zabika.ru 1 2
Рабочая тетрадь по черчению


ученика (цы) 8 класса

МОУ СОШ № 47 г. Липецка


Тетрадь разработала учитель высшей категории черчения и ИЗО

МОУ СОШ № 47 г. Липецка

Лазина Ирина Павловна

2008 год


Технический словарь черчения


Термин

Определение термина или понятия


Аксонометрия





Алгоритм




Анализ геометрической формы предмета




Бобышка




Буртик










Вал




Вершина




Вид




Вид главный




Вид дополнительный





Вид местный



Винт





Втулка










Габарит




Гайка




Галтель




Геометрическое тело




Горизонталь




Готовальня




Грань










Деление окружности




Деление отрезка




Диаметр




ЕСКД










Инструменты чертежные




Калька


Карандаш





Компоновка чертежа




Конструирование





Контур




Конус




Кривые лекальные




Кривые циркульные










Лекало




Линейки




Линия – выноска




Линия выносная




Линия перехода




Линия размерная





Линия сплошная





Линия штриховая





Линия штрихпунктирная


Лыска











Масштаб





Метод Монжа





Многогранник




Многоугольник




Моделирование





Надпись основная




Нанесение размеров





Обводка чертежа




Обрыв




Овал




Овоид




Окружность




Окружность в аксонометрической проекции




Орнамент




Оси аксонометрические


Ось вращения





Ось проекций




Ось симметрии




Отверстие










Паз




Паз шпоночный




Параллелепипед




Пирамида




Плоскость проекций




Призма




Проекции аксонометрические




Проекция




Проекция изометрическая прямоугольная




Проекция фронтальная диметрическая косоугольная




Проецирование




Проточка








Развертка




Размер




Размеры габаритные




Размеры конструктивные




Размеры координирующие




Размеры элемента детали




Разрыв




Рамка чертежа




Ребро




Рисунок технический





Симметрия




Сопряжение





Стандарт




Стандартизация




Стрелки




Схема








Тор




Точка сопряжения




Транспортир




Угольники




Упрощения и условности










Фаска




Форматы чертежей




Фронталь





Центр проецирования




Центр сопряжения




Цилиндр




Циркуль










Чертеж




Чертеж рабочий




Черчение


Число размерное





Чтение чертежа










Шайба




Шар




Шлиц




Шраффировка




Шрифт






Штриховка

Штриховка в аксонометрии




Эллипс




Эскиз






Введение в предмет черчения
Материалы, принадлежности, чертежные инструменты.
История возникновения графических способов изображений и чертежа



Чертежи на Руси изготавливались «чертежщиками», упоминание о которых можно найти в «Пушкарском приказе» Ивана ІV.

Другие изображения – чертежи-рисунки, представляли собой вид на сооружение «с высоты птичьего полета»

В конце 12 в. в России вводятся масштабные изображения и проставляются размеры. В 18 веке русские чертежники и сам царь Петр І выполняли чертежи методом прямоугольных проекций (основателем метода является французский математик и инженер Гаспар Монж). По приказу Петра І преподавание черчения было введено во всех технических учебных заведениях.




  • Вся история развития чертежа неразрывно связана с техническим прогрессом. В настоящее время чертеж стал основным документом делового общения в науке, технике, производстве, дизайне, строительстве.

  • Создать и проверить машинный чертеж невозможно, не зная основ графического языка. С которыми вы познакомитесь, изучая предмет «Черчение»


Разновидности графических изображений
Задание: подпишите названия изображений.





Материалы, принадлежности, чертежные инструменты.



Из истории

Железный циркуль был найден на территории Франции в галльском кургане 1 века нашей эры. В пепле, засыпавшем Помпею девятнадцать веков назад, археологи также обнаружили множество бронзовых циркулей.

В Древней Руси был распространен циркульный орнамент из мелких правильных кружков. Стальной циркульный резец был найден при раскопках в Новгороде Великом.

Карандаш получил свое название от слияния двух тюркских слов: кара – черный и таш – камень. В 16 веке англичане нашли у себя залежи графита. Хрупкие стерженьки помещали в изящную оправу из тростника или красного дерева и только в конце 18 века, чех Й. Гармут предложил делать пишущие стержни из смеси измельченного графита и глины. Стержни для письма назвали «кохинор» - «не имеющие равных».





Транспортир – инструмент для градусного измерения и вычерчивания углов, изготавливаемый из жести или пластмассы.

Лекало – тонкая пластинка с криволинейными кромками, служащая для вычерчивания кривых (лекальных) линий, которые нельзя провести с помощью циркуля.

Слово ластик, оказывается, произошло от сокращенного слова «гуммиэластик», что переводится как каучук.


Готовальня –
набор чертежных инструментов и принадлежностей, уложенных в футляр.
Закрепление материала:
По заданию учителя учащиеся в рабочей тетради, пользуясь чертежными инструментами, проводят вертикальные, горизонтальные и наклонные линии, а также окружности.




Понятие о ГОСТах. Форматы. Рамка. Линии чертежа.


Оборудование для ученика:

Тетрадь, учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова, принадлежности, фА4

Д/З:

Инструменты, тетрадь, учебник под ред. А. Д. Ботвинникова, оформить фА4 (без шрифта)

Усвоить:

Представления о ГОСТах, ЕСКД, форматах, основной надписи

Уметь:

Определять толщину, начертание, тип линий при выполнении графических изображений, оформить формат.



Задание 1




Графическая работа №1

«Форматы. Рамка. Линии чертежа»

Оборудование для ученика:

Учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова стр. 20, принадлежности, фА4

Д/З:

Инструменты, тетрадь, учебник под ред. А. Д. Ботвинникова, миллиметровка.

Усвоить:

Правила оформления чертежа, поэтапность работы над чертежом.

Уметь:

Аккуратно и рационально вести работу чертежными инструментами. Соблюдать правила оформления чертежа, начертание линий.

Примеры выполнения работы





Тестовые задания к графической работе №1
Вариант №1.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.


  1. Какое обозначение по ГОСТу имеет формат размером 210x297:

а) А1; б) А2; в) А4?

2. Чему равна толщина штрихпунктирной линии, если на чертеже сплошная основная толстая линия равна 0.8 мм:

а) 1мм: б) 0.8 мм: в) 0.3 мм?

______________________________________________________________

Вариант №2.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.


  1. На каком месте чертежа располагается основная надпись:

а) в левом нижнем углу; б) в правом нижнем углу; в) в правом верхнем углу?

2. На какую величину должны выступать за контур изображения осевые и центровые линии:

а) 3…5 мм; б) 5…10 мм4 в) 10…15 мм?

Вариант №3.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.


  1. Какое расположение формата А4 допускается ГОСТом:

А) вертикальное; б) горизонтальное; в) вертикальное и горизонтальное?

2. . Чему равна толщина сплошной тонкой линии, если на чертеже сплошная основная толстая линия равна 1 мм:

а) 0.3 мм: б) 0.8 мм: в) 0.5 мм?


Вариант №4.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.


  1. На каком расстоянии от краев листа проводят рамку чертежа:

а) слева, сверху, справа и снизу – по 5 мм; б) слева, сверху и снизу – по 10 мм, справа – 25 мм; в) слева – 20 мм, сверху, справа и снизу – по 5 мм?

2. Каким типом линии выполняются осевые и центровые линии на чертежах:

а) сплошной тонкой линией; б) штрихпунктирной линией; в) штриховой линией?


Вариант №5.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.


  1. Какие размеры по ГОСТу имеет формат А4:

а) 297x210 мм; б) 297x420 мм; в) 594x841 мм?

2. В зависимости от какой линии выбираются толщины линий чертежа:

а) штрихпунктирной линии; б) сплошной тонкой линии; в) сплошной основной толстой линии?

Шрифты (ГОСТ 2304-81)


Оборудование для ученика:

Тетрадь, учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова, принадлежности, миллиметровка.

Д/З:

Тетрадь, учебник §2.4 стр. 23-24, миллиметровка.

Усвоить:

Чертежный шрифт, основную надпись чертежа.

Уметь:

Использовать шрифт при оформлении чертежа


Типы шрифтов:

Размеры шрифтов:

Практические задания:





Расчеты параметров чертежных шрифтов


Параметры шрифта

Обозначение

Относит.

размер

Размер в мм

3.5

5

7

10

14

Высота

прописных букв

һ




3.5

5

7

10

14


Высота

строчных букв

с

0.7 һ

2.5

3.5

5

7

10

Расстояние между буквами

а

0.2 һ

0.7

0.1

1.4

2.0

2.8

Минимальное расстояние между основаниями строк

b

1.7 һ

6.0

8.5

12.0

17.0

24.0

Минимальное расстояние между словами

е

0.6 һ

2.1

3.0

4.2

6.0

8.4

Толщина букв

d

0.1 һ

0.35

0.5

0.7

0.1

1.4





Тестовые задания

Вариант №1.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

Какая величина принимается за размер шрифта:

а) высота строчной буквы; б) высота прописной буквы; в) высота промежутков между строк?


Вариант №2.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

Чему равна высота прописной буквы рифта №5:

а) 10 мм; б) 7 мм; в) 5 мм; г) 3.5 мм?

Вариант №3.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

Чему равна высота строчных букв, имеющие выступающие элементы в, д, б, р, ф:

а) высоте прописной буквы; б) высоте строчной буквы; в) больше высоты прописной буквы?

Вариант №4.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

Различаются ли по написанию прописные и строчные буквы А, Е, Т, Г, И:

а) различаются; б) не различаются; в) различаются в написании отдельных элементов?

Вариант №5.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

Чему соответствует высота цифр чертежного шрифта:

а) высоте строчной буквы; б) высоте прописной буквы; в) половине высоты прописной буквы?
Нанесение размеров. Масштабы

Оборудование для ученика:

Тетрадь, учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова, принадлежности.

Д/З:

Тетрадь, учебник §2.5-2.6, фА4 (по вертикали)

Усвоить:

Правила нанесения размеров

  • Линейные

  • Угловые

  • Числа на чертежах

  • Знаки R, диаметр, квадрат

Уметь:

Применять правила нанесения размеров. Читать размеры на чертежах. Правильно использовать масштаб

Размеры бывают:

Знаки, которые применяют при нанесении размеров:


L –

R –

Ǿ -

S -

□ –
Задание:

Нанести размеры




Масштаб –

Тестовые задания

Вариант №1.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

1. Какую длину предмета надо указать на чертеже, если она равна 1250 мм, а масштаб изображения 1:10:

а) 125: б) 1250; в) 12.5?

2. Какую букву следует нанести перед размерным числом при указании толщины детали:

а) R; б) L; в) S?

Вариант №2.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.


  1. На чертеже задан масштаб 2:1. Как будут соотноситься линейные размеры изображения с линейными размерами спроецированного предмета:

  2. а) изображение больше действительной величины предмета; б) изображение соответствует действительной величине предмета; в) изображение меньше действительной величины предмета?

Вариант №3.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

  1. Какой масштаб предпочтителен для выполнения чертежа детали:

а) увеличения; б) уменьшения; в) натуральный?

2. Что обозначает знак R, нанесенный перед размерным числом:

а) длину окружности; б) диаметр окружности; в) радиус окружности?

Вариант №4.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

  1. Какой из вариантов соответствует масштабу уменьшения:

а) М 1:2; б) М 1:1; в) М 2:1?

2. Каково минимальное расстояние между контуром изображения и размерной линией:

а) 5 мм; б) 7 мм; в) 10 мм?



Упражнение на закрепление материала

(работа цветным карандашом)



Графическая работа № 2

«Чертеж плоской детали»

Оборудование для ученика:

Учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова, принадлежности, фА4 (по вертикали)

Д/З:

Тетрадь, учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова, принадлежности (циркуль)

Усвоить:

Правила нанесения размеров, оформление чертежа (шрифты, линии).


Уметь:

Выполнять чертеж, применять правила нанесения размеров, пользоваться чертежными инструментами.


Карточки – задания

1 вариант



2 вариант

3 вариант


4 вариант




Сопряжения. Геометрические построения

Оборудование для ученика:

Учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова, принадлежности (циркуль).


Д/З:

Тетрадь, учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова, принадлежности (циркуль),фА4, §15.2 -15.3 рис.137

Усвоить:

Правила построения параллельных и перпендикулярных прямых, сопряжений углов, двух параллельных прямых, прямой и окружности и деления окружности на равные части, построения правильных многоугольников.


Уметь:

Выполнять геометрические построения с помощью чертежных инструментов. Читать чертеж.


Сопряжение –

Закрепление изученного материала:

Выполнить чертеж дверного ключа




Сопряжение тупого, острого и прямого углов


Геометрические построения
Деление окружности на 5 и 10 частей

Деление окружности на 4 и 8 частей

Деление окружности на 3, 6 и 12 частей


Деление отрезка на 9 частей


Проецирование. Метод проецирования. Проецирование на одну плоскость проекции

Оборудование для ученика:

Учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова, принадлежности , тетрадь.

Д/З:

Принадлежности, 2 спичечные коробки, учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова стр. 31-34 прочитать.

Усвоить:

Основы проецирования. Понятия: центр, перпендикуляр, параллельно


Уметь:

Анализировать форму предмета, отображение на плоскости.




а



б

Получение изображений на 2 плоскости проекции.

Оборудование для ученика:

Учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова, принадлежности , тетрадь.

Д/З:

Принадлежности, учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова §4 стр. 37-38.

Усвоить:

Правила изображения фигуры на взаимно перпендикулярной плоскости. Основы метода прямоугольного проецирования.

Уметь:

Уметь строить проекции на 2 плоскости проекции.



Упражнение:

Составьте модели из спичечных коробок, как показано на рис. 56 а. Сравните выполненные вами чертежи моделей с их наглядными изображениями. Составьте самостоятельно еще одну – две модели из двух или трех коробок и выполните их чертежи.
Практическое задание:

Используя наглядное изображение, постройте горизонтальную проекцию. Нанесите размеры.



Задание на повторение:




Получение изображений на 3 плоскости проекции


Оборудование для ученика:

Учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова, принадлежности , тетрадь, калька.

Д/З:

Принадлежности, учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова §4 -5 стр.37-38 рис. 51.

Усвоить:

Порядок проецирования на 3 плоскости. Число видов используемых на технических чертежах. Принципы выбора главного вида.

Уметь:

Выполнить чертеж простой формы. Выбрать количество видов. Читать чертеж простой формы.


Устная работа:


Фронтально на классной доске построить третий вид детали



Закрепление материала

Практическая работа:

По данным видам постройте третий. Масштаб 1:1

Вариант №1



Вариант №2



Вариант №3



Вариант №4



Расположение видов. Местные виды. Задачи на составление чертежей по разрозненным изображениям

Оборудование для ученика:

Учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова, принадлежности , тетрадь, калька.

Д/З:

Принадлежности, учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова §5 рис. 55-56, ножницы, клей, проволока, спичечные коробки, цветная бумага.

Усвоить:

Порядок проецирования на плоскости. Число видов используемых на технических чертежах. Принципы выбора главного вида.

Уметь:

Выполнить чертеж простой формы, выбирая необходимое количество видов в соответствии с ГОСТами. Читать чертеж простой формы.


Вид






Что называется местным видом?


Закрепление материала

Напишите ответы в рабочей тетради:
Вариант №1


Вариант №2





Практическая работа №3

«Моделирование по чертежу».


Оборудование для ученика:

Учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова, проволока или картон, спичечные коробки, клей и т. п.

Д/З:

Принадлежности, учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова

Усвоить:

Способы моделирования по чертежу.

Уметь:

Читать несложный чертеж.



следующая страница >>