zabika.ru 1 2 3 4

Муниципальное образовательное учреждение Курловская средняя школа № 2

Утверждена приказом директора МОУ КСШ № 2

___________________________________________
Директор МОУ КСШ № 2: ___________________

(подпись и печать)

Программа

кружка


«Юный художник»


Педагог:
Пьянова А.Ю.

Возраст детей: 6 – 8 лет

Срок реализации: 2 года


2011 год
Пояснительная записка

Направленность программы «Юный художник» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению - учебно-познавательной, по времени реализации - двухгодичной.

Программа разработана на основе авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С. Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Основная цель программы:

Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;

художественно-творческойразвития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;

технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

Принцип построения программы:

На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.


Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:


  • занятия в свободное время;

  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);

  • детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;

  • допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 6-10 лет. Дети этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.
Сроки реализации образовательной программы рассчитан на 2 года обучения. Первый год является вводным и направлен на первичное знакомство с изобразительным искусством.

Второй год закрепляет знания, полученные на первом году обучения, даёт базовую подготовку для использования этих знаний в дальнейшем. В структуру программы входят разделы, каждый из которых содержит несколько тем. В каждом разделе выделяют образовательную часть: (первоначальные сведения о декоративно-прикладном и изобразительном искусстве), воспитывающую часть: (понимание значения живописи, её эстетическая оценка, бережное отношение к произведениям искусства), практическая работа на занятиях, которая способствует развитию у детей творческих способностей (это могут быть наблюдения, рисунок с натуры, по представлению и т.д.).


Формы занятий.

Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Методы:

Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

- Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;

- Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности. Это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучащимися;

- В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;

- Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;

- Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;

- Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Ребятам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.


Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, лекции, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

На протяжении двух лет обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

Режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу, количество часов в неделю 1 час, 34 часа в год, 68 часа за 2 года.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.

Дети, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку, наиболее одаренные – возможность обучения в специальных профессиональных учебных заведениях.


В конце первого года обучения:

Ученик будет знать:

- отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;

- ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и в живописи, главные и дополнительные, холодные и теплые цвета;

- об основах цветоведения, манипулировать различными мазками, усвоить азы рисунка, живописи и композиции.

Ученик будет уметь:

- передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе;

- понимать, что такое натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень, полутон, падающая тень, блик, рефлекс), воздушная перспектива, освещенность, объем, пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет;

- понимать, что такое линейная перспектива, главное, второстепенное, композиционный центр;

- передавать геометрическую основу формы предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров;

- выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы;

Ученик сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

- владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал;

Ученик способен проявлять следующие отношения:

- проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;

- творчески откликаться на события окружающей жизни;
По завершении второго года обучения:

Ученик будет знать:

- Отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего.

· Особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства.

· Закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции.


· Различные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью.

· Знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка.

· Роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опыт предыдущих поколений.

Ученик будет уметь:

- применять на практике законы цветоведения, правила рисунка, живописи и композиции, чувствовать и уметь передать гармоничное сочетание цветов, тональные и цветовые отношения;

- правильно определять размер, форму, конструкцию и пропорции предметов и грамотно изображать их на бумаге;

- передать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту;

- передавать в рисунке, живописи и сюжетных работах объем и пространственное положение предметов средствами перспективы и светотени;

- наблюдать в природе и передавать в сюжетных работах влияние воздушной перспективы;

- в сюжетных работах передавать движение;

- искать наилучшее композиционное решение в эскизах, самостоятельно выполнять наброски и зарисовки к сюжету;

- приобретет навыки творческого видения и корректного обсуждения выполненных работ.
Ученик сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

- владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал;

- выполнять рисунки, композиции, панно, аппликации;

- работать по репродукциям, картинам выдающихся художников и рисункам детей;

- делиться своими знаниями и опытом с другими обучающимися, прислушиваться к их мнению;

- понимать значимость и возможности коллектива и свою ответственность перед ним.
Ученик способен проявлять следующие отношения:

- проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ.

- эмоционально откликаться на красоту времен года, явления окружающей жизни, видеть красоту людей, их поступков.


- слушать собеседника и высказывать свою точку зрения;

- предлагать свою помощь и просить о помощи товарища;

- понимать необходимость добросовестного отношения к общественно-полезному труду и учебе.
Способы проверки результатов освоения программы

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:

- контрольных занятий по изученным темам;

- конкурсы;

- выставка детских работ;

- в конце года готовится итоговая выставка работ.
Учебно-тематический план первого и второго года обучения

п/п

Тема занятия

Кол-во часов




Раздел 1. Введение.

2

1

Первичный инструктаж на рабочем месте. Источники наших знаний об изобразительном искусстве.

1

2

Знакомство с материалами для уроков изобразительного искусства.

1




Раздел 2. Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка.

3

3

«Изображать можно пятном»


1

4

Линия горизонта. Равномерное заполнение листа. Изображаем силуэт дерева.


1

5

«Изображать можно в объёме»

1




Раздел 3. Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета.

4

6

Первичные цвета. Цветовая гамма.

1

7

Красоту нужно уметь замечать.

1

8

Рисуем дерево тампованием.

1

9

«Узоры на крыльях»

1




Раздел 4. Изображение растительного мира. Изображение животного мира.

9

10

Выполнение линейных рисунков трав.

1

11

В гостях у осени.

1

12

Изображение осеннего букета.

1

13

Красивые рыбы.

1


14

Украшение птиц.

1

15

Объёмное изображение животных в различных материалах.

1

16

«Прекрасное в жизни и в произведениях изобразительного искусства»

1

17

Красота формы листьев.

1

18

Мы в цирке.

1




Раздел 5. Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении.

5

19

Узор из кругов и треугольников.

1

20

Лепка из солёного теста. «Корзина с грибами, овощами»

1

21

Лепка из солёного теста. «Корзина с грибами, овощами»

1

22

«Узор в полосе. Орнамент из цветов, листьев и бабочек»

1

23

«Праздничные краски узоров дымковской игрушки»


1







Раздел 6. Орнамент. Стилизация.

3

24

«Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика»

1

25

Орнамент из геометрических фигур.

1

26

Русское народное творчество в декоративном прикладном искусстве.

1




Раздел 7. Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам.

14

27

Сказка в декоративном искусстве.

1

28

Красивые цепочки.

1

29

Волшебные листья и ягоды. Хохломская роспись.

1

30

Орнамент «Чудо-платье».

1

31

Узоры, которые создали люди. Дымковская игрушка.


1

32

Рисование кистью элементов городецкого растительного узора.

1

33

Составление эскиза узора из декоративных цветов, листьев для украшения тарелочки «Синее чудо».

1

34

Жостовская роспись «Букеты цветов на подносе» (декоративная работа)

1

35

Мастера села Полхов-Майдан. Русская матрёшка «Праздничные краски русской матрёшки».

1

36

«Барыня» (лепка, дымковская игрушка)

1

37

Филимоновские глиняные игрушки (лепка игрушки несложной формы по народным мотивам)

1

38

Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда.

1

39

Хохлома. Золотые узоры.

1

40

«Русская матрешка в осеннем уборе»

1




Раздел 8. Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт.

13

41

Беседа: «Выдающиеся русские художники – И. Репин, И. Шишкин».

1

42

Родные просторы в произведениях русских художников и поэтов.

1

43

Родные просторы в произведениях русских художников и поэтов.

1

44

«Городские и сельские стройки»

1

45

«Городские и сельские стройки»

1

46

Фигуры человека.

1

47

Лепка фигуры человека с атрибутами труда или спорта.

1

48

Основы натюрморта. Рисование с натуры натюрморта: кувшин и яблоко.

1

49

Основы натюрморта. Рисование с натуры натюрморта: кувшин и яблоко.

1

50


Ознакомление с произведениями изобразительного искусства. Рисование фруктов и овощей.

1

51

Ознакомление с произведениями изобразительного искусства. Рисование фруктов и овощей.

1

52

Натюрморт из геометрических тел.

1

53

Натюрморт из геометрических тел.

1




Раздел 9. Тематическое рисование.

7

54

Красота народного костюма.

1

55

Составление мозаичного панно «Спящая красавица»

1

56

Рисование на тему «Закат солнца»

1

57

Рисование на тему «Закат солнца»

1

58

Рисование на тему «Пейзаж с радугой»

1

59

Рисование на тему «Пейзаж с радугой»


1

60

«В сказочном подводном царстве»

1




Раздел 10. Оформительские, творческие и выставочные работы.

8

61

Мы – юные дизайнеры.

2

62

Искусство оформление книги.

2

63

Знакомство с различными гарнитурами шрифтов.

2

64

Итоговое занятие. Оформление выставки.

2



Содержание курса

Раздел 1. Введение. (2часа)



следующая страница >>