zabika.ru 1


Программа

поддержки субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации российского образования, включающие введение новой системы оплаты труда,
направленной на повышение доходов учителей
Содержание


1. Основной замысел программы 2

1.1. Краткая характеристика состояния
системы общего образования Российской Федерации 2

1.2. Предпосылки реализации программы.
Существующий задел и наработки 3

2. Цели и задачи программы 5

3. Целевые параметры реализации программы 6

4. Основные механизмы реализации программы 8

4.1. Описание реализации организационного механизма 8

4.2. Описание реализации финансового механизма 10

5. Организация работ 12

6. Порядок взаимодействия субъектов РФ
и муниципальных образований при реализации РКП 16

7. Организация федерального мониторинга и контроля 20

8. Перечень приложений к программе 24



1. Основной замысел программы




1.1. Краткая характеристика состояния
системы общего образования Российской Федерации



Современные требования к условиям предоставления общего образования предусматривают, с одной стороны, обеспечение всем учащимся гарантий безопасности и сохранения здоровья, полного соответствия учебных зданий и помещений установленным санитарным нормам (включая теплые туалеты, сбалансированное питание, благоприятный тепловой и световой режим). С другой стороны, – оснащение образовательного процесса современным учебным оборудованием и квалифицированными преподавателями по всем предметам в рамках стандарта.

Система общего образования в Российской Федерации сегодня в целом этим требованиям не отвечает.

Низкий коэффициент использования учебного оборудования и неконкурентная зарплата педагогических работников обусловливают ресурсную необеспеченность учебного процесса, что в свою очередь негативно влияет на качество образования. Об этом свидетельствуют результаты российских и международных исследований. Неблагоустроенность значительного числа школ ведет к угрозе здоровью и безопасности детей.


За последние пять лет существенно – более, чем в три раза – увеличены бюджетные расходы на общее образование, в основном – на зарплату учителей. Однако вследствие неэффективности нынешней структуры сети общеобразовательных учреждений повышение расходов не привело к существенному изменению условий предоставления образования.

Задача, поставленная в 2001 году в Концепции модернизации российского образования, а также в 2004 году в Приоритетных направлениях развития системы образования Российской Федерации – об обеспечении всем гражданам независимо от места жительства общедоступного качественного общего образования – в целом по стране пока не решена.

Для ее решения необходимы институциональные и структурные изменения в системе общего образования. Однако ряд субъектов РФ не имеет достаточных ресурсов для того, чтобы начать реализацию широкомасштабных программ модернизации образования самостоятельно, нуждается в федеральной поддержке.

1.2. Предпосылки реализации программы.
Существующий задел и наработки



В Российской Федерации за последние годы предпринят ряд мер, направленных на поиск и отработку механизмов, ведущих к необходимым системным изменениям.

Федеральные эксперименты по совершенствованию структуры и содержания общего образования, в том числе, по введению профильного обучения, позволили усилить инновационный потенциал отрасли и готовность учреждений и работников к изменениям, обозначить необходимость и активизировать общественное участие в образовательном процессе.

Продолжающийся эксперимент по введению единого государственного экзамена закладывает инструментальные и квалификационные основы для создания объективной независимой системы оценки качества образования.

Ряд проектов, реализуемых Национальным фондом подготовки кадров, позволил апробировать в пилотных субъектах Российской Федерации (далее – субъектах РФ) механизмы оптимизации сети образовательных учреждений, введения нормативного финансирования, расширения общественного участия в управлении образованием. Так, в рамках эксперимента по реструктуризации сети образовательных учреждений в сельской местности разработаны и апробированы соответствующие модели реструктуризации.


Существенный импульс процессам модернизации общего образования придал приоритетный национальный проект «Образование». Мероприятия проекта позволили внедрить во всех субъектах РФ элементы новой системы оплаты труда, механизмы распределения ресурсов на основе подушевого принципа, усилить общественное участие в образовании, совершенствовать систему оценки качества образования. Кроме того, они позволили выявить «точки роста» нового качества образования, которые должны стать фундаментом развития современной образовательной сети.

Опыт приоритетного национального проекта, пилотных проектов и экспериментов в системе образования показывает, что:

на региональном уровне имеется существенный потенциал модернизации образования, который пока не реализован в полной мере;

направления модернизации образования тесно взаимосвязаны, и попытки реализовать их без учета этой взаимосвязи не позволяют достичь целостного системного эффекта;

среди основных направлений модернизации ключевую роль должна играть система оплаты труда учителей, направленная на повышение доходов в зависимости от качества образования. Однако это направление пока мало разработано и реализовано на практике. Его развитие в комплексе с иными направлениями модернизации содержит значительный потенциал для совершенствования всей системы общего образования.

Имеющийся опыт модернизации российского образования позволяет сформулировать основные цели и задачи данной программы.

2. Цели и задачи программы



Общая цель: предоставление всем гражданам независимо от места жительства возможности получить полноценный комплекс качественных образовательных услуг в безопасных, комфортных условиях. (обеспечение всем гражданам независимо от места жительства гарантий современного качества бюджетных образовательных услуг).

Конкретная цель: обеспечение комплекса системных и институциональных изменений в региональных системах общего образования, включающего:


  1. введение новой системы оплаты труда (НСОТ) работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей;

  2. переход на нормативное подушевое финансирование (НПФ) общеобразовательных учреждений;

  3. развитие региональной системы оценки качества образования;

  4. развитие региональной образовательной сети: обеспечение условий для получения качественного образования независимо от места жительства;

  5. расширение общественного участия в управлении образованием.

Задачи:

введение новых экономических механизмов, обеспечивающих повышение эффективности расходования бюджетных средств в системе общего образования;

стимулирование субъектов РФ к разработке и реализации региональных комплексных проектов модернизации образования (далее – РКП), комплексированию и применению на практике эффективных механизмов модернизации образования;

вовлечение всех субъектов РФ в процессы модернизации образования, выработка в каждом субъекте РФ конкретных программ, обеспечивающих необходимые системные изменения в общем образовании;

выработка и апробация механизмов взаимодействия органов власти субъектов РФ с органами местного самоуправления муниципальных образований, обеспечивающих эффективную реализацию государственной политики в образовании;

выработка и апробация механизмов мониторинга системных изменений в системе образования; обеспечение возможности объективно оценить ход модернизации образования во всех субъектах РФ;

выработка и реализация на практике на федеральном уровне эффективных механизмов поддержки системных изменений и комплексной модернизации образования в субъектах РФ;

повышение заинтересованности органов управления образованием всех уровней, руководителей общеобразовательных учреждений и педагогических работников в обеспечении качества предоставляемых образовательных услуг;

повышение активности и конструктивности общественного участия в управлении образованием.


3. Целевые параметры реализации программы



Реализация программы обеспечивает достижение следующих целевых параметров:

разработка РКП не менее, чем 60 субъектами РФ;

осуществление не менее, чем в 40 субъектах РФ системных изменений, включающих:

введение новой системы оплаты труда работников образования, обеспечивающей связь заработной платы с качеством труда, нормирование и «прозрачный» учет в оплате труда всех видов деятельности учителей; участие органов, осуществляющих государственно-общественный характер управления образованием, в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда; при этом установление доли стимулирующей части в фонде оплаты труда в размере 20 – 40 %, рост средней зарплаты учителей – не менее 50 % в сопоставимых ценах, доля фонда оплаты труда учителей в общем фонде оплаты труда около 70 %;

подушевое финансирование и самостоятельный бухгалтерский и налоговый учет во всех общеобразовательных учреждениях, при этом доля учебных расходов в нормативе финансирования не менее 10 %;

обеспечение всем выпускникам возможности сдавать ЕГЭ по всем предметам, прозрачности процедуры ЕГЭ при участии общественных наблюдателей в каждом пункте проведения экзамена;

создание региональной системы оценки качества образования, включающей новую систему аттестации кадров и образовательных учреждений, участие общественности в лицензировании и аттестации всех школ;

функционирование во всех общеобразовательных учреждениях и муниципальных образованиях органов, осуществляющих государственно-общественный характер управления образованием, с полномочиями распределять стимулирующую часть фонда оплаты труда работников образования;

ежегодная публикация всеми общеобразовательными учреждениями отчетов об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности, наличие не менее, чем у 80% школ собственных регулярно обновляемых сайтов в сети Интернет;

доля школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих всем современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса (укомплектованность учебным оборудованием и квалифицированными кадрами, безопасные, комфортные условия пребывания, полностью соответствующие санитарным нормам), – не менее 70 %.


4. Основные механизмы реализации программы



Эффективность достижения целей и задач программы посредством поддержки субъектов РФ, внедряющих РКП, обусловлена тем, что важнейшие необходимые институциональные и системные изменения должны осуществляться на региональном и муниципальном уровнях. Без федеральной поддержки модернизация образования в субъектах РФ сдерживается недостаточностью ресурсов для запуска всего комплекса мероприятий, а реализация субъектами РФ отдельных мероприятий и направлений не приводит к необходимым системным эффектам.

Основным организационным механизмом реализации программы является конкурс субъектов РФ, внедряющих РКП, основным финансовым механизмом – предоставление субъектам РФ субсидий на развитие материальной базы и организационной инфраструктуры образования в рамках реализации РКП.

4.1. Описание реализации организационного механизма



Конкурсный характер поддержки субъектов РФ, внедряющих РКП, позволяет:

предъявить субъектам РФ цели и концептуальные положения государственной политики в образовании в виде конкретных измеряемых показателей, практических ориентиров, задающих основу для формирования и реализации региональной образовательной политики;

объективно оценивать и отслеживать ход модернизации образования во всех субъектах РФ;

полнее реализовать региональный потенциал модернизации образования, стимулировать и поддержать самостоятельные усилия и инициативы регионов;

обеспечить высокий уровень ответственности субъектов РФ за результаты модернизации образования, обусловленный активностью и самостоятельностью субъектов РФ при разработке и реализации РКП;

С целью обеспечения мотивации на участие в конкурсном отборе и тем самым на разработку РКП всех регионов (даже тех, которые в настоящее время незначительно продвинулись по ряду направлений модернизации образования) и тем самым достижения системных эффектов в масштабах страны в рамках программы предусматривается три конкурса субъектов РФ, внедряющих РКП, отбор и поддержка в общей сложности за три года около 40 субъектов РФ:


в 2006 году – отбор около 20 субъектов РФ, поддержка которых будет осуществляться в 2007 – 2009 годах,

в 2007 году – отбор еще около 10 субъектов РФ (поддержка в 2008 – 2009 годах),

в 2008 году – отбор еще около 10 субъектов РФ (поддержка в 2009 году).

В этом случае в состав поддерживаемых с первого года реализации программы смогут попасть не только лидеры. В результате значительное число субъектов РФ (около 60) разработают и приступят к внедрению РКП, так как у них появятся реалистичные шансы получить федеральную поддержку.

4.2. Описание реализации финансового механизма



Выбор субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий РКП в качестве механизма финансовой поддержки субъектов РФ – победителей конкурсов обусловлен тем, что данная форма обеспечивает:

целевую направленность финансирования на решение задач модернизации образования, в строгом соответствии с РКП конкретного субъекта РФ;

возможность использования одновременно средств как федерального бюджета, так и бюджетов субъектов РФ, иных привлекаемых субъектами РФ источников.

Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий РКП субъектам РФ утверждаются постановлением Правительства Российской Федерации (проект постановления – приложение № 1).

Данный механизм апробирован в рамках приоритетных национальных проектов при поддержке образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы.

Субсидии из федерального бюджета в рамках РКП направляются на материально-техническое оснащение и изменение организационной инфраструктуры образования. Это предусматривает в первую очередь поддержку развития региональной образовательной сети: укрепление общеобразовательных учреждений, отвечающих всем современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса, используемых в качестве ресурсных центров и базовых школ. Такие центры будут создаваться в том числе на базе и с использованием ресурсов общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, отобранных на конкурсной основе в рамках приоритетного проекта «Образование».


Такое направление поддержки позволит субъектам РФ использовать региональные средства в рамках РКП на создание стимулирующей части фонда оплаты труда при переходе на новую систему оплаты труда.

Размер субсидий из федерального бюджета на реализацию региональных комплексных проектов определяется в зависимости от:

количества городских и сельских школьников с удвоенной квотой для сельских школьников в субъектах Российской Федерации;

уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

качества региональных комплексных проектов модернизации образования субъектов Российской Федерации, –

и рассчитывается по формуле:

,

,

где

i – номер субъекта РФ в рейтнг-листе;

Si –объем поддержки из средств федерального бюджета i-му субъекту РФ – победителю конкурса;

 - расчетный норматив поддержки из федерального бюджета на одного обучающегося. Значение  в первый год поддержки устанавливается в размере 1,0 тыс. рублей;

nгi, nci – количество городских и сельских школьников соответственно в i-м регионе-победителе конкурса;

УБОi – расчетный уровень бюджетной обеспеченности i-го региона, установленный Минфином России при распределении дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности;

Вi – количество баллов, набранное i-м регионом в результате экспертизы регионального комплексного проекта i-го региона;

Вmax – максимальное количество баллов, которое возможно было набрать при конкурсном отборе в результате экспертизы региональных комплексных проектов (составляет 1000 баллов);


Smax – максимально возможный объем поддержки из средств федерального бюджета одному субъекту РФ. Значение Smax в первый год поддержки устанавливается равным 200 млн. рублей.

В последующий год реализации РКП поддержка продолжается при условии достижения на уровне не менее 90 % каждого из заявленных субъектом РФ показателей по предыдущему году реализации РКП. В ином случае поддержка субъекта РФ прекращается. Объем поддержки в последующий год – в два раза меньше, чем в предыдущий.

При этом объем финансирования РКП субъектом РФ не может быть менее, чем объем поддержки из федерального бюджета, умноженный на уровень бюджетной обеспеченности субъекта РФ.

Расчет верхней границы объемов субсидий субъектам РФ на реализацию РКП в первый год поддержки приведен в приложении № 2.

5. Организация работ



Срок реализации программы поддержки субъектов РФ, внедряющих РКП, – четыре года. В том числе, период реализации РКП субъектами РФ – три года.

Программа состоит из следующих этапов, осуществляемых взаимосвязанно на федеральном и региональном уровнях:

подготовительный (апрель – сентябрь 2006 года);

стартовый (сентябрь – декабрь 2006 года);

основной (этап реализации РКП) (январь 2007 года – декабрь 2009 года);

заключительный (январь – март 2010 года).
5.1. Подготовительный этап (апрель – сентябрь 2006 года) включает следующие мероприятия.

5.1.1. Разработка общей структуры РКП, в том числе определение основных направлений модернизации образования, реализация которых будет взаимосвязанно осуществляться в рамках РКП. Мероприятие предполагает широкое участие профессионального сообщества: совещания в федеральных округах с представителями органов власти и управления образованием субъектов РФ, обсуждения на заседаниях комиссии по общему образованию межведомственной рабочей группы по реализации приоритетного национального проекта «Образование» (МРГ), заседании МРГ, иных совещаниях, семинарах, «круглых столах».


5.1.2. Разработка финансовых и нормативных механизмов поддержки субъектов РФ, внедряющих РКП. Мероприятие предусматривает внесение финансовых параметров поддержки субъектов РФ, внедряющих РКП, в проекты федерального бюджета на 2007 год и перспективного финансового плана на 2007 – 2009 годы; подготовку и внесение в Правительство Российской Федерации проекта постановления Правительства Российской Федерации о мерах государственной поддержки субъектов РФ, внедряющих РКП, утверждающего правила предоставления субсидий.

5.1.3. Разработка конкурсной документации, т.е. документов Минобрнауки России, необходимых для организации и проведения конкурса среди субъектов РФ. В пакет конкурсной документации входят:

порядок конкурсного отбора субъектов РФ, внедряющих РКП;

методика экспертизы РКП;

форма заявки субъектов РФ на участие в конкурсе.

5.1.4. Определение состава конкурсной комиссии. Принципы ее формирования: высокий статус и авторитет членов, обеспечение объективности решений, равенства условий участия для всех субъектов РФ, учета интересов и позиций всех заинтересованных федеральных органов власти, гражданского общества.

5.1.5. Обеспечение организационного сопровождения проведения конкурса; консультационной поддержки субъектов РФ при разработке РКП; проведения экспертизы заявок. Для этого на конкурсной основе в рамках мероприятий ФЦПРО отбирается организация – федеральный оператор по реализации данного этапа программы.
5.2. Стартовый этап (этап запуска РКП) (сентябрь – декабрь 2006 года) включает следующие мероприятия.

5.2.1. Объявление конкурса. Текст объявления публикуется в официальных СМИ Минобрнауки России и Рособразования, направляется официальным письмом руководителям региональных органов управления образованием. (Проект порядка проведения конкурса – приложение № 3).

5.2.2. Разработка субъектами РФ, желающими получить федеральную поддержку, РКП. Субъекты РФ в течение двух месяцев с момента объявления конкурса разрабатывают РКП и представляют на экспертизу их описание по установленной форме с обязательным указанием информации по всем параметрам экспертизы. С момента объявления конкурса Рособразованием обеспечивается консультационная поддержка разработчиков РКП.


5.2.3. Экспертиза региональных конкурсных проектов. Экспертиза осуществляется в соответствии с утвержденной методикой по каждому направлению РКП независимыми экспертами под руководством экспертной комиссии. Состав экспертной комиссии и экспертов утверждается Рособразованием. Учет количественных показателей и определение итогового рейтинга участников конкурса осуществляется автоматизированно.

5.2.4. Определение субъектов РФ – победителей первого конкурсного отбора, распределение финансирования между победителями осуществляется конкурсной комиссией на основе результатов экспертизы.

5.2.5. Заключение соглашений с субъектами РФ – победителями конкурса о предоставлении субсидий из средств федерального бюджета на реализацию РКП осуществляется Рособразованием.
5.3. Основной этап (этап реализации РКП) (январь 2007 года – декабрь 2009 года).

Этап делится на три цикла (первый цикл: январь – декабрь 2007 года, второй цикл: январь – декабрь 2008 года, третий цикл: январь – декабрь 2009 года), на каждом из которых реализуются следующие мероприятия.

5.3.1. Субъектам РФ на основе соглашения перечисляются средства из федерального бюджета на осуществление мероприятий по развитию материальной базы и организационной инфраструктуры в соответствии с содержанием РКП. На втором и третьем цикле средства перечисляются при условии достижения заявленных промежуточных показателей.

5.3.2. Субъекты РФ осуществляют мероприятия РКП в соответствии с разработанным календарным планом, включая региональный мониторинг хода реализации РКП, формирование промежуточной и итоговой отчетности (типовой календарный план субъекта РФ, внедряющего РКП – приложение № 4). На федеральном уровне осуществляется методическая поддержка субъектов РФ, внедряющих РКП.

5.3.3. На федеральном уровне разрабатывается, апробируется и осуществляется мониторинг и контроль хода реализации РКП.

По итогам мониторинга и контроля проводятся экспертно-аналитические семинары, осуществляется анализ результатов и последствий внедрения РКП, вносятся необходимые коррективы в РКП и механизмы поддержки субъектов РФ.


5.3.4. Расширение числа субъектов РФ – участников программы путем повторения элементов стартового этапа с учетом внесенных коррективов.

5.3.5. Информационная и медиа-поддержка реализации программы, организация информационного обмена, распространения позитивного опыта и конструктивных наработок субъектов РФ в рамках реализации РКП.
5.4. На заключительном этапе (январь – март 2010 года) на федеральном уровне осуществляются обобщение и анализ результатов итогового контроля достигнутых системных изменений, подведение итогов реализации программы, публикация основных результатов, выработка предложений и рекомендаций о дальнейших целях и задачах государственной политики в образовании.

В ходе реализации программы для обеспечения мероприятий РКП принимаются нормативные акты в соответствии с приложением № 5.

6. Порядок взаимодействия субъектов РФ
и муниципальных образований при реализации РКП



Эффективная реализация федеральной поддержки субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, затрагивает решение вопросов, относящихся к полномочиям не только регионального, но и муниципального уровней. Показатели достижения запланированных изменений напрямую связаны с реализаций направлений деятельности, находящихся в непосредственной компетенции муниципальных образований.

В связи с этим, учитывая складывающееся многообразие отношений между субъектами РФ и муниципальными образованиями, следует предложить несколько моделей их взаимодействия по поводу реализации комплексных проектов модернизации образования.

На выбор субъектов РФ предлагаются три варианта такого взаимодействия.

6.1. Взаимодействие регионального и муниципального уровня по реализации проекта на договорной основе.

Данный вариант взаимодействия является традиционным для реализации различных направлений ПНПО и не предполагает существенных структурных и нормативных преобразований на уровне регионально-муниципального взаимодействия. При этом результаты реализации проекта, заявленные регионом, могут быть получены, даже если ряд муниципальных образований на первом этапе не заключит необходимого соглашения. Предполагается, что уже на стадии подготовки региональной заявки муниципальные образования принимают участие в ее разработке, согласовывают предлагаемые к достижению результаты реализации проекта. В этом случае расходование средств, выделенных на реализацию проекта, максимально централизовано.


Список документов, обеспечивающих реализацию первого варианта взаимодействия.

Наименование документа

принятие

до начала реализации РКП

в процессе реализации РКП

Заявки муниципальных образований на участие в реализации РКП

+




Постановления администрации субъекта РФ, касающиеся реализации РКП




+

Соглашение с муниципальными образованиями, регламентирующее ответственность сторон за выполнение взятых на себя обязательств




+

Первый вариант взаимодействия субъектов РФ и муниципалитетов наиболее приемлем при отборе субъектов РФ в 2006 году. Последующие отборы в 2007 и 2008 годах могут быть дополнены следующими вариантами организации взаимодействия органов власти внутри субъектов РФ.

6.2. Реализация проекта через передачу полномочий по управлению муниципальными общеобразовательными учреждениями на региональный уровень.

Данный вариант предполагает передачу полномочий по управлению общеобразовательными учреждениями с муниципального на региональный уровень посредством принятия каждым муниципальным образованием нормативного правового акта. Данный вариант позволит реализовать ряд положений проекта через прямое административное воздействие. С одной стороны это упростит реализацию проекта, а с другой стороны есть вероятность принятия решений без учета муниципальной специфики. В данном случае также расходование средств проекта осуществляется централизовано.


Список документов, обеспечивающих реализацию второго варианта взаимодействия.

Наименование документа

принятие

до начала реализации РКП

в процессе реализации РКП

Заявки муниципальных образований на участие в реализации РКП

+




Нормативно-правовой акт муниципального образования о передаче полномочий по управлению общеобразовательными учреждениями на региональный уровень




+

Постановление администрации субъекта РФ о создании территориальных образовательных округов




+

Данный вариант взаимодействия позволяет учитывать логику организации управления образованием с использованием модели образовательных округов. Соответствующий эксперимент проводится в пяти субъектах РФ в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2005 г. № 840-р. В перспективе его результаты также могут стать составной частью РКП в субъектах РФ.

6.3. Реализация проекта посредством стимулирования муниципальных образований к решению задач проекта через фонды софинансирования социальных расходов и муниципального развития (согласно ст. 139 БК РФ).

Данный вариант предполагает использовать опыт ряда регионов по созданию фондов в логике повышения эффективности межбюджетных отношений, таких как фонд софинансирования социальных расходов (далее ФССР) и фонд муниципального развития (далее ФМР).


ФССР направлен на долевое участие субъекта РФ в финансировании наиболее приоритетных на настоящий период расходов бюджетов муниципальных образований, а ФМР – на долевое финансирование инвестиционных программ (проектов) муниципального значения. При этом выделение средств муниципальным образованиям происходит только в случае соблюдения последними ряда специальных условий, которыми могут быть достижения определенных значений индикаторов реализации комплексного проекта на муниципальном уровне. Средства в рамках ФМР распределяются на конкурсной основе. В рамках данного варианта реализации проекта расходование средств децентрализовано, и муниципальные образования будут осуществлять закупки самостоятельно в пределах обозначенных регионом направлений.

Допускается также, что при организации взаимодействия будет действовать один из указанных фондов. Кроме того, учитывая тот факт, что ряд муниципальных образований не сможет выполнить условия софинансирования в короткий временной период, возможно создание специального фонда: фонда реализации ПНПО (ФРПНПО).

Список документов, обеспечивающих реализацию второго варианта взаимодействия.

Наименование документа

принятие

до начала реализации РКП

в процессе реализации РКП

Заявки муниципальных образований на участие в реализации РКП

+




Закон субъекта РФ о ФССР и/ или Закон субъекта РФ о ФМР

+



Закон субъекта РФ о ФРПНПО





+

Постановление субъекта РФ об условиях и порядке предоставления и расходования средств указанных фондов




+

Закон об изменениях бюджета субъекта РФ




+

Все три варианта взаимодействия между субъектами РФ и муниципальными образованиями могут быть апробированы в рамках реализации региональных комплексных проектов модернизации образования.

7. Организация федерального мониторинга и контроля



7.1. Контроль и мониторинг осуществления комплексных проектов проводится по каждому субъекту РФ, реализующему РКП в качестве победителя соответствующего конкурса, в соответствии с соглашением, заключенным субъектом РФ и Рособразованием. В соглашении между субъектом РФ и Рособразованием должны предусматриваются основные формы контроля и мониторинга реализации регионального комплексного проекта.

Под контролем реализации РКП понимается установление того, выполнены ли и насколько качественно контрольные мероприятия РКП (в том числе, принятие и введение в действие соответствующих региональных нормативных правовых актов и др.) и достигнуты ли контрольные показатели РКП (в том числе, запланированное повышение средней зарплаты учителей, доля общеобразовательных учреждений, перешедших на финансирование по нормативному подушевому принципу и др.).

Под мониторингом реализации РКП понимается выявление эффективных форм реализации РКП; обнаружившихся проблем его реализации; прямых и побочных, позитивных и негативных эффектов.

Субъекты РФ предоставляют необходимую итоговую сводную информацию по реализации РКП ежегодно, обобщенно и по каждому из контрольных показателей (с 1 по 15 ноября). Также предусматривается предоставление текущей информации, касающейся отдельных вопросов реализации проекта, по специальным запросам Рособразования, но не чаще 1 раза в квартал.


В случае выявившегося в ходе контроля и мониторинга неисполнения субъектом РФ принятых на себя обязательств по проекту, Рособразование вправе расторгнуть соответствующее соглашение с субъектом РФ, либо скорректировать его, в первую очередь в части объемов финансирования со своей стороны. В случае возникновения конфликтов и разногласий между Рособразованием и субъектом РФ по исполнению соглашения, разногласия выносятся для рассмотрения и принятия решения на заседание Конкурсной комиссии Минобрнауки России. В случае несогласия одной из сторон с решением данной комиссии, сторона вправе добиваться иного решения в формах, предусмотренных гражданским законодательством.

Контроль и мониторинг по согласованию с Минобрнауки России ведется Рособразованием, а также в сфере своей компетенции Рособрнадзором. Рособразование может для организации и проведения контроля и мониторинга отобрать по конкурсу организацию-оператора для выполнения соответствующих работ. Работы по контролю и мониторингу региональных проектов финансируются за счет средств соответствующих мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы.
7.2. Основные формы контроля:

анализ отчетной документации по проекту;

анализ региональной статистической информации по РКП и по системе образования в целом;

анализ нововведений в региональной нормативной базе;

контрольные выезды представителей Рособразования (организации-оператора по контролю и мониторингу) в субъект РФ, в том числе с целью проверки достоверности представляемых субъектом РФ отчетных данных.

В мониторинге учитывается вся информация, получаемая в ходе контроля, а также применяются следующие формы:

- проведение специальных отчетно-аналитических региональных, межрегиональных и всероссийских семинаров и конференций по реализации РКП;

- участие представителей Рособразования в региональных мероприятиях (семинарах, конференциях и т.п.) в рамках реализации РКП;


- проведение специальных мониторинговых исследований по основным направлениям реализации проекта (в том числе, социологических, образовательных, экономических и др.);

- рассмотрение обращений граждан, общественных и иных организаций по вопросам реализации комплексных проектов;

- анализ материалов СМИ, связанных с ходом и результатами проекта.
7.3. По результатам контроля и мониторинга для представления Минобрнауки России и субъектам РФ Рособразование готовит ежегодный доклад, включающий обобщенные данные по реализации проекта, а также данные в разрезе всех субъектов РФ, внедряющих РКП, и в разрезе основных контрольных показателей РКП.

Основные данные по реализации РКП регулярно представляются общественности (в том числе отражаются на специализированном Интернет-сайте), средствам массовой информации.


8. Перечень приложений к программе



Приложение № 1. Проект постановления Правительства Российской Федерации о мерах государственной поддержки субъектов РФ, внедряющих РКП.

Приложение № 2. Расчет верхней границы объемов субсидий субъектам РФ на реализацию РКП в первый год (в случае набора максимума баллов).

Приложение № 3. Порядок проведения конкурсного отбора субъектов РФ, внедряющих РКП

Приложение № 4. Типовой календарный план субъекта РФ по реализации РКП

Приложение № 5. Примерный перечень федеральных нормативных правовых актов и инструктивных методических документов, необходимых для реализации региональных комплексных проектов модернизации образования, нормативных правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления, внедряющих РКП.

Приложение № 6. Методика экспертизы РКП