zabika.ru 1

Семинар "Культура педагога — условие успешной профессиональной деятельности"

Цель: постановка проблемы формирования культуры педагога и педагогического имиджа как важнейшей её составляющей.

Форма проведения: семинар-практикум.

Сценарий

. Целеполагание: 2 – 3 педагога удаляются с педсовета после фиксации всеми их облика.

2. Работа по группам:


Задания по группам:

2.1. определите и запишите на листе бумаги 1 – 2 важнейшие проблемы, связанные с профессиональной деятельностью;

2.2. методом “вертушка” обозначьте проблемы, которые являются актуальными для Вас и Вашей группы;

2.3. представьте проблемы, наиболее актуальные для группы;

2.4. найдите и сообщите всем универсальный способ решения ваших общих проблем.

3. Во время сообщения проблем и способа их разрешения выступающим – ведущим сообщаются проблемы и пути на основе всероссийских исследований.

4. Зачитывается и раздается обращение к учителям “Дорогие учителя!…”

5. Новое деление на группы (методом выбора из нарезанных квадратов разных цветов – в одной группе оказываются педагоги, выбравшие квадраты одного из цветов: зеленого, синего, голубого, белого или др.):

  • педагоги, исполняющие роль учеников 1 – 5 классов;

  • педагоги, исполняющие роль учеников 9 – 11 классов;

  • педагоги, исполняющие роль родителей;

  • педагоги вне роли.

6. Сообщение о понятиях “педагогическая культура” и “культура педагога”; понятии, функциях и структуре имиджа; краткие сведения о вербальном и кинетическом имидже педагогов. В сообщении используются результаты исследований мнений учащихся 8 – 11 классов гимназии относительно важнейших качеств учителя; группами “прочитываются” жесты по иллюстрациям.


7. Габаритный имидж. Понятие. Значимость.

7.1. Практическая работа по группам:


  • “ученики” начальной школы – нарисовать облик педагога, который вам нравится (выбрать силуэт, форму головы, “одеть”);

  • “ученики 9 – 11 классов, “родители”, педагоги – описать внешний облик идеального педагога;

7.2. представление результатов работы групп с параллельным представлением результатов такой же работы учащихся и родителей гимназии и результатов исследований, представленных в книге О.Г. Красношлыковой.

8. Кофе – пауза.

9. Обсуждение и коррекция обобщенного образа – идеала педагога гимназии (по предметным объединениям в разных аудиториях).

10. Представление результатов обсуждения.

11. Представление определенных до педсовета “расшифровок” с помощью теста типов имиджа каждого в гимназии.

12. “Удаленные” в начале педагоги возвращаются после работы с ними стилистов (парикмахеров, косметологов и пр.). Преображение каждого из них комментируется специалистами.

13. Решение педсовета:

13.1. Информацию педсовета, проведенного в виде семинара – практикума принять к сведению.

13.2. Организовать в гимназии работу спецкурса по педагогической имиджеологии.

13.3. Предложения об изменениях и дополнениях относительно обобщенного образа – идеала педагога гимназии учесть при разработке новой образовательной программы.

14. Рефлексия педсовета.

Материалы
Каким вы представляете себе внешний облик идеального педагога?

Приятное выражение лица: легкая улыбка, веселые добрые глаза. Одежда удобная для учителя. Желательно, чтобы одежда не была в течение недели одной и той же. Хотелось бы, чтобы учителя – женщины ходили в юбках чаще (это выглядит более женственно, вызывает положительные эмоции). Учитель физкультуры не должен ходить по школе в спортивной форме, он пусть переоденется хотя бы в брюки.


Прическа, неважно какая, главное, чтобы учителю она шла. Макияж легкий, почти невидимый, пастельных тонов. Если ногти накрашены, то неярким лаком. Хотелось бы теплых, радужных цветов в облике учителя, но не стоит слишком ярко одеваться, ведь школа это не цирк.

Туфли или ботинки должны соответствовать костюмам.

Качества, которые учащиеся более всего ценят в учителе 1. Чувство юмора

2. Терпение

3. Умение относится ко всем ровно

4. Справедливость

5. Любовь к ученикам

Высокая педагогическая культура – условие успешной профессиональной деятельности учителя”

1. Педагогическая культура – это некоторая совокупность ценностных отношений к образованию к ребенку, которые предметно и практически реализуются в образовательных процессах.

Показатели педагогической культуры:


  • состояние и качество образования,

  • уровень образованности в обществе,

  • культура организации образования в конкретной школе,

  • мастерство отдельного педагога.

Культура педагога (шире “педагогическая культура”, она – комплексное многоуровневое явление, включающее и личностные качества – характер, общительность, общую эрудицию, творческий потенциал в целом и пр.)

Культура педагога определяет во многом эффективность педагогических технологий.

2. Проблемы профессиональной деятельности учителя

2.1. В начале профессиональной деятельности (стаж до 6 лет) – формирование стиля:




“Если на этом этапе жизни у человека отсутствует надлежащее качество энтузиазма, то в такой жизни немного будет предпринято и еще меньше совершенно”.

Английский писатель С. Смайлс


  • низкий материальный уровень;

  • нагрузка до 30 ч и более;

  • ситуация не соответствует подготовке в вузе (недостаток опыта и знаний);

  • желание самоутвердиться;

  • сложность приспособиться к нормам и принципам школы;

  • большая часть сил и времени уходит на подготовку к урокам;

  • перенапряжение, неумение переключать внимание, отделять главное от второстепенного. Главные вопросы:

  • Как добиться взаимопонимания с учащимися?

Как завоевать авторитет в глазах учеников?
Что значит найти свое место в педагогическом коллективе?

  • Как вести себя в каждом конкретном случае?

Истинный деятель, вступив на путь, сразу видит перед собой столько дела, что не станет жаловаться, что ему не дают делать, а непременно отыщет и успеет что-нибудь сделать”.

Ф.М. Достоевский

2.2. Этап профессиональной зрелости

    1. (от 7 до 15 лет стажа)

    2. (от 16 до 25 лет стажа)

Период лидерства и мастерства

2.2.1. Стабильный период (33 – 40 лет): профессия – главный смысл деятельности, повышенная величина рабочего времени, средняя величина рабочей недели до 57 часов,наибольшая нагрузка у

учителей русского языка и литературы (свыше 60 ч), затем у математиков (57 ч.), начальных классов(35 ч.), в воскресенье 60 % учителей работают, а среди учителей русского языка и литературы 80 % у мастеров рабочая неделя на 10-14 часоввыше.

2.2.2. Главные вопросы

  • что я сделал?

  • неужели это будет моей жизнью и впредь?

  • “Я должен”

  • Профессия – главный смысл деятельности

  • Общие проблемы:

  • коммуникативные нагрузки:
  • с учениками разного возраста учитель говорит 6 – 10 часов в


  • сутки; за урок учитель предъявляет около 100 требований

  • учащимся, неудовлетворенность бытовыми условиями

  • (приблизительно 60 % учителей), неудовлетворенность работой

  • классного руководителя (приблизительно 40 %), непонимание в

  • коллективе (приблизительно 50 %), несправедливость действий

  • руководства (17 %), нет социального признания.

  • 10 – 15 лет – педагогический кризис – пополнение “золотого фонда” педагогических кадров

Причины:

  1. нет отдачи

  2. “механизм мастерства” (при объективно эффективной работе субъективно нет чувства новизны, увлеченности, удовлетворения)

  3. взаимоотношения с коллективом.

Зрелые люди – это те, кто заботится о детях, которых они произвели на свет, о работе, которую они выполняют, о благосостоянии других людей в том обществе, в котором они живут”.

Э. Эриксон

3. После 25 лет стажа

Настоящая жизнь начинается в 50 лет. В эти лета человек овладевает тем, на чем основываются истинные достижения, приобретает то, что можно отдавать другим, познает то, чему можно учить, расчищает то, на чем можно строить”.

У. Бок

50 лет – пик писательского мастерства (проза),

55 лет – исторических исследований,

60 – политической деятельности (власти).

“Учителя после 50-ти – это те, на которых держится школа. И я не знаю, что мы будем делать, когда они уйдут на пенсию”.

Исполнительность, ответственность, трудовой патриотизм – для них характерны.

Типичные проблемы:

  • ощущение одиночества в семейной сфере (более 80%),

  • психофизиологические и нервно-эмоциональные перегрузки,

  • состояние здоровья (70 %),

  • дефицит общественного признания,
  • неудовлетворенность своим положением в педколлективе.


3. Универсальный выход

Если мы не можем изменить обстоятельства, то изменим свое отношение к ним - изменим себя, поработаем над собой.

4. Имидж педагога – условие успешной профессиональной деятельности

Имидж (анг. imag – образ, вид)

1. Внешний образ, создаваемый субъектом, с целью вызвать определенное впечатление, мнение, отношение других;

2. Совокупность свойств, приписываемых рекламой, пропагандой, модой, предрассудками, традицией и т.д. Объекту, с целью вызвать определенные реакции по отношению к нему.

В 90-е годы сформирована в России новая отрасль – имиджеология как наука о технологии личного обаяния.

Имидж – некий образ, который человек, его “Я” представляет миру, своего рода самопрезентации для других. (И Нефедова, Е Власов).

Имидж – облик, благодаря которому на люди выставляются наиболее сильно действующие личностно-деловые характеристики. (В.М. Шепель).

Значение имиджа

  • - предмет любимый, потому что нравится преподаватель

  • - из двух способов “убеждать” и 2нравится” – наиболее эффективен второй.

Ядро имиджа – личностные качества

  • природные

  • профессиональные (например, как мы ведем себя в конфликтных sit)

  • яркая личность или хороший профессионал нужен школе? (Результат опроса учащихся по ранжированию значимых качеств учителя)

Личностный имидж – база, профессиональный – надстройка

Структура имиджа

На первоначальной стадии контакта с человеком формируется не мнение, а впечатление. Психологи считают, что для формирования впечатления достаточно несколько мгновений: “Он мне нравится”, “Она очень мила” и т.д. А устойчивое мнение оформляется в пределах от 30 секунд до 4-х минут.


Габаритный имидж

Значение внешнего вида заключается не только в том, что он значительно влияет на то, что другие думают о вас, но и то, что вы думаете о себе.

Если человек имеет “ухоженный вид”, он получает положительную самооценку и уверенность в себе.

Главный принцип габаритного имиджа - вы должны сами получать удовольствие от своего внешнего облика.

325 учащимся г. Кемерово начальных классов предлагали фотографии.

Они позитивно оценивали педагогов


  • с атлетическим телосложением с продолговатым и круглым типом лица, одетых в светлую, яркую одежду;

  • худощавых, но скрывающие посредством одежды худобу.

Таким образом, желаемый учитель начальных классов: улыбающаяся, стройная, с аккуратной прической, открытым взглядом, одевающая юбки, блузы, блузоны зеленых, красных, розовых, желтых тонов.

Не нравится, если одета в черное, томно-коричневое, серое, если у нее хмурое выражение лица.

Старшеклассники

Положительно оценивают учителей атлетического и худощавого телосложения с продолговатым типом лица: деловая, стройная, в форме, требовательная, уравновешенная, чувствуется, что может добиться того, чего хочет.

Если с круглым лицом: добрая, слабая, беззащитная; с треугольным лицом – злая, язвительная, сухарь.

С грушевидной фигурой – “душка”, “мамочка”, веселая.

Предпочтение цветов

Старшеклассники Педагоги

Синий 83% серый 43%

Серый 57% черный 79%

Бежевый 67 % белый 69%

Зеленый 43% синий 57%

Голубой 47 %

Красный цвет поднимает настроение, возбуждает. Это доминирующий энергичный цвет, который подавляет вас и ваше окружение. Поэтому он считается неподходящим для работы с аудиторией. Оранжевый – “горячий”, вибрирующий, сверкающий – тяжелый и неподходящий почти для всех оттенков кожи. Желтый – яркий, привлекающий к себе внимания, поднимает настроение, вызывает желание действовать, прилагать усилия. Зеленый цвет является спокойным цветом, создающим приятное настроение, вызывающим богатые ассоциации. Серый – спокойный цвет, он совершенно не привлекает к себе внимания, и выгодно оттеняет вашу внешность. Синий цвет относится к категории устойчивых цветов, он способствует концентрации внимания, при этом успокаивает нервную систему и повышает работоспособность. Фиолетовый считается противоречивым цветом, так как в равной мере и привлекает, и отталкивает, в некоторых случаях вызывает грусть. Черный является слишком контрастным, он угнетающе действует на психику. Белый цвет отбрасывает блики и зрительно увеличивает пространство и вещи, поэтому вызывает утомление и усталость.


Лист рефлексии

1. Считаете ли вы тему педагогического совета актуальной?

да нет другое ______________________________

2. Считаете ли вы эффективным проведение педагогического совета в

предложенной форме?

да нет другое ______________________________

3.Оцените виды деятельности по пятибалльной системе:


Виды деятельности Баллы

1. Деятельность на этапе подготовки к педсовету.

2. Введение в проблему (теоретическая часть)

3. Работа в группах над обобщенным образом-идеалом педагогом.

4. Практикум по определению имиджа педагогов.

5. Консультации специалистов по проблемам габаритного имиджа.

6. Принятие решения.

4. Отметьте состояние, которое вы испытываете в процессе заседания педсовета:

интерес удовольствие раздражение

скука беспокойство эмоциональный подъем

Литература

  1. Аллан ПиЗ. Язык телодвижений. Как читать мысли других людей по их жестам. Ай, Кью, Нижний Новгород, 1992. 261 с

  2. Александрова Е. Классный воспитатель и администрация школы: парадоксы сотрудничества // Директор школы. - № 7 – 2003 г. – с. 45 – 53.

  3. Вершловский С.Г. Педагог эпохи перемен, или как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя / М.: сентябрь, 2002. – 160 с.
  4. Красношлыкова О.Г. Имидж педагога – условие успешной профессиональной деятельности. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. – 168 с.