zabika.ru 1

Брюки


По всей вероятности, брюки имеют восточ­ное происхождение. Правда, они не сразу при­обрели современный вид. Сначала брюки ско­рее были похожи на чулки и состояли из двух отдельных «штанин», которые пристегивались к верхней одежде или привязывались к поясу. Но уже скифы и другие кочевники шили длинные, широкие штаны, украшенные вышивкой и ме­таллическими накладками.

Подобные же штаны, только без украшений и более плотно прилегающие к ногам (штаны-ноговицы), носили древние персы (рис. 1).



Рис.1
Причем на Востоке штаны были необходимой частью не только мужской, но и женской одеж­ды, как домашней, повседневной, так и празд­ничной. Они могли быть узкими, плотно обле­гающими ноги, и в виде широченных шаровар. Знатные персидские женщины носили узкие штаны из цветного шелка, а при выходе на ули­цу поверх их надевали еще одни другого по­кроя: два сшитых четырехугольных мешка, за­шнурованных на лодыжках. А индийские жен­щины в XVII—XVIII вв. носили длинные штаны-панталоны, которые надевали под легкое про­зрачное платье (рис. 2).


Рис.2

В Европе брюки впервые появились у галлов. По этому предмету одежды греки и римляне, но­сившие драпированную одежду, распознавали варваров, получивших прозвище «браккати» (т.е. «носящие штаны»), означавшее «инозем­цы», «чужие». Римские легионеры, которые не­сли службу в «варварских» землях на севере и западе страны, переняли штаны (бракка) — эту «самую неримскую одежду».

В раннее средневековье европейцы, несмот­ря на то, что уже были знакомы с брюками, все же предпочитали носить «античные» формы одежды, такие, например, как длинная туника. Однако иногда встречаются и узкие трубообразные брюки, а также штаны, состоящие из двух не сшитых между собой штанин, которые надевали на нижние.


Много позже, в XII в., в повседневный обиход входят мужские брюки-чулки (шоссы), которые были, скорее, длинными чулками. В XV и XVI вв. распространяются брюки самых разнообразных типов, имеющие иногда довольно необычный вид. Так, например, в Италии эпохи Раннего Воз­рождения (1440-1490) модными считались штаны-чулки с «ногами» разного цвета.

Однако уже в эпоху Реформации штаны-чулки были отвергнуты и преобразованы самым простым способом. Их разрезали в местах, где они плотнее всего облегали тело (например, на коленях) и подкладывали в образовавшиеся прорези другую, преимущественно более свет­лую ткань, складки которой вздувались над про­резями. Обычно это новшество приписывается немецким ландскнехтам (наемным солдатам) (рис. 3).


Рис.3
Сначала знать сопротивлялась этим чу­дачествам, но когда сам император Карл V взял солдат под защиту («Оставьте их в покое; при их злосчастной и убогой жизни нужно дать им воз­можность пошутить!»), то поток новой моды, казалось, увлек за собой всех. «Разрублено и разрезано по благородному обычаю», — так го­ворили сами ландскнехты об этой отчаянно-живописной одежде. Не случайно в ней появляются еще и вставки различных цветов, отчего ландскнехты становились, похожи скорее на бойцовых петухов, чем на солдат действующей армии.

В 1598 г. была изобретена трикотажная ма­шина, и появляются шелковые штаны-трико, плотно обтягивающие ноги мужчин выше узких башмаков. Сверху надеваются вторые штаны — короткие, с богатыми застежками, утолщенные набивкой из пакли и шерсти. Позже ее заменя­ют двумя накладками в форме подушек, — их надевают или прикрепляют крючками к куртке.

В то же время по-прежнему одержимые страстью к новшествам ландскнехты сотвори­ли оригинальную разновидность штанов — шаровары или плундры (от нем. «оттопыри­ваться»). Они, как и прежде, разрубали штаны, вставляя под разрезы подкладку с прокладкой, поэтому их также называли «штаны с начин­кой». Плундры относятся к одним из самых экстравагантных явлений в истории одежды. Чем более странно они выглядели, тем проще был их крой. Отличались они от прежних брюк величиной, состояли из двух частей, кроились гораздо шире, чем нога, и собирались вокруг тела в густые сборки, которые набивались пак­лей, ватой и т.п. Эта авантюристическая мода вызвала сенсацию в Европе и крайнее негодо­вание поборников нравственности. Однако, не­смотря на многочисленные запреты, «уставы о платье» и законы о роскоши, шаровары вскоре стали одеждой всех немецких сословий — от князей до ремесленников. В то же время в Ис­пании, Англии и Франции входят в моду корот­кие брюки — узкие или широкие.


В XVI в. из Италии распространяется мода на женские длинные панталоны в качестве нижней одежды. Но носить их почему-то осмеливались только куртизанки, и эта часть дамского туалета на долгое время была незаслуженно забыта.

Во время правления Людовика XIV — «Ко­роля-Солнце» (1660-1710) — при француз­ском дворе сформировался новый костюм, ко­торый оказал влияние на одежду в других евро­пейских странах (рис. 4).



Рис.4
Штаны так расшири­лись вокруг колен, что стали похожи, скорее, на короткую женскую юбку. Предположительно, их создателем был некий рейнский граф Сальм, почему они получили название «штаны рейн­ского графа». Под них надевались более корот­кие штаны с выходящими наружу кружевными манжетами, которые еще более подчеркивали женственность облика их владельца.

Великая французская ре­волюция положила конец аристократической моде. Кос­тюм революционеров-санкю­лотов (т.е. «людей, носящих штаны не до колен, а гораздо длиннее») был заимствован из морской одежды (рис. 5).



Рис.5

Длинные широкие панталоны стали носить даже в буржуаз­ных кругах. Однако император Наполеон, стремясь придать своему двору особый блеск, старался следовать старым традициям и мужчины снова вернулись к штанам чуть ниже колен — кюлотам и шелковым чулкам (рис. 6).



Рис.6 Рис.7
Кюлоты со­хранились до сих пор как принадлежность некоторых спортивных костю­мов, а в последнее время и как элемент повсед­невной одежды.

Что касается женских штанов, то в Западной Европе они существовали лишь как элемент нижней одежды. Около 1800 г. они были глад­кими и обтягивающими как трико, короткими и ничем не украшенными, затем удлинились до икр, их начали украшать оборками и кружевами. Только к концу XIX в. эти панталоны стали за­метно короче.


Своеобразием отличалась и народная одежда. Взять хотя бы мужские порты славянских народов. Их шили из холста, пестряди (полосатой ткани из крашеной пряжи), поэтому и называли – сине-полосатые. Жители северных областей России ещё и украшали порты вышивкой (что, к слову сказать, в европейской части России встречается крайне редко).

Предметом женской сравнительно недавно — брюки стали в начале XX в. До того женские брюки воспринимались исключительно как «пощёчина общественному вкусу» и грубое нарушение церковной нормы. Жанна д'Арк поплатилась жизнью за свою любовь к мужской одежде. Куртизанки выкупали у церкви за большие деньги право носить брюки, но периодически вызывали народное недо­вольство. Более сдержанно общество относи­лось к женщинам, пришедшим в брюках на кар­навал или маскарад. Коронованные особы, как, например, шведская королева Кристина или русская императрица Екатерина II, могли себе позволить пренебрегать общественным мнени­ем и появляться на официальных приемах в мундире определенного рода войск. Но все это было исключением. Единственное, что удалось «отвоевать» женщинам — это юбка-брюки, по­явившаяся перед Первой мировой войной для верховой езды и очень модного в то время ка­тания на велосипеде (рис. 7). Даже Шанель, ко­торая всегда была в авангарде моды, говорила, что брюки уместны только за городом.

Всемирный экономический кризис 30-х гг. прошлого века изменил моду. Костюмы стали более практичными, усилилось влияние мужской одежды на женскую (кинозвезды Г.Гарбо, М.Дитрих носили мужские пиджаки и брюки в качестве повседневной одежды).

Во время Второй мировой войны в некоторых странах (Англия, США) были приняты планы изготовления одежды, предусматривающие сокращение расхода тканей. Кроме того, в США были введены ограничения на использо­вание шелка и нейлона, которые шли на пара­шюты. Это привело к тому, что чулки стали недоступной роскошью, поэтому именно аме­риканки во время войны первыми стали но­сить брюки.

После окончания войны «модельеры на­чали создавать одежду для активного отды­ха и занятий спортом. Появились брюки-«капри», брюки-«палаццо» и др. (рис. 8, 9).



Рис.8 Рис.9
Так, брюки постепенно становятся неотъем­лемой частью не только мужского, но и жен­ского гардероба, обогащаясь все новыми и новыми разновидностями.


Литература
Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды. М., 2001.

Труханова А.Т. Иллюстрированное пособие по технологии легкой одежды. М., 2001.

Е.В.Савельева,

Москва