zabika.ru 1

Подпрограмма «Модель профильного обучения в системе непрерывного образования»

Программы развития муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» на 2011-2015 годы


Нормативно-правовая база введения профильного обучения
Модель профильного обучения разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Закон РФ «Об образовании»;

  2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1312;

  3. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Минобразования России от 18.07.2002 №2783;

  4. Приказ Минобразования России от 26.06.2003 № 2757 «Об утверждении плана – графика мероприятий по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени общего образования и плана-графика повышения квалификации работников образования в условиях введения профильного обучения»;

  5. Письмо Департамента общего и дошкольного образования Минобрнауки России от 20.04.2004 № 14-51-102/13 «Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся»;

  6. Письмо Департамента общего и дошкольного образования Минобразования России от 03.02.2004 № 03-51-12ин/14-03 «Об эксперименте по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования»;
  7. Письмо Департамента общего и дошкольного образования Минобразования России № 14-51-277/13 от 13.11.2003 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования».


Обоснование перехода школы на профильное обучение

В рамках реализации федеральной Концепции профильного обучения наиболее эффективным способом решения проблем доступности и качества образования является удовлетворение индивидуальных образовательных возможностей учащихся.

Профильное обучение обусловлено личностно-ориентированным подходом как новой парадигмой образования, когда школьник признается субъектом всего образовательного процесса, а его развитие и самореализация рассматриваются в качестве приоритетной задачи.

Профильное обучение рассматривается нами как особый вид дифференциации и индивидуализации обучения: форма организации учебной деятельности старшеклассников, при которой учитываются их интересы, склонности и способности, создаются условия для максимального развития учащихся в соответствии с их познавательными и профессиональными намерениями.

Сочетание дифференциации и индивидуализации обучения на старшей ступени рассматривается как главное условие преодоления перегрузки учащихся, возникающей в связи с решением задач углубления знаний в избранной области деятельности.

Дифференциация в профильном обучении предусматривает создание стабильных классов или групп, в которых содержание образования и требования к знаниям и умениям школьников различаются.

Профиль – комбинация (сочетание) базовых, профильных и элективных курсов, отвечающая общим рамочным требованиям.

Базовые общеобразовательные курсы – курсы, обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения.

Профильные общеобразовательные курсы – курсы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения.

Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы выполняют три основные функции:
  • выступают в роли «надстройки», дополнения содержания профильного курса;


  • развивают содержание одного из базисных курсов, изучение которого в данной школе (классе) осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне. Это позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку;

  • направлены на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека, выходящих за рамки выбранного им профиля.

Профильному обучению предшествует предпрофильная подготовка, осуществляемая в основной школе. Ее цель – выявление интересов, проверка возможностей ученика на основе широкой палитры небольших курсов, охватывающих основные области знания, позволяющие составлять представление о характере профессионального труда людей на основе личного опыта.

Компонентом предпрофильной подготовки является профильная ориентация как специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в профильных классах старшей школы, в учреждениях профессионального образования. Профильная ориентации предполагает работу по повышению готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом. Подготовка учащегося к ситуациям выбора профиля обучения осуществляется поэтапно.

  1. Пропедевтический этап (при завершении обучения в 8 классе) – выявление образовательного запроса учащегося.

  2. Основной этап (период обучения в 9 классе) – моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе, и принятия решения в различных образовательных ситуациях.

  3. Завершающий этап (при окончании 9 класса) – оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе.

Для эффективности организации профильной ориентации должны быть использованы ресурсу социокультурной среды, учреждений профессионального и дополнительного образования, позволяющие раскрыть перед учащимися потенциал внешкольного образовательного пространства.


Профильное обучение должно:


  • быть нацелено на развитие школьников, на формирование их профессиональных устремлений;

  • иметь деятельностный, продуктивный характер;

  • обеспечивать интеграцию образовательного процесса с реальной действительностью, социумом;

  • отличаться вариативностью;

  • обеспечивать индивидуализацию и дифференциацию образования;

  • быть ориентированным, как на потребности личности, так и на потребности рынка труда.

Чтобы обеспечить реализацию возможностей каждого ученика, необходимо найти такие формы организации учебных занятий и их сочетание, которые позволяли бы выпускникам школы самостоятельно действовать в ситуациях, поставленных перед ними:

  • овладеть элементарными навыками по самопроектированию, самореализации и рефлексии;

  • овладеть коммуникативной деятельностью по само и взаимопомощи;

  • овладеть основами творческой деятельностью;

  • овладеть способами составления проектов программ.

В процессе создания модели реализации профильного обучения возрастает актуальность сохранения здоровья детей.

В связи с этим должна быть поставлена задача формирования комплексной здоровьесберегающей образовательной среды, что предполагает:

  • поддержание здоровьесберегающих условий обучения;

  • увеличение часов двигательной активности;

  • содействие формированию здорового образа жизни;

  • формирование поведенческих навыков;

  • содействие социальной и биологической адаптации учащихся, их профессиональному и гражданскому самоопределению.

Данные российских ученых, психологов, а также результаты диагностики, многолетняя практика показывают, что, начиная с позднего подросткового возраста (15 лет), в школьном образовании должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и планов.


Большинство старшеклассников отдают предпочтения тому, чтобы знать основы базовых предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, т.е. профилизация обучения соответствует структуре образовательных и жизненных установок старшеклассников. К 15-16 годам у большинства учащихся вкладывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности.

Вышеизложенные идеи позволяют определить цели и задачи создания модели профильного обучения.

Стратегическая цель: проектирование профессиональной ориентации и самоопределения учащихся.

Тактические цели:


  • обеспечение доступности для учащихся получения полноценного образования (в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями);

  • установление преемственности между общим и профессиональным образованием;

  • создание условий для успешной социализации выпускников с учетом реальных потребностей рынка труда.

Задачи:

    1. удовлетворить образовательные потребности выпускников;

    2. способствовать установлению равного доступа к качественному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их склонностями и потребностями;

    3. обеспечить углубленное изучение предметов, способствующих успешной социальной адаптации учащихся;

    4. создать условия для дифференциации содержания обучения;

    5. создать блок дополнительного образования как одного из элементов непрерывного обучения;

    6. расширить возможности социализации учащихся, обеспечив преемственность между общим и профессиональным образованием;

    7. более эффективно готовить выпускников школы к освоению программ высшего и среднего профессионального образования.

Проблемно-ориентированный анализ состояния предпрофильного и профильного обучения в школе

Анализ трудоустройства выпускников на протяжении ряда лет показывает, что в основном учащиеся выбирают профессии экономиста, юриста.


Анкетирование родителей по выявлению интересов и способностей детей показало, что 80% родителей хотят, чтобы их дети поступили в ВУЗы, а для этого необходима хорошая подготовка в школе, в том числе профильное обучение. 37% родителей видят своих детей в будущем юристами, 39% – экономистами, 24% – назвали другие профессии.

Исходя из этих данных, школа ввела социально-экономический профиль с 2007 года. Был разработан план перехода на профильное обучение, учебный план на основе БУП-2004, структура организации профильного обучения, программы элективных курсов, дополнительного образования, подобраны кадры для работы в профильных классах.

В школе имеется достаточный кадровый потенциал для работы по профилю: зам. директора по УВР, который занимается вопросами профильности, педагог-психолог, социальный педагог, учителя (в старших классах работают 18 учителей, из них 17 с высшим образованием, 7 человек имеют высшую категорию, 8 человек – первую категорию).

В обучении применяются современные образовательные технологии: личностно-ориентированные, проектные, информационные, проблемные, модульные.

В школе имеется необходимая учебно-материальная база: учебная и методическая литература (учебники профильного уровня по обществоведению, экономике, праву; учебные программы профильного уровня; методические пособия; разработки уроков), оборудованные кабинеты, компьютеры (30 штук), выход в Интернет, интерактивные доски, мультимедийные проекторы, медиатека (компьютерные программы по литературе, математике, физике, химии, истории, биологии, иностранным языкам).

С 2007 г. в школе работают платные курсы по подготовке к ЕГЭ и поступлению в вузы по русскому языку, математике, физике.

За последние годы в профильном образовании произошли существенные изменения. В результате социально-экономического развития общества возникла необходимость обновления старшей ступени общего образования. Основная идея обновления старшей ступени образования заключается в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.


Структура профильного обучения




Содержание

Задачи

Реализация

I ступень

1-4 классы

Обучение по направлениям: технологическое (информатика), эстетическое, спортивно-оздоровительное.

Знакомство с профессиями родителей.

Создание комплексной образовательной среды, направленной на индивидуально-личностное развитие младшего школьника.

Создание эффективной воспитательной среды посредством совместной деятельности с учреждениями дополнительного образования.

Развитие творческих способностей, речи, волевых качеств, познавательных способностей, способностей к самовыражению на основе внедрения здоровьесберегающих и образовательных технологий.

Усилие развивающих аспектов содержания образовательных программ.

Работа «Школы будущего первоклассника».

Работа в режиме нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Дополнительное образование: спортивные кружки, секция ОФП, рукоделие, шахматы, риторика, изодеятельность, музыкальный кружок.


II ступень

5-7 классы

Знакомство с миром профессий.

8 класс

Формирование готовности к выбору профессии.

9 класс

Предпрофильная подготовка.

Содействие в подготовке учащихся к самостоятельной трудовой деятельности.


Профессиональные пробы.

Диагностика и самооценка профессиональных интересов.

Знакомство с миром профессий.

Творческие проекты.


Развитие школьников, формирование их профессиональных устремлений.

Интеграция образовательного процесса с социумом.

Выявление способностей учащихся.

Помощь учащимся в выборе профиля и места обучения на старшей ступени школы.

Формирование осознанного выбора школьниками профилирующего направления собственной деятельности.

Составление алгоритма построения будущей карьеры с учетом склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда.

Информирование школьников о рынке труда и возможностях получения образования.

Тематические экскурсии на предприятия, системная профориентационная работа, знакомство с миром профессий.

Программа по профориентации учащихся.

Дополнительное образование: «Избранные вопросы математики», «Индивидуальный проект».

Создание программ курсов по выбору, их практическая реализация.

Посещение дней открытых дверей, ярмарок рабочих мест.

Экскурсии на предприятия.

Программа по профориентации учащихся.

Курсы по выбору: «Индивидуальный проект», «Избранные вопросы математики», курсы по подготовке к ГИА по русскому языку

III ступень

10-11 классы

Профильное обучение.

Целенаправленное формирование профессионально значимых знаний и умений.

Индивидуализация обучения.

Развитие творческой самостоятельности, формирование системы представлений, ценностных ориентаций, исследовательских навыков.

Совершенствование культуры межличностного и группового общения.


Ориентация на непрерывность образования.

Формирование осознанных рациональных приемов умственного труда.

Обучение способам работы с информационными потоками.

Ориентация на рынке компьютерных технологий.


Введение социально-экономического профиля

Профильные предметы: обществоведение, экономика, право.

Элективные курсы: «Практическая фразеология», «Русская стилистика», «Методы и приёмы решения математических задач», «Практикум по решению физических задач».

Практическое освоение техники создания WEB-страниц, сайтов, презентаций.

Дополнительное образование: курсы по подготовке к ЕГЭ.

Программа по профориентации учащихся.

Структура управления предпрофильной подготовкой

и профильным обучением


Директор



Зам. директора по УВР



Педагог-психолог

Социальный педагог



Педагоги

Родители

Учащиеся


Вопросы предпрофильной подготовки и профильного обучения рассматриваются на заседаниях Управляющего Совета, педсовета, методического совета, ШМО, родительских собраниях.

Структура взаимодействия с другими учебными, научными, образовательными учреждениями в плане социализации выпускников и научного консультирования

Школа

ГОУ ДПО ТО

«ИПК ППРО ТО»

ММС

УДОД

ОУ

ОУ начального

и среднего профобразования Тульской области

ЩПК

ТГПУ

им. Л.Н. Толстого

ТулГУ

КПО

ТЭК

Формы возможной трансляции опыта работы школы

по профильному обучению (на уровне города, района, школы)

План

реализации модели профильного обучения




Мероприятия

Сроки

Ответственные

I. Организационное обеспечение

1

Создание нормативно-правовой базы ПП и ПО

май-сентябрь

директор

2

Распределение функций между членами администрации

сентябрь


директор

3

Анализ образовательных возможностей ОУ

май

зам. директора по УВР

4

Изучение опыта работы по введению ПО

май

зам. директора по УВР

5

Создание структуры управления ПО

сентябрь

директор

6

Организация курсовой переподготовки педкадров


в течение всего периода

зам. директора по УВР

7

Составление расписания с учетом ПП и ПО

сентябрь

зам. директора по УВР

8

Организация процесса информирования родителей и учащихся о системе ПО

сентябрь

социальный педагог,

зам. директора по УВР

9

Организация профориентационной работы

сентябрь

соц. педагог, психолог

10

Изучение социального заказа

март май

социальный педагог

11

Комплектование профильных классов

май

зам. директора по УВР

II. Информационное обеспечение

1

Информирование должностных лиц о новых функциях

сентябрь

директор

2

Создание информационного (в т.ч. компьютерного) банка данных о системе ПО

в течение всего года

зам. директора по УВР

3

Информирование педколлектива, учащихся, родителей о ПО


в течение всего периода

зам. директора по УВР

4

Использование школьного сайта

в течение всего периода

зам. директора по УВР

5

Выпуск школьной газеты

по плану

педагог-психолог

III. Кадровое обеспечение

1

Подбор, расстановка, тарификация педкадров

сентябрь

директор

2

Обучение в системе повышения квалификации

согласно

плану

зам. директора по УВР

3

Консультирование педработников по вопросам ПО, составлению рабочих программ, по формированию портфолио

1 раз в месяц

зам. директора по УВР

IV. Научно-методическое обеспечение

1

Внесение изменений в образовательную программу, программу развития, учебный план

март

сентябрь

директор

2

Разработка программы по профориентации, «Проводник»


май

социальный педагог

3

Разработка, экспертиза программ элективных курсов

август-сентябрь

зам. директора по УВР

4

Обеспечение педагогов методической литературой, программами

сентябрь

зам. директора по УВР,

школьная библиотека

5

Разработка методических рекомендаций

сентябрь

зам. директора по УВР

6

Работа научно-практического семинара по проблеме ПО, портфолио, современные педтехнологии

1 раз в четверть

зам. директора по УВР

7

Разработка педагогических технологий, обеспечивающих более эффективную подготовку выпускников профильных классов к освоению программ высшего профессионального образования.


сентябрь

зам. директора по УВР

V. Материально-техническое обеспечение

1

Приобретение необходимого оборудования

в течение всего периода

зам. директора по АХР

2


Оборудование, ремонт учебных кабинетов

в теч. всего

периода

зам. директора по АХР

3

Поиск дополнительных источников финансирования

в теч. всего

периода

директор

VI. Психологическое сопровождение

1

Диагностики:

учебной мотивации;

школьной тревожности;

профессиональных предпочтений;

интеллектуальных способностей;

Методики: ДДО, КОС, КОТ, «Профиль» опросник Айзенка и др.

в течение всего

периода

педагог-психолог


2

Консультирование учащихся, родителей, педагогов

по запросу

педагог-психолог

3

Спецкурс «Психология общения»

по плану

педагог-психолог

4

Тренинг

1 раз в четверть

педагог-психолог

5

Разработка рекомендаций

по плану

педагог-психолог

6

Контроль за состоянием здоровья учащихся профильных классов


в течение всего периода

педагог-организатор

7

Анализ соответствия расписания нормативным требованиям

сентябрь

педагог-организатор

8

Микроисследования «Дозировка домашнего задания»

октябрь

педагог-организатор

9

Наблюдения «Утомляемость»

апрель

педагог-организатор

VII. Управление

1

Издание локальных актов




директор

2

Рассмотрение вопросов ПО на заседаниях Управляющего Совета, педсовета, методсовета

по плану

директор

3

Разработка учебного плана и плана дополнительного образования

сентябрь

зам. директора по УВР

4

Составление расписания

сентябрь

педагог-организатор

5

Разработка плана повышения квалификации

сентябрь


зам. директора по УВР

6

Мониторинг ПО

в течение всего периода

зам. директора по УВР

7

Анализ работы по ПО

июнь

директор

8

Анализ итоговой аттестации

июнь

зам. директора по УВР

9

Анализ трудоустройства

сентябрь

социальный педагог

10

Экспертиза программ элективных курсов

сентябрь

зам. директора по УВР

11

Контроль за расходованием средств

в течение всего периода

директор

12

ВШК профильных классов, занятий элективных курсов

по плану ВШК

зам. директора по УВР

Ожидаемые результаты

  1. Удовлетворение социального заказа.

  2. Повышение качества обучения.

  3. Обеспечение соответствия образовательных результатов:

    • нормативным требованиям;

    • запросам заказчиков образовательных услуг;
    • запросам потребителей рынка труда.


  1. Совершенствование научно-методического потенциала учителей.

  2. Совершенствование учебно-материальной базы школы.

  3. Сформированность гражданских и нравственных качеств у выпускников.

  4. Достижение 100% готовности выпускников к продолжению образования, в т.ч. по профилю.

  5. Развитие форм сетевого взаимодействия с ОУ города и района.

  6. Включение выпускников в систему малого бизнеса города.

  7. Создание банка методических разработок, программ элективных курсов, обеспечивающих специализацию в профилях, развивающих и корректирующих общеучебные навыки, подготавливающих к осознанному выбору профессии.