zabika.ru 1




План урока в 9 классе по теме «Характеристика щелочных металлов»
Цель: дать общую характеристику щелочных металлов. Рассмотреть их атомное строение, основные физические и химические свойства, важнейшие соединения щелочных металлов и их применение.

Задачи:

-образовательные:

Учащиеся должны знать положение щелочных металлов в ПСХЭ, строение их атомов, зависимость свойств от строения атомов. Знать основные соединения щелочных металлов, их характер, свойства и применение

развивающие:

Учащиеся должны уметь характеризовать щелочные металлы по положению в ПСХЭ и строению атомов, записывать уравнения реакций (в том числе ОВР) на основе химических свойств натрия и калия, уметь анализировать полученную информацию, делать выводы. Продолжить развитее навыков самообразования: умение работать с книгой, инструкцией, тестом.

- воспитательные:

Показать значимость знаний по данной теме в жизни. Осторожное обращение со щелочными металлами. Привитие интереса к предмету.

Оборудование и реактивы:

компьютер, проектор, презентация «Щелочные металлы», видеоопыты, коллекция щелочных металлов, коллекция щелочных металлов и их соединений, фенолфталеин, вода, колбы.

Ход урока

Организация начала урока.
Постановка цели урока.

Видеофрагмент «Натрий в бочке»

Какое вещество бросили в бочку с водой?

Сегодня мы познакомимся с представителями металлического мира - щелочными металлами, узнаем много интересного о них. Глубже осмыслим общие и специфические свойства металлов I группы главной подгруппы. Ознакомимся со способом качественного распознавания щелочных металлов, с применением щелочных металлов и их соединений. Это и будет целью нашего сегодняшнего урока.

Слайд титульный


Запишем в рабочих тетрадях тему нашего урока "Характеристика щелочных металлов".
Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений.

Слайд «Убери лишнее»


На слайде вы видите утверждения. Подумайте, какие из них неверные и почему?

Изучение нового материала.

1.Положение в ПСХЭ

Электронная ПСХЭ

Перечислите элементы, входящие в главную подгруппу 1 группы.
2. Строение атомов элементов главной подгруппы I группы.

Задание. У доски. Составьте схемы электронного строения атомов лития и натрия. Что общего в строении атомов этих элементов? (один электрон на внешнем уровне)

Как эти элементы будут завершать свой уровень? (отдавать валентный электрон)

Записать схемы отдачи электронов. Какова степень окисления щелочных металлов?

Какие свойства будут проявлять щелочные металлы в химических реакциях? (восстановительные)

Слайд изменение свойств

Как изменяются металлические свойства в группе сверху вниз? (увеличиваются)

В чем причина увеличения металлических свойств? (увеличение радиуса и уменьшение энергии ионизации)

Слайд радиус атомов

Итог-что общего? В чем отличие?в строении атомов?

Слайд сравнение свойств
3.Из истории открытия.

Слайд история открытия

Металлический Na и К были впервые получены в 1807 году английским химиком и физиком Г.Дэви электролизом твердых щелочей. Как только Дэви начал электролиз расплава NаОН на отрицательном электроде, опущенном в расплав, появились маленькие шарики с сильным металлическим блеском, похожие на ртуть.


Некоторые из них сгорали с взрывом и ярким пламенем, другие не сгорали, а только тускнели, покрываясь белой пленкой. На основании эксперимента Дэви сделал вывод, что полученное вещество-металл.

Слайд Происхождение названий щелочных металлов

Li (1817) лат. " литос" - камень

Na (1807) араб. "натрум" -сода

К (1807) араб. "алкали" - щелочь

Rb (1861) лат. "рубидус" - темно-красный

Cs (1860) лат. "цезиус" - небесно-голубой

Fr (1939) от названия страны Франция.
4. Щелочные металлы – простые вещества.

Демонстрация щелочных металлов.

Почему хранят как Кощееву смерть?

Слайд физические свойства

Какой из них самый легкий?самый тугоплавкий?

5.Химические свойства щелочных металлов-слайд

С какими веществами взаимодействуют щелочные металлы? С неметаллами! Водой! Кислотами! Записать! В тетрадь.

Щелочные металлы очень активны, ими начинается электрохимический ряд напряжения металлов.

Видео цезий с кислородом

1) На воздухе они окислятся. Кроме лития, образуют пероксиды. Составление уравнений у доски. Разбор их как ОВР.

4Li + 02 -> 2 Li20

2 Na +02 -> Na2 02

2 Na202 + 2Na - > 2Na20

4Na + 02 -> 2Na20

Видео натрий с серой

2) Взаимодействуют с серой. Какие признаки реакции вы наблюдали? Составление уравнения реакции у доски. Как называются продукты реакции?


4) с галогенами - при соприкосновением щелочных металлов с Вг2 они взаимодействуют другом;

В атмосфере F2 и С12 при наличии влаги щелочные металлы воспламеняются; с I2 реагируют только при t. Составление реакции с галогенами. Разбор реакции как ОВР.


2 Na + C12 -> 2Na C1

Демонстрация взаимодействия натрия с водой


3) Какие признаки реакции вы наблюдаете? энергично реагирует с водой (Li медленно, а К со взрывом).Какие вещества при этом образуются7

Что наблюдаете?

К образовавшимся растворам прилить 2 капли фенолфталеина. Что наблюдаете?

Ответ: Раствор окрасился в малиновый цвет.

Что же там образовалось? (Щелочь).

Почему же металлы 1 группы главной подгруппы называются щелочными?

Ответ: Т.к. при взаимодействии с водой образуются щелочи. Составление уравнения реакции у доски.

2Na + 2Н20 -> 2NaOH+ Н2

2Li + 2Н20 -> 2 Li ОН + Н2

Разбор реакции как ОВР.
Щелочные металлы взаимодействуют с кислотами, но уравнения реакций для них писать не принято. Почему?7

Видео Окраска пламени


Для распознавания соединений щелочных металлов по окраске пламени исследуемое вещество вносится в пламя горелки на кончике железной проволоки.

Соединение, какого металла было внесено в пламя спиртовки?

Закрепление материала, изучаемого на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым.

  1. Что же собой представляют щелочные металлы по физическим свойствам? (Li, Na, К - металлы серебристо-белого цвета). Легкие, легко режутся ножом.

  2. Почему хранят под керосином? Вследствие своей активности хранят под слоем керосина, чтобы преградить доступ воздуха и влаги к металлам во избежание взрывов и пожаров.

  3. Можно ли их тушить водой?

Эти вещества взрывоопасны. Нельзя тушить щелочные металлы водой, так как последняя энергично реагирует с ними. Остатки щелочных металлов на стенках сосудов после работы с ними также нельзя удалять водой. Для этих целей используют некоторые органические, например, этиловый спирт.

6. Соединения щелочных металлов.


Оксиды и гидроксиды

Гидроксид натрия - NaOH
Гидроксид лития - LiOH

Гидроксид калия - KOH

Щелочи относительно легкоплавки и хорошо растворимы в воде (исключение - гидроксид лития). Твердые щелочи и их концентрированные растворы (едкий калий и едкий натр) действуют на живые ткани. Поэтому работа с ними требует защитных мер предосторожности.
Природные соединения и применение щелочных металлов и их соединений.

Щелочные металлы в виде различных соединений входят в состав тканей животных и человека.

Древнегреческий поэт Гомер, назвал поваренную соль «божественной». В те далекие времена она ценилась выше золота. Из-за месторождений соли происходили военные столкновения, а нехватка соли у населения вызывала «соляные бунты». М.В.Ломоносов писал, что в его время за четыре-пять плиток соли можно было купить раба. Многие племена в Центральной Африке отдавали за чашку соли чашку золота. В Китае XIII века из каменной соли делали монеты.

Поваренная соль известна человеку с незапамятных времен, и название ее сходно во многих языках. В честь соли названы многие города, реки и озера: Солигалич, Соликамск, Сольвычегорск, Соль-Илецк, Сольцы, Усолье и Усолье-Сибирское, реки Усолка и Соленая и многие другие.

Соль – обязательная составная часть организма человека. Соль поддерживает нормальную деятельность клеток, из которых состоят все ткани и органы. Из соли в желудке вырабатывается соляная кислота, без которой невозможно переваривание пищи. Суточная потребность в поваренной соли для взрослого человека составляет 10 – 15 грамм.

•Производство химических веществ

--- соляной кислоты

--- гидроксида натрия

--- хлора

--- соды

•Для консервирования

•Приправа к пище

•Производство мыла

Сколько нужно времени для того, чтобы съесть пуд соли?

Есть поговорка: «Чтобы хорошо узнать человека, надо съесть с ним пуд соли».


Оказывается это можно сделать всего за год с небольшим. Ведь потребность соли для нормального питания человека составляет не менее 7 килограммов в год.
Задание на странице 130 учебника

найдите формулы кристаллической, стиральной и питьевой соды.

Проверка ФОРМУЛ

Обобщение и систематизация знаний и умений, усвоенных на уроке.

Тестовая работа

Подведение итогов и результатов урока.

Задание на дом.

1 уровень: Прочитать параграф 24, №1 – устно, №5 составить уравнения реакций,

2 уровень: + №3 решить задачу.

3 уровень + №4 ,

Выяснить: Какая связь между подводной лодкой и щелочными металлами?

Рефлексия.

Хранят обычно в керосине, и бегает он по воде,
В природе, помните, отныне,
Свободным нет его нигде,
В солях открыть его возможно
Желтеет пламя от него
И получить из соли можно
Как Дэви получил его.
О каком элементе идет речь? (Na)

Какие факты на этом уроке особенно запомнились? Что было трудно для понимания? Что вы хотели бы увидеть еще раз?