zabika.ru 1

Прием «индукция» как средство мотивации на уроках-мастерских по литературе

Торопова Елена Валериевна,

учитель МОУ «СОШ №1 города

НовоалтайскаАлтайского края»
Уроки литературы призваны формировать потребности личности в непрерывном совершенствовании, развивать творческие способности, самостоятельное мышление. Выполнить эту задачу помогает технология творческих мастерских.

В мастерской предоставляется возможность каждому продвигаться к истине своим путем. Главная цель литературной мастерской – организовать работу по развитию связной речи, показать и передать способы работы, исследования, анализа произведения.

Работа начинается со слова, образа, предмета, мелодии, текста, рисунка, то есть с приема «Индукция» - и формулировки проблемы – темы мастерской. Далее каждый ученик самостоятельно выдвигает свою гипотезу, создает свой проект, отталкиваясь от поставленной задачи. Прежде чем огласить перед всеми решение проблемы, ученики обдумывают в малой группе, т.е. обучение ведется в диалоговом, интерактивном режиме, опирается на собственный опыт членов группы и предполагает взаимообучаемость. Самое главное, на мастерских каждый ученик чувствует свою интеллектуальную состоятельность, удовлетворяет коммуникативную потребность, развивается как личность.[1, стр.1] Алгоритм процесса работы мастерской можно представить следующим образом:


Приемы

Характеристика

Индукция

Проблемная ситуация-начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания – чаще всего неожиданное для учеников, в чем-то загадочное и обязательно личностное. Проблемная ситуация характеризует определенное психическое – вопросное состояние субъекта, возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий.


Самоконст-рукция

Индивидуальное создание гипотезы, решения текста, рисунка, проекта 

Социоконструкция

Важнейший элемент технологии мастерских - групповая работа. Мастер может корректировать состав групп, разбивает задание на частичные задачи. Группам предстоит придумать способ их решения. Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция. 

Социализа-ция

Выступление в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств (социальную пробу). Когда группа выступает с отчетом о выполнении задачи, важно, чтобы в отчете участвовали все.

Афиширо-вание

Вывешивание работ учеников и мастера (текстов, рисунков,проектов, решений)

Разрыв

Внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с литературным источником. Это кульминация творческого процесса, некое озарение, новое видение предмета, явления, самого себя 

Рефлексия

Отражение чувств, ощущений, возникших у участников во время процесса 

Остановимся подробнее на приёме «индукции» на уроках-мастерских по литературе. Урок-мастерская по теме «Мастер» в 7 классе.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

Приветствие

Настраиваются на урок


Индукция

- Ребята, а вы хотите, чтобы наш урок был необычным? Интересным?

Отвечают

- Да!

- Постараемся вместе рассуждать, доказывать, анализировать, добывать знания. Согласны? Тогда, начинаем урок!

- Ребята, я предлагаю вам посмотреть на слайд. Скажите, кому установлен этот памятник?

- Где он установлен?



Отвечают
- В.М. Шукшину - В Сростках

- Знаете ли вы этого человека?

- Кто он? К памятнику каждого ли человека будут идти люди? Значит, какой это человек?

- Только к памятнику известного человека, заслужившего уважение.

- Да, это не обычный человек, а оставивший добрую память о себе. Человек, уважаемый народом. А чем он заслужил такое уважение?

- Актер, сценарист, режиссер, драматург, писатель



- Во ВГИКе учреждена премия имени В.М.Шукшина, его имя носит даже малая планета. Если бы Шукшин был только актером, только режиссером, только сценаристом, драматургом и, наконец, только писателем, то и тогда, в каждом отдельном случае, мы имели бы перед собой выдающееся дарование. Наше искусство еще не знало такого поразительного сочетания- Он прожил жизнь, как песню спел. И свою песню памяти нашего талантливого земляка посвятил В.С. Высоцкий. Я предлагаю послушать эту песню, и подумать, каким человеком был Шукшин.


Звучит песня В.С. Высоцкого «Памяти Василия Макаровича Шукшина».


Слушают песню, воспринимают слайды.
Эмоциональный отклик.

- Ребята, что вы почувствовали после прослушивания песни?

- Чувство гордости за писателя-земляка.

- Каким человеком был Шукшин?

- Он был талантливым, добрым человеком


Данная проблемная ситуация мотивирует творческую деятельность учащихся, песня Высоцкого эмоционально воздействует на детей, показывает необходимость работы с творчеством Шукшина.

На уроке-мастерской «Степан Калашников – носитель лучших качеств русского национального характера» в 7 классе «индуктором» являются строки из поэмы М. Лермонтова «Песня о купце Калашникове»:

Схоронили его за Москвой-рекой,
На чистом поле промеж трех дорог:
Промеж Тульской, Рязанской, Владимирской,
И бугор земли сырой тут насыпали,
И кленовый крест тут поставили.
И гуляют-шумят ветры буйные
Над его безымянной могилкою.
И проходят мимо люди добрые:
Пройдет стар человек — перекрестится,
Пройдет молодец — приосанится,
Пройдет девица — пригорюнится,
А пройдут гусляры — споют песенку.

Учитель предлагает прослушать строки, затем задает вопросы:


  • О каком герое идет речь?

  • Почему здесь похоронен С. Калашников?

  • Какой человек может быть так похоронен?

  • К могиле каждого ли человека пойдут люди?

  • Почему к могиле не зарастает народная тропа?

Учащиеся при совместном обсуждении приходят к выводу: здесь покоится человек, который оставил добрую память о себе, уважаемый народом. Такое начало урока неожиданно для учащихся, проблемная психологическая ситуация помогает им думать, «творить», размышлять, создавать коллективный образ народного героя Степана Калашникова.

Таким образом, прием «индукции» на уроках-мастерских является способом мотивации учащихся, позволяет «мастеру»-учителю «разбудить» «мастера»-творца ученика.
Библиографический список

  1. Карпович Д.И. Педмастерские как форма внешней экспертизы КСО движения. – Волгоград. – 2008.