zabika.ru 1

ИНФОРМАЦИЯ


по использованию программ в первых классах

в 2011-2012 уч.г.

УМК

Количество классов

Количество человек

Учитель

УМК «Школа России»

1

25

Митяева Людмила Алексеевна


УМК «Начальная школа XXI века»

2

50

Гайдаржи Людмила Васильевна

Матушкина Елена Николаевна













Программа "Школа России"

«Школа Росcии» - это учебно-методический комплект для 4-летней начальной школы. Научный руководитель комплекта - Андрей Анатольевич Плешаков, кандидат педагогических наук.

В качестве единого целостного комплект «Школа России» работает с 2001 года. «Школа России» — это один из самых известных и востребованных учебно-методических комплектов для обучения в начальной школе. УМК постоянно обновляется и является надёжным инструментом реализации стандарта второго поколения.

Ведущей целевой установкой УМК «Школа России» на протяжении всех лет было и является: «Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека – гражданина и патриота России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к своей семье, к природному и культурному достоянию своей малой Родины, своей многонациональной страны и всего человечества»


Ведущие задачи, способствующие реализации целевой установки УМК «Школа России»:


  • Создание условий для организации учебной деятельности, развития познавательных процессов, творческих способностей, эмоциональной сферы младшего школьника.

  • Развитие и укрепление интереса к познанию самого себя и окружающего мира.

  • Воспитание любви к своему городу (селу), к своей семье, к своей Родине, к ее природе, истории, культуре.

  • Формирование опыта этически и экологически обоснованного поведения в природной и социальной среде.

  • Формирование ценностного отношения к человеку, к природе, к миру, к знаниям.


Основополагающими принципами комплекса «Школа России» являются:

Принцип деятельности

Основным механизмом реализации целей и задач современного образования является включение ребенка в учебно-познавательную деятельность. В этом и заключается принцип деятельности. Обучение, реализующее принцип деятельности, называют деятельностным подходом.

Принцип целостного представления о мире

Принцип единой картины мира в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности в традиционной системе, но здесь речь идет не только о формировании научной картины мира, но и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям, а также об умении применять их в своей практической деятельности.

Принцип преемственности

Этот принцип означает преемственность между всеми, ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

Принцип дифференциации и индивидуализации обучения

Реализация указанного принципа поможет педагогу выстраивать выверенные траектории личностного развития ребенка в соответствии с его способностями и возможностями.

Принцип творчества

Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.


Речь здесь идет не о простом "придумывании" заданий по аналогии, хотя и такие задания следует всячески приветствовать. Здесь, прежде всего, имеется в виду формирование, у учащихся способности самостоятельно находить решение не встречавшихся раньше задач, самостоятельное "открытие" ими новых способов действия.

Умение создавать новое, находить нестандартное решение жизненных проблем стало сегодня неотъемлемой составной частью реального жизненного успеха любого человека. Поэтому развитие творческих способностей, исследовательского поведения приобретает а наши дни общеобразовательное значение.

Принцип психологической комфортности

Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая способствует сохранению и укреплению здоровья детей.

Принцип вариативности

Этот принцип обеспечивает право учителя на самостоятельность в выборе учебной литературы, форм и методов работы, степень их адаптации в учебном процессе. Однако это право рождает и большую ответственность учителя за конечный результат своей деятельности - качество обучения.

Основной особенностью методов и форм является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат. Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Он дает возможность применять обширный арсенал методов и приемов эвристического характера, целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность учащихся. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога, что хорошо согласуется с задачей формирования толерантности.

Система учебников «Школа России» входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год (Приказ Минобрнауки РФ № 2080 от 24 декабря 2010 г.). УМК «Школа России» входит в раздел перечня «Учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования».

Программа "Начальная школа XXI века»

Ведущей идеей УМК "Начальная школа ХХ1 века" является реализация одного из возможных путей модернизации начального образования, раскрытие новых подходов к целям, содержанию и методике обучения младших школьников в массовой начальной школе. Исходя из этого, авторским коллективом созданы средства обучения для учащихся (учебники, рабочие тетради) и учителя (книги, методические рекомендации, поурочные планирования и др.).

Основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации.
Приоритетные цели программы:


  • Целостное гармоничное развитие личности школьника; формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого.

  • Становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности: умением принимать учебную задачу, определять учебные операции, производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

  • Формирование готовности к самообразованию.

Направленность процесса обучения на достижение этих целей обеспечит развитие школьника. Для достижения реальных результатов обучения, авторы проекта предлагают специальную методику изучения учебных предметов. При этом очень важным условием является учёт возрастных психологических особенностей детей младшего школьного возраста.

Весь процесс обучения строится дифференцированно и интегрированно.

Интеграция - важный принцип начального образования.

Основой интеграции является общее содержание разных
образовательных областей. Кроме этого, использование интеграции связано с решением организационных вопросов (уменьшение общей нагрузки школьника, устранение одночасовых предметов и т.д.).

Интегрированные предметы: "Грамота", "Чтение и письмо" (первый год обучения), "Окружающий мир" (история, география, природоведение, ОБЖ), "Литературное чтение" (литература и внеклассное чтение).
Дифференциация обучения - путь поддержки индивидуальности ребёнка.
Ученик рассматривается как "субъект" учебной деятельности (учиться - значит уметь "учить себя"). "Субъективный" характер обучения проявляется на всех его этапах: получения и систематизации знаний, контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Учебно - методический комплект "Начальная школа XXI века" обеспечивает два типа дифференциации обучения:


  • разноуровневость всех предлагаемых в учебниках заданий, которые подобраны по принципу "труднее - легче".

  • в УМК входят специальные рабочие тетради по родному языку и математике, которые обеспечивают педагогическую поддержку как сильным, так и неуспевающим учащимся. В комплекте представлены задания трёх уровней: обязательные для всего класса, рассчитанные на хорошо подготовленных детей, предназначенные для преодоления типичных трудностей при обучении.

Все учебники включены в Федеральные перечени учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации, на 2010-2011 учебный год.