zabika.ru   1 2 3 ... 9 10

^
Международные товарные номенклатуры

С ориентацией на ГС была разработана и в 1986 году опубликована 3-я редакция Стандартной международной торговой классификации (СМТК) Классификация товаров в СМТК на уровне групп осуществлялась: 1 по видам сырья, из которого изготовлен товар; 2 по степени обработки товара; 3 по назначению товара; 4 по месту товара в международной торговле.

На основе 3-его издания СМТК можно определить сопоставимые показатели, характеризующие объем и структуру экспорта и импорта различных стран, а также с помощью специального «ключа» производить перегруппировку товаров на другие классификации и номенклатуры.

В этом случае по классификации ВТО-ЮНКТАД выделяются следующие основные товарные группы:

Сельскохозяйственная продукция: 1 пищевые товары; 2 сырьевые товары.

^ Продукция горнодобывающей промышленности:

  1. руды и другие полезные ископаемые; 2 топливо

Продукция обрабатывающей промышленности:

1 черные металлы;2 химические товары-другие полуфабрикаты;3 машины и транспортное оборудование;4 текстильные изделия;5 швейные изделия;6 другие потребительские товары.

Выделяется классификация ЮНКТАД по отраслевой структуре:

  • торговля продукцией обрабатывающей промышленности;

  • торговля продукцией горнодобывающей промышленности;

  • торговля продовольствием и т.д.

5. Международные коммерческие операции - это комплекс основных и вспомогательных (обеспечивающих) операций, осуществляемых на возмездной основе между контрагентами разных стран для осуществления сделок, которые оформляются внешнеторговыми договорами или контрактами.

К основным операциям в международной торговле относятся:

*операции по купле-продаже или обмену товарами в материально-вещественной форме;

*операции по купле-продаже или обмену научно-техническими знаниями (в форме торговли патентами, лицензиями, "ноу-хау");

*операции по купле-продаже или обмену научно-техническими услугами (консалтинг, инжиниринг);

*международные арендные операции;

*операции по международному туризму;

*операции по предоставлению консультационных услуг в области управления, информации;

*операции по обмену кино- и телепрограммами и т.д.

К вспомогательным или обеспечивающим операциям, связанным с продвижением товаров от продавцов к покупателям, относятся: операции по международным перевозкам грузов; операции по международным расчетам; таможенные операции; операции по страхованию; операции по финансированию самих операций; операции по заключению соглашений с посредниками; операции по заключению соглашений с организациями, исследующими рынок и т.д.

В зависимости от сложности основных операций одна основная может содержать до 10 вспомогательных.

Осуществление международных коммерческих операций требует применения определенных правовых форм и использования конкретных методов их проведения. В международной торговой практике используются два основных метода осуществления операций:

^ Прямой метод предполагает установление связей между непосредственным производителем и конечным потребителем, поставку товара непосредственно конечному потребителю, закупку товара непосредственно у товаропроизводителя, на основе договора купли-продажи. Прямой метод чаще всего используется при торговле крупногабаритным и дорогостоящим оборудованием; при продажах и закупках на внешних рынках промышленного сырья на основе долгосрочных контрактов

^ Косвенный метод предполагает покупку или продажу товара через торгово-посредническое звено на основе заключения специального договора-соглашения с торговым посредником, предусматривающего выполнение посредником определенных обязательств в связи с реализацией или приобретением товара. Косвенный метод используется при реализации товаров на отдаленных труднодоступных и слабоизученных рынках, при продвижении новых товаров, при реализации товаров массового спроса. В МТ косвенным методом осуществляется около 50% реализуемых товаров

Эффективность осуществления международных коммерческих операций зависит от:

1 Наличия теоретических знаний в области международной торговли и умелого их использования в каждом конкретном случае.

2 Правильного планирования операции, выбора и оптимального сочетания основных и обеспечивающих операций.

3 Знания особенностей правового режима, действующего в международной торговле.

^ 6 Международная торговая сделка - договор или соглашение между двумя или несколькими сторонами, находящимися в разных странах, по поставке установленного количества товаров, услуг, результатов интеллектуальной деятельности в соответствии с согласованными сторонами условиями.

Наиболее распространенным способом оформления международной торговой сделки является договор или контракт, заключаемый в виде единого документа, который подписывается участвующими сторонами сделки.

Ни национальная принадлежность сторон, ни гражданский или торговый статус не определяют международный характер сделки. Международный характер сделки определяется местом нахождения коммерческих предприятий партнеров: они должны находиться в разных странах.

В различных национальных правовых системах по-разному определяется принадлежность предприятия к тому или иному государству (например, в Республике Беларусь, США - по месту регистрации; в Италии - по месту основной деятельности юридического лица; во Франции, Германии - по месту нахождения правления юридического лица).

Институт международной торговой сделки - совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих порядок и формы совершения сделок, заключаемых с иностранным партнером, их содержание, условия действительности сделок, юридические последствия их недействительности.

Источниками права для данного института являются:

  • условия договоров (контрактов) с иностранными партнерами;

  • международные соглашения, правила и конвенции для иностранных партнеров из стран участников этих соглашений;

  • система национального применимого права;

  • международные торговые обычаи и обыкновения;

  • судебная и арбитражная практика, прецеденты по делам или обычная деловая практика, существующая в данной отрасли международной торговли.

Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Данная комиссия разработала несколько важных документов в области международного торгового права:

  1. Конвенция о единообразном законе о заключении договоров международной купли-продажи товаров (1964 г.)

  2. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (1980 г.)

  3. Конвенция ООН об исковой давности в международной купле-продаже товаров (1974 г.)

  4. Конвенция ООН о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров (1985 г.).

Республика Беларусь является участницей двух международных конвенций в области арбитража:

  • Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (1958 г.)

  • Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже (1961г.).

(^ Принципы УНИДРУА), которые позволяют охватить аспекты, не урегулированные в Венской конвенции (действительность договора, переход права собственности на товар, вопросы о штрафах и неустойках и др.).

В международной торговле проводится также большая работа по унификации и гармонизации торговых обычаев. Основную роль в этом процессе играет Международная торговая палата (МТП), созданная в 1919 году, штаб-квартира находится в Париже.

^ Торговый обычай - общепризнанное правило, сложившееся в сфере международной торговли на основании постоянного и единообразного повторения фактических отношений между контрагентами.

^ Торговое обыкновение - заведенный порядок или фактически установившееся в торговых отношениях правило, которое служит для определения воли сторон, прямо не выраженной в контракте

Международные правила по толкованию торговых терминов - ИНКОТЕРМС (редакции 1936.). В настоящее время действует редакция Инкотермс 2000 года. Эти правила определяют обязанности продавца и покупателя по доставке товара и устанавливают момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя.

7 Контрагентами в международной торговле называются стороны, находящиеся в договорных отношениях по купле-продаже товаров, услуг, результатов интеллектуальной деятельности.

В зависимости от целей и характера деятельности контрагентов на мировом рынке можно разделить на 4 категории:

^ I Под фирмой понимается предприятие, осуществляющее хозяйственную деятельность в области промышленности, торговли, строительства, транспорта, сельского хозяйства с целью извлечения прибыли. Классификации фирм:

1 По виду хозяйственной деятельности и характеру совершаемых операций фирмы могут быть промышленными, сельскохозяйственными и агропромышленными, торговыми, транспортными, страховыми, инжиниринговыми, туристическими

^ 2 по правовому положению Знание правового положения фирмы дает ответы на следующие вопросы:

  • кто и в каком размере несет ответственность по обязательствам фирмы;

  • кто оплачивает долги фирмы в случае ее банкротства;

  • кто имеет право заключать контракты от имени фирмы Правовая форма определяет ответственность и правомочность пайщиков фирмы, формы отчетности, порядок налогообложения полученной прибыли, порядок ликвидации фирмы и т.д.

По правовому положению фирмы подразделяются на акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, разные формы товариществ, индивидуальные предприниматели или коммерсанты. Главные отличия между основными юридическими формами состоят:

  • в праве собственности на капитал;

  • в присвоении дивидендов;

  • ответственности по обязательствам.

3 По характеру собственности фирмы подразделяются на частные, государственные и кооперативные.

4 По принадлежности капитала и контролю различают национальные, иностранные и смешанные.

5 По объему операций фирмы делятся на крупные, средние и мелкие (малые) - до 49 человек, средние - от 50 до 249 человек работающих.

6 По характеру хозяйственных отношений и целям объединения - это могут быть картели, тресты, концерны, холдинги.

^ II Государственные органы и организации. Они обычно не преследуют коммерческих целей в отличие от государственных фирм. В коммерческих операциях могут принимать участие лишь те министерства и ведомства, которые имеют специальное разрешение правительства.

^ III Союзы или объединения предпринимателей. целью их деятельности является не получение прибыли, а представление групп бизнесменов в правительственных органах и оказание содействия частным предпринимателям в расширении их экспорта.

^ IV Международные экономические организации системы ООН выступают на мировом рынке как крупные покупатели товаров и услуг. Среди них крупнейшими организациями по купле-продаже товаров и услуг на мировом рынке являются ПРООН (Программа развития ООН) и ЮНИДО (Программа ООН по промышленному развитию).

За счет целевых добровольных взносов государств - участников системы технического сотрудничества в рамках ООН образуются (формируются) фонды финансирования ПРООН. Государства могут производить поставки оборудования и материалов в качестве взносов. ПРООН регулирует объем и направление средств по оказанию многосторонней экономической и технической помощи.



  1. ^ Инфо о фирме собрана из различных источников формируется в досье фирмы. Вопросы,на которые собираются материалы м.б. разделены на 2 группы:

1 вопросы общей характеристики фирмы(род деятельности,размеры производства)

2 вопросы по специальным аспектам, имеющим отношение непосредственно к заключению контрактов(кредитоспособность, финансовое положение, загрузка заказами).

Информация по фирме, полученная из разных источников, собирается и систематизируется в досье на фирму. Вопросы, по которым подбирается материал для досье, могут быть разделены на 2 группы:

1. Вопросы общей характеристики фирмы, включая род деятельности фирмы, номенклатуру производства и торговли, размеры производства, другие вопросы, характеризующие фирму, ее роль и место на рынке данного товара.

2. Вопросы по специальным аспектам, имеющим отношение непосредственно к заключению контрактов (кредитоспособность, финансовое положение фирмы, загрузка заказами)

^ Досье фирмы включает ряд документов, таких как:

а) информационная карта фирмы - базовый документ, в котором собирается всесторонняя информация об интересующей фирме;

б) сведения о переговорах с фирмой;

в) сведения о деловых отношениях.

^ Карта фирмы представляет собой анкету, содержание которой сгруппировано по основным вопросам, характеризующим различные стороны деятельности изучаемой фирмы:

- страна, почтовый адрес, телефон, факс, адрес электронной почты;

  • год основания;

  • предметы торговли, производства (с указанием основных технических характеристик товаров и технических новинок) или характер услуг;

  • производственные мощности, торговый оборот, число работников и другие данные, характеризующие производственные возможности и деятельность фирмы по годам;

  • данные, характеризующие финансовое положение фирмы;

  • филиалы, дочерние предприятия, участие и прочие связи фирмы (картели, финансовые, персональные и т.д.);

  • важнейшие конкуренты;

  • владельцы, руководители фирмы, контактные лица, ;

  • оборот, в том числе по разным рынкам"

  • отрицательные моменты, характеризующие фирму (невыполнение обязательств, рекламации, арбитражные, судебные дела и т.д.).

Важное место в досье фирмы занимают такие документы, как:

1^ Сведения о переговора с фирмой фиксируют после каждого раунда их завершения. Основными вопросами для изучения являются:

а) предмет переговоров;

б) результаты переговоров;

в) характеристика представителей фирмы, участвующих в переговорах, вплоть до их черт характера (сильных и слабых сторон)), степени владения коммерческими и техническими вопросами;

г) поведение фирмы во время переговоров;

д) деловые отношения с другими партнерами по бизнесу в вашей стране.

^ 2 Сведения о деловых отношениях в отличие от сведений о переговорах составляются один раз в год и отражают опыт работы с фирмой в течение года (выполнение условий контрактов, ее заинтересованности в работе на данном рынке, деловые качества фирмы и ее представителей и т.д.).

Досье на фирмы пополняется систематически и обновляется перед началом нового финансового года или при подготовке крупных сделок.

^ 9 Выделяют 3 основных вида: статистику, бухгалтерию и оперативную информацию.

Статистика дает общую картину состояния и развития национального хозяйства, освещает ход социально-политических процессов в стране или ее частях. При этом используются специальные методы наблюдения и анализа массовых явлений.

Бухгалтерия (бухгалтерская отчетность) представляет собой способ отражения средств предприятий и организаций в зависимости от их состояния, размещения, использования и источников происхождения. Она отражает процесс развития предприятия и служит основой анализа его хозяйственно-финансовой деятельности.


<< предыдущая страница   следующая страница >>