zabika.ru 1

БУДДИЗМ О ПРИРОДЕ УМА.


Прежде чем говорить о культуре мышления, о том, как надо мыслить, необходимо разобраться с тем, что такое ум или то, что мыслит. В изучении этого вопроса нет более богатой традиции, чем традиция буддизма. Можно даже сказать, что вопрос о природе ума – главный вопрос буддийской философии и практики. Попробуем представить в виде кратких тезисов основные представления буддийской философии о природе ума.

Учение Будды основано на четырех Благородных Истинах. Назовем их:


  1. Истина страдания;

  2. Истина возникновения страдания;

  3. Истина прекращения страдания;

  4. Истина Пути.

Мы коснемся в нашем разговоре только первых двух Истин, т.к. они имеют непосредственное отношение к природе ума.

Истина страдания утверждает, что жизнь человека есть страдание. Почему?

Во-первых, это проявляется в том, что в жизни человека нет ничего постоянного, все постоянно меняется, что-то исчезает, а другое появляется и даже сами мы, перерождаясь в круге Сансары, постоянно меняем и тело, и качества, и условия существования. Но трагедия человека состоит в том, что он постоянно цепляется за то, что у него есть. Мы хотим постоянства, хотим сохранить счастливые моменты, хорошие отношения, приобретенную собственность, социальный статус и т.д. Но у нас никогда это не получается и это приносит нам страдание.

Во-вторых, мы не можем контролировать процесс постоянных изменений. Это проявляется в том, что мы не понимаем причин происходящих изменений, а поэтому не можем предвидеть, что будет происходить. Наши жизнь полна неожиданных для нас событий, тогда как все они имеют причины и поэтому вполне предсказуемы.

Истина возникновения страдания указывает на то, что у страдания человека есть причины. Главная из них – это неведение ума. Что это значит?

«Ум непpосветленного существа функциониpует как глаз. Он видит все пpоисходящее, но не может видеть сам себя. Мы можем осознавать столько много вещей, мы можем установить цвет, pазмеp, вес, запах и фоpму всего, что есть в миpе. Но если я спpошу об этих хаpактеpистиках относительно вашего ума, вы pазведете pуками. Мы знаем все о явлениях, но - очень мало о том, что их ощущает. И эта неспособность ума к пеpеживанию самого себя - коpень миpа условий, пpичина всего стpадания».


В результате этого неведения себя возникает главная иллюзия нашего существования – представление о собственном «я». Нам кажется, что есть мы и весь остальной мир. Есть мое, отдельное от всех других «я» и есть «все остальное», то, что окружает меня снаружи. А поскольку мир материальных форм или мир условий, который мы видим, меняется очень медленно по сравнению с миром тонким, миром мыслей и чувств или миром причин, то нам кажется, что все в этом мире постоянно, включая и наше собственное «я». Т.е. наше очень поверхностное впечатление об окружающем мире мы переносим на все вообще и даже на самих себя.

Из этой иллюзии о существовании отдельного и постоянного нашего «я» естественно возникают главные качества нашего мышления, приводящие человека к страданию, - пpивязанность, отвpащение и запутанность. Именно эти качества определяют дурную или греховную ментальную деятельность. Разберем каждое из них.


  1. Привязанность или алчность – это желание владеть или удерживать то, что нам нравится. Нам кажется, что чем большим количеством вещей владеет наше «я» и чем больше впечатлений у него есть, тем более яркая, успешная и значительная жизнь, прожитая нами. Поскольку и вещи, и впечатления кажутся нам постоянными, то их приобретение становится основным смыслом жизни. Кажется, что обладание ими – это «навсегда» и именно это принесет нам счастье. Поэтому мы начинаем привязываться к материальным благам, которыми обладаем, к собственности, к удовольствиям, которые испытываем, к людям, к отношениям с ними, к определенным занятиям, к социальному статусу, к известности и славе в обществе, к власти и т.д. Нам кажется, что если мы что-то потеряем из этого, то это будет трагедия, катастрофа в нашей жизни и тщательно цепляемся за все это. Привязанность порождает чувство жадности.
  2. Отвращение или злоба – это нежелание видеть счастливыми тех, кого мы не любим. Злоба органично вытекает из привязанности. Чем больше мы привязаны к чему-то, тем больше мы будем ненавидеть тех, кто вольно или невольно препятствует удовлетворению нашей привязанности. А поскольку все мы к чему-то привязаны, то так или иначе препятствуем другим, что порождает взаимную ненависть. Злоба порождает зависть к тому, чем обладают другие.


  3. Запутанность или ложные воззрения – представления и рассуждения о жизни с точки зрения выгоды своего «я». На все, что с нами происходит, мы смотрим с точки зрения своих привязанностей, своих эгоистических интересов, что мешает нам видеть истинные причины происходящих событий. Кроме простого заблуждения, это порождает еще и неправильный вид гордости – представление о себе как об исключительном, особом человеке, который «лучше других».

Таким образом, мы получаем шесть базовых качеств нашей ментальной и эмоциональной деятельности – привязанность, жадность, отвращение, зависть, запутанность и неправильный вид гордости. Они образуют различные комбинации друг с другом, общее число которых равно 84 тысячам вариантов. Но в любом случае они формируют неправильную мотивацию или дурное корневое действие, по выражению буддистов.

Неправильная мотивация – это эгоистическая мотивация или побуждение к действию, в котором преобладает алчность, злоба или ложное представление о жизни.

Неправильная, а именно эгоистическая мотивация, в свою очередь, порождает постоянное беспокойство наших чувств и мыслей.

Беспокойство чувств выражается в нашей постоянной тревоге за себя. Мы постоянно боимся того, что с нами может произойти, опасаемся что-то потерять и вообще каких-то неизвестных нам и потому возможно опасных изменений. Мы мечемся между симпатиями к тем, кто поддерживает наши привязанности, и антипатиями к тем, кто препятствует этому.

Наш внутренний мир постоянно сотрясается от самых разнообразных эмоций, причем часто не мы, а они нами управляют. Мы не можем контролировать ни их возникновение, ни исчезновение, ни их характер. Часто чувства подавляют нас, и мы следуем за ними, подчиняясь аффектам и страстям.

Беспокойство мыслей выражается в непрекращающейся деятельности нашего ума по созданию объяснений того, что с нами происходит. Не имея возможности видеть и понимать причины происходящих событий, мы постоянно создаем идеи и теории, объясняющие их. Причем наш ум похож на постоянно работающую динамо-машину, которая производит огромное множество самых фантастических идей и представлений, не имеющих никакого отношения к действительности. Чтобы оценить масштабы совокупной деятельности ума человечества, достаточно заглянуть в ближайшую библиотеку. Да и в обыденной жизни мы создаем множество объяснений происходящего, причем всегда выгодных нам и делающих главными виновниками случившегося других.


Так же как и в случае с эмоциями, мы не можем управлять нашими мыслями. Их возникновение часто независимый от нас процесс. В русском языке даже есть выражения - «пришла мысль», «что-то я мысль потерял», говорящие о том, что мы не можем полностью влиять на наше мышление. Ум работает постоянно, везде и всюду, а мы не в состоянии останавливать его работу тогда, когда это нам нужно, или наоборот начинать мышление в нужный момент. Даже сейчас, слушая это выступление, у нас возникает множество, не относящихся к предмету нашего разговора, мыслей и мы не в состоянии повлиять на это.

Естественным следствием этого внутреннего беспокойства являются такие же беспокойные и эгоистические действия, нарушающие наши гармоничные взаимоотношения с окружающей средой, что приводит к еще большему усилению беспокойства. Вот это и есть круг страдания, из которого мы не знаем, как выйти.

Что же делать?

В самом общем плане задача человека заключается в том, чтобы успокоить деятельность своего ума и увидеть, что на самом деле представляет он сам и мир вокруг него. Образно выражаясь, рябь волн на воде мешает увидеть, что находится на дне водоема. Но когда волны успокаиваются, сквозь чистую и спокойную воду можно увидеть дно. К этому состоянию и должен стремиться человек. Успокоив мысли и чувства, он сможет увидеть и понять, что он в действительности собой представляет. А поняв это, он сможет и понять свою жизнь.

Несмотря на свою простоту, это чрезвычайно сложная задача. Согласно буддийской традиции, достигнуть этой цели можно с помощью развития:

- осознанности поведения;

- устойчивости сердца и ума.

Осознанное поведение – это ответственное отношение к своим поступкам и осознанное стремление к поддержанию гармоничных отношений с окружающей нас жизнью, уважение ко всем ее проявлениям и заботу о ней. Осознанное поведение - это нравственное поведение. Оно предполагает:

- воздержание от причинения смерти и воспитание благоговения перед жизнью;


- воздержание от кражи, отрешение от алчности и культивирование чувства общности и щедрости;

- воздержание от фальшивой речи, воспитание правдивости, доброты и полезности слов;

-воздержание от дурного сексуального поведения, воспитание ответственности в половых отношениях;

- воздержание от бездумного употребления наркотиков, развитие чистоты и постоянной собранности мысли.

Осознанное поведение является первой ступенью на пути к мудрости, т.к. оно облегчает карму человека и создает благоприятные условия для перехода к следующей ступени. Если человек причиняет смерть, крадет, лжет и т.д., то он будет сталкиваться и переживать кармические последствия своих дурных поступков, и у него не будет возможности двигаться дальше. Это будет происходить до тех пор, пока он не осознает значение гармонии в отношениях с другими существами.

Когда развитие осознанного поведения достигнуто, появляются условия для перехода на вторую ступень.

Устойчивость сердца и ума – это развитие самадхи или концентрации ума. Это собирание рассеянных мыслей в единое состояние ума, фокусирование внимания на состояниях текущего момента. Это нужно для того, чтобы мы не цеплялись за мысли о прошлом и будущем, за фантазии и привязанности и возвращали внимание к тому, что совершается в данный момент. Если мы хотим увидеть природу нашей жизни, мы должны в данном моменте присутствовать, быть в состоянии пробужденности и осознанности.

Основным методом тренировки устойчивости ума является медитация.

Если у человека развиты осознанность поведения и устойчивость сердца и ума, то к нему приходит ясность видения или мудрость.

Ясность видения или мудрость – умение видеть и понимать жизнь. Мудрость приходит от прямого наблюдения текущего опыта. Как только мы научились жить целиком и полностью внутри настоящего момента и перестали растворяться в безграничном царстве мечтаний, планов на будущее, воспоминаний о прошлом или в частоколе комментариев логически работающей мысли, мы открываем много нового и интересного про самих себя и окружающий мир.


Оказывается, мы смешиваем свои идеи о вещах с нашим реальным опытом, подменяя последний первыми. Когда мы пристально посмотрим на то, что происходит на самом деле, то увидим, что опыт (совокупность ощущений) изменяется ежемоментно. Вещи не остаются неизменными даже в паре смежных моментов. Однако до тех пор, пока мы остаемся на понятийном уровне, мы лишены возможности видеть и понимать эту быстротечную природу феноменов. Отходя в процессе медитации от уровня понятий и приближаясь к уровню непосредственного опыта, мы обнаруживаем, что все находится в процессе изменения. Да, на уровне интеллекта мы это знаем. Однако мы не знаем этого глубоко, органически, изнутри. Каждое ощущение, мысль, чувство и т.д. – все, внутри и снаружи, находится в состоянии непрерывного размывания, растворения.

Когда мы это увидим, то обретенное понимание разрушит цепь той обусловленности наших реакций, которая приводит к установке на хватание и рабству привязанностей. Ум освобождается от установки на хватание, потому что видит, что цепляться и держаться не за что. А когда наступает это состояние меньшей внутренней привязанности, то и страдания в нашей жизни начинаются лопаться, как пузыри. Мы понимаем, что вещи ненадежны, не дают чувства завершенности и исполненности. Это наблюдение начинает разрушать условные связи, порождающие в нас мощные силы желания и схватывания. Мы начинаем все «отпускать с миром», отдавать, не сопротивляясь неизбежному потоку перемен. Больше мы не цепляемся за что-либо, ложно полагая, что это нас осчастливит навсегда.

Таким образом, начинает ослабляться фундаментальная привязанность к чувству того, что мы называем «я», «сам», «меня», «мне», «мое», т.е к тем концептам, вокруг которых вращалась наша жизнь. А за этим ослабляется эгоистическая мотивация, постепенно уходит отвращение, исчезают чувства жадности, зависти и гордости.

А что же приходит им на смену? Если эти качества исчезают, что же появляется и развивается в человеке?


Во-первых, появляется и развивается способность осознавания, понимания сути вещей. В буддизме ее еще называют «светоносным осознаванием».

Во-вторых, появляется и развивается активное сострадание. Оно обладает большой силой, энергией и спонтанно проявляет мощную активность ради достижения блага других созданий.

В-третьих, оказывается, что человек в состоянии переживать огромную радость от процесса даяния, помощи другим существам. Это доставляет нам величайшее удовольствие.

Таким образом, нам становится очевидно, что в нас есть светоносное, божественное начало, которое осуществляет деятельность не для себя, а для всех, для общего блага. И это – его естественная природа. Ему совсем несложно это делать, так же как несложно Солнцу светить и дарить свой свет другим.

Кроме того, мы видим и понимаем, что это начало вовсе не индивидуально для каждого из нас. Оно одинаково для всех форм жизни – от микро- до макромира. Мы все отличаемся только по степени проявления своей божественной природы в материальной форме. У одних она проявляется больше, у других – меньше. Но у всех она рано или поздно проявиться в полной мере.

Таким образом, суть практики духовного развития в буддизме заключается в том, чтобы научиться контролировать свою ментальную и эмоциональную деятельность. Как только этот контроль начинает осуществляться, мы сразу начинаем видеть того, кто контролирует процесс, т.е. нашу божественную сущность. До тех пор, пока контроль не осуществляется, мы видим одних непослушных помощников – наши мысли и чувства, которые делают, что хотят, и даже пытаются диктовать условия своему хозяину.

Как уже было сказано, основным методом тренировки устойчивости ума или тренировки умения контролировать свой ум, является медитация. О том, что это такое, каковы правила проведения медитация и как справляться с главными препятствиями в этом процессе, мы поговорим завтра.