zabika.ru 1 2 ... 6 7

Билет 1


  1. Человек, индивид, личность

  2. Государство, его основные признаки. Формы правления

1. Человек, индивид, личность

План ответа:

  1. Происхождение и сущность человека, как биологического суще­ства.

  2. Индивид конкретный человек с набором качеств.

  3. Личность субъект общественных отношений.

Человек — это продукт долгого эволюционного развития при­роды. Создает человека природа, а развивает общество. В XXI ве­ке обострился интерес к проблеме человека, которая содержит в себе много тайн и загадок для самого человека: почему один нравственен, а другой безнравственен, один религиозен, а другой — атеист, почему у всех речь разная, разное сознание и т.д. Че­ловека нельзя построить, как предмет, человек не может быть по­нятием.

Человек — это индивид и индивидуальность. Индивид это кон­кретный человек — мужчина, пахарь, женщина, ребенок, мудрец и т.д. Индивид — один из людей с точки зрения его самобытности, особенности общества и условий, в которых формируется тот или иной представитель рода человеческого. Индивидуальность — это многообразие и своеобразие проявлений человека, подчеркивающая неповторимость, многосторонность и гармоничность, естествен­ность и непредсказуемость его деятельности.

Живя в окружающем мире, человек многое знает и многое не знает. Природа развивается медленнее, общество быстрее, и это всегда порождает в человеке противоречие — что от него зависит и что не зависит, что он может применить, и что не может, воз­можно ли взаимопонимание между людьми или каждый человек «варится в собственном соку». Человек находится в постоянном поиске, и наша цивилизация никогда бы не стала называться чело­веческой, если бы человек не стал личностью. Личность, дословно

— иметь лицо, т.е. человеческое достоинство. Личность складыва­ется в общении с людьми и тесно связана с понятием общество.

Личность — это самоутверждение человека в профессии, в обще­ственной деятельности, дружбе, любви, соперничестве и т.д. На определенных этапах жизни человека некоторые стороны личности приобретают доминирующее значение и образуют сущность личности и ее характер:


  1. усиленная забота о своем теле и его функциях;

  2. этап образования;

  3. расширение и обогащение социальных связей;

  4. поиск мощной духовной активности.

Возраст, тяжелые испытания, болезни и прочее могут во многом изменить структуру личности, привести к своеобразному «расщеп­лению» или деградации. Выделяют несколько крупных социальных типов личности - деятели (для таких людей главное активное дейст­вие); мыслители (философы, ученые и т.д.); люди чувств и эмоций (деятели литературы и искусства); гуманисты и подвижники (люди, спешащие делать добро). Человек, живя и действуя в обществе, проявляет себя в самых разных обстоятельствах в зависимости не только от индивидуальных черт, но и общественных условий. В процессе деятельности происходит формирование и самореализация личности.
2. Государство, его основные признаки. Формы правления

План ответа:

  1. Государствоорганизация общественной жизни.

  2. Признаки государства.

  3. Функции государства.

  4. Формы правления.

Возникновение государства — это длительный исторический процесс на основе социальных, хозяйственных сдвигов в обществе.

Главный институт политической системы — государство, отли­чительной чертой которого является суверенность (верховная власть, независимость).

Суверенность государства выражается в том, что ему принадле­жит право официально представлять все общество в целом, издавать законы и другие нормативные акты, обязательные к выполнению всеми членами общества, и, наконец, осуществлять правосудие, Су­веренитет — это право проведения самостоятельной внутренней и внешней политики.


Важным признаком государства является защита и охрана внешних границ, целостности и единства государства. Государ­ство издает законы, обязательные для исполнения всеми членами общества. Государственная власть имеет в своем распоряжении, профессиональный аппарат управления, а также специальные

вооруженные отряды людей — армию, полицию, разведку и т.д. Так как государство выступает как сила, способная осуществлять принуждение в отношении любого члена общества, но в рамках закона.

Только государство вводит единую для всего общества денеж­ную единицу и осуществляет ее эмиссию. От имени общества го­сударство проводит внешнюю политику в интересах самого обще­ства.

Функции государств:


  1. защита общих интересов населения (границ, правопорядок, стабильность граждан. Права и свободы).

  2. осуществление государственного управления:

а) законодательная — издания закон обязательных для всех

б)судебная — защита законных прав и свобод каждого члена общества

в) исполнительная — управление повседневной деятельностью общества и защита интересов общества и т.д.

Современная политология выделяет две формы государственно­го правления:

  • монархия (абсолютная, конституционная).

  • республика (президентская, парламентская).

  • также существует много смешанных форм правления ( например в Испании, Норвегии Швеции монарх реально участвует в управлении государством, а в Японии, Великобритании монарх
    осуществляет только представительские функции, а все управле­ние государством находится в руках выборного органа парла­мента.

Исторически также выделяют следующие формы: аристократия (власть лучших), демократия (власть народа, олигархия (власть не­многих, охлократия (власть толпы).

Государство представляет собой сложный механизм, посредст­вом которого осуществляется политическая организация и функции общества

Государство обладает символами, которые охраняются и защи­щаются законом — название (имя), герб, флаг, гимн. Символом го­сударства также является его глава (президент, премьер, монарх и т.д.), который олицетворяет собой все общество и является гарантом конституции страны, прав и свобод граждан. Государство призвано защищать интересы своего гражданина, в каком уголке мира он бы ни находился. Истории известны различные типы государства — рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, правовое. ' дому типу присущи свои формы.

Монархия — власть одного человека, передаваемая по наследст­ву. Различают: абсолютную, сословную, выборную, парламентскую монархию.

Демократия — народовластие, всеобщая избирательная система, выборность, сменяемость институтов власти, многопартийность, наличие оппозиции, свободы средств массовой информации.

Олигархия — власть немногих, как правило, состоятельных лю­дей общества, которые влияют на власть и контролируют ее.

Охлократия — власть толпы в силу каких-то стихийных, неорга­низованных событий.

Аристократия — власть лучших.

Тирания — единоличная власть, основанная на насилии, безза­конии и произволе.

Билет 2


  1. Потребности человека

  2. Правовое государство, его основные признаки


1. Потребности человека

План ответа:

1. Производство — процесс создания материальных и духовных благ в обществе.

  1. Потребности и we виды.

  2. Единство материальных и духовных потребностей.

Материальное и духовное производство — деятельность людей по созданию материальных и духовных ценностей, назначение ко­торых — удовлетворять материальные и духовные потребности человека, воздействовать на его сознание, материальное и духов­ное благополучие. Следствием этого воздействия является рост жизненного уровня, духовной культуры. Процесс удовлетворения материальных и духовных потребностей людей называется по­треблением. Потребности — нужда переживаемая и осознанная человеком, необходимость для поддержания организма и развития личности.


Выделяют три группы потребности:


  1. биологические (питание, вода, движение и т.д.)

  2. социальные (порожденные обществом)

  3. идеальные ( духовные, познание мира)

Важнейшая духовная потребность — эстетическая. Стремление осваивать мир по законам красоты, видеть гармонию в природе, в людях, глубоко чувствовать музыку, живопись, поэзию, совершен­ствовать человеческие отношения — все это грани единой эстетиче­ской потребности.

Потребность в общении: любовь к человеку, дружба, товарищест­во, моральная и психологическая поддержка, внимание друг к другу, сочувствие, сопереживание, обмен идеями, совместное творчество.

Важной материальной потребностью является трудовая, через нее человек реализует себя в труде, может быть собственником земельного участка, жилого дома, денежных средств, акций, обли­гаций, других ценных бумаг, может заниматься предприниматель­ской деятельностью, ведением своего хозяйства, приобретать имущество и т.д. Человек заботится и приумножает свою собст­венность.

Каждый человек вступает с другими в многообразные человеческие отношения — продавец, покупатель и т.д. Экономические связи и отношения, получение доли материальных благ в виде зар­платы или прибыли позволяют человеку реализовать потребность в продуктах питания, одежде, обуви и т.д.

Материальные и духовные потребности определяются общест­венными условиями (качество жизни связано с темпами и эффек­тивностью экономического развития общества), духовными и мате­риальными запросами человека (что он любит, предпочитает и т.д.) Материальная и духовная жизнь общества немыслима без соедине­ния материального и духовного производства с потребностями, ко­торые представляют собой неразрывное единство.

2. Правовое государство, его основные признаки

План ответа:

  1. Понятие правового государства.

  2. Признаки правового государства.

  3. Три ветви власти.


В последней трети XX века во многих странах мира сложилось государство с особыми признаками, которые в совокупности харак­теризуют его как государство Т правое. На первом месте в нем — право, на втором — государство, это означает верховенство права в обществе, во всех его средах — таков основополагающий принцип права государства.

Основополагающий принцип правового государства —.верховен­ство права во всех сферах общества. Право — совокупность устанав­ливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, ре­гулирующих общественные отношения (реализуется через закон — нормативные документы, обязательные для всего населения). Неру­шимость его закрепляется в Конституции страны и распространяется на прочие законы и нормативные акты. На страже неукоснительного соблюдения конституционных предписаний стоит Конституционный суд и вся система судов правового государства.

Верховенство права (закона) предполагает принцип подчинения закону и самого государства, и его органов, и должностных лиц, других организаций, граждан.

Правовое государство отличается и качеством законов: они должны быть гуманными, справедливыми, закреплять неотъемле­мые права каждого человека — право на жизнь, на достойное суще­ствование и т.д. Правовое государство провозглашает и конституционно закреп­ляет свободу людей и их равенство в правах как прирожденные ка­чества каждого человека. Тем самым государство признает автоно­мию личности по отношению к себе, рассматривает его как равноправного партнера. Законы и другие нормативные акты, исхо­дящие от государства, согласуются с правами человека, подчинены принципу их нерушимости. Поэтому незыблемость прав человека, его чести и достоинства, его интересов, их охрана и гарантированность составляет еще один принцип правового государства.

В правовом государстве устанавливается принцип взаимной от­ветственности государства и личности, поэтому государству не мо­гут быть чужды социальные программы. Правовое государство осуществляет управление обществом в нормативном порядке, т.е. через законы, которые закрепляют естественно складывающиеся отношения в обществе.


Правовое государство законодательно закрепляет предпринима­тельскую деятельность, свободное владение, пользование и распо­ряжение имуществом.

Чтобы законы были справедливыми, осуществлялись гуманными средствами и защищались, необходим эффективный контроль за правотворчеством, правоприменением и правозащитой. Этому слу­жит принцип разделения властей между законодательными, испол­нительными, судебными органами государства. Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадле­жит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет пра­ва подменять деятельность другого органа. Такое разграничение на­правлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреб­лений. В правовом государстве верховное положение занимает законодательная ветвь, т.к, она облекает в закон основные направ­ления внутренней и внешней политики, обеспечивает верховенство закона в обществе.

Правовое государство — это движение человечества к свободе, осознанное стремление создать государство, заставив его уважать и защищать права, честь, достоинство личности как высшую ценность.
Билет З


  1. Способности человека

  2. Право, его роль в жизни человека и общества

1. Способности человека

План ответа:

  1. Познаниепроцесс накопления и систематизации знаний о сво­их способностях.

  2. Роль и влияние знаний на человеческие способности.

Познание себя, самоанализ очень важны для человека. Зная, «что во мне», человек наиболее полно может охарактеризовать свое «реальное я» — доброту, ум, дисциплину, умение работать, эгоизм и т.д. Зная «реальное», человек стремится приблизиться к «Я идеальному».

Процесс познания самого себя весьма сложен. Для этого необхо­димо быть предельно искренним, честным по отношению к себе. Человеку свойственно оценивать себя выше, чем он есть на самом деле, отсюда неправильные отношения с товарищами, близкими. Обычно о таком человеке говорят «Он много о себе мнит». Если же человек оценивает себя излишне низко, то здесь таится другая опас­ность; неуверенность в себе. Для самооценки личности очень важно, как тебя воспринимают окружающие, что они говорят о тебе. Лич­ность, способная критически оценить себя через других людей, стремящаяся к исправлению недостатков и усиливающая свои силь­ные стороны, достигает значительных успехов в утверждении соб­ственного Л.


Психологи, социологи утверждают, что довольство собой и не­довольство собой определяется формулой:

успех

Самоуважение = ---------------------------------

Притязания
числитель — наш действительный успех, знаменатель - наши притязания.

При увеличении числителя и уменьшении знаменателя дробь будет возрастать. Социологи, психологи утверждают, что если знаменатель (наши притязания) свести к нулю, то «целый мир будет у твоих ног», но это дано не каждому. Держит человека невидимый стержень, ядро нашего Я, — духовность, которая не яв­ляется внешним проявлением, ее нельзя приобрести путем обра­зования или подражание кому-либо. Она либо есть, либо нет. Люди духовные выживали в самые сложные минуты, этапы жиз­ни (каторга, беззаконие, произвол, концлагерь и т.д.). Через ду­ховность человек стремится к идеалам, задумывается над смыс­лом жизни.

Как показывает опыт человечества, по-настоящему познать себя и добиться того, чтобы стать лучше смогли люди, действовавшие на благо других людей.

Знание своих способностей помогает человеку действовать ус­пешно. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной дея­тельностью (учитель, врач, спортсмен и т.д.).

Для характеристики выдающихся способностей используют сло­ва «талант» и «гений» — выдающиеся способности, высокая сте­пень развития таланта, связанная с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизвестных, неизведанных путей творчества.

Важной способностью является изучение и сознательное фор­мирование своего характера. Характер — отличительная черта, признак. Формируется характер под влиянием трех условий: на­следственности, общественной среды и самовоспитания. Все три фактора важны для формирования характера. Характер проявляет­ся в привычках, манерах поведения, стиле одежды и — во всем, в чем отражается отношение человека к окружающей действитель­ности.

Понятие характер тесно связано с понятием воля — умение це­ленаправленно и разумно найти полезное для себя и других дело, стремление выполнять его. Всякое волевое действие предполагает несколько этапов: осознание цели — стремление к ее достижению — выбор путей ее достижения — преодоление трудностей и пре­пятствий на пути к. цели — достижение цели и постановка более сложной и возвышенной цели. Волевые задатки могут быть наслед­ственными, ко большинству необходимо развивать себе волю, соз­нательно стараться преодолевать препятствия, нередко заставляя себя делать то, что не хочется делать.

Стремление познать себя, сформировать свой характер, разви­вать способности и волю — все это необходимо человеку для пол­ноценной жизни.



следующая страница >>