zabika.ru 1


ГУДО «Областной центр творчества»

Центр технического творчества

Родительское собрание «Умственное утомление»


Новикова Т.В.

Социальный педагог


Цель: формирование знаний о признаках умственного утомления у детей и умений выполнять упражнения для снятия умственного утомления.
Задачи: актуализация знаний об умственном утомлении и его последствиях (на основе наблюдений за учащимися).
Выступление учителя
Здоровье – одна из сущностных характеристик человека наряду с духовностью и интеллектуальностью.

Конечно же, каждый из наших детей хочет быть сильным, бодрым, энергичным, чтобы выполнять любую работу: читать любимые книги, посещать кружки, бегать и плавать, забыть о головной боли или насморке.

Здоровый человек редко задумывается над тем, что такое здоровье. Кажется, что ты здоров и так будет всегда, не стоит об этом беспокоиться. Каждый с юных лет должен заботиться о своем здоровье, не вредить своему организму. Плохое здоровье, болезни служат причиной отставания в росте, слабой успеваемости, плохого настроения.

Не случайно на вопрос о том, что является более ценным для человека – богатство или слава, один из древних философов ответил, что ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее богатого, но больного короля.

Пагубно влияет на здоровье человека усталость, умственное утомление. Об этом мы и поговорим сегодня.

Основной вид трудовой деятельности на уроке – умственный труд. Дети учатся, а любое обучение – это большой умственный труд. Если посмотреть вокруг – наша школа, мебель, одежда, учебные принадлежности – все это создано руками человека, его трудом.

Как пианист или хирург заботятся о своих руках, об их силе, ловкости, эластичности, как певец бережет горло, чтобы не простудить его, не перенапрячь голосовые связки, так и наши дети должны заботиться о том, чтобы, пополняя свои знания, не доводить организм до переутомления.


Мне и вам приходилось наблюдать, как при выполнении какого-либо задания в школе или дома, дети ощущают сильную усталость. Это проявляется в нежелании выполнять ту работу, которую до этого они делали с удовольствием, в слабости, в жалобах на головную боль. И поэтому утомление – это сигнал к тому, что надо отдохнуть. Если же ребенок будет продолжать выполнять работу в состоянии усталости, то утомление может перейти в переутомление, а это уже – болезнь. Она проявляется в ослаблении памяти, снижении внимания, затруднении мышления. Ребенок становится рассеянным, раздражительным, ему неинтересно, что происходит вокруг, нарушается сон, снижается аппетит, часто мучают головные боли. При этом снижается устойчивость организма к простудным заболеваниям.

Я предлагаю вам упражнение, которое можно предложить выполнить уставшему ребенку.

«Сбрось усталость»

Встать, ноги врозь, слегка согнуть колени, немного наклониться вперед, руки свободно опустить вдоль туловища, расправить пальцы, склонить голову к груди. Надо плавно покачиваться из стороны в сторону, вперед – назад. Резко встряхнуть головой, руками, ногами, всем телом. Усталости как не бывало.

Ребенок почувствует прилив бодрости, настроение улучшится.

Современные дети очень любят подолгу сидеть за компьютером. Иногда до 12 часов ночи. Конечно же, утром вставать очень нелегко, завтракает ребенок кое-как. В школе уже на втором уроке он чувствует себя утомленным. Интерес к учебе, успеваемость резко снижается.

Очень утомляет детей и долгое времяпровождение у телевизора, занятия умственным трудом в непроветриваемом помещении. Наступает утомление и из-за неполноценного сна.

Сон для человека имеет важное значение. Как бы ребенок не отдыхал днем, организму нужен полный покой, который возможен только во время сна, когда отдыхает, прежде всего, нервная система и ее самый высший отдел – головной мозг.

Сон нужен, чтобы отдохнули мышцы, а суставы пополнили запасы смазки, чтобы отдохнули желудок и кишечник. Отдыхают сердце и легкие. Ведь человек находится во сне в состоянии покоя, а значит кислорода организму нужно меньше. Медленно функционирует и кровь. Дыхание становится глубже и реже, пульс замедляется. Если недосыпание превращается в привычку, то у ребенка наблюдается не только рассеянность и плохое настроение, но и портится характер. Ну и, конечно же, болячки к такому ребенку так и «липнут».


Чтобы сон был спокойным и здоровым, а засыпалось легко, нужно соблюдать некоторые правила. Во-первых, лучше всего ложиться спать в одно и то же время. Во-вторых, перед сном не нужно наедаться. Заснуть на полный желудок довольно трудно. И, в-третьих, не стоит смотреть на ночь фильмы ужасов, кровавые боевики, триллеры. Все это так будоражит мозг, что ему потом приходится долго успокаиваться.

Чем моложе ребенок, тем больше он должен спать, ему требуется больше времени для восстановления работоспособности нервных клеток.

Дети младшего школьного возраста должны спать 11 – 12 часов в сутки, включая дневной сон.

Дети устают, если не соблюдают режим дня. Режим дня помогает хорошо учиться и укреплять здоровье. У каждого ученика, с помощью родителей, должен быть составлен свой личный распорядок дня, ведь одному ребенку приходится заниматься в спортивной секции, другому ходить в музыкальную школу.

В режиме дня должны чередоваться учеба и отдых, тихие игры и подвижные, прогулки и просмотр телепередач.

Часто наши дети устают из-за того, что неполноценно питаются.

Пища дает организму энергию, необходимую для работы мышц, сердца, мозга и других органов. При недостатке пищи человек слабеет, нормальная деятельность всех органов нарушается. Пища – это «строительный материал» для растущего организма. Потому так важно полноценно питаться в одно и то же время. Тот, кто не садится вовремя есть или, наоборот, постоянно что-то жует (конфету, булочку, печенье) портит аппетит и нарушает правильное пищеварение, его нормальный ритм.

Есть еще один секрет преодоления умственного утомления. Это музыка. С древнейших времен музыка сопровождает человека, даря ему духовное и физическое здоровье.

Как много может музыка! Спокойная и мелодичная поможет быстрее и лучше отдохнуть, восстановить силы; бодрая и ритмичная улучшит настроение. Музыка снимает раздражение, нервное напряжение; музыка активизирует мыслительные процессы, повышает работоспособность. Еще тысячу лет назад Авиценна в качестве преодоления депрессии и усталости рекомендовал музыку.


Гораздо раньше – в 6 веке до нашей эры древнегреческий мыслитель Пифагор применял музыку в лечебных целях.

Жорж Санд писала композитору Джакамо Мейрбергу о том, что музыка лечит ее от умственного утомления и депрессии.

Для преодоления (снятия) усталости, успокоения, снятия нервного напряжения я бы предложила вашим детям и вам следующую музыкальную программу:


  • Чайковский «Баркарола», «Сентиментальный вальс»

  • Шуберт «Аве Мария»

  • Шуман «Грезы»

  • Форэ «Колыбельная»

  • Огинский «Полонез»

Уважаемые родители! Надеюсь, что вы запомнили, как проявляется умственное утомление, что нужно предпринимать, чтобы его не допустить, как снять умственное утомление, если оно наступило.