zabika.ru 1

Финский язык

Программа дополнительного образования детей (15-17 лет)
Пояснительная записка.
Основная цель обучения финскому языку - это практическая цель (практическое овладение языком), поэтому воспитательные, развивающие и образовательные задачи решаются на одном уроке. Преподавание осуществляется на основе познавательного материала, который расширяет кругозор учащихся и обобщает их сведения об истории, искусстве, литературе, географии, литературе, быте и традициях родного края и Финляндии.

К концу обучения (3 года) закладывается основа практического владения языком.

Процесс обучения иностранному языку включает в себя следующие виды деятельности:

- овладение аудированием, говорением, чтением, письмом и переводом.

Овладение аудированием предполагает умение понимать речь других лиц как в непосредственном общении, так и в звукозаписи. Используя звукозапись, учитываются различные стили речи, характер текста и степень трудности языкового материала.

К концу курса овладение учащимися диалогической и монологической речью должно быть доведено до уровня, который обеспечивает довольно свободное употребление языкового материала в пределах изученной тематики.

Устная речь должна характеризоваться логичностью, структурным разнообразием в зависимости от года обучения и правильностью звукового оформления.

Задача в области чтения заключается в обучении учащихся чтению вслух и просебя. Чтение просебя подразумевает понимание впервые увиденных текстов, а чтение вслух выступает как вспомогательное средство и как методический прием. В зависимости от этапов обучения учащиеся читают текст без словаря и со словарем. Они должны догадываться о значении неизвестных слов по контексту на основе сходства со словами русского языка, по словообразовательным элементам (например, kirja - kirjasto, työ - työtön).

Программа также предполагает чтение стихотворений и их заучивание.

Письмо является одной из целей обучения, т.к. оно способствует развитию умственной и письменной речи.


Постановка произношения предусматривается на начальном этапе. Работа над его совершенствованием проводится в течение всего курса.

Объем лексики, которую учащиеся должны понимать при аудировании, чтении, а также которой должны овладеть в говорении и использовать при письме и переводе, определяется размером приблизительно две тысячи слов.

Грамматический материал осваивается с помощью структур, моделей и типовых фраз. В процессе овладения грамматическими явлениями используются правила и обобщение усвоенного.

На протяжении всего периода обучения существенное внимание уделяется самостоятельной работе над языком.

Программа также предполагает проведение игровых уроков (конкурсы, сценки, соревнования), что развивает интерес к обучению языка, повышает уровень владения устной речью и стимулирует самостоятельную работу над языком.

Требования к практическому владению финским языком.



Первый год обучения:

Аудирование: Учащиеся должны понимать на слух финскую речь в нормальном темпе с предъявления учителя, а также указания учителя, связанные с ведением урока.


Говорение: Учащиеся должны уметь задавать вопросы, отвечать на них, отдавать приказания в соответствии с учебной ситуацией, высказывания их должны содержать не менее пяти реплик. Объем диалогической и монологической речи по теме не меньше 8-10 правильно оформленных фраз.

Чтение: Учащиеся должны уметь читать вслух и просебя с полным пониманием текста, который может содержать до 5% незнакомых слов.

Письмо: должны уметь писать диктанты, словарные работы, короткие изложения и сочинения (в конце года).

Перевод: смотри второй год обучения.
Второй год обучения.

Аудирование:
Учащиеся должны понимать на слух финскую речь в нормальном темпе с предъявления учителя и звукозаписи, допускающую до 5% незнакомых слов, о значении которых можно догадаться.


Говорение: должны уметь вести беседы, использовать вопросно-ответные реплики, просьбы и приказания, дополнение и уточнение в пределах программного материала. Высказывания каждого собеседника должны содержать 8-10 реплик правильно оформленных в звуковом отношении. Монологическая речь предполагает лишь небольшую предварительную подготовку, кроме того учащиеся должны передавать своими словами основное содержание прочитанного и услышанного.

Чтение: смотри первый год обучения.

Письмо: Учащиеся должны уметь написать короткое сочинение по пройденной теме, диктант, передать содержание услышанного или прочитанного.

Перевод: должны уметь переводить с иностранного языка на родной несложные короткие тексты, пользуясь словарем, а также предложения с русского на финский.

Языковой материал.

Первый год обучения:

Фонетический:



Овладеть всеми звуками языка в потоке речи, интонацией; различать краткие и долгие гласные, знать правила произношения согласных ( одиночных и удвоенных) и дифтонгов.

Лексический:



Овладение лексическими единицами. Более подробно смотри в поурочном плане.

Грамматический:



Substantiivi: astevaihtelu, sukukategorian puuttaminen, yksikkö, monikko, sisä- ja ulkopaikallissijat, akkusatiivi,genetiivi ja partitiivi.

Pronominit: persoonapronominien taivutus yksikössä ja monikossa.

Omistusliitteet ja niiden käyttö.

Numeraalit: perusluvut.



Verbit: verbien preesensin myönteinen ja kielteinen muoto.
Sanojen järjestys lauseessa.

Второй год обучения.

Фонетический:



Овладение ритмом, логическим ударением и интонацией.

Лексический:


Овладение лексическими единицами (более подробно смотри в поурочном плане), и словообразованием:


  • суффиксы существительных: ja/jä (opettaja-opettaja);

  • суффиксы прилагательных: inen, lainen (punainen, suomalainen);

  • суффиксы наречий: sti (ahkerasti).


Овладение словообразованием путем сложения основ: keskikoulu, leipäkauppa.

Грамматический:



Substantiivi: a) substantiivien taivutus monikossa;

b) partitiivi, essiivi, traslatiivi, abessiivija komitatiivi.
Omistusliitteet: substantiivien taivutus omistusliitteiden kanssa.

Verbit: imperfekti, perfekti, pluskvamperfekti.


Цели и задачи.
Факультативные занятия имеют целью углубление общеобразовательных знаний, а также развитие разносторонних интересов и способностей учащихся.

В результате факультативных занятий по иностранному языку учащиеся должны научиться понимать иностранную речь и вести беседу по бытовым, общественно-политическим и эстетическим вопросам, читать легкие адаптированные тексты без словаря, а газетный материал, отрывки из художественной литературы и писать письма - со словарем.

Основной целью обучения является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурном общении на финском языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иностранной речи.

Указанная цель раскрывается в единстве четырех её взаимосвязанных компонентов: воспитательного, развивающего, образовательного и практического.

Воспитательный компонент цели заключается:

  • в формировании у учащихся уважения и интереса к культуре и народу страны изучаемого языка;

  • в воспитании культуры общения;

  • в поддержании интереса к учению и формированию познавательной активности;


  • в воспитании потребности в практическом использовании языка в разных сферах деятельности.

Развивающий компонент цели предусматривает развитие языковых,

интеллектуальных и познавательных способностей, ценностных ориентаций, чувств и эмоций, т.е. целостное развитие личности.

Образовательный компонент цели выражается в расширении эрудиции учащихся. Их лингвистического, филологического и общего кругозора.

Указанные воспитательные, развивающие и образовательные цели достигаются в процессе и на основе практического овладения школьниками иностранным языком.

Практический компонент цели заключается в формировании умений устной и письменной речи на иностранном языке.

«В целом процесс обучения призван сформировать у учащихся способность участвовать в диалоге культур, совершенствоваться в языке и использовать его для углубления своих знаний в различных областях науки, техники и общественной жизни».
Требования к уровню освоения предмета.
В отличие от уроков в основном курсе, факультативные занятия могут проводиться в более непринужденной обстановке и без строгой фиксации успеваемости учащихся.

Но в некоторых случаях контроль все же необходим.

Оценка устных ответов по иностранному языку.



Во внимание принимаются критерии:

  • полнота и правильность ответа;

  • степень осознанности усвоения;

  • последовательность изложения;

  • умение подтвердить ответ своими примерами;

  • опознавать в тексте по заданию учителя те или иные грамматические категории;

  • самостоятельно и правильно применять знания при выполнении практических упражнений.


«5» - ответ полный, правильный, материал усвоен и подтверждается своими примерами, применяет знания по анализу слов и предложений, отвечает связно, последовательно, без недочетов или допускает некоторые неточности.

«4» - ответ близкий к «5», но ученик допускает неточности в речевом оформлении ответа или при работе над текстом и анализе слов и предложений, которые легко исправляется сам или с небольшой помощью учителя.
«3» - ученик обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неточно, по наводящим вопросам учителя, затрудняется сам привести пример, составить предложение, допускает ошибки, при работе с текстом и анализе грамматических конструкций. Исправляет только с помощью учителя, излагает материал несвязно. Недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов, построении словосочетаний и предложений.
«2» - на факультативных занятиях не ставиться.

Письменная работа.



В старших классах, если дети уже изучали язык в начальной и средней школе, проводятся диктанты, словарные диктанты, изложения и сочинения.

Методика выставления оценок за письменные работы на факультативе по иностранному языку значительно отличается от методики выставления оценок по другим предметам. Здесь нет четких правил. Сначала учитель проверяет работы, лишь исправляя допущенные неточности, подсчитывает общее количество ошибок. После того, как все работы будут проверены и подсчитаны ошибки, учитель начинает выставлять оценки. Так, например, если самое маленькое количество ошибок – 2, а самое большое – 12, то за 2 ошибки ставиться «5», а за 12 – «2». Если работа была очень сложной, и все ребята допустили очень много ошибок, то предлагается поработать еще над этой темой. А затем работу переписать.

Приблизительные критерии оценок за диктант.



- нет ошибок или 1-2 ошибки.

«4» - 3-5 ошибок.

«3» - 6-7 ошибок.

«2» - не ставиться.

Изложения и сочинения.

Во втором полугодии первого года обучения начинают проводиться обучающие изложения и сочинения. Объем текстов 10-15 предложений. Тексты повествовательного характера.

На втором году обучения вводятся элементы описания и рассуждения. Объем текста увеличивается.

Основные критерии оценки изложения и сочинения – полнота изложения, последовательность, речевое оформление, грамотность. Выставляется две оценки: за грамотность и за содержание.

При оценке содержания и речевого оформления учитывается:


  • соответствие теме;

  • искажение содержания текста;

  • внесение лишних фактов;

  • отсутствие связи между частями;

  • неудачный порядок предложений в тексте и слов в предложении;

  • употребление слова в несвойственном ему значении.

Допускается:



«5» - 1-2 речевых неточностей;

«4» - не более 5 речевых неточностей;

«3» - не более 7 речевых неточностей;

«2» - не ставиться.
Оценка за грамотность та же, что и за диктант.

Итоговые контрольные работы проводятся после изучения значительных тем программы, в конце четверти, полугодия, года. Критерии оценок такие же, как и за диктант.




Контроль уровня подготовки учащихся.
Итоговые контрольные работы проводятся после изучения значительных тем программы, в конце четверти, полугодия, года.

Примеры контрольных и проверочных работ прилагаются.
Контрольная работа по теме: я и моя семья.

1 задание.




1 вариант. 2 вариант.
Kirjoita kaikki sanat, jotka tiedät aiheesta: Kirjoita kaikki sanat, jotka tiedät

ihmisen luonne. (Millainen ihminen voi aiheesta: ruumiin osat.

olla luonteeltaan?)


2 задание.


Suomenna!

У меня есть хороший друг. Его зовут Юра. Он любит читать. У него есть две сестры и брат. Наташа похожа на маму. У мамы кудрявые, темные волосы и серые глаза. У папы светлые волосы и карие глаза. Моей маме 42 года. Она добрая и веселая. Она врач.

3 задание.


( Kortit)

Kerro äidistäsi

isästä

perheestäsi

ystävästäsi

opettajastasi

veljestäsi

siskostasi

itsestäsi jne.

Проверочная работа по теме: эссив и транслатив.
Käänä venäjästä suomeen!

  • Я поеду в Петербург на день.

  • В этом году мы отправимся в отпуск в Турцию.

  • Мой папа работает в школе учителем.

  • Будучи директором, он много работает.

  • Ты станешь врачом.

  • В Рождество мы отправимся в Финляндию.

  • Они переносят собрание на завтра.

  • Пека хочет покрасить свой дом в голубой цвет.

  • Я дарю тебе эту фотографию на память.

  • Он придет домой уставшим.

Задания к викторине по итогам первой четверти.

Второй год обучения.


1.Составить кроссворд из любой лексики и отдать отгадывать другой команде. (Пояснения к вопросам пишут на русском языке.)

2.Описать внешность и характер какого-нибудь человека (учителя или кого-нибудь из команды). Другая команда должна отгадать, о ком идет речь.

3.Объяснить значение слова, используя другие слова.

1 команда. 2 команда.
paksu iloinen

appi korkea

lyhyt lapsi

morsian sisko

punainen sininen

4.Игра:Jos olisin hän, olisin...

Загадать какого-нибудь знаменитого певца и попытаться описать его. Другой команде надо узнать его.

Перечень литературы.

  1. Аргутина-Исламаева, Т.И. Уроки финского языка - Петрозаводск: Периодика, 2007.


  2. Ауне Морозова. Учебник финского языка.- Петрозаводск: Карелия, 1971.

  3. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник / Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др. – М.: Высшая школа,1982.

  4. Метко сказано: Русские фразеологизмы – Петрозаводск: Карелия, 2002.

  5. Муллонен м. Говорим по-фински.- Петрозаводск: Карелия, 1992.

  6. Программы. Иностранные языки 1-11 классы общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение 1994.

  7. Разинов П.А., Афанасьева В.Н. Финский язык для начинающих - Петрозаводск: Карелия, 1989.

  8. Чернявская В.В. Учебник финского языка.- Санкт-Петербург: Аспект Плюс, 2002.

  9. Mehiläinen, Aili.Tavataan! Suomen alkeet maahanmuuttajille.-Helsinki, 1988.

  10. White, Leila-Suomen kielioppia ulkomaalaisille.- Helsinki, 1997.



Учебно-методическое обеспечение предмета.

1)Авторские игры:

  • Лото.

  • Морской бой.

  • Магазин.

  • Расскажи о предмете все, что знаешь.

2)Раздаточный материал:

  • Грамматические шпаргалки:

  1. Аргутина-Исламаева, Т.И. Уроки финского языка - Петрозаводск: Периодика, 2007.

  2. Соом, И.А. Учим финский в финском центре.- СПб.,1995

  3. Зимина, М.С. Финский язык. Практический курс: Пособие по современному языку с заданиями.- СПб.: Коронапринт, 2003

  4. Авторские

  • Карточки по грамматическим темам:

« Глагол», «Типы глаголов», «Внешние и внутренние падежи, «Образование множественного числа», «Основы слов», «Генетив», «Аккузатив и партитив», «Прошедшее время», «Эссив и транслатив», «Пассив», «Степени сравнения прилагательных и причастий», « Третий инфинитив», «Количественные и порядковые числительные».
  • Карточки по разговорным темам:


«Части тела человека», «Внешность и характер человека», «Друг», «Моя семья», «Квартира», «Мебель», «Еда», «День Уборки», « Столовый этикет», «Рецепты приготовления пищи», «Столовые приборы», «В магазине, в ресторане, в кафе», «Бытовые приборы», «Праздники», «Погода», «Город», «Наиболее употреляемые фразы общения», «Возраст и время».

  • Тесты по темам:

    1. «Основы слов»,

    2. «Генетив»,

    3. «Аккузатив и партитив»,

    4. «Прошедшее время»,

    5. «Эссив и транслатив»,

    6. «Пассив»,

    7. «Степени сравнения прилагательных и причастий»,

    8. « Третий инфинитив»,

    9. «Количественные и порядковые числительные»,

    10. « Глагол», «Типы глаголов»,

    11. «Внешние и внутренние падежи,

    12. «Образование множественного числа»,

    13. «Части тела человека»,

    14. «Внешность и характер человека»,

    15. «Друг», «Моя семья»,

    16. «Квартира»,

    17. «Мебель»,

    18. «Еда»,

    19. «День Уборки»,

    20. « Столовый этикет»,

    21. «Рецепты приготовления пищи»,

    22. «Столовые приборы»,

    23. «В магазине, в ресторане, в кафе»,

    24. «Бытовые приборы»,

    25. «Праздники»,

    26. «Погода»,

    27. «Город»,

    28. «Наиболее употреляемые фразы общения»,

    29. «Возраст и время».

  • Ксерокопии из учебников:

  1. Ауне Морозова. Учебник финского языка.- Петрозаводск: Карелия, 1971.

  2. Муллонен м. Говорим по-фински.- Петрозаводск: Карелия, 1992.

  3. Чернявская В.В. Учебник финского языка.- Санкт-Петербург: Аспект Плюс, 2002.

  4. Зимина, М.С. Финский язык. Практический курс: Пособие по современному языку с заданиями.- СПб.: Коронапринт, 2003.
  5. Лейпонен, Э., Храмцова, О. Simpukka. - Петрозаводск: Карелия,2005.


  6. Kenttälä, Marjukka. Kieli käyttöön. Helsinki, 2000.

  7. Хямяляйнен Э. Suomen harjoituksia.- Vaasa,1989.

  • Кроссворды по темам:

3 инфинитив,

ГЛАГОЛЫ,

партитив,

кухня,

мебель,

одежда,

овощи,

фрукты,

город,

транспорт,

части тела,

характер,

животные,

семья,

числительные.

  • Задания и ключи к заданиям:

    1. Аргутина-Исламаева, Т.И. Уроки финского языка - Петрозаводск: Периодика, 2007.

    2. Коломайнен Л.П. Финский язык.\ Методическое пособие для слушателей подготовительных курсов.- П. 1995

    3. Хямяляйнен Э. Askelia suomeen. - Helsinki, 1980.

    4. Соловьев А.Н. Простой финский. СПб., 2005

  • Фото и картинки по темам:

Человек, праздники, внешность, еда, города, времена года, знаменитые люди.

Набор картинок к игре «Ассоциации».

Дополнительная литература:

Перечень справочной литературы, словарей, энциклопедий по предмету

1.Финско-русский словарь. \ Под редакцией И.Вахрос, А.Щербакова. - Таллин, 1998

2. Русско-финский словарь. \ Под редакцией М.Э. Куусинена, В.М.Оллыкайнен. - Таллин, 1998

3. Коппалева Ю.Э. Новый финско-русский словарь. – СПб.: «М.Г.В.», 2001

4. И.М. Гилевич, А.Г. Зикеев, К.Г. Коровин. Картинный словарь русского языка. – М. «Просвещение» 1999

5. Angela Wilkes. Lasten oma sanakirja. - Helsinki, 1992

Наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и т.п.

1..L. Aleksandrova. Lauseopin harjoituksia. P., 2001.

2. Александрова Л.Э., Муллонен М.И., Писная Р.Н. Методический материал для лабораторных работ по грамматике фин. яз. (Местоимение, числительное и глагол). – П. 1989

3. Коломайнен Л.П. Фтнский язык.\ Методическое пособие для слушателей подготовительных курсов.- П. 1995

4. Старшова Т.И., Писная Р.Н. Тексты и упражнения для разговорной практики. – П.1990

5. 2. Александрова Л.Э., Муллонен М.И. Сборник упражнений по морфологии ( глагол). – П. 1990

6. Aino Järvinen, Pirkko Saari, Pertti Tiensuu. SUOMINEN

( 7. luokan harjoituskirja). H.1991

7. Aino Järvinen, Pirkko Saari, Pertti Tiensuu. SUOMINEN

( 8. luokan harjoituskirja). H.1991

8. Aino Järvinen, Pirkko Saari, Pertti Tiensuu. SUOMINEN

( 9. luokan harjoituskirja). H.1991

10. Реферат по теме «Творчество Алексиса Киви», «Рождество в Финляндии», «Крупные города Финляндии».



Аудиоматериалы.

  1. Башуткин Н.Н. Финский за рулем. Intellekt: Брошюра \ с прил.: 4 аудиокассеты. – Ростов н\Д: ООО « Концерн Ростов Дон»,2002

  2. Разинов П. А.. АфанасьеваВ.Н. Финский язык для начинающих: Курс интенсивного самообучения с кассетами. – П.: Карелия, 1989.

  3. Хямяляйнен Э. Аудиокурс: Брошюра \ с прил.: 4 аудиокассеты. SKS, 1976.



Компьютерная версия финско-русского и русско-финского словаря.

1.Диск с записями детских финских песен;

2. Диск «Финский для ленивых

3. Кочергина В. К. Финский в диалогах: Брошюра \ с прил. Диска. – СПб., 2006




Видеоматериалы.

Художественный фильм: «Liian paksu perhoseksi”


Обучающие фильмы компании ГТРК Карелия по следующим темам:

  1. отдых;

  2. путешествие;

  3. школа;

  4. семья;

  5. визит к врачу;

  6. устройство на работу;

  7. в городе;

  8. кража;

  9. парикмахерская.