zabika.ru 1

Познавательная игра по географии «Путешествие по планете Земля»


Цели: расширить кругозор учащихся по курсу физической географии, показать многообразие природы и того, что создано людьми разных стран мира, научить бережному отношению к природе.

Эпиграф: Нам под ответственность дана

И вся Земля и вся вода

Страна возможностей гигантских,

Страна просторов океанских,

Страна Семеновых-Тянь-Шанских,

Пржевальских, Миклухо-Маклайских,

Страна, в которой быть, друзья,

Плохим географом нельзя.

( Ю.Ефремов)

Учитель: Человека всегда манили дальние страны. Так случилось среди людей, что какая – нибудь беспокойная душа не выдерживала однообразного пребывания на месте и устремлялась на поиски неведомого. В давние времена каждое путешествие становилось событием. Имя отважного землепроходца оставалось в истории и обрастало легендами. Долгие годы их рассказывали детям старики, и не было ничего интереснее для людей, чем слушать о хождении в другие земли, к чужим народам. И наша географическая игра будет посвящена путешествиям в дальние страны.

В игре участвуют 2 команды. Путешествуя по морям и океанам, по горам и равнинам, мы узнаем много нового и необычного о странах и людях, их населяющих, о важных открытиях, об удивительных природных явлениях.

Итак, в путь. Всем хорошо известно, что в 15-18 столетия – эпоха Великих географических открытий.

А как вы считаете, кем были по профессии самые древние странствователи и путешественники?

Скорее всего, это были купцы и торговцы. Вспомните имя самого смелого тверского купца, жившего пять веков назад, совершившего трехлетнее странствие в Индию и подробно рассказавшего о своем путешествии.

Как называется этот замечательный памятник русской литературы о путешествиях и кто его автор? ( Афанасий Никитин «Хождение за три моря»)

Нелегкими были у древних купцов – путешественников торговые пути: трудными и опасными. Но страшнее всего – лихие люди. Налетят разбойники: товар разграбят, купцов в плен уведут и – наутек.


Надо и от погони уйти, и награбленное спрятать. Далеко уходили разбойники – в неведомые края, открывали необитаемые острова и новые земли. Буйные морские разбойники бывали в чужих странах ничуть не меньше мирных купцов. По - разному их называли.

Вот команды и должны вспомнить как можно больше названий морских разбойников (норманны, викинги, варяги, пираты, корсары, флибустьеры, буканьеры, каперы, приватиры, рейдеры).

А после того, как мы вспомнили названия почти всех разбойников, попробуйте ответить на такие вопросы:

1 команда - Есть ли различия между норманнами, викингами и варягами? ( Различий нет. Норманны – морские разбойники в странах Европы, в Скандинавии – викинги, на Руси – варяги )

2 команда – Есть ли различия между корсарами и флибустьерами? ( Различий нет. Корсар – от итальянского – морской разбойник в Сев. Африке. Флибустьер – от французского, они грабили в Южной и Центральной Америке)

Морских разбойников как не называй, это не меняет их воровской сути, все равно разбойники – пираты. А раз разбойничали они на морях и океанах, то и речь у нас пойдет о водной стихии.


  1. Конкурс «Водная стихия»(слайды)

Учитель зачитывает описания морей и озер, а команды, определив, о чем идет речь, поднимают табличку: «Ответ».

Правильный ответ – 1 балл.

  1. Конкурс «Пойми меня»(слайды)

Каждая команда выделяет по 2 участника, Они получают карточку со словами или фразами. Участники игры должны, жестикулируя, объяснить их своей команде, не произнося ни одного слова вслух.

Правильно отгаданное слово - 1 балл.

Правильно отгаданная фраза – 2 балла.

Участники готовятся, а все остальные переходят к следующему конкурсу.

  1. Конкурс «Блицтурнир»

Блиц означает – быстрый. Задача команд – дать правильные ответы на максимально большее количество вопросов.


Правильный ответ – 1 балл.

Учитель: Пока жюри подводит предварительные итоги, мы возвращаемся к конкурсу «Пойми меня».

После конкурса.

Удивительна и прекрасна наша «маленькая», с точки зрения современного человека, планета Земля. Но сколько волнующих тайн и загадок она нам еще не открыла. Многочисленные народы, населяющие Землю, хранят различные предания, сказания и легенды о тех местах, где им пришлось родиться. В следующем конкурсе вы должны назвать либо страну, либо животное, либо растение, либо город, либо реку, либо творение рук человеческих.


  1. Конкурс «Угадай по описанию»

Команды получают по 5 карточек – описаний, через 4 минуты, они дают ответ. Предварительно зачитывая карточку.

Правильный ответ – 1 балл.

Ответы: (СЛАЙДЫ)

1.Грузия. Грузины.

2.Норильск

3.Дикий верблюд

4.Стокгольм

5.Великая Китайская стена

6.Як

7.Амазонка

8.Япония. Землетрясения

9.Гонконг

10.Водоросли


Учитель: Наше удивительное путешествие подходит к концу. Мы, как настоящие путешественники, очень много рассказали друг другу. Конечно, у того, кто ничем не интересуется. И вопросов никаких не бывает. Он или совсем ничему не верит или верит всему подряд, даже самым нелепым выдумкам. Вот, к примеру, в Индии, по рассказам вралей, жили люди с собачьими головами, с лошадиными ногами и даже несчастные создания, лишенные рта. Блуждая по берегам великого Ганга, безротые питались только запахами. Каких только «чудес» не насочиняют врали! А у нас с вами предпоследний конкурс.


  1. «Конкурс вралей»

Участникам предстоит отличить правду ото лжи. Учитель зачитывает вопросы, а команды, посовещавшись, поднимают таблички с ответами или «Да!», или «Нет!»

Правильный ответ – 1 балл.

Учитель: Вот и заканчивается наша игра. Пришло время последнего конкурса.

Каждый путешественник где – то заканчивает свое путешествие. Вот и вы сейчас выясните, куда, путешествуя, попали.

  1. Конкурс «Собери карту»

Каждая команда получает конверт с разрезанным контуром материка. Задача команды, как можно быстрее собрать карту и выяснить на какой материк они попали.

Правильный ответ – 1 балл



Учитель: Но материки могут вас не принять, если вы не отгадаете загадку, которая записана на карточке. А ответы лежат в «черном» ящике.

Карточка. Австралия. Здесь лежит продукт, в составе которого использована часть плода растения, которое растет на островах вблизи Австралии. Внутри плода есть жидкость (кокос).

Карточка. Африка. Тут лежит то, что очень ценится в некоторых частях Африки, это плод о котором говорят, что его голова находится в солнце. А ноги в воде (финиковая пальма, финик)


Ответы: 1.Африка – финики 2. Австралия – шоколадка «Баунти»



Учитель: Вот и закончился наш последний конкурс, а с ним и игра. Я надеюсь, она была небесполезной.

Жюри подводит итоги.