zabika.ru 1 2 ... 6 7


Введение
“Это не школа – где учат, школа – это где прежде всего любят, уважают, стараются помочь, терпимо и терпеливо относятся к каждому ребенку. Школа – это где учитель никогда не злобствует, не кричит, не преследует оценками, не жалуется родителям, не тащит ребенка в кабинет директора. Школа – это где трудно, весело, интересно, радостно. Хорошая школа всегда начинается с веры и любви”

К. Д. Ушинский


Каждый работающий в настоящее время в школе и думающий о ее судьбе и светлом будущем нашей страны понимает, как много сейчас зависит от личности педагога и руководителя, их преданности школе и детям. Высокий профессионализм, непрерывный педагогический поиск с опорой на народную казахскую педагогику и на лучшие школьные традиции, достижения – вот тот путь, по которому идут современные школы Алматы.

Но отсутствие сегодня единых методических требований, критериев оценки деятельности школы мешает правильно оценить результаты педагогического и управленческого труда в развивающейся школе и прогнозировать ее дальнейший профессиональный рост.

Авторы пособия, опираясь на собственный многолетний педагогический и управленческий опыт, а так же на последние публикации ученых-педагогов Шамовой Т. И., Ромадиной Л. П., Зверевой В. И. и других, обозначили основные направления деятельности администрации школы, особое внимание уделив организации и диагностированию учебно-воспитательного процесса в школе.

Любой профессионал хотел бы уделять меньше времени бюрократическим процедурам и больше – своей основной деятельности.

Преподаватели не являются исключением. Большинство из них заинтересовано в том, чтобы больше времени проводить в классах, меньше – в кабинетах за заполнением разных бумаг и выполнением других формальностей. Мы надеемся, что это пособие поможет Вам правильно организовать учебно-воспитательный процесс в учреждениях образования.

Методика подготовки годового плана работы школы делится на 4 этапа.

I. Первый этап

Накопление материалов о влиянии внутришкольного планирования на результаты обучения и воспитания учащихся по следующим блокам:


  1. Работа с педкадрами;

  2. Состояние преподавания и качество знаний учащихся;

  3. Воспитательная работа;

  4. Посещаемость учащихся;

  5. Выполнение учащимися прав и обязанностей в соответствии с Уставом школы;

  6. Работа с родителями;

  7. Организационные вопросы по реализации прав ребенка на получение бесплатного образования;

  8. Управленческая деятельность руководителей школы;

  9. Образовательный мониторинг.


II. Второй этап
Составление плана-проекта (составляется рабочими группами):

  • Конкретизируется содержание предстоящей работы;

  • Устанавливаются сроки представления проектов плана;

  • С подготовленным проектом плана знакомятся все учителя школы..


III. Третий этап
Рассмотрение плана директором школы, его последующая корректировка, обсуждение на школьном июньском педсовете.
IV. Четвертый этап
Утверждение плана на августовском педсовете. План становится государственным документом, обязательным для исполнения.
Оформление плана:

  1. печатный вариант;

  2. переплет;

  3. титульный лист;

  4. оглавление с указателем страниц раздела;

  5. утверждается директором школы.


Структура годового плана работы школы включает следующие разделы:

I раздел: Педагогический анализ итогов учебного года. Задачи на новый учебный год.

Приложения к плану:

  1. Учебные планы школы;

  2. План работы библиотеки;

  3. Планирование работы ШПМ;

  4. План работы школьного психолога;

и т.д. с учетом специфики школы.

Годовое планирование

соответствует циклу управления, то есть с 1 сентября по 1 сентября, включая летнюю работу и подготовку школы к новому учебному году. План должен быть кратким, четким, ясным. Форма планирования может быть произвольная, с учетом специфики образовательного учреждения. Но в любом случае в школе должно быть календарное планирование (проектирование, (циклограммы) по четвертям, месяцам, неделям, отдельным числам).

В I разделе плана необходимо осветить следующие вопросы: деятельность педагогического коллектива по реализации задач, проблем школы.

Научно-методическое обеспечение организационных мероприятий:


  • деятельность администрации школы по управлению и контролю;

  • деятельность педсоветов;

  • состояние работы с педкадрами, их профессиональный уровень, итоги аттестации, выводы;

  • анализ методической работы, её результаты;

  • состояние работы с родителями;

  • анализ уровня знаний, умений, навыков учащихся по итогам всех видов школьного контроля, включая итоговую аттестацию выпускников примерно по следующим разделам:

  1. Начальное образование школьников;

  2. Состояние гуманитарного образования;

  3. Состояние естественнонаучного образования;

  4. Математическая и компьютерная грамотность;

  5. Состояние образовательной области “искусство”;

  6. Физическая культура, знание и использование в жизни ОБЖ;

  7. Анализ статистики образования.

  • Деятельность педколлектива по воспитанию гражданина Республики Казахстан;

  • Нравственно-психологический климат в школе;

  • Анализ статистики посещаемости школы;

  • Итоги работы с детьми, получающими образование в форме экстерната и обучение на дому;
  • Анализ укрепления учебно-материальной базы школы, ее финансирования (по сравнению с прошлым учебным годом) и т.д.


I Раздел
Педагогический анализ итогов учебного года составляется на основе итогов диагностики учебных результатов, образовательного мониторинга, итоговой аттестации выпускников, материалов психологических и социологических исследований учащихся, их родителей, учителей, справок по итогам проверок школьной документации.
Общие требования к педагогическому анализу итогов учебного года.

  • четкость построения;

  • логическая последовательность изложения;

  • аргументированность;

  • точность оценок, исключающая возможность субъективного толкования;

  • доказательность выводов;

  • обязательное применение наглядности: таблиц, графиков, диаграмм;

  • мониторинг качества образования в школе.


Анализ итогов учебного года

(по Конаржевскому Ю. А.)
Блок 1

Эффективность и действенность

внутришкольного управления
Цель анализа: определить степень влияния внутришкольного управления на развитие педагогического процесса, формирование его результативности, на включение школы в режим развития.
Блок 2

Состояние, эффективность

и действенность инновационной работы в школе.
Цель анализа: составить представление о научном уровне, систематичности, действенности инновационной работы как основном инструменте включения школы в режим развития, о ее влиянии на развитие личности педагога и учащихся, на формирование конечных показателей функционирования школы.
Блок 3

Состояние и продуктивность

методической работы в школе.
Цель анализа: определить уровень продуктивности методической работы в школе и ее роль в процессе включения педагогического коллектива в режим развития.
Блок 4

Состояние и действенность качества


преподавания и организации процесса учения
Цель анализа: показать уровень соответствия преподавания основ наук основным методическим требованиям, направленности процесса преподавания на развитие личности учащихся и формирование прочных знаний, умений и навыков. В развивающем обучении определить направленность организации процесса учения на формирование учебной деятельности учащихся, на превращение ученика в субъект учения. Определить прямую, существенную связь между эффективностью деятельности учителя, уровнем развития учащегося, глубиной и прочностью его знаний, умений и навыков.
Блок 5

Состояние работы с родителями
Цель анализа: определить состояние единства деятельности семьи и школы, проанализировать эффективность и действенность работы с родителями на уровнях школа – класс.
Блок 6

Уровень воспитанности учащихся
Цель анализа: показать результаты воспитательной работы педагогического коллектива за прошедший учебный год, связав их причинной связью с деятельностью воспитателей, влиянием семьи и внешней среды, с уровнем использования учителями воспитательного потенциала урока.
Блок 7

Состояние здоровья и физического

развития учащихся
Цель анализа: определить уровень здоровья и физического развития учащихся, рассматривая последние как истоки развития личности, качества ее знаний, умений и навыков.
Блок 8

Состояние посещаемости

учащимися учебных занятий
Цель анализа: проанализировать уровень посещаемости учащимися как результат учебной, воспитательной, организационной деятельности педагогического коллектива и его работы с родителями учеников.
Блок 9

Взаимодействие педагогического и

ученического коллективов с внешней средой.

Цель анализа: осмыслить действенность связи с внешними учебными заведениями и ее влияние на развитие школы, роль общественных и социокультурных организаций в процессе воспитания учащихся
Блок 10

Уровень развития учащихся, успеваемость,

качество знаний, умений и навыков
Цель анализа: определить общешкольный, в каждой ступени, уровень развития учащихся и тенденции его формирования; проанализировать по классам, предметам и учителям качество знаний, умений и навыков, вскрыть причины низкого качества знаний по предметам, которым они присущи.
Блок 11

Деятельность коллектива по выполнению закона Республики Казахстан “Об образовании”
Цель анализа: проанализировать выполнение Закона как итог педагогической работы коллектива, как итог функционирования школы.
Блок 12

Итоги реализации образовательной

программы школы.

Оценка конечных результатов работы школы.
Цель анализа: подвести итоги функционирования школы за истекший учебный год и за одиннадцать лет (выпускные экзамены). Определить уровень целостности образовательного пространства. Наметить пути устранения причин, выявленных в ходе анализа недостатков.

Рекомендации к составлению адаптированных программ

В помощь завучу.
Завуч отвечает за правильную организацию учебно-воспитательного процесса в школе, за выполнение учебных программ, качество преподавания, следит за успеваемостью и посещаемостью учащихся и т.д. (более подробно читайте в сборнике, вышедшем в ноябре 2002 г. в ИПК ПК СО “Должностные обязанности работников учреждения образования”)
Документация завуча учреждения образования
Требования к оборудованию кабинета зам. директора по УВР.

Кабинет зам. директора по УВР должен быть оборудован набором офисной мебели:


  • стол рабочий;

  • стол компьютерный;

  • стол круговой и стулья из расчёта 10-12посадочных мест (для проведения совещаний с учителями и председателями М/О);

  • шкафы для хранения документации;

  • сейф (если в шкафу нет запирающегося отделения);

  • телевизор;

  • видеомагнитофон с набором видеокассет (для записи и обсуждения учебных уроков, внеклассных мероприятий по предмету и т.д.);

  • доска переносная;

  • телефон.

У зам. директора по УВР должна быть следующая документация:

  1. Расписание:

  • уроков;

  • кружковых, факультативных занятий;

  • работы ТПД;

  • работы районных семинаров, заседаний;

  • занятия учителей на курсах Гор. ИПК ПК СО;

  • занятий учащихся надомного, семейного обучения, экстерна.

  1. Графики:

  • дежурства администрации и учителей по школе;

  • дежурства классов по школе;

  • прохождения аттестации учителями;

  • посещения учителями курсов повышения квалификации;

  • проведения административных, городских контрольных работ.

  1. Папки:

  • образовательная программа;

  • Устав школы;

  • внешняя нормативно-правовая база (Закон об образовании, Конвенция о правах ребенка, инструкции, приказы, распоряжения и картотека на них);

  • приказы директора школы;

  • распоряжения зам. директора по УВР;

  • образовательные стандарты;

  • план работы завуча (на год, на месяц, на неделю);

  • план методической работы школы;

  • планы работы методических объединений;
  • планы работы с одаренными детьми, с учащимися, имеющими низкую, повышенную и высокую мотивацию к учебо-познавательной деятельности;


  • копии ведомостей на зарплату (табель учета использования рабочего времени и подсчета заработка);

  • регистрация замены;

  • внутришкольный контроль;

  • аттестация учителей;

  • функциональные обязанности по категориям;

  • положения о М/О, кафедре, лаборатории, совете и т.п.;

  • положения о проведении конкурсов, олимпиад, интеллектуальных марафонов и т.п.;

  • экзамены (отдельно по каждому выпускному классу);

  • учебный лан, учебные программы;

  • аналитические справки;

  • правила внутреннего распорядка школы;

  • “Куда пойти учиться?” (9-е и 11-е классы отдельно);

  • работа с “трудными” учащимися.




  1. Сводки успеваемости по годам

  2. Журналы:

  • классные (5 – 11-е классы);

  • факультативных занятий;

  • кружковой работы по предмету;

  • индивидуальных занятий;

  • пропусков и замены уроков (пронумерован, скреплен подписью директора школы и печатью школы).

  1. Тетради:

  • ежедневного планирования работы завуча;

  • записи посещенных уроков;

  • учета повышения квалификации и самообразования;

  • индивидуального собеседования с учителями;

  • совещания в школе, районе;

  • учета качества успеваемости и степени обученности учащихся по классам;

  • работы с одаренными детьми;

  • индивидуальной работы с учащимся и родителями;

  • проверки школьной документации.

  1. Тесты, административные контрольные работы

  2. Анализы административных, районных и городских контрольных работ
  3. Списки учителей, воспитателей ГПД, специалистов школы и лаборантов (банк данных)


  • по предметным областям;

  • работающих по совместительству.

  1. Списки учащихся по:

  • классам;

  • кружкам, секциям;

  • факультативным занятиям;

  • ГПД.

Документация может храниться в базе данных компьютера, в шкафах.

Для удобства в кабинете зам. директора по УВР оборудуются следующие стенды:
Требования к оборудованию школьного методического кабинета
Методический кабинет (МК) предназначен для обеспечения творческой работы учителей по своему предмету, самообразования и совершенствования педагогического мастерства, а так же для анализа и обобщения опыта методической работы, накопленного в ОУ.

Оборудование и организация работы методического кабинета должны позволять решать следующие задачи:

  • нормативно-организационную (пропаганда решений и указаний органов управления образованием, руководств ОУ и решений педагогического совета по вопросам обучения и воспитания);

  • дидактико-методическую (оказание помощи методическим объединениям в разработке планов работы на учебный год, а так же в организации, подготовке и проведении общешкольных мероприятий по обобщению опыта методической работы (методических сборов, совещаний, семинаров, научно-методических конференций));

  • информационно-проблемную (обеспечение сбора, хранения и популяризации литературы по проблемам педагогики, психологии, методики обучения и воспитания);

  • практическую (оказание помощи учителям в подготовке и проведении различных видов занятий, предоставление систематизированных методических пособий и образцов документации, а также путем организации консультаций опытных учителей);

  • технологическую (рекомендации по методике применения ТСО; помощь учителям в их использовании, обобщение и анализ использования ТСО на уроках);
  • создания актива методистов (М/О), организация его работы; работа с председателями М/О и взаимный обмен информацией с ними.


Для решения указанных задач методический кабинет должен иметь помещение площадью не менее 60 м2, позволяющей разместить необходимое оборудование и рабочие столы для учителей. Число столов должно позволять более или менее свободно располагаться всему педагогическому коллективу при проведении заседаний.

Оборудование методического кабинета включает:

  • стенды, отражающие организацию учебной и методической работы в ОУ;

  • фонды педагогической печати, а так же литературы по вопросам педагогики, психологии, методики обучения и воспитания;

  • образцы учебной документации (частные методики, вводные лекции, планы-конспекты проведения занятий и т.п.);

  • информационные указатели, выписки и каталоги литературы по вопросам обучения и воспитания;

  • каталоги учебных кинофильмов, диафильмов и других дидактических материалов, используемых в общешкольном масштабе;

  • материалы ведущих педагогов по вопросам теории и практики обучения и воспитания в виде печатных материалов;

  • справочную литературу (энциклопедии, словари, справочники и т.п.);

  • технические средства для просмотра и прослушивания имеющихся дидактических материалов (диапроектор, магнитофон и пр.);

  • письменные столы для учителей, ИКТ, классную доску, экран, кафедру для проведения занятий и заседаний.

В фондах литературы методического кабинета рекомендуется иметь сочинения выдающихся педагогов, а так же монографии, учебники, методические разработки по проблемам педагогики, психологии, организации, планированию учебного процесса и другие издания.

В кабинете должен быть обеспечен свободный доступ учителей к литературе, а также помощь и консультации учителей-методистов по различным вопросам подготовки и проведения занятий.

Имеющееся оборудование и литературные фонды должны позволить:
  • самостоятельную работу учителей с методической литературой и ТСО;


  • консультации (индивидуальные и групповые) по методике обучения;

  • заседания методического совета ОУ, постоянно действующих семинаров по проблемам педагогики и другие мероприятия.

УРОК. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ.
Логико-структурная схема

Е. Н. Ильин, учитель-методист школы № 516 г. Санкт-Петербурга пишет: “Урок – всему начало, всего и итог!.. Учебные перегрузки, которые терпеливо сносит сегодняшний школьник, не от программ, учебников и т.д., а от низкого качества наших уроков, от острого дефицита талантливого, творческого в школе”.

С. Н. Лысенкова – известная учительница начальной школы № 587 г. Москвы отмечает : “Творчесто учителя – творчество ученика. Дети – барометр урока”.

СТРУКТУРА УРОКА

Структура


  • устойчивая взаимосвязь его элементов, в которой определяются примерный порядок и способы действий учителя и учащихся




Основные элементы урока


  • сообщение темы и цели урока;

  • изучение нового материала;

  • формирование умений и навыков;

  • закрепление и совершенствование приобретенных ЗУН;

  • применение полученных ЗУН;

  • анализ результатов обучения на уроке;

  • проверка и оценка ЗУН;

  • домашнее задание;

  • подведение итогов урока;

  • самоанализ.

Формы организации урока

  • индивидуальная;

  • фронтальная;

  • групповая;

  • коллективная;

  • парная;

  • разновозрастная

Приемы


  • разъяснение;

  • рассуждения;

  • общая характеристика

Методы обучения

  • словесные (рассказ, беседа, объяснение, учебная лекция, доклады);

  • наглядные (наблюдения, демонстрация, экскурсия, телеви­зионные, компьютерные);

  • практические (разнообразные упражнения)

Общедидактические методы

  • объяснительно-иллюстративный;

  • репродуктивный;

  • частично-поисковый;

  • проблемный;

  • исследовательский

По дидактическим задачам выделяют методы

  • приобретения знаний;

  • формирования умений и навыков;

  • применения знаний;

  • творческой деятельности;

  • контроля


КАК ПОДГОТОВИТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК

(в помощь начинающему учителю)

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная дея­тельность учителя и учащихся в значительной мере сосредоточивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содер­жательной и методической наполненностыо, его атмосферой. Для того что­бы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе под­готовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произ­ведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произ­ведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, что­бы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вы­зывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок. Итак:

I. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:


  • четко определить и сформулировать для себя его тему;

  • определить место темы в учебном курсе;

  • определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

  • и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок сквозь призму перспективы своей деятельности.


II. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
III. Спланировать учебный материал урока.

Для этого надо:

Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли ву­зовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточ­ник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее про­стым способом.

Подобрать учебные задания, целью которых является:

  • узнавание нового материала;

  • воспроизведение;

  • применение знаний в знакомой ситуации;

  • применение знаний в незнакомой ситуации;

  • творческий подход к знаниям.

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом “от про­стого к сложному”. Составить три набора заданий:

  • задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

  • задания, способствующие осмыслению материала учеником;

  • задания, способствующие закреплению материала учеником.


IV. Продумать “изюминку” урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изум­ление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.

V. Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого по­думать, в какой последовательности будет организована работа с отобран­ным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности уча­щихся.

Главное при группировке материала - умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
VI. Спланировать контроль над деятельностью учащихся на уро­ке, для чего подумать:


  • что контролировать;

  • как контролировать;

  • как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать учащимся подлинный интерес учителя к их работе.
V. Подготовить оборудование для урока. Составить список необхо­димых учебно-наглядных пособий, приборов, технических средств обуче­ния. Проверить, все ли работает. Продумать вид классной доски так, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.



следующая страница >>