zabika.ru 1 2 3

Согласовано

Зам. директора по УВР МОУ СОШ № 22

______________________ Бурова Н.Л.

«_____»________________20___ г.


Утверждаю


Директор МОУ СОШ № 22

_______________________А.С. Копылова
 
приказ от_____________№ _______


Департамент образования администрации Тульской области

Комитет по образованию

администрации муниципального образования Щекинский район

МОУ «Ломинцевская средняя общеобразовательная школа № 22

имени Героя Советского Союза В.Г. Серегина».


 
Дополнительная образовательная программа


«КРЕПЫШ»

Направленность:


физкультурно-оздоровительная

Уровень образования:

начальное общее образование

Срок реализации: 2 года

Составитель: учитель

физической культуры

Бурова Н. Л.


Рассмотрена на педагогическом совете

протокол от «____» ________ 20___ года №_____

п. Ломинцевский 2011 год.

Пояснительная записка.

Программа имеет физкультурно-оздоровительную направленность, рассчитана на 2 года обучения, для детей 7 – 8 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (для первого класса продолжительностью 35 минут в 1 полугодии; 45 минут во 2 полугодии) в форме игровых занятий, уроков здоровья, соревновательной деятельности. Количество часов – 33 часа в год - 1 класс, 34 часа в год – 2 класс.

Данная программа разработана на основе программы «Лечебно-профилактический танец «ФИТНЕС-ДАНС»» (авторы Фирилева Ж.Е. и Сайкина Е.Г., учебное пособие – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.).

С каждым годом растет число детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельности органов дыхания. Снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниям.


В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека.

С целью профилактики различных заболеваний у детей младшего школьного возраста и разработана данная программа, включающая разнообразные средства физической культуры с лечебной направленностью. Это комплексы упражнений коррекционной гимнастики и лечебной физической культуры (ЛФК), направленные на укрепление опорно-двигательного аппарата, содействующие оздоровлению различных функций и систем организма.

Основной целевой установкой данной программы является содействие всестороннему развитию физических и духовных сил занимающихся. Возможно, освоение программы поможет естественному развитию организма ребенка, морфологическому и функциональному совершенствованию и коррекции его отдельных органов и систем, профилактике различных заболеваний.

Задачи:


  • оптимизация роста и развития опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия);

  • развитие и функциональное совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма, а также коррекция зрения;

  • совершенствование психомоторных способностей: развитие мышечной силы, подвижности в различных суставах (гибкости), выносливости, скоростных, силовых и координационных способностей, а также мелкой моторики;

  • содействие развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умению согласовывать движения с музыкой;

  • формирование навыков выразительности, пластичности, грациозности, изящества танцевальных движений;

  • оказание благотворного влияния музыки на психосоматическую сферу ребенка;
  • содействие воспитанию умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движении.



Прогнозируемый результат.

Учащиеся по завершении программы должны:

Знать: гигиенические правила при выполнении физических упражнений; режим дня и двигательный режим; элементарные правила и формы занятий физическими упражнениями, правила закаливания, положение туловища при правильной осанки, что такое плоскостопие.
Уметь: уметь самостоятельно выполнять простые комплексы ОРУ, УГГ; ходить, бегать, прыгать с изменением направления движения, частоты и ритма шагов; осуществлять движения руками, ногами, туловищем без предметов и с предметами, сохраняя правильную осанку; выполнять простые упражнения под музыку. Уметь играть в подвижные игры, знать правила игр, элементарно владеть мячом.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.
Учебно – тематический план.

1-й год обучения

№ п/п

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

I

Требования к одежде и обуви при занятиях физ. упр. Техника безопасности на занятиях. Пульс. ЧСС.

0,5

-



0,5

II

Упражнения и танцы общеразвивающего воздействия.

-

7

7

1


Комплексы упражнений лечебно – профилактического танца при ходьбе на месте и передвижениях, упражнения танцевально-бегового и прыжкового характера.

-

2

2

2

Комплексы упражнений для суставов

-

1

1

3

Танцевальные упражнения: танцевальные шаги, связки, ритмические танцы: «Автостоп», упражнения с элементами хореографии, танцы.

-

3

4

4

Упражнения и комплексы упражнений на расслабление: «Медузы», «Шалтай-болтай».

-

1

0,5

IV

Упражнения и танцы специального воздействия.

0,5

9

9,5

1

Осанка – стройная спина. Причины нарушений осанки. Упражнения на создание представления о правильной осанке и её формировании. Комплексы упражнений на формирование и закрепление правильной осанки: «Солдатики».

0,1

1,5

2

2

Плоскостопие – что это такое? Упражнения для профилактики плоскостопия: в ходьбе, сидя, стоя. Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия «Летка-енка».

0,1


2

2,5

3

Дыхательная гимнастика

0,3

4

4,5




Строение и функции дыхательной системы. Три типа дыхания.

0,1

-

0,2




Упражнения, способствующие формированию различных типов дыхания: «Глоток», «Кузнечный мех»




1

1,1




Комплекс дыхательной гимнастики по А. Н. Стрельниковой

0,1

1

1,1




Упражнения дыхательной гимнастики для детей: часики, трубач, петух, паровоз (по Бутейко К. П.)

0,1

1

1,1




Дыхательные упражнения со стихами и речитативами (методика М. Лазарева): «Поехали», «Ветер», «Филин»

-

1

1

4

Пальчиковая гимнастика: на координацию движений пальцев рук, на работу мышц пальцев рук, со стихами и речитативами «Мои пальчики». На координацию движения рук «Стаканчики». «Упражнения с платочком». Самомассаж пальчиков:«Игромассаж»


-

1,5

1,5

V

Комплексы упражнений с теннисным мячом, с большим резиновым массажным мячом, с гимнастической палкой

-

3

3

VI

Подвижные игры:

- для профилактики частых простуд: «Космонавты», «Удочка», «Первым приди, но не беги», «Прыгалки»

- для профилактики плоскостопия: «Карлики и великаны», «Передай мяч ногами»

- общеукрепляющие игры: «Третий лишний», «Гуси-лебеди», «Птичья стайка», «Салочки», «Кошки-мышки», «Невод» и др.

-

6

6

VII

Спортивные игры

-

2

2

VIII

Эстафеты различного характера

-

3

3

IX

Стретчинг.

-

1

1




ИТОГО:

1

32

33

Содержание программы 1 – 2 год.


Физические упражнения и комплексы упражнений общей направленности.

Они содействуют развитию мышечной силы, выносливости, подвижности в различных суставах и других двигательных способностей; Он просты по своей структуре и не требуют продолжительного разучивания. Они могут выполняться без предметов, с предметами (палки, мячи, обручи, набивные мячи и др.), на различных снарядах (гимнастическая стенка, скамейка, стул и др.), а также с взаимной помощью друг другу.

Комплексы упражнений дыхательной гимнастики.

Развивают и укрепляют мышцы, способствующие правильному дыханию.

Все физические упражнения связаны с функцией дыхания, поэтому любые виды физической культуры можно считать дыхательной гимнастикой, в том числе бег, лыжи, плавание и т. д. В связи с этим под дыхательной гимнастикой, в узком смысле, следует понимать специальные упражнения для развития дыхательной мускулатуры. Эти упражнения в разной степени связаны с общеразвивающими упражнениями. К наиболее полным системам дыхательной гимнастики, сформировавшейся в глубокой древности, можно отнести йогу, китайскую систему цигун, а к более современным, которые получили распространенные в последние годы, - дыхательную гимнастику А. Н. Стрельниковой, К. П. Бутейко, О. Г. Лобановой и другие традиционные и нетрадиционные системы дыхания.

На сегодня ни один современный вид оздоровительной физической культуры, будь то аэробика, фитбол, стретчинг и др., не обходятся без упражнений на дыхание. Велика их роль в оздоровлении организма, и поэтому очень важно учить детей дышать правильно, экономично, целесообразно. В программу включены упражнения и комплексы упражнений для детей; упражнение и комплексы по методикам Стрельниковой, Бутейко; дыхательные упражнения со стихами и речитативами.

Упражнения, направленные на формирование правильной осанки, профилактику и коррекцию её нарушений средствами различных физических упражнений: упражнения с предметами, на расслабление, растягивание, самовытяжение, на гимнастических снарядах, подвижные игры, упражнения хореографии и танцев и др. Осанка является одним из важных слагаемых здоровья ребенка. Нарушения осанки отрицательно сказываются на работе сердечно-сосудистой и дыхательной систем, искажают форму тела, становятся причиной нарушения обменных процессов, отражаются на состоянии нервной системы. Формирование правильной осанки и исправление ее дефектов – одна из важнейших задач физического воспитания детей и подростков.


Упражнения для профилактики плоскостопия: упражнения в ходьбе, сидя, стоя, лежа; подвижные игры и комплексы упражнений. Упражнения для профилактики плоскостопия следует сочетать с упражнениями, направленными на воспитание правильной осанки. Все упражнения выполняются медленно, тщательно, до появления легкой усталости. Количество повторений индивидуально, в зависимости от возраста ребенка и его физического развития. Повышению лечебно-профилактического эффекта данных занятий способствует сочетание физических упражнений с самомассажем нижних конечностей. Плоскостопие с трудом поддается лечению, поэтому необходимо уделять большое внимание его профилактике и укреплению мышц свода стопы.
Танцевальные упражнения очень разнообразны. К ним относятся танцевальные шаги, связки, ритмические танцы, хореографические упражнения и характерные танцы, а также элементы танцев народов мира, современных спортивных танцев, историко-бытовых, эстрадных и других.

Положительно воздействующие на процессы мышления, памяти исправления нарушенной речи.

Упражнения на координацию движений пальцев рук, на работу мышц пальцев рук. Используются упражнения со стихами и речитативами, упражнения пальчиками с гимнастическими предметами (мяч, гимнаст. палка), упражнения с нестандартными предметами: (платочек, шарфик, косынка), упражнения на координацию движения рук, самомассаж пальчиков.


следующая страница >>