zabika.ru 1

Разработка урока по кубановедению для 10 класса

Тема урока: Разнообразие вокальных жанров: песни, вокальный цикл, кантата, оратория

Цель урока: знакомство с разнообразием вокальных жанров в произведениях композиторов Кубани, народном творчестве.

Задачи:

  1. Воспитание интереса к музыкальной жизни края

  2. Расширение представлений школьников о народном музыкально-поэтическом языке

  3. Воспитание слушательской культуры учащихся

Учебное оборудование: презентация, диск с музыкой композиторов Кубани, раздаточный материал

Ход урока:

  1. Организационный момент

Учитель: на уроках кубановедения мы знакомились с историей, географией, культурой родного края. Сегодня тема нашего урока «Разнообразие вокальных жанров: песни, вокальный цикл, кантата, оратория». В ходе урока мы познакомимся с разнообразием вокальных жанров в произведениях композиторов Кубани, народном творчестве.

  1. Изучение нового материала

Учитель: на уроках музыки вы уже знакомились с основными музыкальными жанрами – песней, кантатой, ораторией. Композиторы Кубани тоже пишут свою музыку в этих знакомых уже вам жанрах. Первые жанры, о которых пойдет речь на уроке – оратория и кантата.

В конце XVI века оратория – специальное помещение при церкви, в котором собирались верующие для чтения и толкования Библии. На таких собраниях обязательно звучала музыка. Вскоре появились и особые духовные произведения повествовательного характера для солистов, хора и инструментального ансамбля. Их стали называть ораториями. Спустя столетие оратории перестают быть только церковными произведениями, однако содержание их остается значительным, героическим, серьезным.

(Слайд № 1) Дается определение под запись

Орато́рия (лат. oratorium, итал. oratorio) — крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. В прошлом оратории писались только на сюжеты из Священного Писания. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты — большими размерами и разветвлённостью сюжета.

Ученик: одним из самых значительных хоровых произведений на Кубани стала оратория «Слово о матери» композитора Николая Михайловича Хлопкова.

(Слайд № 2,3)

Произведение воспевает подвиг женщины необычной судьбы, Епистинии Федоровны Степановой, кубанской колхозницы из хутора Первомайского Тимашевского района, матери - героини, вырастившей девять сыновей. Отсюда она провожала своих детей в армию, на войну, на защиту священных рубежей Отчизны. Памяти Епистинии Федоровны и ее сыновей поэт И.Беляков посвятил поэму «Слово о матери». Эта поэма и вдохновила композитора Николая Хлопкова на сочинение оратории.

(Слайд № 4)

^ Оратория «Маки на Малой земле» созданная кубанским композитором Григорием Максимовичем Плотниченко посвящена легендарному десанту под Новороссийском. Песня «Маки на Малой земле», написанная на стихи Сергея Хохлова позднее стала первой частью одноименной оратории. Это одно из самых сильных драматических произведений, посвященных легендарному десанту матросов под Новороссийском, которые вели 225 дней жестокие бои, проявив массовый героизм. Красные маки, точно капли крови среди черной золы выжженной земли, поднялись на месте, где даже камни «не могли в яростном пламени выжить». Это небольшая поэма - реквием.

^ Звучит фрагмент оратории, показ слайдов

С этой песни образ алых маков, как символ погибших героев, живой, пролившейся в землю крови, был подхвачен многими столичными и российскими поэтами. Маки словно выросли из ладоней навзничь упавших солдат и матросов.

Музыковед Ю.Т. Калачев сообщает, что этот аллегорический символ, был подсказан простой старой женщиной. «Летом 1974 года, во время посещение места высадки и десанта на Малую землю, внимание композитора и поэта привлекли распустившиеся маки, покрывшие ярко - красным ковром этот исторический клочок земли. На вопрос «Кто посеял эти цветы?» - одна седая старушка с непоколебимой уверенностью ответила: «Эти маки выросли из кровинок погибших матросов».

«Маки на Малой земле» открывает ораториальный цикл и дает ему общее название. В последующих частях раскрываются картины мирной жизни жителей Цемесской бухты.

В лирической сольной песне «Морячка умеет ждать» рассказывается о родных и любимых женщинах, которые ожидают моряков, отправляющихся в далекое плавание.

Лирический вальс «Огни Новороссийские» раскрывает красоту вечернего города и стоящих на рейде судов.

^ Звучит фрагмент оратории, показ слайдов

В грустной и трогательной балладе «15 седых морях» изливается боль вдовы моряка, погибшем в море при освобождении Новороссийска и покоящемся на морском дне.

Завершает ораторию хор «Вечной славы обелиски» (сл. В. Бакалдина).

^ Звучит фрагмент оратории, показ слайдов

Учитель: Следующий вокальный жанр, о котором мы поговорим – кантата. В тот же XVI век расцветает родственный оратории жанр кантаты. Это концертная вокальная пьеса носит уже преимущественно лирический характер, хотя существуют и кантаты духовные. Как и оратории, кантаты – произведения торжественные, величавые, они посвящены значительным идеям и событиям.

Слайд Дается определение под запись

Кантата – это жанр вокально-инструментальной музыки. Кантата представляет собой крупное музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра, хора и солистов (певцов). Поэтический текст, как правило, посвящен событию, играющему важную роль в истории страны, или национальному герою, или любому значимому историческому персонажу.

Ученик: многие русские композиторы обращались в своем творчестве к духовному наследию прошлого. Духовные тексты Священного писания на протяжении долгих веков хранила Русская Православная церковь. Даже в тяжелейшие годы сталинских репрессий она сумела спасти и сохранить для потомков тексты и музыку бессмертных произведений, созданных как русскими композиторами, так и безвестными авторами.

Композиторы Кубани в своем творчестве также не раз обращались к священным текстам.

Слайд (портрет Малюченко)

В течение нескольких лет композитор^ Вадим Иванович Малюченк работал над кантатой «Молитовки», которая была окончена в 1994 году.

Кантата написана для смешанного хора и двух фортепиано. В качестве литературной основы композитор берет тексты народных молитв. В кантате пять частей, которые идут без перерыва:

- «Шел Иисус Христос»

- «Ангел Божий, хранитель мой Святой»

- «На горе Сионе»

- «Ложилась раба Божья»

- «Где Матушка Святая».

В этом произведении композитор стремится передать любовь верующего человека к Иисусу Христу, высказанную ему верность и преданность.

^ Звучит фрагмент кантаты, показ слайдов

Слайд (определение) 

Учитель:

Вокальный цикл — цикл романсов или песен, объединенных общей идеей, а также музыкальным тематизмом. Понятие «вокальный цикл» аналогично поэтическому циклу в литературе.

Стихи русских поэтов всегда привлекали внимание композиторов Кубани. Русская поэзия получила в кубанской музыке воплощение в самых разных жанрах музыки.

Слад (портрет Б. Целковникова, А. Ахматовой, Г. Селезнева, В. Бакалдина)

Ученик: вокальный цикл «Вечер разлук» кубанского композитора Бориса Целковникова на стихи Анны Ахматовой посвящен теме любви женщины.

Теме войны посвящен, написанный в 1975 г. композитором Германом Анатольевичем Селезневым вокальный цикл «Малая земля» на слова кубанского поэта В.Д.Бакалдина. Цикл состоит из четырех песен:

1. «Встреча на Малой земле»,

2. «Давайте послушаем море»,

3. «Юнги уходят в плаванье» и

4.«Новороссийский салют».

Каждая песня по-своему напоминает слушателю о событиях тех страшных военных лет и заставляет погрузиться в мир тревожных воспоминаний. Эти четыре песни объединяются в художественный цикл не только благодаря общему «месту действия». В них ощущается общий интонационно - выразительный колорит, единый эмоциональный настрой; они пронизаны атмосферой тонкого лиризма; здесь просто и безыскусно рассказывается о судьбах простых людей, соприкоснувшихся с эпохой военного времени.

^ Звучит фрагмент произведения, показ слайдов

Слушая первую песню цикла - «Встреча на Малой земле», невольно представляешь себе старенький трофейный патефон, на котором крутится черный диск пластинки и звучит далекая, до боли знакомая мелодия в ритме танго. Сколько трепета, волнения, тепла и грусти одновременно слышно в этой музыке. По воспоминаниям автора стихов В.Бакадлина, им была взята за основу подлинная история, рассказывающая о любви двух молодых людей - 17-летней девушки -санинструктора и безусого старшины, случайно встретившихся в этот суровый час на малом клочке земли, исковерканном взрывами снарядов. Но для влюбленных всё вдруг замерло вокруг. Их взгляды зачарованно устремлены только друг на друга, Завороженные звуками танго, они забыли обо всем...

И вот, спустя много лет, доблестных героев - малоземельцев, уже убеленных сединами ветеранов, вновь судьба сводит на этой легендарной земле. И вдруг, узнав друг друга, трепетно и взволнованно они бросаются друг другу навстречу и вновь кружат под знакомую мелодию старого танго, вспоминая все события и суровые испытании тех лет, свою молодость и любовь... Сколько тепла, нежности и грусти таится в этой мелодии. Слушаешь её, невольно затаив дыхание, а перед глазами возникает то, о чем поется в песне, вся эта удивительно трогательная романтическая история любви.

^ Звучит фрагмент произведения, показ слайдов

Завершает цикл песня «Новороссийский салют», В основе её лежат два контрастных, но взаимодополняющих, психологически углубленных образа: яркие красочные фейерверки долгожданного праздника Победы, радость переполняющая сердца каждого и в то же самое время - грустные нотки печали, рожденные памятью о безвозвратно ушедших товарищах, родных и любимых.

Таким образом, поэтические связи всех четырех частей обусловили музыкально - образное единство всего цикла. Через все песни этого произведения проходят сквозной линией две основные интонационно - жанровые сферы, одна из которых связана с темой войны, другая - лирическая - раскрывает тему любви. Они изначально противопоставлены друг другу, но композитор сознательно сближает их, создавая тем самым как бы двуплановую музыкально - поэтическую драматургию цикла. Тема войны и мира дана в этом цикле необычно. С одной стороны, война, которая разрушает, губит, разлучает, хоронит все живое, а с другой - любовь, пытающаяся прорасти через весь этот ужас, страдания и смерть. Любовь, не теряющая надежду и потому побеждающая всё: страдания, время и даже смерть...

Учитель: Мы подошли к самому популярному жанру вокально-инструментальной музыки – песни.

Слайд (Определение)

Песня – это самый популярный жанр вокально-инструментальной музыки. Песни делятся на две категории: народные и композиторские песни. Главное отличие этих двух видов в том, что в композиторской песне мы можем назвать авторов поэтического и музыкального текстов. Народной песни персонифицированного автора нет. Ее создателем является коллективный творец – народ. 

^ Народная песня.

Ученик:  народные песни слагались веками, они помогали в работе, их пели во время обрядов, праздников и траурных дней. Народная песня передавалась из поколения в поколение, переносилась из города в город бродячими музыкантами, поэтому за несколько лет она могла изменяться несколько раз. Простые крестьяне не могли записать ни слов, ни музыки, поэтому песни запоминали наизусть.

Кубань, в силу особенностей своего исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении двух веков формировались в одно целое элементы культур южно-русских, восточно-украинских и других местных народов.

Происхождение кубанского казачества определило особенности его фольклора. У черноморцев были распространены украинские чумацкие песни и думы, по станицам часто странствовали кобзари (народные певцы). Основу песенного репертуара составляли историко-героические старинные песни. Богатой была и военно-историческая тематика.

^ Звучит фрагмент песни, показ слайдов

В линейных станицах преобладал донской фольклор с жанром исторических песен. Были распространены полковые русские песни, рассказывавшие о событиях Кавказской войны, о тяжелой доле казаков.

В станицах бытовали колядки (накануне Рождества) и щедривки (в ночь под Новый год), свадебные, бытовые, исторические песни.

^ Звучит фрагмент песни, показ слайдов

Разнообразно жанровое богатство музыкального фольклора кубанских казаков: это исторические, походные, лирические, плясовые, шуточные песни. Особого внимания заслуживает обрядовый фольклор: свадебные, рождественские, пасхальные песни. Только в фольклоре кубанских казаков возник и долгое время бытовал обряд «Проводы казака на службу».

Интересен и уникален характер мелодий кубанских песен: широкое дыхание, своеобразная манера исполнения, связанная с особенностями условий жизни людей: звучащая песня разливалась по бескрайней степи и была слышна даже в соседних станицах.

Слайды (Портреты А. Бигдай, Г. Концевич, В. Захарченко )

Учитель: песенное богатство Кубани могло бы не сохраниться, если бы люди не стали записывать и собирать песни. Одним из первых деятелей по собиранию народных песен в Екатеринодаре стал Аким Дмитриевич Бигдай, его дело продолжил Григорий Митрофанович Концевич, в начале своей творческой деятельности собирательством песен занимался и Виктор Гаврилович Захарченко. С этой целью он не однократно приезжал и в нашу станицу Тбилисскую. Где им было записано много аутентичных песен линейных казаков. А записаны они были в исполнении народного фольклорного хора «Сохрани песню». Именно этот коллектив и в настоящее время является настоящей энциклопедией песенного и обрядового фольклора Кубани. Основной задачей коллектива является сохранение своей местной манеры исполнения, костюма, сохранение и популяризация лучших произведений народного творчества.

Сегодня мы услышим с вами отрывок из старинной походной песни в исполнении вокальной группы учащихся казачьего класса.

^ Композиторская песня 
Слайд (определение)
Композиторская песня – это профессиональное вокально-инструментальное сочинение.

В отличие от народной песни, композиторская доходит до нас в первозданном виде, даже если она была написана 100-200-300 лет назад. Композиторы писали музыку на стихи профессиональных поэтов, поэтому, композиторскую песню еще называют «профессиональной песней». Композиторская песня появилась, предположительно, в период позднего Средневековья: в 16-17 веках, когда произошло освобождение от влияния церкви и стала развиваться светская культура, а с ней композиторское и поэтическое мастерство, далекое от строгих церковных канонов.

^ Звучит фрагмент песни, показ слайдов

Большое количество песен написано кубанскими композиторами на стихи русских поэтов- классиков. И сегодня мы услышим фрагмент романса на стихи Сергея Есенина, музыка Григория Пономаренко в исполнении Марины Рафаиловны Давыдовой.

^ Звучит песня, показ слайдов

В нашем районе живут замечательные, талантливые люди – писатели, поэты, композиторы. Их произведения вошли в литературный альманах «Лукоречье» и сборник «Лучшие песни Кубани». Интересна история одной из песен написанной на стихи Михаила Казаченко. Называется она «Признание в любви». Никто не ожидал, что песня со столь лирическим названием станет неофициальным гимном станицы Тбилисской, победив на конкурсе авторской казачьей песни «Мы с тобой казаки». Одобрение по поводу этой песни высказал даже председатель жюри, известный композитор Виталий Кеворков. Надо отметить, что песня на конкурсе прозвучала дважды – один раз на музыку Олега Брагина в исполнении автора и второй раз на музыку Александра Притупова в исполнении казачьего ансамбля «Станица». Гимном была признана песня на музыку Александра Притупова. Но и музыка, написанная Олегом Брагиным также нашла отклик в душе земляков. И сегодня прозвучит песня «Признание любви» на стихи Виктора Казаченко, музыка Олега Брагина, исполняет Анна Костина.

  1. Закрепление, подведение итогов урока

Сегодня на уроке мы познакомились с разнообразием вокальных жанров в произведениях композиторов Кубани. Конечно же, те произведения, о которых шла речь на уроке – малая капля в богатом, необъятном мире музыкального творчества Кубани.

Учащиеся сдают раздаточный материал, полученный в начале урока

  1. Домашнее задание

Конспект, дополнительный материал по пройденной теме