zabika.ru 1 2

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


(122ч)

5 КЛАСС (35ч)


ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ БЛОКОВ УРОКОВ


  • «Устное народное творчество и литература в изобразительном искусстве».

  • «Историческое прошлое нашей Родины в изобразительном искусстве».

  • «Великая Отечественная война в изобразительном искусстве».

  • «Край, в котором ты живешь».



СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Рисование с натуры

(рисунок, живопись)

Изображение с натуры отдельных предметов и их групп (натюрморт) с передачей перспективного сокращения объемных форм. Предметы ставятся как во фронтальной, так и в угловой перспективе — изображение с одной и двумя точками схода. Рисование с натуры фигуры человека, животных.

Передача в рисунках пропорций, конструктивного строения, пространственного расположения, объема, светотеневых отношений изображаемых объектов, их композиция на листе бумаги — развитие пространственных представлений и зрительных образов.

Работа в цвете над рисунками с натуры отдельных предметов и их групп (натюрмортов), фигуры человека, зверей и птиц. Передача в рисунках гармонии цветовых тонов натуры, ее пространственных и объемных отношений средствами цвета. Передача эмоционально-эстетического отношения к изображаемым объектам и чувства восхищения красотой их формы, пропорций, очертаний, цветовой окраски. Воспитание уважения к труду, бережного отношения к хлебу и ко всему, что создается трудом людей.


Примерные задания:

а) рисование с натуры (в том числе и наброски) с передачей перспективного сокращения формы и объема отдельных предметов быта (посуда, утварь, предметы быта, геометрические тела, футбольный мяч, спортивный кубок, цветы, фрукты, овощи, игрушечные машины, куклы и др.), а также натюрморты из этих предметов;

б) рисование с натуры (в том числе и наброски) фигуры человека, зверей в статических позах и в движении;

в) рисование с натуры, по памяти и по представлению (в том числе и наброски) разнообразных объектов — деревьев, городских и сельских построек, машин, животных и т. п.

Упражнения:


  • выполнение с натуры, по наблюдению и по памяти карандашом, акварелью рисунков и набросков различных объектов (листьев и цветов, фруктов, овощей, машин, предметов быта, животных);

  • выполнение кистью одноцветной акварелью силуэтных изображений различных деревьев (тополь, дуб, ель, сосна, береза);

  • подбор акварельными или гуашевыми красками парных цветовых контрастов

  • Определение зависимости восприятия цвета от его окружения (опыты с квадратиками красного, желтого, голубого и других цветов, накладываемыми на лист тонированной бумаги — желтой, фиолетовой, серой и т. д.);

  • поиски гармоничных сочетаний хроматических и ахроматических цветов;
  • составление цветовых образов, соответствующих закату, восходу солнца, безоблачному небу, морской волне, осенним листьям, весенней траве, дальнему лесу и т. п. (эмоциональная выраженность цвета);


  • технические особенности работы кистью в акварели. Работа как всем ворсом, так и концом кисти по сухой и влажной поверхности бумаги;

  • составление холодных и теплых оттенков, нахождение на палитре наиболее красивого сочетания цветов;



Рисование на темы и иллюстрирование

С целью патриотического, трудового, нравственного и эстетического воспитания детей — рисование на темы исторического прошлого нашей Родины, на темы современной жизни на основе наблюдений или по воображению.

Иллюстрирование произведений устного народного творчества (русских народных сказок, загадок, былин). Иллюстрирование рассказов, стихотворений, отрывков из повестей и поэм.

Усилия должны направляться на формирование у учащихся умения самостоятельно выбирать для рисования наиболее выразительные сюжеты из предложенных тем и литературных произведений, передавать художественно-выразительными средствами свое отношение к изображаемому сюжету, к его персонажам; на развитие сопереживания, милосердия, чувства справедливости, нетерпимости к злу и насилию.

Использование цвета как важнейшего средства художественной выразительности в тематической композиции.

Дальнейшее изучение законов композиции. Совершенствование у учащихся умения выделять композиционный центр (прием изоляции, перенесение главного на второй план и т. п.). Школьники продолжают изучение особенностей симметричной и асимметричной композиции и учатся передавать с помощью композиционных средств состояние покоя или движения в рисунке (статика и динамика в композиции), соразмерность частей и элементов композиции.


Учащиеся продолжают знакомство с книжной графикой — одним из видов изобразительного искусства. Они должны знать средства художественной выразительности.

Дальнейшее развитие у детей воображения, фантазии, творческого подхода к процессу рисования.
Примерные задания:

а) рисунки на темы: «Русские богатыри», «Бородинское сражение», «Подвиг разведчика», «9 мая — День Победы», «Уборка хлеба», «На космодроме», «Мы охраняем природу», «Зимние развлечения», «Ледоход», «Летом в деревне», «Дети во дворе», «Домик в саду», «Рыбаки на берегу», «Я делаю зарядку», «Юные футболисты», «На детской площадке», «Не нарушайте правила дорожного движения», «В зоопарке», «Ярмарка», «В лес за грибами», «Поливаем огород», «Новогодний карнавал», «Осенний день», «Тихий вечер», «Цирковая карусель», «Русский танец»,

б) иллюстрирование произведений народного творчества: русские народные загадки, сказки «Царевна- лягушка», «Иван-царевич и Серый волк», «Сказка про Илью Муромца»; былины «Три богатыря» (сборник былинных сказов); «В тридевятом царстве-государстве и др.;

в) иллюстрирование произведений классиков русской литературы: «Руслан и Людмила» (отрывки из поэмы).

Декоративная работа

Дальнейшее развитие умения самостоятельно исполнять эскизы декоративного оформления предметов быта на основе форм растительного и животного мира. Развитие умения выразительно строить декоративную композицию, творчески используя цвет, тон, колорит, форму и другие изобразительные элементы декоративного обобщения.

Углубление знаний школьников о народном декоративно-прикладном искусстве путем сопоставления предметов народной керамики Гжели, Скопина, Опошни с образцами устного фольклора; в процессе ознакомления с сюжетно-декоративной народной росписью прялок, — замечательных образцов русского народного искусства. Формирование умения самостоятельно выполнять декоративную композицию на основе художественных особенностей произведений народного искусства.


Дальнейшее знакомство с произведениями художников современного декоративно-прикладного искусства в области геральдики с целью углубления знаний об изобразительной символике. -Развитие самостоятельных умений.

Воспитание у школьников любви и интереса к русскому народному декоративно-прикладному искусству, к искусству родного края, бережного отношения к традициям своего народа.

Примерные задания:

а) выполнение эскиза и роспись бытового изделия — фигурные, «волшебные» сосуды; сосуд-зверь, сосуд- птица {возможны варианты на основе синтеза художественных приемов устного и изобразительного народного творчества); «волшебные» фигурки для фонтанов в детском парке, предметы деревянной «сказочной» мебели;

б) выполнение эскиза декоративного украшения русской народной прялки;

в) выполнение эскиза декоративного панно (для праздничной сцены актового зала школы, украшения школьного интерьера) на тему «Русские богатыри», «Сказочный город», «Слава героям Отечества» ит.п.;

г) выполнение эскиза марки, посвященной Международному дню защиты детей.

Лепка

Лепка фигуры человека в движении.

Лепка тематических композиций на свободную тему.



Аппликация

Индивидуальное и коллективное составление сюжетных композиций и декоративных работ в технике коллажа и в форме панно.


Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

Основные темы бесед:


  • искусство народов России;

  • героическое прошлое нашей Родины в произведениях изобразительного искусства;

  • Великая Отечественная война в произведениях художников;

  • виды изобразительного искусства: архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно- прикладное искусство, дизайн;

  • жанры изобразительного искусства; ;

  • портрет и его разновидности (автопортрет; парный, групповой; парадный, интимный и др.). Бытовой жанр. Исторический, жанр. Анималистический жанр Натюрморт. Пейзаж;

  • русская сказка в произведениях художников.

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ

К концу 5 класса учащиеся должны знать:

  • отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства;

  • первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно- выразительных средствах (композиция, ритм, тон, объем, конструкция, пропорции, цвет, колорит, светотень и т. д.), их роль в эстетическом восприятии произведений;

  • особенности симметричной и асимметричной композиции;
  • простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;


  • основные закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения;

  • общие художественные приемы устного и изобразительного народного творчества на примерах фигурной керамики Скопина и Опошни;

  • особенности местных традиций в резьбе и росписи русских прялок;

  • памятники народной архитектуры и примеры народного искусства родного края.

Учащиеся должны уметь:

  • проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя;

  • рисовать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и несложные натюрморты из 2—3 предметов; доступными графическими или живописными средствами передавать в изображении строение и перспективные изменения предметов, цвет натуры с учетом источника освещения, влияния окраски окружающего;

  • изображать фигуру человека с натуры, по памяти и по представлению карандашом, акварелью, передавать в рисунке основное строение, пропорции, объем фигуры человека, находящегося в движении (идет, бежит, прыгает, играет в волейбол и т. д.);

  • сравнивать свой графический или живописный рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные ошибки;

  • использовать цвет как средство выразительности; применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит и др.;
  • самостоятельно выполнять эскизы декоративной композиции на основе изображения цветочной росписи, геометрических узоров, сказочных животных, сцен из жизни детей, элементов государственной символики;


  • использовать в рисунках особенности традиций искусства родного края;

  • соблюдать последовательность графического и живописного изображения.

6 КЛАСС (35ч)

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ БЛОКОВ УРОКОВ

«Изобразительное искусство и архитектура в жизни людей».

«В мире русской живописи, литературы, музыки и народного творчества».

«Красота в жизни и в искусстве».

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Рисование с натуры (рисунок, живопись)

Рисование отдельных предметов быта, школьного обихода, предметов декоративного искусства и их групп (натюрмортов) с натуры, а также по памяти и по представлению с использованием правил перспективы, светотени, цветоведения, живописной грамоты, композиции.

Рисование с натуры, а также по памяти и по представлению фигуры человека, животных. Передача в рисунках гармонии цветовых отношений средствами цвета. Передача эмоционально-эстетического отношения к изображаемым объектам и чувства восхищения красотой их формы, пропорций, очертаний, цветовой окраски. Воспитание уважения к труду и результатам труда человека.

Примерные задания:

а) натурное рисование с передачей перспективного сокращения формы и объема отдельных предметов: этюдника, гипсового орнамента типа пальметты и трилистника, скрипки, балалайки, бубна, рубанка, кувшина, чайника, чашки с блюдцем, подноса, веток калины, шиповника, рябины, цветов в вазах, банках, комнатных цветов в горшках, овощей, фруктов, а также натюрмортов из них;


б) рисование с натуры фигуры человека, зверей, птиц в статичных позах и в движении;

в) выполнение набросков по памяти и по представлению разнообразных объектов действительности, фигуры человека, зверей, птиц, цветов, веток деревьев, кустарников, овощей, фруктов, технических деталей;

г) выполнение графических и живописных упражнений.

Рисование на темы и иллюстрирование

Рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению и иллюстрирование литературных произведений (с предварительным выполнением набросков и зарисовок с натуры по заданию учителя). Раскрытие в рисунке действия, выразительная передача характерного, главного в сюжете, передача эмоционально-эстетического отношения к изображаемому мотиву. Использование в тематических рисунках простейших законов перспективы, композиции, конструктивного строения предметов. Использование цвета как средства передачи настроения, переживаний, вызываемых изображаемыми объектами и сюжетами, осознание прекрасного в объектах и явлениях действительности.

Необходимо продолжать обучать школьников способам передачи движения в рисунке (движения из картинной плоскости на зрителя, движения в глубь плоскости, движения по диагонали, по кругу, передача ритма и плановости в изображении).

Обращается внимание на развитие умения изображать пейзаж по литературному описанию.

Дальнейшее развитие знаний, умений и навыков, сформированных в предыдущие годы. Примерные задания:

а) рисование на темы: «В школьном кружке», «Игра в теннис», «На спортивных соревнованиях», «Архитектурные памятники нашего края», «Подвиги русских богатырей», «Я иду по Москве», «Наша улица», «Древний город», «Город будущего», «Весеннее половодье», «Порыв ветра», «Лесные дали», «Пейзаж в тумане», «После дождя», «Пейзаж, освещенный ярким солнцем», «Хмурый день», «Сирень цветет», «Березовая роща», «Путешествие по родному краю», «Ночной город», «Пора сенокоса», «Девочка с кошкой», «Море у скалистых берегов», «Велосипедисты», «Завтрак на траве», «Наша школа», «Мы бегаем», «Праздничный концерт», «Веселый танец», «Снежный городок», «В детском саду», «Путешествие в Африку», «Старинные корабли», «Прогулка мамы с коляской», «Овощной базар», «В магазине игрушек», «Купание на реке»;


б) иллюстрирование литературных произведений: русские народные сказки «Марья-царевна», «Елена Премудрая», «Василиса Прекрасная»; былины «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Садко»; А.Пушкин Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», П. Бажов «Серебряное копытце», «Каменный цветок», Ю. Олеша «Три толстяка», «Родные картины»; стихотворения русских поэтов-классиков XIX в. Н. Некрасова, А. Кольцова, И. Сурикова и др.; произведений зарубежных писателей Р. Стивенсона (перевод С. Маршака) «Вересковый мед», X. К. Андерсена «Дикие лебеди», «Русалочка», «Огниво» и др.

Декоративная работа

Систематизация знаний о народном и современном декоративно-прикладном искусстве, дальнейшее развитие декоративного творчества учащихся, углубление представления о народном изобразительном искусстве как специфическом типе народного творчества в системе культуры.

Сопоставление с целью выявления общих национальных черт двух типов творчества — профессиональных русских художников в области живописи и народных мастеров.

Введение в художественно-содержательный анализ произведений декоративно-прикладного искусства понятия ансамблевости: гармония и соподчинение предметов домашнего обихода в интерьере крестьянской избы, элементов народного костюма.

Совершенствование умения самостоятельно составлять эскизы декоративного оформления предметов быта на основе обобщения форм растительного и животного мира.

Примерные задания:

а) выполнение эскизов по мотивам народного русского костюма;


б) выполнение эскизов интерьера крестьянской избы Русского Севера;

в) выполнение эскизов игрушек с элементами движения на тему русских сказок, былин, басен, любимых героев;

г) выполнение эскизов приглашения, поздравительной открытки ветеранам Великой Отечественной войны и ветеранам труда;

д) выполнение эскизов оформления альбома, посвященного итогам походов по родному краю (заставки, буквицы, концовки, эмблемы городов и т. п.).

Лепка

Лепка фигуры человека в движении.

Лепка тематических композиций на свободную тему.




следующая страница >>