zabika.ru 1

Заместитель директора УР


Мартынова О.Б.
Личностно-ориентированный подход

в педагогической деятельности
I.
В процессе развития ребенка можно выделить генеральные линии



Социализация

- усвоение ребенком соц. одобряемых идеалов, норм, решений




- формирование у детей представлений об обществе, культуре, развитие социально-значимых качеств, становление адаптируемых возможностей и механизмов жизни среди людей

Индивидуализация

- становление и проявление индивидуальности человека, неповторимости внешнего облика и внутреннего мира, уникального стиля жизни
- позволяет стать, быть и оставаться самим собой

- способствует развитию ярко индивидуального в человеке


II. Личностно-ориентированный подход – методологическая ориентация в педагогической деятельности, которая позволяет посредством опоры на систему понятий, идей и способов действий, обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, процессы самостроительства, процессы самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

Параметры сравнения



- Теоретико-методическая основа

- Цель использования


- Содержательные аспекты применения

- организационно-деятельностные и отношенческие аспекты использования

- критерии анализа и оценки эффективности применения


Индивидуальный подход

- Идеи традиционной педагогической парадигмы

- На основе учета индивидуальных особенностей учащихся способствовать формированию ЗУНов и социально-значимых качеств
- Компоненты содержания: качественный, практико-операциональный, аксиологический

- приемы и методы формирования субъект-объектных отношений


- обученность – как сформированность ЗУНов

- воспитанность – усвоение социально-одобряемых качеств

Личностно-ориентированный подход
- Идеи гуманистической педагогики и психологии, философии
- На основе индивидуальных особенностей ребенка способствовать развитию его индивидуальности


- Субъективный опыт учащихся, пути и способы его анализа и самоанализа, актуализация и самоактивизация, обогащение и саморазвитие
- приемы и методы педагогической поддержки, доминирование субъект-субъектных отношений
- развитость индивидуальности учащихся, проявление его уникальных черт



Личностно-ориентированный подход



Основные понятия


  • индивидуальность

  • личность

  • самоактуализированная личность

  • самовыражение

  • субъект

  • Я-концепция

  • выбор

  • пед. поддержка

Принципы


  • самоактуализация

  • индивидуальность

  • субъективность

  • выбор
  • творчество и успех


  • доверие и поддержка

Методы


  • диалог

  • игры

  • рефлексия

  • пед. поддержка

  • диагностика

  • создание ситуации успеха в выборе



Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;

Личность – постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;

Самоактуализированная личность – человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;

Самовыражение – процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей;

Субъект – индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;

Субъективность – качество отдельного человека ил группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;

Я-концепция – осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и к окружающим;

Выбор – осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;

Педагогическая поддержка – деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанный с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением.



VI. Характерные черты личностно-оринтированного урока


  • Целевые ориентиры:

  • формирование у учащихся ЗУНов на основе актуализации и «окультуривания» их личного опыта;

  • оказание помощи ученикам в поиске и приобретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности и развитие индивидуальных познавательных интересов;

  • содействие в формировании «Я-концепции», развитие творческих способностей, овладение навыками самопознания и самостроительства

    • Организация такого урока предполагает:

      • проектирование характера учебного процесса на основе учета личных качеств детей;

      • применение педагогических приемов для актуализации и обогащения субъективного опыта;

      • использование разнообразных форм общения, диалог, полилог;

      • создание ситуации успеха;

      • проявления доверия и толерантности в учебных взаимоотношениях;

      • стимулирование учетов к коллективному и индивидуальному выбору заданий, форм и способов;

      • избрание приемов педагогической поддержки в качестве преобладающих на уроке;

      • использование учащихся на уроке таких речевых оборотов «Я полагаю, что…», «На мой взгляд…»








Анализ (самоанализ) урока с использованием

личностно-ориентированного подхода





Аспекты самоанализа

Вопросы для самоанализа

I. Цели (задачи) урока

В чем заключается основной замысел проведенного мною урока? Как он связан с групповыми и индивидуальными особенностями учащихся, состоянием и результатами учебно-воспитательного процесса в данном классе? Какие щели (задачи) планировал(а) достичь (решить) в ходе урока?



II. Содержание и организация учебного занятия

Насколько удачно я сумел(а) избрать содержание учебного материала, тип и форму урока, приемы и способы организации учебного взаимодействия? Соответствовали ли они принципам личностно-ориентированного подхода, целям (задачам) урока?


III. Технология работы педагога

Какие технологические приемы я использовал(а) для того, чтобы на уроке:

- актуализировать и обогатить субъектный опыт учащихся;

- стимулировать проявление ими инициативы и самостоятельности;

- создавать для учебников ситуации выбора учебных заведений и форм их выполнения;

- строить учебное взаимодействие на основе диалога и полилога;

- учитывать индивидуальный темп и стиль учебной деятельности школьников?


IV. Результативность проведенного урока

Удалось ли мне реализовать замысел урока, достичь (решить) поставленные мной цели (задачи)? Насколько проведенное занятие было направлено на:

а) становление и проявление индивидуальности учащихся;

б) развитие творческих способностей школьников;

в) формирование положительной Я-концепции личности учеников;

г) выработку у детей индивидуального стиля познания и поведения?

В чем заключаются достоинства и недостатки моего урока? Что не удалось решить при его проведении? Как можно исправить недостатки урока?

Анкета для педагога





        1. Я применяю на уроке диалоговые и полилоговые формы общения




          • систематически

          • иногда
          • крайне редко





        1. Я стимулирую на уроке учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора вида заданий, форм и способов его выполнения




  • Систематически

  • Иногда

  • Крайне редко




        1. Я создаю на уроке ситуацию успеха для каждого учащегося, проявляю толерантность и доверие в учебном взаимодействии




  • Систематически

  • Иногда

  • Крайне редко




        1. Я создаю на уроке условия для проявления самостоятельности учащихся, учитываю индивидуальный темп и стиль учебной деятельности учащихся




  • Систематически

  • Иногда

  • Крайне редко




        1. Домашним заданиям на моем уроке присущ дифференцированный характер, и ученик обладает правом выбора задания




  • Систематически

  • Иногда

  • Крайне редко




        1. Предметом оценочных суждений становятся не только правильность ответа учащегося, но и его оригинальность, а также рациональный путь его выполнения




  • Систематически

  • Иногда

  • Крайне редко


7.Моя оценочная деятельность способствует формированию положительной Я-концепции личности учащегося, выработке у учащегося индивидуального стиля познания


  • Систематически

  • Иногда

  • Крайне редко