь на свои ощущения, переживания и представления. Он отмечал те признаки в бланке, которые пробуждала, и к которым побуждала его данная музыка. В конце оценивания данного произведения предлагалось отметить соответствующие одну или две цветовые ассоциации. При обработке полученных данных подсчитывалась сумма пометок в бланках по всем показателям в процентах относительно числа респондентов.


Исследования проводилось на практических занятиях со студентами СПбИГО и самими студентами при выполнении ими зачетных работ.

Результаты. В общей сложности были оценены десятки музыкальных произведений разных жанров. Как следует из обобщенных данных, «профиль» выраженности исследованных показателей варьирует в зависимости от конкретного музыкального произведения в широком диапазоне, достигая для некоторых признаков амплитуды в 80 - 100%, p≤0,001 по критерию Фишера. Яркое проявление таких функций музыки как адаптивная, диагностическая и прогностическая следует отметить для современной музыки в жанрах рок-, рэп, инструментальная. Например, сюита Г.Свиридова «Время вперед», песни Высоцкого, Макаревича, Арбениной, Сургановой, групп Ария, Вельвет, и др. В частности, сюите «Время вперед» на Ютубе посвящены восторженные отзывы, она необыкновенно современно звучит, хотя и написана полвека назад.

Особый интерес представляет сравнительный анализ данных по т.н. коллективной и индивидуальной музыке. Характерными особенностями музыки коллективизма является использование в тексте местоимений мы, нас, нам, наша и т.д.; четный ритм 4/4 или 2/4, часто – это маршевая музыка в мажоре. Многие произведения А.Пахмутовой фактически являются музыкой коллективизма. Для музыки индивидуализма характерны личностные переживания, использование в тексте местоимений я, мне, и т.п.; нечеткий ритм, минор, нередки плачущие интонации. Зачастую это романсы, песни в жанре шансон, опусы солистов фабрики звезд.

В качестве музыки коллективизма служили данные для «Гимна России», а также усредненные данные по 5-ти песням диска «Музыка СССР»: «Эх, хорошо в стране…», «Марш авиаторов», «Песня тревожной молодости», «Широка страна моя родная», «Гимн СССР». Годы создания этих произведений, соответственно, 1936, 1923, 1958, 1936, 1938. В качестве музыки индивидуализма служили песни «Я свободен» А.Кипелова и «Погода-погань» А.Кофанова, написанные в 1999, 2009 гг. Отдельного описания требует сюита «Время вперед», написанная Г.Свиридовым в 1965 г. и как особая, сакральная музыка «Гимн России».


Обнаружены следующие отличия между музыкой коллективизма и индивидуализма. Музыке коллективизма отвечают высокие показатели таких эмоций как интерес, радость; показателей настроения – уверенность в будущем, надежда на лучшее. Среди показателей потребностей лидируют такие признаки: потребность в приволье и свободе – 47,5%; в Родине – 45%; быть хорошим – 42,5%; в риске, преодолении трудностей – 40%; в мире и безопасности; а также в новизне, «зов дорог» – 32,5%; в движении, танце – 27,5%.

Среди показателей чувств главными являются: любовь к Родине, родному краю – 67,5%; дружба и общность – 67,5%; любовь ко всем людям – 25%; религиозное чувство – 10%.

Для музыки индивидуализма характерны повышенные значения таких эмоций как интерес, грусть и покой; низкий уровень признаков уверенность в будущем, надежда на лучшее, но повышенное значение признака разочарование. Среди потребностей лидируют, в порядке убывания, следующие признаки: потребность в понимании – 27%; в приволье и свободе; риске, преодолении трудностей; в борьбе и воевать – 25%; в любви – 23%; новизне, «зов дорог» – 16%; в комфорте и отдыхе – 13%. Наиболее выражены такие признаки чувств: одиночество – 30%; любовь к человеку – 13%; чувство родства – 8%; любовь ко всем людям –7%; любовная страсть – 7%.

Характерные особенности «Гимна России». При ярко выраженных признаках радость, интерес, покой (50-37,5%); уверенность в будущем – 62,5%; признакам страх, гнев, разочарование; потребностям в комфорте и отдыхе; понимании; любви; материнстве и отцовстве; во власти и деньгах, отвечают нулевые значения. Максимальные значения имеются для следующих потребностей: быть хорошим – 62,5%; в мире и безопасности – 50%; в Родине и родном доме – 37,5%; приволье и свободе – 25%; риске и преодолении трудностей – 25%; борьбе и воевать – 25%. Среди чувств лидируют такие признаки: любовь к Родине и родному краю –75%; дружба и общность – 75%; чувство родства – 62,5%; любовь ко всем людям – 25%; религиозное чувство – 12, 5%.


Подтверждением описанного служит высказывание олимпийской чемпионки по прыжкам в высоту Анны Чичеровой о том, что невольное слушание Гимна России перед прыжком придало ей силы, можно сказать, окрылило и принесло победу.

Перечислю то, что характерно для сюиты «Время вперед», за счет чего, возможно, эта музыка актуальна и современна. Она будоражит и заряжает энергией, в ней нет места для грусти. Зато она вызывает эмоции страха – 62,%; гнева – 37,5%; уверенность в будущем – 25%; надежду на лучшее – 25%. При нулевой выраженности признаков потребность в любви; быть хорошим; максимальные значения отвечают следующим потребностям: в борьбе и воевать – 87,%; в риске и преодолении трудностей – 75%; новизне, «зов дорог» – 50%; во власти и деньгах – 37,5%. Из 11 признаков чувств отметки имеются лишь для ненависти и ревности – 50%, и любви к Родине, родному краю – 12,5%.

Интегральные показатели, суммарные отметки по всем признакам, составили для музыки коллективизма – 840, индивидуализма – 450, «Гимна России» – 725, «Время вперед» – 675%.

Выводы. Сплачиванию общества, росту его духовности, энергетического потенциала и самооценки может содействовать: 1.обращение к коллективной музыке в СМИ, для чего могут использоваться как хоровые произведения прошлых лет, так и отобранные при проведении специальных конкурсов песни наших лет, инструментальная и народная музыка. 2.Исполнение «живой музыки», повышение музыкальной культуры народа, с особым вниманием к будущему нашей страны – детям и молодежи, с возможностью слушания и исполнения лучших произведений разных жанров. 3.Исполнение разнообразной музыки не в угоду вкусам большинства, но музыки, развивающей вкус и личностные качества.
Литература


  1. Волчек О.Д. Значение музыки и семантика ее звуков. – СПб.: СПбИГО; «Книжный Дом», 2010, -164 с.

  2. Выготский Л.С.Психология искусства. – М.: Искусство, 1965. – 379 с.
  3. Житинский А.Н. Путешествие дилетанта: Музыкальный роман. – Л.: Лениздат. – 1990. – 415 с.


  4. Карякин Ю. Дневник русского писателя.// Знамя №4, 2009,С. С. 128–153.

  5. Лобзин В.С., Решетников М.М. Аутогенная тренировка. – Л.: Медицина, 1986. – 280 с.

  6. Луначарский А.В. О поэзии, как искусстве тонально.// Проблемы этики. – М.-Л., 1925. – с.33-42.

  7. Мелихов А. В долине брошенных // Новый мир. – 2005, № 7. – С.13-60.

  8. Столяров А. Не знает заката // Нева.- 2005, №10. С.6-88; №11. – С.5-62.

  9. Хаксли О. Искренность в искусстве и другие эссе // ИЛ, №1, 2004.

  10. Шантырь Н. Оттого, что в кузнице не было гвоздя // Юность, 1988, №9. – С.19-31.