zabika.ru 1 2 ... 9 10

1 Международная торговля представляет собой специфическую сферу, объединяющую внешнеторговые сектора национальных экономик, т.е. совокупность торговых связей, внешнеторговых отношений всех стран мира, торгующих друг с другом.


Традиционно наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля.

Внешняя торговля – коммерческая деятельность, связанная с куплей-продажей на внешнем рынке товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности.

По некоторым оценкам на долю торговли приходится около 80% всего объема международных экономических отношений. Для любой страны мира роль внешней торговли трудно переоценить. По определению американского ученого-экономиста Джеффри Сакса: «Экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы».

Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость. В основе международной торговли лежит международная специализация.

В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами. Оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.

Объем международной торговли определяется путем суммирования объемов экспорта, обычно в долларах США и в ценах FOB. Объемы международной торговли в 20-м веке выросли совершенно беспрецедентно. Если в 1913 году годовой оборот мировой торговли составлял 20 млрд. долларов США, то в 1996 году вырос более чем до 10 трлн. долларов США, в 2001 году - более 12 трлн. долларов США, в 2003 году - более 18 трлн. долларов.
3 Существует несколько подходов при определении структуры международной торговли.

В зависимости от предмета и объекта международная торговля может быть подразделена на:

  • торговлю товарами; - торговлю услугами и


  • торговлю результатами интеллектуальной деятельности.

Эта классификация определяет также основные направления международной торговли. В этом случае выделяются:

  • торговля товарами в материально-вещественной форме;

  • торговля результатами интеллектуальной деятельности (научно-техническими знаниями);

  • торговля услугами; - международное производственно-техническое кооперирование и т.д.

Особенности организации торговли по основным направлениям международной торговли подробнее будут рассмотрены ниже.

Международная торговля может быть также классифицирована по географическому признаку, который предполагает анализ потоков товаров и услуг с точки зрения их распределения по странам и регионам мира. Различают 2 класса географической структуры в соответствии с классификацией ЮНКТАД:

  1. По регионам Западная Европа, Северная Америка, Ближний Восток, Азия, Африка, Латинская Америка

2. По группам стран с учетом реального экономического положения страны: Развитые страны с рыночной экономикой (США, Япония, ЕС и др.), - Развивающиеся страны (Латинская Америка, Азия, Африка), - Страны с переходной экономикой (Центральная и Восточная Европа, Балтийские государства, СНГ).

Среди основных тенденций в международной торговле на современном этапе можно выделить следующие:

1. Глобализация международной торговли. Эта тенденция проявляется в формировании глобального экспортно-импортного мирового рынка товаров и услуг, в устойчивом росте объемов международных финансовых, инвестиционных и инновационных экспортно-импортных потоков при одновременной их усиливающейся взаимосвязи и взаимозависимости.

Основными чертами глобализации международной торговли являются: А) Интеграция. Она представляет собой межгосударственное регулирование экономической взаимозависимости, формирование регионального хозяйственного комплекса со структурой и пропорциями, обращенными на потребности региона в целом.


Б) Рост темпов международной торговли и международного движения капитала.

В) Транснационализация и корпоративность мирового экспорта. На современном этапе транснациональные корпорации (ТНК) становятся основными фигурантами мировой экономики, определяя ее надстрановую глобализацию, динамику и стратегию развития. Общее число ТНК в 1999 году достигло 60000, а количество их филиалов за рубежом - 600000.

Г) Унификация правил и норм международной торговли. Рост международной торговли, который в послевоенные годы происходил довольно высокими темпами, связан с улучшением торгово-политического режима в отношениях между странами, его либерализацией, появлением международных организаций, способствующих торговым обменам. Вхождение экспортера любой страны в систему мирового рынка в качестве члена специализированных международных организаций, таких как ВТО, ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), МВФ и т.д., предполагает обязательное выполнение правил и норм, разработанных международными организациями.

2. Возрастание роли научно-технического прогресса и электронных технологий. (В2В,В2С,B2G,C2G)

3. Доминирующая роль информационного продукта - развитие научно-технического прогресса, с одной стороны, позволяет осуществить доступ к информации, быстро и с наименьшими затратами заключить контракт, а с другой стороны, является одним из факторов взаимозависимости стран. 4. возрастание роли Азиатско-Тихоокеанского региона 5. уменьшение доминирующей роли США в международной торговле 6. возрастание роли экологических аспектов продукции мирового товарооборота; 7. быстрый рост торговли между развивающимися странами (экспортная экспансия НИС); 8. рост объемов рынка услуг, особенно в экспорте индустриальных стран; 9. увеличение объемов внутриотраслевой торговли между развитыми странами и т.д.

4 Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, ГС Она была разработана Комитетом по Гармонизированной системе Совета таможенного сотрудничества (сейчас Всемирная таможенная организация) в 1983 году и вступила в силу с 01.01.1988 года. Основными элементами номенклатуры ГС являются две системы:


1.В системе классификации 6 ступеней (разрядов):

1разделы;2группы;3подгруппы;4товарныепозиции;5подпозиции;6субпозиции

В соответствии с системой классификации ГС товары группируются по следующим признакам: а) по происхождению (растительное, животное); б) по назначению товара; в) по степени обработки.

По назначению товары подразделяются на:

1 продовольственные товары и напитки; 2 промышленное сырье; 3 топливо и смазочные материалы; 4 машины и оборудование, включая инструменты; 5 транспортные средства (производственного и личного потребления); 6 промышленные товары народного потребления.

По степени обработки товары делятся на:

1 Под сырьевыми товарами понимается продукция добывающей промышленности, сельского и лесного хозяйства, рыболовства и охоты, стоимость которой лишь в незначительной степени зависит от обработки.

2 К полуфабрикатам относится продукция, не законченная производством и требующая дальнейшей обработки, предназначенная для включения в состав других товаров, прежде чем стать орудием производства или предметом потребления.

3 Под готовыми товарами понимаются все промышленные изделия, предназначенные для потребления или использования в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в домашнем хозяйстве, промышленные товары краткосрочного пользования (<1 года), применяемые в промышленности в качестве материалов и топлива.

2 В системе кодирования первые 2 цифры кода обозначают товарную группу, 4 - товарную позицию, 6 - субпозицию.

В настоящее время (с 01.07.2002 года) на территории Республики Беларусь действует Товарная номенклатура ВЭД Республики Беларусь, основанная на ГС (3-е издание) и Товарной номенклатуре ВЭД СНГ (3-е издание), в которой используется 10 знаков кодового обозначения. Она применяется для формирования Таможенного тарифа Республики Беларусь, определения мер государственного регулирования ВЭД и ведения государственной статистики внешней торговли.


следующая страница >>